Акт плановой выездной проверки №АЯ-06/15428 АКТ ПРОВЕРКИ №30/06 в отношении Министерства цифрового разви... от 23 ноября 2020 г.

Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АЯ-06/15428 от 23.11.2020 г.

На основании приказов от 30 сентября 2020 года №01/274-пр и от 21 октября 2020 года №02/294-пр Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан была проведена плановая выездная и документарная проверка в отношении Министерства цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан (420111, ТАТАРСТАН РЕСПУБЛИКА, ГОРОД КАЗАНЬ, УЛИЦА КРЕМЛЕВСКАЯ, 8, ОГРН: 1021602846110, Дата присвоения ОГРН: 25.11.2002, ИНН: 1653007300, КПП: 165501001).

Срок проведения проверки: с 05 октября 2020 года по 23 ноября 2020 года включительно.

Акт составлен членом инспекции, специалистом- экспертом <…>

 С копией приказа о проведении проверки ознакомлен:

__________________________________________________________________

(Ф.И.О, руководителя, иного должностного лица проверяемого лица, уполномоченного представителя с указанием даты, времени ознакомления)

 

Проверка проводилась инспекцией в составе:

Руководитель инспекции:

<…> – [должностное лицо]

Члены инспекции:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Предметом настоящей проверки является соблюдение требований антимонопольного законодательства Министерством цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан.

Период, за который проведена проверка соблюдения антимонопольного законодательства: с 01 января 2017 года по 23 ноября 2020 года.

Адрес проверяемой организации: 420111, Республика Татарстан, город Казань, улица Кремлевская, 8.

Место проведения проверки: 420111, Республика Татарстан, город Казань, улица Кремлевская, 8.

Инспекцией, проводившей проверку, были изучены документы и информация, предоставленные в соответствии с приказом Татарстанского УФАС 30 сентября 2020 года №01/274-пр, а также требованиями (исх.№АЯ-06/13376 от 06.10.2020, АЯ-04/14019 от 19.10.2020, исх.№ б/н от 05.11.2020)

ПРОВЕРКОЙ УСТАНОВЛЕНО:

Министерство цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан (далее- Министерство) создано путём преобразования из Министерства информатизации и связи Республики Татарстан на основании Указа Президента Республики Татарстан от 25 сентября 2019 года №УП-574.

Тем же Указом Президента Республики Татарстан установлено, что Министерство является правопреемником Министерства информатизации и связи Республики Татарстан (далее именуется также Министерство), в том числе по обязательствам, вытекающим из заключённых соглашений и договоров.

Согласно Указу Президента Республики, Татарстан №УП-626 от 30 сентября 2020 года <…> назначен министром цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан.

Согласно пункту 1.1 Положения о Министерстве цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан, утверждённого постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 11 ноября 2019 года №997 (далее-Положение), Министерство является исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан, осуществляющим функции по выработке государственной политики Республики Татарстан, нормативному правовому регулированию в рамках установленных полномочий в сферах цифрового развития государственного управления, цифровой трансформации Республики Татарстан, цифровизации государственных и муниципальных услуг, закрепленных за исполнительными органами государственной власти Республики Татарстан и органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан в соответствии с функциями государственного и муниципального управления (далее - государственные и муниципальные услуги), информационно-коммуникационных технологий и связи.

Согласно пункту 3.1 Положения Министерство несет ответственность за осуществление следующих основных функций:

 Управление информатизацией;

Управление формированием ведомственных государственных информационных ресурсов Республики Татарстан;

 Управление развитием государственных информационных систем Республики Татарстан (кроме управления формированием государственных информационных ресурсов);

 Управление связью в установленном порядке.

Согласно пунктам 3.3.1, 3.3.2, 3.3.3. Положения Министерство осуществляет полномочия:

в сфере цифрового развития государственного управления;

в сфере информационных технологий;

в сфере связи;

В соответствии с пунктом 3.3.3.12 Положения Министерство осуществляет полномочия учредителя подведомственных государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений Республики Татарстан (далее - учреждения), в том числе:

подготавливает предложения и проекты решений о создании, реорганизации, изменении типа, ликвидации учреждений, утверждает их уставы и вносит в них изменения;

формирует и утверждает учреждениям государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) юридическим и физическим лицам в соответствии с предусмотренными уставом учреждения основными видами деятельности;

осуществляет иные функции и полномочия учредителя учреждений.

Согласно информации (вх. №14131 от 09.10.2020), представленной Министерством Инспекции Татарстанского УФАС России, у Министерства есть 5 подведомственных учреждений:

ГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Татарстан» (420088, РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН, ГОРОД КАЗАНЬ, ПРОСПЕКТ ПОБЕДЫ, ДОМ 214, ОГРН: 1131690043704, Дата присвоения ОГРН: 26.06.2013, ИНН: 1659131896, КПП: 166001001);

Предметом деятельности учреждения является предоставление  государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в соответствии с соглашениями о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Учреждение осуществляет следующий основной вид деятельности: обеспечение предоставления государственных (муниципальных) услуг.

ГКУ «Центр цифровой трансформации Республики Татарстан» (420107, ТАТАРСТАН РЕСПУБЛИКА, ГОРОД КАЗАНЬ, УЛИЦА ПЕТЕРБУРГСКАЯ, ДОМ 52, ОФИС 410, ОГРН: 1191690093649, Дата присвоения ОГРН: 20.11.2019, ИНН: 1655427395, КПП: 165501001).

Основной целью деятельности учреждения является реализация цифровой трансформации системы государственного управления и оказания государственных и муниципальных услуг, для достижения которой Учреждение в том числе осуществляет выполнение функций государственного заказчика и (или) ответственного исполнителя по выполнению отдельных  мероприятий государственных программ Республики Татарстан в области цифровой трансформации и информационно-коммуникационных технологий , в том числе мероприятий по созданию, развитию, модернизации эксплуатации информационных систем.

ГАПОУ «Межведомственный центр компетенций - Казанский техникум информационных технологий и связи» (420061, ТАТАРСТАН РЕСПУБЛИКА, ГОРОД КАЗАНЬ, УЛИЦА ГАЛЕЕВА, ДОМ 3А, ОГРН: 1021603629630, Дата присвоения ОГРН: 30.11.2002, ИНН: 1660014523, КПП: 166001001)

Согласно уставу ГАПОУ «Межведомственный центр компетенций- Казанский техникум информационных технологий и связи» основным видом деятельности Учреждения является «Образование и наука».

В рамках основного вида деятельности Учреждение в установленном законодательством порядке, в рамках государственного задания, оказывает следующие государственные услуги:

-реализация основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования- программ подготовки специалистов среднего звена на базе основного общего образования;

- реализация основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования- программ подготовки специалистов среднего звена на базе основного общего образования;

-обеспечение жилимы помещениями в общежитии.

ГБУ «Комплекс 52» (422610, РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН, РАЙОН ЛАИШЕВСКИЙ, ГОРОД ЛАИШЕВО, УЛИЦА ПЕРВОМАЙСКАЯ, 37, ОГРН: 1021607359729, Дата присвоения ОГРН: 13.12.2002, ИНН: 1624004329, КПП: 162401001)

Согласно уставу ГБУ «Комплекс 52» основной целью деятельности Учреждения является обеспечение всеми видами связи органов государственной власти, оперативных групп, министерств и ведомств Республики Татарстан, а также спецпотребителей, имеющих привязки к объектам Учреждения.

Для достижения цели Учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности:

-выполнение мобилизационного задания, установленного Федеральным агентством связи;

-управление и эксплуатация нежилого фонда.

ГАУ «Технопарк в сфере высоких технологий «ИТ-парк» (420074, РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН, ГОРОД КАЗАНЬ, УЛИЦА ПЕТЕРБУРГСКАЯ, 52, ОГРН: 1101690018760, Дата присвоения ОГРН: 31.03.2010, ИНН: 1655191213, КПП: 165501001).

Согласно уставу ГАУ «Технопарк в сфере высоких технологий «ИТ-парк» основным видом деятельности Учреждения является предоставление государственных (муниципальных) услуг субъектам малого и среднего предпринимательства.

В рамках основного вида деятельности Учреждение в установленном законодательством порядке, в соответствии с государственным заданием, оказывает следующую государственную услугу- бизнес-инкубирование субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере информационных технологий.

Согласно информации, представленной Министерством Инспекции Татарстанского УФАС России (вх.№14388 от 14.10.2020), Министерство в период с 01 января 2017 года по день окончания плановой проверки утвердило подведомственным учреждениям следующие государственные задания:

 

2017

2018

2019

2020

ГБУ «МФЦ»

-

-

-

Организация предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг

ГКУ «ЦТТ»

-

-

-

-

ГАПОУ-МЦК-КТИТС»

Реализация основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования – программ подготовки специалистов среднего звена на базе среднего общего образования

Реализация основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования – программ подготовки специалистов среднего звена на базе среднего общего образования

Реализация основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования – программ подготовки специалистов среднего звена на базе среднего общего образования

Реализация основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования – программ подготовки специалистов среднего звена на базе среднего общего образования, Обеспечение студентов жилыми помещениями в общежитиях

ГБУ «Комплекс 52»

Техническое сопровождение и эксплуатация, вывод из эксплуатации информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры

Техническое сопровождение и эксплуатация, вывод из эксплуатации информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры

Обеспечение всеми имеющимися видами связи органов государственной власти Республики Татарстан

Техническое сопровождение и эксплуатация компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, Организация и осуществление мероприятий по безопасному хранению имущества мобилизационного резерва

ГАУ «ИТ-Парк»

Бизнес-инкубирование субъектов малого предпринимательства в сфере информационных технологий

Бизнес-инкубирование субъектов малого предпринимательства в сфере информационных технологий

Бизнес-инкубирование субъектов малого предпринимательства в сфере информационных технологий

Бизнес-инкубирование субъектов малого предпринимательства в сфере информационных технологий

 

Согласно информации, представленной Министерством Инспекции Татарстанского УФАС России (вх.№14388 от 14.10.2020), Министерство в период с 01 января 2017 года по день окончания плановой проверки предоставило подведомственным учреждениям субсидии в целях выполнения государственного задания  в следующих размерах:

 

2017

2018

2019

2020

ГБУ «МФЦ»

-

-

-

601 523 000,00

ГКУ «ЦТТ»

-

-

-

-

ГАПОУ-МЦК-КТИТС»

69 394 224,00

59 700 613,39

76 328 000,00

77 404 300,00

ГБУ «Комплекс 52»

23 374 600,00

27 937 004,60

28 162 800,00

 

28 902 400,00

ГАУ «ИТ-Парк»

10 134 000,00

10 298 800,00

8 606 317,00

7 531 990,00

 

Информация о количестве входящей, исходящей корреспонденции, распоряжений Министерства за период с 01 января 2017 года по день окончания проверки приведения в следующей таблице:

 

Вид документа

2017

2018

2019

2020

Всего

Приказы по основной деятельности

363

 

330

 

382

171

1192

Распоряжения

7

6

10

13

36

Постановления

1

1

2

2

6

Входящие документы

23434

24510

25898

20609

94451

Исходящие документы

7272

7967

8154

5691

29263

 

 

Объем (количество, стоимость) закупок, проведенных в форме аукциона в электронной форме, запроса котировок, запроса предложений, закупок с единственным поставщиком в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), представлен следующей в таблице.

 

2018 год

Электронный аукцион

Запрос котировок

Запрос предложений

Открытый конкурс

Единственный поставщик (с учетом договоров мал. объема)

Общая стоимость

1 949 365 607,14

 

 

106 785,70

555 427 932,77

Общее количество

166

 

 

1

221

Итого общий объем закупок за 2018г.

388 процедур на сумму 2 504 900 325,61 руб.

2019 год

Электронный аукцион

Запрос котировок

Запрос предложений

Открытый конкурс

Единственный поставщик (с учетом договоров мал. объема)

Общая стоимость*

1 113 764 843,62 

(588 852 449,20)

 

 

102 940 247,16 (79 958 885,00)

201 397 235,70 (102 247 630,00)

Общее количество*

156

(52)

 

 

13

 (8)

175

 (9)

Итого общий объем закупок за 2019г.

344 процедур на сумму 1 418 102 326,48 руб.

(По 69 процедурам на сумму 771 058 964,20 контракты перешли в ГКУ «ЦЦТ РТ»)

 

* в скобках указаны количество и стоимость процедур, по которым контракты перешли в ЦЦТ

2020 год

Электронный аукцион

Запрос котировок

Запрос предложений

Открытый конкурс

Единственный поставщик (с учетом договоров мал. объема)

Общая стоимость*

110 368 993,6

(110 205 102,32)

 

 

(125 857 908,00)

1 942 002,98

(885 000,00)

Общее количество*

9

(7)

 

 

(8)

47

(3)

Итого общий объем закупок за 2020г.

64 процедуры на сумму 238 168 904,58 руб.

* в скобках указаны количество и стоимость процедур, по которым контракты перешли в ЦЦТ

 

План-график на 2018-2020гг.

План-график на 2018 год размещен 16.01.2018г., на 2019 год размещен  11.01.2020г., на 2020 год размещен 16.01.2020г.

Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществленных в 2018 году, государственным заказчиком размещен 25.03.2019г.

Доля закупок, которые заказчик осуществил у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций составила в 2018 году – 18.55944%.

Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществленных в 2019 году, государственным заказчиком размещен  17.03.2020 г.

Доля закупок, которые заказчик осуществил у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций составила в 2019 году – 25.57477 %.

 

Инспекцией установлено:

между Министерством и ГУП «Центр информационных технологий Республики Татарстан» заключено 5 государственных контрактов на предмет «оказание комплекса услуг технического оператора по сопровождению Единой государственной системы «Глонасс+112» без проведения конкурентных процедур как с единственным поставщиком (государственные контракты №27/17-ЕП от 24.10.2017, №17/18-ЕП от 03.10.2018, №01/19-ЕП от 01.01.2019, №17/19-ЕП от 30.12.2019, №10/19-ЕП от 09.10.2019).

Согласно преамбуле указанных государственных контрактов, данные государственные контакты заключены между Министерством и ГУП «Центр информационных технологий Республики Татарстан» без проведения конкурентных процедур как с единственным поставщиком на основании:

пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе;

части 4 статьи 4 Закона РТ от 13.11.2007 N 58-ЗРТ "Об информационных системах и информатизации Республики Татарстан" (далее- Закон об информационных системах и информатизации Республики Татарстан);

распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.10.2013 №2114-р;

распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.07.2014 №1306-р.

между Министерством и ГУП «Центр информационных технологий Республики Татарстан» заключено 4 государственных контракта, предмет которых связан с техничкой поддержкой и модернизацией государственной информационной системы «Электронное образование Республики Татарстан»,  без проведения конкурентных процедур как с единственным поставщиком, а именно:

- государственный контракт №22/17-ЕП от 02.10.2017 на предмет «доработка государственной информационной системы «Электронное образование Республики Татарстан»;

- государственный контракт №31/18-ЕП от 05.12.2018 на предмет «техническая поддержка государственной информационной системы «Электронное образование Республики Татарстан»;

-государственный контракт №18/18-ЕП от 03.10.2018 на предмет «модернизация государственной информационной системы «Электронное образование Республики Татарстан»;

- государственный контракт №05/17-ЕП от 22.03.2017 на предмет «техническая поддержка государственной информационной системы «Электронное образование Республики Татарстан».

Согласно преамбуле указанных государственных контрактов, данные государственные контакты заключены между Министерством и ГУП «Центр информационных технологий Республики Татарстан» без проведения конкурентных процедур как с единственным поставщиком на основании:

пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе;

части 4 статьи 4 Закона об информационных системах и информатизации Республики Татарстан;

постановления Кабинета министров Республики Татарстан от 23 декабря 2014 года №1011;

распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.07.2014 №1306-р.

Инспекцией установлено, что между Министерством и ГУП «Центр информационных технологий Республики Татарстан» заключено без проведения конкурентных процедур как с единственным поставщиком:

-4 государственных контракта на предмет «техническая поддержка государственной информационной системы Республики Татарстан «Государственный портал Республики Татарстан» (№39/17-ЕП от 25.12.2017, №05/19-ЕП от 19.03.2019, №02/17-ЕП от 09.01.2017, №39/18-ЕП от 06.12.2018);

-2 государственных контракта на предмет «доработка государственной информационной системы Республики Татарстан «Государственный портал Республики Татарстан» (№26/17-ЕП от 23.10.2017, №08/18-ЕП от 16.04.2018);

-2 государственных контракта на предмет «модернизация государственной информационной системы Республики Татарстан «Государственный портал Республики Татарстан» (№02/19-ЕП от 21.02.2019,  №22/18-ЕП от 16.10.2018).

Согласно преамбуле указанных государственных контрактов, данные государственные контакты заключены между Министерством и ГУП «Центр информационных технологий Республики Татарстан» без проведения конкурентных процедур как с единственным поставщиком на основании:

пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе;

части 4 статьи 4 Закона об информационных системах и информатизации Республики Татарстан;

Указа Президента Республики Татарстан от 22.05.2011 №УП-295;

распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.07.2014 №1306-р.

Инспекцией установлено, что между Министерством и ГУП «Центр информационных технологий Республики Татарстан» заключено без проведения конкурентных процедур как с единственным поставщиком:

-2 государственных контракта на модернизацию государственной информационной системы Республики Татарстан «Автоматизированная информационная система многофункциональных центров предоставления государмсвтенных и муниципальных услуг» (27/18-ЕП от 19.11.2018; №06/19-ЕП от 26.03.2019);

-4 государственных контракта на техническую поддержку государственной информационной системы Республики Татарстан «Автоматизированная информационная система многофункциональных центров предоставления государмсвтенных и муниципальных услуг» (№21/17-ЕП от 31.08.2017, №32/17-ЕП от 07.11.2017, №29/18-ЕП от 04.12.2018, №40/17-ЕП от 31.12.2017).

Согласно преамбуле указанных государственных контрактов, данные государственные контакты заключены между Министерством и ГУП «Центр информационных технологий Республики Татарстан» без проведения конкурентных процедур как с единственным поставщиком на основании:

пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе;

части 4 статьи 4 Закона об информационных системах и информатизации Республики Татарстан;

постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.06.2016 №374 «Об утверждении Положения о государственной инофрмационной системе Республики Татарстан «Автоматизированная информационная система многофункциональных центров предоставления государмсвтенных и муниципальных услуг»;

распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.07.2014 №1306-р.

Инспекцией установлено, что между Министерством и ГУП «Центр информационных технологий Республики Татарстан» заключено без проведения конкурентных процедур как с единственным поставщиком:

-6 государственных контрактов на техническую поддержку элементов информационной системы «Государственный информационный центр Республики Татарстан» (№09/17-ЕП от 07.04.2017, №38/17-ЕП от 21.12.2017, №37/17-ЕП от 20.12.2017, №32/18-ЕП от 06.12.2018, №30/18-ЕП от 04.12.2018, №01/17-ЕП от 04.01.17);

-4 государственных контракта на доработку элементов информационной системы «Государственный информационный центр Республики Татарстан» (№25/17-ЕП от 23.10.2017, №20/17-ЕП от 31.08.2017, №33/17-ЕП от 07.11.2017, №14/18-ЕП от 19.07.2018);

-2 государственных контракта на модернизацию элементов информационной системы «Государственный информационный центр Республики Татарстан» (№26/18-НП от 14.11.2018, №20/18-ЕП от 26.09.2018).

Согласно преамбуле указанных государственных контрактов, данные государственные контакты заключены между Министерством и ГУП «Центр информационных технологий Республики Татарстан» без проведения конкурентных процедур как с единственным поставщиком на основании:

пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе;

части 4 статьи 4 Закона об информационных системах и информатизации Республики Татарстан;

постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 октября 2010 года №864 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде на территории Республики Татарстан, в том числе с использованием универсальных электронных карт»

распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.07.2014 №1306-р.

Инспекцией установлено, что между Министерством и ГУП «Центр информационных технологий Республики Татарстан» заключено без проведения конкурентных процедур как с единственным поставщиком:

-6 государственных контрактов на техническую поддержку элементов информационной системы «Государственный информационный центр Республики Татарстан» (№09/17-ЕП от 07.04.2017, №38/17-ЕП от 21.12.2017, №37/17-ЕП от 20.12.2017, №32/18-ЕП от 06.12.2018, №30/18-ЕП от 04.12.2018, №01/17-ЕП от 04.01.17);

-4 государственных контракта на доработку элементов информационной системы «Государственный информационный центр Республики Татарстан» (№25/17-ЕП от 23.10.2017, №20/17-ЕП от 31.08.2017, №33/17-ЕП от 07.11.2017, №14/18-ЕП от 19.07.2018);

-2 государственных контракта на модернизацию элементов информационной системы «Государственный информационный центр Республики Татарстан» (№26/18-НП от 14.11.2018, №20/18-ЕП от 26.09.2018).

Согласно преамбуле указанных государственных контрактов, данные государственные контакты заключены между Министерством и ГУП «Центр информационных технологий Республики Татарстан» без проведения конкурентных процедур как с единственным поставщиком на основании:

пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе;

части 4 статьи 4 Закона об информационных системах и информатизации Республики Татарстан;

постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 октября 2010 года №864 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде на территории Республики Татарстан, в том числе с использованием универсальных электронных карт»;

распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.07.2014 №1306-р.

Инспекцией установлено, что между Министерством и ГУП «Центр информационных технологий Республики Татарстан» заключено без проведения конкурентных процедур как с единственным поставщиком:

-2 государственных контракта на  доработку государственной информационной системы формирования и мониторинга исполнения государственной программы капитального ремонта и мониторинга состояния объектов жилищного фонда (№17/17-ЕП от 21.08.2017, №15/18-ЕП от 30.07.2018);

-3 государственных контракта на техническую поддержку  государственной информационной системы формирования и мониторинга исполнения государственной программы капитального ремонта и мониторинга состояния объектов жилищного фонда (№34/18-ЕП от 12.12.2018, №14/17-ЕП от 29.05.2017, №11/18-ЕП от 04.06.2018);

-государственный контракт на модернизацию  государственной информационной системы формирования и мониторинга исполнения государственной программы капитального ремонта и мониторинга состояния объектов жилищного фонда (№07/19-ЕП от 29.05.2019).

Согласно преамбуле указанных государственных контрактов, данные государственные контакты заключены между Министерством и ГУП «Центр информационных технологий Республики Татарстан» без проведения конкурентных процедур как с единственным поставщиком на основании:

пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе;

части 4 статьи 4 Закона об информационных системах и информатизации Республики Татарстан;

постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 февраля 2015 года №107 «О государственной информационной системы формирования и мониторинга исполнения государственной программы капитального ремонта и мониторинга состояния объектов жилищного фонда»;

распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.07.2014 №1306-р.

Инспекцией установлено, что между Министерством и ГУП «Центр информационных технологий Республики Татарстан» заключено без проведения конкурентных процедур как с единственным поставщиком:

- 3 государственных контракта на техническую поддержку государственной информационной системы «Строительный комплекс Республики Татарстан» (№35/18-ЕП от 18.12.2018, №13/17-ЕП от 02.05.2017, №04/18-ЕП от 05.03.2018);

-государственный контракт на доработку государственной информационной системы «Строительный комплекс Республики Татарстан» (№16/17 от 27.07.2017).

 Согласно преамбуле указанных государственных контрактов, данные государственные контакты заключены между Министерством и ГУП «Центр информационных технологий Республики Татарстан» без проведения конкурентных процедур как с единственным поставщиком на основании:

пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе;

части 4 статьи 4 Закона об информационных системах и информатизации Республики Татарстан;

распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.01.2015 №109-р;

распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.07.2014 №1306-р.

Инспекцией установлено, что между Министерством и ГУП «Центр информационных технологий Республики Татарстан» заключено без проведения конкурентных процедур как с единственным поставщиком:

-2 государственных контракта на техническую поддержку единой информационной системы кадрового состава государственной гражданской службы Республики Татарстан и муниципальной службы в Республике Татарстан (№12/18-ЕП от 26.06.2018, №08/19-ЕП от 30.05.2019);

-государственный контракт на модернизацию единой информационной системы кадрового состава государственной гражданской службы Республики Татарстан и муниципальной службы в Республике Татарстан (№28/18-ЕП от 22.10.2018).

Согласно преамбуле указанных государственных контрактов, данные государственные контакты заключены между Министерством и ГУП «Центр информационных технологий Республики Татарстан» без проведения конкурентных процедур как с единственным поставщиком на основании:

пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе;

части 4 статьи 4 Закона об информационных системах и информатизации Республики Татарстан;

постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.11.2014 №890 «Об утверждении Положения о государственной информационной системе Республики Татарстан «Единая информационная система кадрового состава государственной гражданской службы Республики Татарстан и муниципальной службы в Республике Татарстан»;

распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.07.2014 №1306-р.

Инспекция считает, что вышеуказанные договоры между Министерством  ГУП «Центр информационных технологий Республики Татарстан» заключены с нарушением антимонопольного законодательства, так как они заключены без проведения конкурентных процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки работы или услуги выполнение или оказание которых может осуществляться только государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона об информационных системах и информатизации Республики Татарстан в качестве единственного поставщика (исполнителя) полномочия по созданию, развитию и эксплуатации государственных информационных систем Республики Татарстан осуществляет государственное учреждение либо государственное унитарное предприятие, подведомственное Кабинету Министров Республики Татарстан и определяемое им.

Согласно распоряжению Кабинета Министров Республики, Татарстан от 08.07.2014 №1306-р ГУП "Центр информационных технологий Республики Татарстан" определено единственным поставщиком (исполнителем) для осуществления полномочий по созданию, развитию и эксплуатации государственных информационных систем Республики Татарстан.

Однако согласно статье 1 Закона о контрактной системе закупок целью этого закона является повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечение гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений, в том числе в части, касающейся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с частью 3 статьи 2 Закона о контрактной системе органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, принимают правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 приведенного федерального закона. Данные правовые акты должны соответствовать нормативным правовым актам, указанным в частях 1 и 2 этой статьи.

Под термином "определение поставщика (подрядчика, исполнителя)" понимается совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном поименованным федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных названным федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта (статья 3 Закона о контрактной системе закупок).

В статье 8 Закона о контрактной системе закреплен один из основных принципов контрактной системы - принцип обеспечения конкуренции, заключающийся в создании равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок и устанавливающий, что любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) определены в статье 24 Закона о контрактной системе закупок, согласно которой заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Из изложенного выше следует, что закупка у единственного поставщика не относится к конкурентным способам закупки, следовательно, применение такого способа закупок должно осуществляться исключительно в случаях, установленных законом.

Такие случаи предусмотрены статьей 93 Закона о контрактной системе закупок.

Так, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупок).

По смыслу приведенных положений закона в их системном единстве, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать правовые акты, предусматривающие способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) исключительно в случаях, установленных Законом о контрактной системе закупок, в том числе если подведомственные органу исполнительной власти учреждения, предприятия обладают исключительными полномочиями в определенной сфере деятельности, которые не могут быть выполнены иными субъектами в силу прямого указания об этом в нормативных правовых актах.

Указанная позиция отражена в Апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 04.12.2019 N 39-АПА19-6.

Из вышеуказанных нормативно-правовых актов Республики Татарстан не следует, что оказание комплекса услуг по техническому сопровождению, доработке, модернизации (и других услуг) государственных информационных систем Республики Татарстан по объективным причинам не может предоставлять иной хозяйствующий субъект (не ГУП «Центр информационных технологий Республики Татарстан»).

Кроме того, исходя из смысла пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, исключительные полномочия унитарного предприятия по выполнению тех или иных работ  (услуг) должны устанавливаться именно законодательным актом субъекта Российской Федерации.

Указанная позиция отражена в Апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 04.02.2020 N 53-АПА19-52.

Частью 4 статьи 4 Закона об информационных системах и информатизации Республики Татарстан не установлено, что именно ГУП «Центр информационных технологий Республики Татарстан» обладает исключительными полномочиями по  техническому сопровождению, доработке модернизации государственных информационных систем.

Распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.07.2014 №1306-р,  вышеуказанные постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, согласно которым ГУП «Центр информационных технологий Республики Татарстан» определено в качестве технического оператора соответствующей информационной системы, не являются законодательными актами Республики Татарстан, и поэтому не могут являться основанием для осуществления закупок у ГУП «Центр информационных технологий Республики Татарстан» как у единственного поставщика.

Кроме того, оказание комплекса услуг по техническому сопровождению, доработке, модернизации (и других услуг) не является исключительным полномочием ГУП «Центр информационных технологий», поскольку указанные услуги могут выполняться любой организацией, что подтверждается следующим.

А) Относительно государственной информационной системы «Глонасс+112».

В 2020 году ГКУ «Центр цифровой трансформации РТ» (учреждение, созданное Министерством в ноябре 2019 года для выполнения функций заказчика) провело закупку на оказание комплекса услуг технического оператора по сопровождению Единой государственной системы «Глонасс+112 (0811500001120000022).

Частью 3 конкурсной документации установлены требования к опыту участника открытого конкурса и порядок оценки участника конкурса по критерию «опыт участника закупки по успешному указанию услуг».  Так, конкурсной документацией установлено требование о наличии у участника закупки исполненных контрактов, заключенных в период с 2017-2019 гг., на оказание услуг (выполнение работ) по сопровождению, технической поддержке информационных систем для нужд органов государственной власти и/или государственных учреждений без нарушений сроков и иных нарушений условий контрактов, стоимостью каждого контракта не менее 5 200 000,00 рублей.

Таким образом, из части 3 конкурсной документации закупки №0811500001120000022 следует, что Комплекс услуг технического оператора по сопровождению Единой государственной системы «Глонасс+112 может предоставить любой хозяйствующий субъект, у которого имеются исполненные контракты, заключённые в период  с 2017-2019 гг., на оказание услуг (выполнение работ) по сопровождению, технической поддержке информационных систем для нужд органов государственной власти и/или государственных учреждений без нарушений сроков и иных нарушений условий контрактов, стоимостью каждого контракта не менее 5 200 000,00 рублей.

Инспекция отмечает, что конкурсная документация закупки №0811500001120000022 допускает к участию в закупке хозяйствующего субъекта, у которого имеется опыт работы с различными информационными системами.

Б) Относительно государственной информационной системы «Электронное образование Республики Татарстан».

Во исполнение обязательств по государственному контракту №22/17-ЕП от 02.10.2017 ГУП «Центр информационных технологий Республики Татарстан» заключило по результатам проведения закупки №31705645213 договор на оказание услуг по доработке государственной информационной системы «Электронное образование Республики Татарстан» с ООО «УИП-Регион». Помимо ООО «УИП Регион» в указанной закупке приняло участие ООО «ИСУ».

Во исполнение обязательств по государственному контракту №31/18-ЕП от 05.12.2018 ГУП «Центр информационных технологий Республики Татарстан» заключило по результатам проведения закупки №31807284622 договор на оказание услуг по технической поддержке государственной информационной системы «Электронное образование Республики Татарстан» с ООО «УИП-Регион».  Помимо ООО «УИП Регион» в указанной закупке приняло участие ООО «ИСУ».

Кроме того, в 2020 году Министерство провело закупку в форме открытого конкурса в электронной форме № 0111200004020000007 на предмет техническая поддержка и модернизация государственной информационной системы "Электронное образование Республики Татарстан". Так, частью 3 конкурсной документацией установлено требование о наличии у участника закупки опыта оказания услуг (выполнения работ) по созданию, сопровождению, технической поддержке, развитию, доработке автоматизированных информационных систем для нужд органов государственной власти и/или государственных учреждений за 2018-2019 гг. с ценой контракта (договора) не менее 3 000 000,00 рублей.

Инспекция отмечает, что конкурсная документация закупки №0111200004020000007 допускает к участию в закупке хозяйствующего субъекта, у которого имеется опыт работы с различными информационными системами.

В) Относительно государственной информационной системы Республики Татарстан «Официальный портал Республики Татарстан».

Во исполнение обязательств по государственному контракту №02/17-ЕП от 09.01.2017 ГУП «Центр информационных технологий Республики Татарстан» заключило по результатам проведения закупки  №31704934411 договор №31704934411 от 17 апреля 2017 года на оказание услуг по технической поддержке государственной информационной системы Республики Татарстан «Государственный портал Республики Татарстан» с ООО «УИП-Нефтехим». Помимо ООО «УИП-Нефтехим» в указанной закупке приняли участие ООО «ИСУ» и ООО РусНетСофт».

Во исполнение обязательств по государственному контракту №08/18-ЕП от 16.04.2018 ГУП «Центр информационных технологий Республики Татарстан» заключило по результатам проведения закупки  №31806388383 договор №31806388383 от 04 мая 2018 года на оказание услуг по доработке программного обеспечения.

Кроме того, в 2020 году ГКУ «Центр цифровой трансформации РТ» провело закупку в форме открытого аукциона в электронной форме № 0811500001120000023 на предмет техническая поддержка государственной информационной системы Республики Татарстан «Официальный портал Республики Татарстан» в целях функционирования единой информационно-справочной службы Аппарата Президента Республики Татарстан. Частью 3 конкурсной документацией установлено требование о наличии у участника закупки исполненных контрактов, заключенных в период с 2017-2019 гг., на оказание услуг (выполнение работ) по сопровождению, технической поддержке информационных систем для нужд органов государственной власти и/или государственных учреждений без нарушений сроков и иных нарушений условий контрактов, стоимостью каждого контракта не менее 1 500 000,00 рублей.

Инспекция отмечает, что конкурсная документация закупки № 0811500001120000023 допускает к участию в закупке хозяйствующего субъекта, у которого имеется опыт работы с различными информационными системами.

Г) Относительно государственной информационной системы Республики Татарстан «Автоматизированная информационная система многофункциональных центров предоставления государмсвтенных и муниципальных услуг».

Во исполнение обязательств по государственному контракту №29/18-ЕП от 04.12.2018 ГУП «Центр информационных технологий Республики Татарстан» заключило с ООО «УИП-Регион» договор №31807284637 от 28 декабря 2018 года на оказание технической поддержки программного обеспечения по итогам проведения закупки №31807284637. Помимо ООО «УИП-Регион» в закупке приняли участие ООО «Научно-производственной объединение вычислительных систем», ООО «Инфомат».

Также во исполнение обязательств по государственному контракту №29/18-ЕП от 04.12.2018 ГУП «Центр информационных технологий Республики Татарстан» заключило с АО «АйСиЭл-КПО ВС» договор №31807284639 от 27 декабря 2018 года на предмет оказание услуг по технической поддержке государственной информационной системы «Автоматизированная информационная система многофункциональных центров предоставления государмсвтенных и муниципальных услуг» по итогам проведения закупки №31807284639. Помимо АО «АйСиЭл-КПО ВС» в закупке приняло участие ООО «Научно-производственная фирма «Информационные системы безопасности».

Кроме того, в 2020 году ГКУ «Центр цифровой трансформации РТ» провело закупку  0811500001120000021 на предмет Техническая поддержка подсистемы информационной безопасности государственной информационной системы Республики Татарстан «Автоматизированная информационная система многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг». В закупке приняли участие 2 хозяйствующих субъекта: ООО «Телеком Интеграция» (победитель) и ООО «Инфомат».

Д) Относительно информационной системы «Государственный информационный центр Республики Татарстан».

Во исполнение обязательств по государственному контракту №38/17-ЕП от 21.12.2017 ГУП «Центр информационных технологий Республики Татарстан» заключило с ООО «УИП-Регион» договор №31805993493  от 26 января 2018 года на оказание услуг по технической поддержке элементов информационной системы «Государственный информационный центр Республики Татарстан» по итогам проведения процедуры закупки № 31805993493. Помимо с ООО «УИП-Регион» в закупке приняло участие ООО «Информат».

Во исполнение обязательств по государственному контракту №26/18-ЕП от 14.11.2018 ГУП «Центр информационных технологий Республики Татарстан» заключило с ООО «УИП» договор №31807166755 от 29 ноября 2018 года на оказание услуг по модернизации программного обеспечения по итогам проведения процедуры закупки №31807166755. Помимо с ООО «УИП-Регион» в закупке приняло участие ООО «Информат».

Кроме того, в 2019 году Министерство провело закупку в форме электронного аукциона на Модернизацию элементов информационной системы «Государственный информационный центр Республики Татарстан» для целей предоставления гражданам и юридическим лицам государственных, муниципальных и социально-значимых услуг в электронном виде. Единственный участник закупки, с которым заключён государственный контракт- ООО «УИП».

Е) Относительно государственной информационной системы «Социальный регистр Республики Татарстан».

Во исполнение обязательств по государственному контракту №24/18-ЕП от 22.10.2018 ГУП «Центр информационных технологий Республики Татарстан» заключило с ООО «Касандра Груп» договор №31807074738 от 13 ноября 2018 года на оказание услуг по модернизации государственной информационной системы «Социальный регистр Республики Татарстан» по итогам проведения процедуры закупки №31807074738. Помимо ООО «Касандра груп» в закупке приняло участие ООО «Барс-РТС».

Во исполнение обязательств по государственному контракту №03/19-ЕП от 13.03.2019 ГУП «Центр информационных технологий Республики Татарстан» заключило с АО «Барс Груп» договор №31907681764 от 16 апреля 2019 года на оказание услуг по технической поддержке государственной информационной системы «Социальный регистр Республики Татарстан» по итогам проведения процедуры закупки №31907681764.

Кроме того, Министерство в 2019 году провело закупку в форме электронного аукциона № 0111200004019000048 на модернизацию государственной информационной системы "Социальный регистр населения Республики Татарстан". В электроном аукционе приняли участие ООО «научно-технический центр Лайн» (победитель) и ООО «Ди-Систем».

В 2020 году ГКУ «Центр цифровой трансформации РТ» провело закупку в форме открытого конкурса в электронной форме 0811500001120000046 на модернизацию государственной информационной системы "Социальный регистр населения Республики Татарстан". Единственным участником закупки было ООО «Касандра Груп», с которым заключён государственный контракт.

Ж) Относительно государственной информационной системы формирования и мониторинга исполнения государственной программы капитального ремонта и мониторинга состояния объектов жилищного фонда.

Во исполнение обязательств по государственному контракту №34/18-ЕП от 12.12.2018 ГУП «Центр информационных технологий Республики Татарстан» заключило с ООО «Касандра Груп» договор №31807291844 от 27 декабря 2018 года на оказание услуг по технической поддержке государственной информационной системы формирования и мониторинга исполнения государственной программы капитального ремонта и мониторинга состояния объектов жилищного фонда по результатам проведения процедуры закупки №31807291844. Помимо ООО «Касандра Груп» в закупке приняло участие ООО «Ай-Новус».

Кроме того, в 2019 году Министерство провело закупку в форме электронного аукциона № 0111200004019000041 на модернизацию государственной информационной системы формирования и мониторинга исполнения государственной программы капитального ремонта и мониторинга состояния объектов жилищного фонда. В электронном аукционе приняли участие: ООО «Научно-технический центр Лайн» (победитель) и ООО «Асофт».

З) Относительно государственной информационной системы «Строительный комплекс Республики Татарстан».

Во исполнение обязательств по государственному контракту №35/18 от 18.12.2018 ГУП «Центр информационных технологий Республики Татарстан» заключило с ООО «Касандра Груп» договор №31807320790 от 29 декабря 2018 года на оказание услуг по технической поддержке государственной информационной системы «Строительный комплекс Республики Татарстан» по итогам проведения процедуры закупки №31807320790. Помимо ООО «Касандра Груп» в закупке приняло участие ООО «ФИКС».

Кроме того, в 2019 году Министерство провело закупку в форме открытого конкурса в электронной форме 0111200004019000141 на Техническою поддержку государственной информационной системы «Строительный комплекс Республики Татарстан». В открытом конкурсе в электронной форме приняли участие ООО «Барс-РТС» (победитель) и ООО «Софитус».

И) Относительно единой информационной системы кадрового состава государственной гражданской службы Республики Татарстан и муниципальной службы в Республике Татарстан.

Во исполнение обязательств по государственному контракту №23/28-ЕП от 22.10.2018 ГУП «Центр информационных технологий Республики Татарстан» заключило с ООО «Научно-производственное объединение вычислительных систем» договор №31807086750 от 14 ноября 2018 года на оказание услуг по модернизации единой информационной системы кадрового состава государственной гражданской службы Республики Татарстан и муниципальной службы в Республике Татарстан по итогам проведения закупки №31807086750. Помимо ООО «Научно-производственное объединение вычислительных систем» в закупке приняло участие ООО «Научно-производственная фирма «Информационные системы безопасности».

Во исполнение обязательств по государственному контракту №08/19-ЕП от 30.05.2019 ГУП «Центр информационных технологий Республики Татарстан» заключило с ООО «Научно-производственное объединение вычислительных систем» договор №31907996314 от 09 июля 2019 года на оказание технической поддержки единой информационной системы информационной системы кадрового состава государственной гражданской службы Республики Татарстан и муниципальной службы в Республике Татарстан по итогам проведения закупки 31907996314.

Из вышеизложенного следует, что в Республике Татарстан услуги по техническому сопровождению, доработке модернизации государственных информационных систем, помимо ГУП «Центр информационных технологий», готовы оказывать и иные хозяйствующие субъекты.  При наличии иных заинтересованных лиц в выполнении тех или иных работ (оказания услуг) заключение органом власти договоров без проведения конкурентных процедур может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на определённом товарном рынке.

Отсутствие конкурентных процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе, приводит к ситуации, при которой ГУП «Центр информационных технологий» вне конкурентной борьбы при наличии конкурентного рынка получает возможность оказания услуг по техническому сопровождению, доработке, модернизации государственных информационных систем Республики Татарстан, в то время как Законом об информационных системах и информатизации Республики Татарстан ГУП «Центр информационных технологий» не определено как единственный поставщик по оказанию вышеуказанных услуг.

Таким образом, заключение Министерством государственных контрактов с ГУП «Центр информационных технологий» на оказание услуг по техническому сопровождению, доработке, модернизации государственных информационных систем Республики Татарстан без проведения конкурентных процедур содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства.

 

Инспекцией установлено, что 27 августа 2019 года между Министерством и ГАУ «ИТ-парк» заключено соглашение о предоставлении субсидии в размере 33 800 000 рублей на финансовое обеспечение затрат, связанных с созданием и внедрением системы информационной безопасности, а также аттестацией государственной информационной системы «Бухгалтерский учет и отчетность государственных органов Республики Татарстан и подведомственных им учреждений».

Согласно отчётам о предоставлении субсидии, указанная субсидия предоставлена на обеспечение расходов по выполнению работ в будущем, а не на возмещение расходов на уже выполненные работы.

20 декабря 2019 года между Министерством и ГАУ «ИТ-парк» заключено соглашение о предоставлении субсидии в размере 2 900 000 на возмещение затрат по приобретению технических средств и программ, связанных с созданием и внедрением системы информационной безопасности, аттестацией и размещением государственной информационной системы «Бухгалтерский учет и отчетность государственных органов Республики Татарстан и подведомственных им учреждений».

30 декабря 2019 года между Министерством и ГАУ «ИТ-парк» заключено соглашение о предоставлении субсидии в размере 26 100 000 рублей на техническую поддержку системы «Бухгалтерский учет и отчетность государственных органов Республики Татарстан и подведомственных им учреждений».

Согласно отчётам о предоставлении субсидии, указанная субсидия предоставлена на обеспечение расходов по выполнению работ в будущем, а не на возмещение расходов на уже выполненные работы.

Инспекция считает, что предоставление вышеуказанных субсидий  ГАУ «ИТ-парк» не соответствует антимонопольному законодательству.

В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" государственные информационные системы создаются, модернизируются и эксплуатируются с учетом требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд либо законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, о муниципально-частном партнерстве, законодательством о концессионных соглашениях.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Необходимо отметить, что создание и внедрение системы информационной безопасности, а также аттестация государственной информационной системы «Бухгалтерский учет и отчетность государственных органов Республики Татарстан и подведомственных им учреждений», техническая поддержка системы «Бухгалтерский учет и отчетность государственных органов Республики Татарстан и подведомственных им учреждений» являются государственной нуждой, удовлетворение которой входит в полномочия Министерства.

Законом о контрактной системе не предусмотрена возможность заказчика удовлетворения государственных нужд путём представления субсидии хозяйствующему субъекту. Предоставление субсидий на выполнение работ (оказание услуг), связанных с удовлетворением государственных нужд, вместо проведения конкурентных процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе, является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что подтверждается многочисленной судебной практикой (судебные дела №А57-23131/2018, А57-23128/2018, А57-19422/2018, А57-19421/2018, А57-19423/2018, А57-21304/2018, А57-23129/2018).

Следовательно, Министерство обязано было заключить государственный контракты на:

оказание услуг на создание и внедрение системы информационной безопасности, а также аттестацию государственной информационной системы «Бухгалтерский учет и отчетность государственных органов Республики Татарстан и подведомственных им учреждений»,

техническую поддержку системы «Бухгалтерский учет и отчетность государственных органов Республики Татарстан и подведомственных им учреждений».

Таким образом, действия Министерства по предоставлению субсидий ГАУ «ИТ-Парк» на аттестацию государственной информационной системы «Бухгалтерский учет и отчетность государственных органов Республики Татарстан и подведомственных им учреждений», техническую поддержку системы «Бухгалтерский учет и отчетность государственных органов Республики Татарстан и подведомственных им учреждений» взамен проведения конкурентных процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе, содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства.

 

Извещение № 0111200004020000011 на предмет: Оказание услуг по организации видеонаблюдения на территории Республики Татарстан размещено 25.02.2020.

Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия: о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона требований к их предоставлению. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.

Согласно части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

Заказчиком в пункте 3.2  Государственного контракта  № 2020.011 от 25.03.2020г. установлено следующее:

«Оплата по настоящему Контракту производится в следующем порядке:

Учетным периодом для расчета за услуги Исполнителя является один месяц.

Ежемесячная оплата производится по фактически оказанным услугам на основании финансовых документов, предоставленных Исполнителем, в течение 20 календарных дней после подписания Заказчиком Акта сдачи-приемки оказанных услуг.

Оплата услуг за декабрь 2020 года производится не позднее 31 декабря 2020 года. 

Документы могут быть представлены на бумажном носителе или посредством системы электронных счетов-фактур в сфере закупок Республики Татарстан (адрес в информационно-телекоммуникационной сети Интернет: sedogkz.zakupki.tatar)».

Инспекцией было установлено, что акт оказанных услуг (выполненных работ) от 30.04.2020 г. был подписан со стороны Заказчика 12.05.2020 года, однако, оплата произведена согласно платежному поручению № 495251 от 20 июля 2020 года,  то есть с нарушением предусмотренных законом сроков. Согласно условиям заключенного контракта оплата должна была быть произведена не поздее 01 июня 2020 года. 

Акт оказанных услуг (выполненных работ) от 31.05.2020 г. был подписан со стороны Заказчика 08.06.2020 года, однако, оплата произведена согласно платежному поручению № 495252 от 20 июля 2020 года,  то есть с нарушением предусмотренных законом сроков. Согласно условиям заключенного контракта оплата должна была быть произведена не позднее 29 июня 2020 года. 

Таким образом, Заказчиком нарушены требования статьи 34 Закона о контрактной системе.

 

Извещение № 0111200004020000002 на предмет: Техническая поддержка информационной системы по учету лесного комплекса Республики Татарстан размещено 30.01.2020.

Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия: о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона требований к их предоставлению. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.

Согласно части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

Заказчиком в пункте 3.2  Государственного контракта  № 2020.011 от 25.03.2020г. установлено следующее:

«Оплата по настоящему Контракту производится в следующем порядке:

Учетным периодом для расчета за услуги Исполнителя является один квартал.

Ежеквартальная оплата за оказанные услуги производится на основании финансовых документов, предоставленных Исполнителем, в течение 15 рабочих дней после подписания Заказчиком Акта сдачи-приемки оказанных услуг.

Оплата услуг за 4 квартал 2020 года производится не позднее 31 декабря 2020 года».

Инспекцией было установлено, что акт о приемке выполненных торгов (оказанных услуг) от 30 июня 2020 года был подписан со стороны Заказчика 10.07.2020 года (принято в работу), однако, оплата произведена согласно платежному поручению № 544729 от 06 августа 2020 года (по счету 241 от 01.07.2020 г.),  то есть с нарушением предусмотренных законом сроков. Согласно условиям заключенного контракта оплата должна была быть произведена не позднее 03 августа 2020 года (при условии, что акт выполненных работ был подписан со стороны Заказчика 10.07.2020 г.). 

Таким образом, Заказчиком нарушены требования статьи 34 Закона о контрактной системе.

 

5. Извещение № 0111200004020000016 на предмет: Оказание услуг по санитарному обслуживанию и уборке помещений Министерства цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан размещено 05.08.2020 г.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:

- порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Согласно извещению и документации по рассматриваемой закупке Заказчиком был установлен срок окончания подачи заявок на участие в закупке: 13.08.2020 07:00.

Инспекция Татарстанского УФАС России установила, что в извещении и в разделе 2.7 аукционной документации Заказчиком был установлен срок предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации с 05 августа 2020г. до 23:59 мин. 14 августа 2020г. включительно (в случае, если последний день срока предоставления разъяснений положений документации приходится на нерабочий день, днем окончания срока предоставления разъяснений считается ближайший следующий за ним рабочий день).

Инспекция Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что Заказчик в нарушение требований части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе установил дату окончания предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации позже установленной даты окончания подачи заявок. Установление таких условий может ввести потенциальных участников закупки в заблуждение.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

В действиях Министерства имеются признаки нарушения статей 15, 16, 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части:

А) заключения государственных контрактов с ГУП «Центр информационных технологий» на оказание услуг по техническому сопровождению, доработке модернизации государственных информационных систем Республики Татарстан (и иных услуг, связанных с сопровождением государственных информационных систем) без проведения конкурентных процедур;

Б) предоставления субсидий ГАУ «ИТ-Парк» на аттестацию государственной информационной системы «Бухгалтерский учет и отчетность государственных органов Республики Татарстан и подведомственных им учреждений», техническую поддержку системы «Бухгалтерский учет и отчетность государственных органов Республики Татарстан и подведомственных им учреждений» взамен проведения конкурентных процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе;

2) в действиях Министерства имеются признаки нарушения статьи 34, части 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Запись в журнале учета проверок юридического лица внесена.

__________________________________________________________________

(подпись проверяющего)                                                                      (подпись уполномоченного представителя                                                                                                                                проверяемого)

Руководитель инспекции:

<…> – [должностное лицо]

Члены инспекции:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Акт составлен в 2-х экземплярах на _____ листах.

С актом проверки ознакомлен, 2-ой экземпляр акта на ______ листах получен:

___________________/__________________________________

(подпись, уполномоченного представителя юридического лица, должность, Ф.И.О.)

Связанные организации

Связанные организации не указаны