Решение №АБ-04/8113 Решение по делу № 016/06/54.3-1027/2020 от 18 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № АБ-04/8113 от 18.06.2020 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя Уполномоченного органа - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ЗАКУПКАМ – <…> – [должностное лицо] (доверенность №04/20 от 01.01.2020г.), в отсутствии представителей Заказчиков – МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН, ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН", ГОСУДАРСТВЕННОЕ НАУЧНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН" – не явились, извещены надлежащим образом, в присутствии представителя заявителя – АО «АльфаСтрахование» - <…> – [должностное лицо] (доверенность №4140/19 от 10.07.2019 г.), в присутствии слушателей от Казанского филиала АО «АльфаСтрахование», рассмотрев жалобу АО «АльфаСтрахование» (вх. 8060/ж от 09.06.2020 г.) на действия уполномоченного органа - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ЗАКУПКАМ, заказчиков - МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН, ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН", ГОСУДАРСТВЕННОЕ НАУЧНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН" при проведении закупки № 0111200000920000234 на предмет: Право заключения государственного контракта, гражданско-правового договора на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для государственных нужд Республики Татарстан, нужд бюджетного учреждения Республики Татарстан,

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме №0111200000920000234 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 19.05.2020г.

Начальная (максимальная) цена контракта – 558 524,70 руб.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушениями норм действующего законодательства.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителей на действия заказчика и позиции заказчика, изучения конкурсной документации приходит к следующим выводам.

Относительно доводов заявителя о нарушении действующего законодательства, выразившегося в установлении в документации критериев оценки заявок участников закупки, ограничивающих конкуренцию.

В соответствии с пунктами 4, 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать, в том числе:

- предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме;

- критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).

Согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Пунктом 27 Правил установлен открытый перечень показателей нестоимостного критерия «квалификации участников закупки», следовательно, заказчик вправе установить иные показатели, не указанные в данном перечне, при этом не допускается установление порядка оценки, приводящего к ограничению числа участников закупки.

АО «АльфаСтрахование» в жалобе указывает на 2 критерия, установленные конкурсной документацией, которые, по мнению Заявителя, приводят к ограничению числа участников закупки, а именно:

1) «Возможность определения размера ущерба на основании документов, выданных автосалоном или мастерской, подтверждающие фактически выполненный ремонт поврежденного транспортного средства»;

2) «Соотношение размера страховых выплат и премий по ОСАГО за предыдущий календарный год (Рассчитывается на основании данных раздела 1 «Сведения деятельности страховщика за январь-декабрь 2019 года» Код формы по ОКУД 0420162 по следующей формуле: (Страховая выплаты по ОСАГО (Строка 191, столбец 9) / Страховая премия по ОСАГО (Строка 191, столбец 3)) *100)».

В части 3 аукционной документации Уполномоченным органом установлены следующие нестоимостные критерии:

Критерии

Порядок оценки

Кол-во

 баллов

Коэффициент значимости показателя

Качество услуг (Ksi  - значимость критерия «Качество услуг» - 20%):

Ksi

1.

Возможность доставки страховых полисов по адресу местонахождения заказчика

Баллы присуждаются при предоставлении услуги

Баллы присуждаются при непредоставлении услуги

100 баллов

 

0 баллов

25%

2.

Возможность определения размера ущерба на основании документов, выданных автосалоном или мастерской, подтверждающие фактически выполненный ремонт поврежденного транспортного средства

Баллы присуждаются при предоставлении услуги

Баллы присуждаются при непредоставлении услуги

100 баллов

 

0 баллов

25%

3.

Проведение осмотра (экспертизы) поврежденного транспортного средства и подготовка заключения о стоимости  ремонтно-восстановительных работ транспортного средства в течение 3 (трех) дней с момента обращения

Баллы присуждаются при предоставлении услуги

Баллы присуждаются при непредоставлении услуги

100 баллов

 

0 баллов

25%

4.

Возможность безвозмездной квалифицированной юридической поддержки страхователя при наступлении страхового случая в административных, судебных и иных разбирательствах,  в т.ч. на этапе урегулирования страхового случая.

Баллы присуждаются при предоставлении услуги

Баллы присуждаются при непредоставлении услуги

100 баллов

 

0 баллов

25%

Квалификация (Kci – значимость критерия «Квалификация» - 20%):

Kci

5.

Доля ОСАГО в страховом портфеле за предыдущий календарный год (Рассчитывается на основании данных раздела 1 «Сведения деятельности страховщика за январь-декабрь 2019 года» Код формы по ОКУД 0420162 по следующей формуле: (Страховая премия по ОСАГО (Строка 191, столбец 3) / Страховая премия (всего) (Строка 100, столбец 3)) *100).

До 20 %;

от 20 (включительно) до 65%;

от 65 (включительно) до 100% (включительно)

80 баллов

100 баллов

60 баллов

25%

6.

Соотношение размера страховых выплат и премий по ОСАГО за предыдущий календарный год (Рассчитывается на основании данных раздела 1 «Сведения деятельности страховщика за январь-декабрь 2019 года» Код формы по ОКУД 0420162 по следующей формуле: (Страховая выплаты по ОСАГО (Строка 191, столбец 9) / Страховая премия по ОСАГО (Строка 191, столбец 3)) *100).

До 40 %;

от 40(включительно) до 65%;

от 65(включительно) до 77%;

от 77(включительно) до 95%;

Более 95%(включительно)

60  баллов

100 баллов

80 баллов

20 баллов

10 баллов

25%

7.

Круглосуточное предоставление бесплатных услуг эвакуатора по эвакуации транспортного средства Заказчика с места ДТП до стоянки без ограничений по количеству вызовов по заявке Заказчика в течение 24 часов по Республике Татарстан.

Баллы присуждаются при предоставлении услуги

Баллы присуждаются при непредоставлении услуги

100 баллов

 

0 баллов

15%

8.

Круглосуточное предоставление услуг аварийного комиссара на место ДТП, оформление документов по ДТП по заявке Заказчика в течение 24 часов по Республике Татарстан.

Баллы присуждаются при предоставлении услуги

Баллы присуждаются при непредоставлении услуги

100 баллов

 

0 баллов

15%

9.

Наличие центра урегулирования убытков в  муниципальных районах (городах) на территории Республики Татарстан согласно зонам (согласно Приложению №1 к форме предложения о квалификации участника закупки):

Зона №1: Альметьевский, Бугульминский, Лениногорский,  Бавлинский,  Ютазинский и Черемшанский муниципальные районы.

Зона №2: Казань, Зеленодольск, Атнинский, Верхнеуслонский, Высокогорский, Лаишевский, Пестречинский, Апастовский, Буинский, Дрожжановский, Кайбицкий, Камско-Устьинский, Тетюшский, Арский, Балтасинский, Кукморский муниципальные районы.

 Зона №3: Алькеевский, Алексеевский, Аксубаевский, Чистопольский, Новошешминский, Нурлатский, Спасский, Сабинский, Рыбнослободский и Тюлячинский муниципальные районы.

 Зона №4: Агрызский, Актанышский, Мензелинский,  Менделеевский, Елабужский, Мамадышский, Набережные Челны.

Зона №5: Нижнекамский, Заинский, Сармановский, Азнакаевский, Тукаевский и Муслюмовский муниципальные районы.*

Наличие в 5 (пяти) зонах

Наличие в 4 (четырех) зонах

Наличие в 3 (трех) зонах

Наличие в 2 (двух) зонах

Наличие в 1 (одной) зоне

100 баллов

80 баллов

60 баллов

40 баллов

20 баллов

20%

 

Заявитель в своей жалобе сослался на то, что из-за установленного критерия «Соотношение размера страховых выплат и премий по ОСАГО за предыдущий календарный год» Заказчик исходя из формы годовых бухгалтерских отчетностей Страховщиков (формы по ОКУД 04201) находящихся в открытом доступе, в частности, на сайте Центрального Банка России имеет возможность на момент подготовки конкурсной документации, рассмотрения и оценки заявок определить участника закупки, который наберет максимальное количество баллов по спорным показателям.

В соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации (https://www.cbr.ru/statistics/insurance/report_individual_ins/?UniDbQuery.Posted=True&UniDbQuery.DtType=1&UniDbQuery.To=2019) на рынке присутствуют как минимум 4 организации, имеющие возможность получить максимальное количество баллов по критерию «Соотношение размера страховых выплат и премий по ОСАГО за предыдущий календарный год (Рассчитывается на основании данных раздела 1 «Сведения деятельности страховщика за январь-декабрь 2019 года» Код формы по ОКУД 0420162 по следующей формуле: (Страховая выплаты по ОСАГО (Строка 191, столбец 9) / Страховая премия по ОСАГО (Строка 191, столбец 3)) *100)».

В ходе заседания Комиссии, представитель Уполномоченного органа пояснил, что данный критерий был установлен для того, чтобы иметь возможность оценить финансовую устойчивость участника закупки.

Относительно критерия «Возможность определения размера ущерба на основании документов, выданных автосалоном или мастерской, подтверждающие фактически выполненный ремонт поврежденного транспортного средства».

Заявитель в своей жалобе ссылается на положения пункта 15.3 статьи 12 Закона об ОСАГО, который гласит, что при наличии согласия страховщика в письменной форме потерпевший вправе самостоятельно организовать проведение восстановительного ремонта своего поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, с которой у страховщика на момент подачи потерпевшим заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков отсутствует договор на организацию восстановительного ремонта. В этом случае потерпевший в заявлении о страховом возмещении или прямом возмещении убытков указывает полное наименование выбранной станции технического обслуживания, ее адрес, место нахождения и платежные реквизиты, а страховщик выдает потерпевшему направление на ремонт и оплачивает проведенный восстановительный ремонт.

В соответствии с пунктом 58 Пленума Верховного суда Российской Федерации от 26.12.2017 №58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» положения пунктов 15.1 - 15.3 статьи 12 Закона об ОСАГО применяются только к страховому возмещению вреда в форме восстановительного ремонта в связи с повреждением легкового автомобиля, находящегося в собственности гражданина (в том числе имеющего статус индивидуального предпринимателя) и зарегистрированного в Российской Федерации.

Однако, Комиссия Татарстанского УФАС России, что указанный судебный акт не применим при рассмотрении настоящей жалобы, так как согласно пункту 15 статьи 12 Федерального закона от 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО) страховое возмещение вреда, причиненного транспортному средству потерпевшего (за исключением легковых автомобилей, находящихся в собственности граждан и зарегистрированных в Российской Федерации), может осуществляться по выбору потерпевшего:

- путем организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на станции технического обслуживания, которая выбрана потерпевшим по согласованию со страховщиком в соответствии с правилами обязательного страхования и с которой у страховщика заключен договор на организацию восстановительного ремонта (возмещение причиненного вреда в натуре);

- путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему (выгодоприобретателю) в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет потерпевшего (выгодоприобретателя) (наличный или безналичный расчет).

Вместе с тем необходимо отметить, что при размещении открытого конкурса заказчик выступает в качестве страхователя – лица, заключающего со страховщиком договор обязательного страхования, и при этом необязательно являющегося собственником транспортного средства.

Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что установление в конкурсной документации критериев, обжалуемых Заявителем, не направлено на ограничение заказчиком количества участников закупки, а является способом реализации своих потребностей в выборе наиболее квалифицированного исполнителя услуг. Указанные критерии позволяют выявить победителя, оказывающего необходимые заказчику услуги, а также обладающего достаточной финансовой устойчивостью для выполнения обязательств по страхованию государственного имущества. Кроме того, данные критерии не препятствуют участию в конкурсе, не предрешают исхода закупки и не создают преимуществ конкретному лицу. Отсутствие документов, подтверждающих соответствие участника закупки критериям, не ограничивает его право на участие в закупке. Позиция, подтверждающая право использовать критерии, необходимые для выявления лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика, подтверждается постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 11.02.2019 по делу № А65-1272/2018.

Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода заявителя.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу АО «АльфаСтрахование» (вх. 8060/ж от 09.06.2020 г.) на действия уполномоченного органа - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ЗАКУПКАМ, заказчиков - МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН, ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН", ГОСУДАРСТВЕННОЕ НАУЧНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН" при проведении закупки № 0111200000920000234 на предмет: Право заключения государственного контракта, гражданско-правового договора на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для государственных нужд Республики Татарстан, нужд бюджетного учреждения Республики Татарстан необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны