Решение №АР-05/2740 Решение по делу №016/01/10-980/2023 от 25 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АР-05/2740 от 25.03.2024 г.

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее-Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №016/01/10-980/2023 в отношении ООО «Энергосистема» (ИНН: 1655137329) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении порядка начисления платы за отопление жилых помещений, расположенных в доме №24А по ул. Оренбургский тракт, г. Казань, в период, когда ОДПУ был неисправен, исходя из договорных нагрузок, а не из среднемесячного объема тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, потребленного за отопительный период, что привело к получению обществом необоснованной (монопольной) выгоды в ущерб интересам ООО «УО «Берег», в присутствии:

- представителя ООО «Энергосистема» по доверенности <…>, а также заместителя директора ООО «Энергосистема» <…>;

- представителей ООО «УО «Берег» по доверенности <…> и <…>, а также директора ООО «УО «Берег» <…>;

- представителя Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам по доверенности <…>;

- в отсутствие представителей Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, извещены надлежащем образом,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Татарстанское УФАС России) поступило обращение (вх. №3282/ж от 31.03.2023 года) по вопросу нарушения антимонопольного законодательства со стороны ООО «Энергосистема» при выставлении счетов на оплату коммунальных услуг для ООО «УО «Берег» (ИНН: 1656076887).

По результатам рассмотрения обращения ООО «УО «Берег» в действиях ООО «Энергосистема» были обнаружены признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) выразившихся в нарушении порядка начисления платы за отопление жилых помещений, расположенных в доме №24А по ул. Оренбургский тракт, г. Казань, в период, когда ОДПУ был неисправен, исходя из договорных нагрузок, а не из среднемесячного объема тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, потребленного за отопительный период, что привело к получению обществом необоснованной (монопольной) выгоды в ущерб интересам ООО «УО «Берег».

На основании вышеизложенного издан приказ Татарстанского УФАС России от 17.07.2023 №01/139-к о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «Энергосистема» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении порядка начисления платы за отопление жилых помещений, расположенных в доме №24А по ул. Оренбургский тракт, г. Казань, в период, когда ОДПУ был неисправен, исходя из договорных нагрузок, а не из среднемесячного объема тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, потребленного за отопительный период, что привело к получению обществом необоснованной (монопольной) выгоды в ущерб интересам ООО «УО «Берег».

Определением о назначении дела №016/01/10-980/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 31 июля 2023 года к участию в деле в качестве ответчика было привлечено ООО «Энергосистема», в качестве заявителя было привлечено ООО «УО «Берег». Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам и Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан были привлечены к участию в деле в качестве лиц, обладающих сведениями.

Изучив материалы дела, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела №016/01/10-980/2023 о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

В своем обращении ООО «УО «Берег» сообщает, что нарушение со стороны ООО «Энергосистема» выразилось в неверном определении величины размера платы за отопление и (или) горячее водоснабжение (другие коммунальные ресурсы) в период, когда приборы учета тепловой энергии были неисправны.

ООО «УО «Берег» полагает, что при неисправности приборов учета ООО «Энергосистема» при расчете потребляемой многоквартирными домами тепловой энергии должно руководствоваться Правилами №354 (утв. Постановлением Правительства РФ 06.05.2011 г.).

Однако, ООО «Энергосистема» для расчета потребленной многоквартирными домами тепловой энергии при условии неисправности ОДПУ применяет формулу расчета норматива потребления согласно Правилам №306 (утв. Постановлением Правительства РФ 23.05.2006 г.).

Татарстанским УФАС России было установлено, что ООО «УО «Берег» на основании лицензии №189 от 23.04.2015 года осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, в том числе многоквартирными домами №24А, №24Б, №24В по ул. Оренбургский тракт, г. Казань.

С целью оказания коммунальных услуг по теплоснабжению многоквартирных домов №24А, №24Б, №24В по ул. Оренбургский тракт, г. Казань, 10 января 2015 года между ООО «Энергосистема» и ООО «УО «Берег» был заключен договор №33 на снабжение тепловой энергией в горячей воде.

Согласно договору №33 от 10.01.2015 года ООО «Энергосистема» обязуется подавать ООО «УО «Берег» через присоединенную сеть, тепловую энергию в горячей воде на отопление и тепловую энергию для подогрева холодной воды для нужд горячего водоснабжения для оказания коммунальных услуг.

Объекты теплоснабжения – совокупность помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах №24 «А», №24 «Б» и №24 «В» по ул. Оренбургский тракт, г. Казань.

Согласно пункту 4.1 договора №33 от 10.01.2015 года при наличии прибора учета ООО «УО «Берег» (потребитель) ежемесячно представляет в ООО «Энергосистема» отчет о теплопотреблении по установленной сторонами договора форме. ООО «УО «Берег» в течение 3-х последних рабочих дней каждого месяца, следующего за расчетным, снимает показания приборов учета и представляет их в ООО «Энергосистема».    

Стоимость отпущенной ООО «УО «Берег» (потребителю) тепловой энергии определяется тарифами, утвержденными в установленном законом порядке (пункт 4.6 договора №33 от 10.01.2015 года).

При этом ООО «УО «Берег» в ответ на запрос информации Татарстанского УФАС России представило адресатный реестр актов чистки/снятия/установки, актов диагностики общедомовых приборов учета тепловой энергии из которого следует, что ОДПУ, установленные в домах №24А, №24Б, №24В по ул. Оренбургский тракт, г. Казань, были неисправны. Указанный факт также подтверждается актами обследования узлов учета (приборов учета), которые были составлены ООО «Инженерный центр».

Факт неисправности ОДПУ, установленных в домах №24А, №24Б, №24В по ул. Оренбургский тракт, г. Казань, ООО «Энергосистема» не оспаривается.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении).

Согласно пункту 28 статьи 2 Закона о теплоснабжении единая теплоснабжающая организация - теплоснабжающая организация, которой в отношении системы теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации в схеме теплоснабжения.

Исходя из положений статьи 15 Закона о теплоснабжении, а также Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 №808 (далее - Правила №808), единая теплоснабжающая организация осуществляет теплоснабжение потребителей на основании заключенных договоров теплоснабжения.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона о теплоснабжении количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.

Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета (часть 2 статьи 19 Закона о теплоснабжении).

Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 №1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» (далее – Правила №1034).

Согласно пункту 5 Правил №1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя (далее - договор) не определена иная точка учета.

Пунктом 111 Правил №1034 определено, что количество тепловой энергии, теплоносителя, полученных потребителем, определяется энергоснабжающей организацией на основании показаний приборов узла учета потребителя за расчетный период.

При заключении договора теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме управляющие и ресурсоснабжающие организации обязаны руководствоваться Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 №124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами» (далее – Правила №124).

В силу подпункта «з» пункта 18 Правил №124 в договоре ресурсоснабжения предусматриваются, в том числе, порядок расчета размера платы за поставленный коммунальный ресурс при выявлении неисправности, выходе из строя, утрате, истечении срока эксплуатации, межповерочного интервала коллективного (общедомового) прибора учета (определяется с учетом требований к расчету размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, при выявлении неисправности коллективного (общедомового) прибора учета, установленных Правилами №354.

Согласно пункту 59(1) Правил №354 в случаях выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, плата за коммунальную услугу отопления определяется исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления, начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд. По истечении указанного предельного количества расчетных периодов - в порядке, указанном в абзаце втором пункта 42(1) Правил №354 - исходя из нормативов потребления коммунальной услуги (пункт 60(1) Правил №354).

Подпунктами «в(1)» и «в(2)» пункта 21 Правил №124 установлен порядок определения объема тепловой энергии, поставленной в многоквартирные дома в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации. Установленный данными нормами порядок предусматривает расчет объема тепловой энергии, поставляемой за расчетный период (расчетный месяц) в многоквартирный дом, по истечении 3 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению. В течение 3 месяцев после наступления такого события, если период работы прибора учета составил более 3 месяцев отопительного периода — исходя из среднемесячного объема тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, потребленного за отопительный период.

Таким образом, исходя из норм подпункта «в(2)» пункта 21 и подпункта «з» пункта 18 Правил №124 объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, в случае выхода из строя, истечения срока эксплуатации или утраты коллективного (общедомового) прибора учета, определяется с учетом требований к расчету размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, установленных Правилами №354.

С учетом вышеизложенного, расчет объема тепловой энергии, поставленной в многоквартирные дома, в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, иным способом законодательством не допускается.

В ходе рассмотрения дела №016/01/10-980/2023 Комиссией было установлено, что ООО «Энергосистема» в период с 2020 по 2023 год, при определении объема поставленной в адрес ООО «УО «Берег» тепловой энергии, при неисправности ОДПУ, не применяло правила расчета, установленные Правилами №124 и Правилами №354, что недопустимо в соответствии с действующем законодательством.

ООО «Энергосистема» пояснило, что при неисправности ОДПУ расчет поставленной тепловой энергии производился в соответствии с Правилами №306 (Приложение №1 формула №19).

Также ООО «Энергосистема» сообщило, что письмом №129 от 11.11.2020 года, на основании посуточных ведомостей учета параметров теплоснабжения, уведомило ООО «УО «Берег» о том, что узлы учета (ОДПУ), установленные в домах №24А, №24Б, №24В по ул. Оренбургский тракт, г. Казань работают некорректно и необходимо произвести ремонт узлов учета.

В соответствии с пунктом 18(3) Правил №124 для целей применения настоящих Правил прибор учета считается вышедшим из строя в следующих случаях:

а) неотображение прибором учета результатов измерений;

б) нарушение контрольных пломб и (или) знаков поверки;

в) механическое повреждение прибора учета;

г) превышение допустимой погрешности показаний прибора учета;

д) истечение сроков поверки прибора учета с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 136 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. №442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии»;

е) наличие признаков несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, в том числе срабатывание индикаторов вскрытия электронных пломб на корпусе и клеммной крышке прибора учета, присоединенного к интеллектуальной системе учета, факт воздействия магнитных полей на элементы прибора учета, присоединенного к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности).

Таким образом, ООО «Энергосистема» был установлен факт выхода из строя ОДПУ, которые установлены в домах №24А, №24Б, №24В по ул. Оренбургский тракт, г. Казань.

Однако несмотря на факт выхода из строя ОДПУ, которые установлены в домах №24А, №24Б, №24В по ул. Оренбургский тракт, г. Казань, ООО «Энергосистема» продолжило осуществлять определение объема поставленной тепловой энергии исходя из тепловых нагрузок по договору №33 от 10.01.2015 года, игнорируя положения Правил №124 и №354, которыми предусмотрен льготный период для расчета платы за коммунальную услугу отопления, которая определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса.

Также Комиссией было установлено, что перед началом отопительного периода 2022/2023 года в г. Казани в отношении объектов: дома №24А, №24Б, №24В по ул. Оренбургский тракт, г. Казань проводилась проверка готовности к отопительному периоду 2022/2023 года. По результатам проверки был составлен акт проверки готовности к отопительному периоду 2022/2023 года от 11.08.2022 года, согласно которому проверяемые объекты готовы к отопительному периоду.

В соответствии с постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 20.09.2022 №3170 «О начале отопительного периода 2022/2023 года в г. Казани» отопительный период был начат с 26.09.2022 года.

Согласно информации, которая была представлена ООО «Энергосистема» в адрес Комиссии по рассмотрению дела, в сентября 2022 года все 6 ОДПУ, установленных в домах №24А, №24Б, №24В по ул. Оренбургский тракт, г. Казань, работали исправно, Общество принимало их показания для расчетов.

При этом уже в октябре 2022 года ООО «Энергосистема» перестало принимать показания ОДПУ, сославшись на их работу с превышение допустимой погрешности показаний прибора учета. С октября 2022 года Общество осуществляло определение объема поставленной тепловой энергии исходя из тепловых нагрузок по договору №33 от 10.01.2015 года.

Таким образом, несоблюдение ООО «Энергосистема» пункта 59(1) Правил №354 может привести к существенному и неоправданному завышению объема и соответственно стоимости тепловой энергии, предоставленной жильцам многоквартирных домов №24А, №24Б, №24В по ул. Оренбургский тракт, г. Казань.

ООО «Энергосистема» осуществляет деятельность по передачи тепловой энергии.

Согласно пункту 12 статьи 2 Закона о теплоснабжении передача тепловой энергии, теплоносителя – это совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.

В соответствии с частью 4 статьи 4.2 Закона о теплоснабжении доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, которому в схеме теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации.

Жилые дома №24 «А», №24 «Б» и №24 «В» по ул. Оренбургский тракт, г. Казань обеспечиваются тепловой энергией от котельной ООО «Энергосистема». Утвержденной Минэнерго России схемой теплоснабжения г. Казани ООО «Энергосистема» присвоен статус единой теплоснабжающей организации (ЕТО-42).

В соответствии с абзацем 9 части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» к сферам деятельности субъектов естественных монополий отнесены услуги по передаче тепловой энергии.

Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящимся в состоянии естественной монополии.

Учитывая вышеизложенное, Татарстанское УФАС России пришло к выводу, что на ООО «Энергосистема» распространяются требования и запреты, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 №2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» указано, что по смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

В свою очередь, хозяйствующий субъект вправе доказывать, что его поведение не образует злоупотребление доминирующим положением в соответствующей форме, поскольку не способно привести к наступлению неблагоприятных последствий и (или) имеет разумное оправдание.

Однако в ходе рассмотрения дела №016/01/10-980/2023 ООО «Энергосистема» не представило каких-либо доказательств или пояснений, которые могли бы оправдать действия Общества, относительно того факта, что Общество при определение объема поставленной тепловой энергии, в период, когда ОДПУ были неисправны, не применяло положения пункта 59(1) Правил №354.

С учетом приведенных норм и установленных по делу №016/01/10-980/2023 обстоятельств Комиссия приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия ООО «Энергосистема» как нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении порядка начисления платы за отопление многоквартирных домов №24А, №24Б, №24В по ул. Оренбургский тракт, г. Казань, в период, когда ОДПУ были неисправны, исходя из договорных нагрузок, а не из среднемесячного объема тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, потребленного за отопительный период.

В соответствии со статьёй 48.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссией в адрес ответчика было направлено заключение об обстоятельствах дела №016/01/10-1070/2023 о нарушении антимонопольного законодательства.

ООО «УО «Берег» с заключением об обстоятельствах дела №016/01/10-980/2023 согласно.

ООО «Энергосистема» представила письменные возражения в рамках заключения об обстоятельствах дела №016/01/10-980/2023 от 21 декабря 2023 года.

Из представленных письменных возражений следует, что ООО «Энергосистема» не согласно с выводами Комиссии относительно не применения Обществом положений Правил №124 и Правил №354.

Ресурсоснабжающая организации полагает, что Комиссия неверным образом трактует применение указанных положений.

ООО «Энергосистема» цитируя положения Закона о теплоснабжении, ЖК РФ и Правил №354 делает следующее выводы: «Согласно указанным нормам законодательства при расчете размера платы за коммунальные услугу по отоплению при наличии в МКД ОДПУ должен приниматься среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущей год с учетом периода его работоспособности, однако при его отсутствии или неисправности в течении указанного выше периода времени применению подлежит расчёт по нормативу».

«Так, в течение длительного промежутка времени (2020 г. -2023 г.) Потребителем не было предпринято попыток по восстановлению приборов учета, не приглашались представители ООО «Энергосистема», приборы учета работали неисправно, именно поэтому ООО «Энергосистема» как ресурсоснабжающая организация рассчитывала объем поставленной тепловой энергии, основываясь на следующем:

В соответствии с пунктом 60 (1) Правил предусмотрено:

60(1). По истечении указанного в пункте 59(1) настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, и плата за коммунальную услугу по отоплению определяются по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации, плата за коммунальные услуги за расчетный период рассчитывается:

за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, - в порядке, указанном в пункте 48 настоящих Правил;

за коммунальную услугу по отоплению - в порядке, указанном в абзаце втором пункта 42 (1) настоящих Правил.

А пункт 42 (1) Правил №354 регламентирует следующее:

42(1). Оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению».

Из приведенных возражений ООО «Энергосистема» следует, что в случае если сособственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя коллективного (общедомового) прибора учета, плата за коммунальные услуги за расчетный период рассчитывается исходя из норматива потребления (в рассматриваемом случае исходя из договорных нагрузок).

Комиссия по рассмотрению дела №016/01/10-980/2023 не отрицает, что после истечения льготного периода для расчета платы за коммунальную услугу отопления, которая определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса (3 месяца), расчет платы за отопление должен осуществляться исходя из норматива потребления.

Однако, как было установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, ООО «Энергосистема» после выявления факта неисправности ОДПУ производило расчеты с ООО «УО «Берег» исходя из тепловых нагрузок, установленных договором №33 от 10.01.2015 года, игнорируя правила расчета, установленные Правилами №124 и Правилами №354, которые предусматривают льготный период платы за коммунальную услугу отопления, которая определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса (3 месяца).

Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ в своем определении от 20.02.2020 №АПЛ19-555 указала, что «для случаев выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета либо истечения срока его эксплуатации пункт 59(1) Правил предусматривает льготный период для расчета платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные на общедомовые нужды, а также за коммунальную услугу отопления, которая определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса».

Таким образом, льготный период для расчета платы за коммунальные услуги отопление (3 месяца) является обязательным и не может игнорироваться ресурсоснабжающей организацией.

ООО «Энергосистема» не представило каких-либо доказательств или пояснений, которые могли бы оправдать действия Общества, относительно того факта, что Общество при определение объема поставленной тепловой энергии, в период, когда ОДПУ были неисправны, не применяло положения пункта 59(1) Правил №354, а наоборот сообщало о том, что отсутствуют основания для применения такого расчета. Данное поведение ООО «Энергосистема» является недобросовестным и направлено на ущемление интересов неопределенного круга потребителей (собственников помещений по адресу: жилые дома №24 «А», №24 «Б» и №24 «В» по ул. Оренбургский тракт, г. Казань).

Татарстанское УФАС России, оценивая в рамках рассмотрения дела №016/01/10-1070/2023 действия ресурсоснабжающей организации на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства, действует в интересах неопределенного круга потребителей.

Право антимонопольного органа осуществлять защиту прав неопределенного круга потребителей подтвердил Верховный суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 04.03.2021 №2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства указав, что в тех случаях, когда Закон о защите конкуренции связывает применение его положений с наличием неопределенного круга потребителей (например, часть 1 статьи 10 Закона), судам необходимо исходить из того, что возможность точного определения числа потребителей на определенный момент не имеет значения для целей применения антимонопольных запретов. В названных случаях необходимо оценивать потенциальную возможность нарушения в целом прав потребителей как участников рынка (отдельных групп потребителей) с учетом характера допущенных соответствующим субъектом нарушений, наступивших последствий или последствий, которые могут наступить в будущем (абзац 3 пункта 10 постановления от 04.03.2021 №2).

Комиссия оценивая поведение ООО «Энергосистема» исходила из того как Общество выстраивало свои взаимоотношения с ООО «УО «Берег» по вопросам оплаты тепловой энергии.

В 2020 году ООО «Энергосистема» сообщило управляющей организации о том, что узлы учета (ОДПУ), установленные в домах №24А, №24Б, №24В по ул. Оренбургский тракт, г. Казань, работают некорректно и необходимо произвести ремонт узлов учета. При этом не смотря на факт выхода из строя приборов учета и необходимости в такой ситуации применять льготный период (3 месяца) определения объема потребляемого ресурса ООО «Энергосистема» осуществляла расчеты с ООО «УО «Берег» исходя из тепловых нагрузок, установленных договором №33 от 10.01.2015 года.

В сентября 2022 года все 6 ОДПУ, установленных в домах №24А, №24Б, №24В по ул. Оренбургский тракт, г. Казань, работали исправно, Общество принимало их показания для расчетов. Однако после выхода, в октябре 2022 года, ОДПУ из строя ООО «Энергосистема» осуществляло определение объема поставленной тепловой энергии исходя из тепловых нагрузок по договору №33 от 10.01.2015 года.

При этом довод ООО «Энергосистема» о том, что невозможно определить среднемесячный объем потребления коммунальной услуги по отоплению по причине отсутствия данных о потреблении Комиссия считает необоснованным, поскольку пунктом 59(1) Правил №354 не установлено, что для определения среднемесячного объема потребления необходимо руководствоваться данными о потреблении именно за предыдущей отопительный период.

Данные о среднемесячном объеме потребления коммунальной услуги по отоплению могли быть взяты ООО «Энергосистема» за отопительный период, в котором все ОДПУ работали исправны. Правила №354 не ограничивают ресурсоснабжающую организацию в такой возможности.

Однако ООО «Энергосистема» такой возможностью не воспользовалось. Более того, согласно информации ООО «Энергосистема», которая была представлена в ходе рассмотрения настоящего дела, в отопительный период 2020/2021 ОДПУ, установленные в жилом доме по адресу: г. Казань, ул. Оренбургский тракт, №24 «Б», работали исправна, соответственно Общество имело возможность определить среднемесячный объем потребления коммунальной услуги по отоплению в указном доме и применить его в следующем отопительном периоде, когда ОДПУ был бы признан вышедшим из строя.         

Данное поведение ООО «Энергосистема» является недобросовестным и может повлечь ущемление интересов собственников помещений по адресу: жилые дома №24 «А», №24 «Б» и №24 «В» по ул. Оренбургский тракт, г. Казань.

Рассмотрев возражения и доводы ответчика, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу об их несостоятельности, представленные доводы не опровергают установленных в ходе рассмотрения настоящего дела обстоятельств, в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие об отсутствии в действиях ответчика нарушения антимонопольного законодательства.

На основании вышеизложенного Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия ООО «Энергосистема» как нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении порядка определения объема тепловой энергии, в период неисправности ОДПУ исходя из договорных нагрузок, а не из среднемесячного объема тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, потребленного за отопительный период.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22, части 1 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения, в том числе в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

В силу пункта 1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.

Учитывая, что между ООО «Энергосистема» и ООО «УО «Берег» имеется гражданско-правовой спор по вопросу взыскания задолженности за тепловую энергию, который подлежит разрешению в судебном порядке (судебное дело №А65-12327/2023), основания для выдачи предписания отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Признать ООО «Энергосистема» (420111, Республика Татарстан, город Казань, улица Тази Гиззата, 1Б, ОГРН: 1071690030928, Дата присвоения ОГРН: 14.05.2007, ИНН: 1655137329, КПП: 165501001) нарушившим требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении порядка определения объема тепловой энергии, в период неисправности ОДПУ исходя из договорных нагрузок, а не из среднемесячного объема тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, потребленного за отопительный период.

Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу.

Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны