Решение №ВЧ-08/13243 Решение по делу №016/05/7-1515/2023 от 15 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №ВЧ-08/13243 от 15.12.2023 г.

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №016/05/7-1515/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения вывески с содержанием: «<…>» по адресу: <…>, в отсутствии специального разрешения на осуществление финансовых услуг, что имеет признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступило обращение Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) по факту размещения вывески с содержанием «<…>» по адресу: <…>, в отсутствии специального разрешения на осуществление финансовых услуг, что имеет признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе».

По имеющейся в распоряжении Волго-Вятского ГУ Банка России информации, ИП Зинатуллин Д.Г. (ИНН <…>) осуществляет деятельность на территории Республики Татарстан, а именно: <…>.

По указанному адресу расположен ТЦ «ДЖУМБА», на фасаде которого имеется вывеска: «<…>». Офис комиссионного магазина находится на первом этаже торгового центра. При входе в помещение офиса имеется надпись «<…>», а также плакаты: «<…>», «<…>». При этом слово «<…>» выделено среди остальной информации более крупным шрифтом на ценниках к товарам указан ИП Зинатуллин Д.Г. (ИНН <…>).

<…>

<…>

<…>

Согласно представленной в адрес Управления информации, в офисе Магазина сообщается о возможности предоставления займов под залог ювелирных изделий и техники. Денежные средства выдаются сроком до 30 дней. Процентная ставка (комиссия) в день составляет 0,5%. С клиентом заключается договор комиссии.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ «О ломбардах» ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей. Ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)". Ломбард должен иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Ломбард вправе иметь также полное фирменное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Фирменное наименование ломбарда должно содержать слово "ломбард" и указание на его организационно-правовую форму. Ломбард вправе ежедневно с 8 до 20 часов по местному времени принимать в залог и на хранение движимые вещи (движимое имущество), принадлежащие заемщику или поклажедателю и предназначенные для личного потребления, за исключением вещей, изъятых из оборота, а также вещей, на оборот которых законодательством Российской Федерации установлены соответствующие ограничения. Ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг. Ломбард не вправе пользоваться и распоряжаться заложенными и сданными на хранение вещами. В ломбарде (в каждом территориально обособленном подразделении) должны быть созданы условия для хранения заложенных и сданных на хранение вещей, обеспечивающие их сохранность, отсутствие вредных воздействий и исключающие доступ к ним посторонних лиц. Установление обязательных требований к обустройству и оборудованию мест хранения заложенных и сданных на хранение вещей, контроль за их исполнением осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. В местах хранения заложенных и сданных на хранение вещей не допускается хранение вещей, не являющихся таковыми.

Согласно сведениям Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) ИП Зинатуллин Д.Г. (ИНН <…>) не имеет статуса кредитной организации или некредитной финансовой организации, не состоит в государственных реестрах, ведение которых осуществляется Банком России (в том числе, в Государственном реестре ломбардов), не поднадзорны Банку России и не относятся к субъектам, которым в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.12.2013 №353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» предоставлено право осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских кредитов (займов).

Согласно имеющимся в распоряжении Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации отчетным данным, предоставляемым в Банк России ломбардами, ломбарды, а также обособленные подразделения ломбардов по указанным адресам деятельность не осуществляют. 

Пункт 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» гласит: под финансовой услугой следует понимать услугу, оказываемую физическому лицу в связи с предоставлением, привлечением и (или) размещением денежных средств и их эквивалентов, выступающих в качестве самостоятельных объектов гражданских прав (предоставление кредитов (займов), открытие и ведение текущих и иных банковских счетов, привлечение банковских вкладов (депозитов), обслуживание банковских карт, ломбардные операции и т.п.).

Информация, распространяемая на рекламной вывеске, с содержанием «<…>», имеет все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам и товарам, предоставляемые соответствующим рекламодателем.

В пункте 1 статьи 3 Закона «О рекламе» дано понятие рекламы — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно части 2 статьи 3 Закона «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Объектом рекламирования вышеуказанной рекламной информации являются – услуги ломбарда ГРААЛЬ.

В соответствии с частью 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно пункту 7 статьи 7 Закона «О рекламе» не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 28 Закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Однако, исходя из текста вывески, невозможно установить лицо осуществляющего выдачу займа.

В соответствии с частью 6 и 7 статьи 38 Закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных пунктом 7 статьи 7, частью1 статьи 28 Закона «О рекламе» несет ответственность рекламораспространитель и рекламодатель.

Исходя из вышеуказанного, рекламораспространителем и рекламодателем является ИП Зинатуллин Д.Г. (ИНН <…>)

Таким образом, вывеска ИП Зинатуллина Д.Г. (ИНН <…>), с содержанием «<…>», содержит признаки нарушения пункта 7 статьи 7, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»).

ИП Зинатуллина Д.Г. надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения дела, путем направления заказного письма, а также телеграммы с уведомлением о дате, времени, и месте составления протокола, которая вернулась в адрес Управления 25.11.2023 «Телеграмма, поданная Вами по квитанции номер 200/62014 24/<…> ИП Зинатуллину Д.Г. не доставлена, квартира закрыта, адресат по извещению за телеграммой не является», что, в соответствии с п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», является надлежащим извещением.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 47 Правил рассмотрения   антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать рекламу финансовых услуг ИП Зинатуллина Д.Г. (ИНН <…>, 423831, <…>), распространяемую путем размещения вывески с содержанием «<…>» по адресу: <…> ненадлежащей, несоответствующей требованиям пункта 7 статьи 7, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ «О рекламе». 

Выдать предписание об устранении нарушении пункта 7 статьи 7, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ «О рекламе», в связи с непредставлением доказательств устранения нарушения.

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 13 декабря 2023 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны