Решение №АР-08/9525 Решение по делу №016/05/7-230/2019 о нарушении законодательс... от 28 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АР-08/9525 от 28.06.2019 года

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении

Законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №016/05/7-230/2019 в отношении ООО «Яндекс» (119021,   г. Москва, ул. Льва Толстого, дом 16, ОГРН 1027700229193, ИНН 7736207543) на предмет соблюдения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),

в отсутствии:

- представителя ООО «Яндекс» - извещен;

- <…> – извещен;

- <…>;

- ZAOCOM Projects LP,

УСТАНОВИЛА:

В ходе проведения государственного надзора в сфере рекламы Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление) были установлены признаки нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы услуг по подготовке и написанию выпускных квалификационных работ, научных докладов об основных результатах подготовленных научно-квалификационных работ (диссертаций) и иных работ, предусмотренных государственной системой научной аттестации или необходимых для прохождения обучающимися промежуточной или итоговой аттестации в ряде сайтов в поисковой системе «Яндекс» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», которые имеют признаки нарушения Федерального закона от 13 марта 2006г. № 38-ФЗ «О рекламе».

Согласно части 10 статьи 7 Закона «О рекламе» не допускается реклама услуг по подготовке и написанию выпускных квалификационных работ, научных докладов об основных результатах подготовленных научно-квалификационных работ (диссертаций) и иных работ, предусмотренных государственной системой научной аттестации или необходимых для прохождения обучающимися промежуточной или итоговой аттестации.

В соответствии с Письмом ФАС России от 07.11.2018 №АК/89827/18 «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О рекламе» понятие выпускной квалификационной работы содержится в Приказе Минобрнауки России от 29.06.2015 №636 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры» (далее - Приказ).

Согласно пункту 12 указанного Приказа выпускная квалификационная работа представляет собой выполненную обучающимся (несколькими обучающимися совместно) работу, демонстрирующую уровень подготовленности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности.

В связи с тем, что ООО «Яндекс» (119021, г. Москва, ул. Льва Толстого,    дом 16, ОГРН 1027700229193, ИНН 7736207543) зарегистрировано на территории, подведомственной Московскому Управлению Федеральной антимонопольной службы, на основании пункта 3.34 приказа ФАС России от 23.11.2012г. № 711/12 «Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» и в соответствии с пунктом 6 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006г. № 508, Татарстанское УФАС России ходатайствовало перед ФАС России о наделении полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе в отношении ООО «Яндекс» (119021, г. Москва, ул. Льва Толстого,      дом 16, ОГРН 1027700229193, ИНН 7736207543) по факту распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

ФАС России рассмотрел ходатайство Татарстанского УФАС России о наделении полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по факту распространения рекламы услуг по написанию выпускных квалификационных работ в ряде сайтов в поисковой системе «Яндекс» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» содержащей признаки нарушения части 10 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» в отношении ООО «Яндекс» наделил Татарстанское УФАС полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. 

В соответствии с частями 6 и 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение пункта 10 статьи 7 данного закона предусмотрена как для рекламодателя, так и для рекламораспространителя.

На заседание Комиссии ООО «Яндекс» (далее – Яндекс, также Общество) представило запрашиваемые документы, согласно которым в сервисе «Яндекс.Директ» размещались рекламные объявления со следующими текстами:

«Rosdiplom – все для студента! Сейчас скидка до 25%. Индивидуальный подход. Уникальный материал. Поможем по сложным проектам. Узнай rosdiplom.biz» (далее «реклама 1»);

«Zаочник» - официальный сайт. Работаем быстро и качественно. Решаем проблемы студентов уже более 18 лет! Индивидуальный подход. Звоните! zaochnik2.com» (далее  «реклама 2»);

«Как сделать Курсовую работу? Узнайте в бесплатной книге! «Пишем топовый курсовик» - Бесплатная онлайн-книга. Мы помогли сдать 13000 работ! studymedia.ru» (далее «реклама 3»);

«Все для студентов – ведущие эксперты. Доступные цены. Консультация для студентов от экспертов. Подбор материала онлайн. Жми! stud-asist.ru» (далее  «реклама 4»);

«Помогаем со студенческими работами! Бесплатная оценка стоимости. Реальная фирма из Казани. Помогаем студентам вот уже 10 лет. Качество превыше всего. einstaindiploms.com» (далее «реклама 5»);

«Автор24 для студентов. Автор24 – мы помогаем студентам с 2012 года. Подбор материала онлайн. Регистрация! Author24.expert» (далее – «реклама 6»);

«Помощь студентам от Магистра. Грамотные специалисты. Опыт работы 16 лет. studi5.ru» (далее  «реклама 7»);

«HomeWork для студентов. Платные услуги! Все для студента. Подбор материала онлайн. Опыт 18 лет. Договор. Поможем с любой темой! Хоумворк.рф» (далее «реклама 8»).

Также, представителем ООО «Яндекс» были представлены письменные пояснения, согласно которым Яндекс полагает, что в его действиях отсутствуют признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ввиду нижеизложенного.

В соответствии с пунктом 10 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в частности, услуг по подготовке и написанию выпускных квалификационных работ, научных докладов об основных результатах подготовленных научно-квалификационных работ, научных докладов об основных результатах подготовленных научно-квалификационных работ (диссертаций) и иных работ, предусмотренных государственной системой научной аттестации или необходимых для прохождения обучающимися промежуточной или итоговой аттестации.

Таким образом, Закон о рекламе запрещает рекламу услуг по подготовке и написанию выпускных квалификационных работ, но не помощь в их подготовке и написании.

Оказание помощи в подготовке и написании выпускных квалификационных работ представляет собой консультационные услуги и не запрещено ни Законом о рекламе, ни иным действующим законодательством Российской Федерации.

В рекламе 1, рекламе 5, рекламе 6, рекламе 7 и рекламе 8 содержится прямое указание на осуществление помощи с выполнением и написанием выпускных квалификационных работ.

В ходе дальнейшего анализа представленных материалов, Комиссия установила, что из всех рекламных материалов, указанных в определении, только в «рекламе 2», «рекламе 5», «рекламе 7» присутствуют признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, так как информация, представленная на сайтах: zaochnik2.com (реклама 2), einstaindiploms.com     (реклама 5), studi5.ru (реклама 7) прямо направлена на услуги по подготовке и написанию выпускных квалификационных работ, научных докладов об основных результатах подготовленных научно-квалификационных работ (диссертаций) и иных работ, предусмотренных государственной системой научной аттестации или необходимых для прохождения обучающимися промежуточной или итоговой аттестации (рис. 1, рис. 2, рис. 3).

Вышеуказанные изображения являются приложением к акту осмотра и исследования сайта от 22.03.2019 года.

Согласно представленным данным «реклама 2» была размещена в рамках договора, заключенного между компанией Yandex Europe AG (место нахождения: Верфтештрассе 4, 6005 Люцерн, Швейцария) и ZAOCOM Projects LP (zaobuhgaltery@gmail.com; адрес: Edinburgh 39/5 Cranton Crescent EH5 IBN).

«Реклама 5» была размещена в рамках договора, заключенного между Яндексом и <…> на условиях оферты.

«Реклама 7» размещена в рамках договора, заключенного между Яндексом и <…> на условиях оферты.

При этом Яндекс обращает внимание на то, что информация о рекламодателях вышеуказанных рекламных объявлений была заполнена самостоятельно посредством клиентского веб-интерфейса сервиса «Яндекс.Директ». Общество не осуществляет проверку достоверности указанной информации.

В целях установления лиц, которым принадлежат вышеуказанные телефонные номера Татарстанским УФАС России был отправлен запрос в ПАО «Мегафон» (далее – оператор) (исх. №АР-08/5358 от 12.04.2019 г.), в ответ на который оператор представил информацию (вх. №6667 от 23.04.2019 г.), согласно которой абонентский номер <…> выделен <…> (номер согласно договору оферты по «рекламе 5»). Абонентский номер <…> выделен <…> (номер согласно договору оферты по «рекламе 7»).

В ходе дальнейшего анализа представленных документов Комиссией было выявлено, что достоверно установить лицо, которое является рекламодателем «рекламы 2» и «рекламы 7» невозможно, в связи с указанием неточных (некорректных) сведений при заполнении клиентского веб-интерфейс сервиса «Яндекс.Директ».

По мнению Комиссии, лицом, чья личность была установлена правильно, является рекламодатель «рекламы 5», так как данные представленные Яндексом и ПАО «Мегафон» совпадают и указывают <…>.

Согласно всему вышесказанному рекламодателем является <…>, а рекламораспространителем является ООО «Яндекс» (119021, г. Москва,   ул. Льва Толстого, д. 16).

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе определено, что реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная рекламная информация содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к товарам, реализуемым соответствующими рекламодателями.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с частью 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктами 1 и 2 ФЗ «О рекламе», реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать рекламу услуг по подготовке и написанию выпускных квалификационных работ, научных докладов об основных результатах подготовленных научно-квалификационных работ (диссертаций) и иных работ, предусмотренных государственной системой научной аттестации или необходимых для прохождения обучающимися промежуточной или итоговой аттестации,  рекламодателем которой является <…>, а рекламораспространителем является ООО «Яндекс» (119021, г. Москва,   ул. Льва Толстого, д. 16), нарушившей требования части 10 статьи 7 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ «О рекламе».

Предписание ООО «Яндекс» и <…> об устранении нарушения части 10 статьи 7 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ «О рекламе» не выдавать, в связи с прекращением нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны