Решение №АЯ-04/8574 Решение по делу №016/07/3-1150/2023 от 17 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-04/8574 от 17.08.2023 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА ПРОМЫШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТИПА "АЛАБУГА"  – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 05.07.20236 г.), <…> – [должностное лицо] (по доверенности от 30.11.2021 г.), представителей заявителя ООО СПТК «ЮВА» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 10.10.2022 г.), <…> – [должностное лицо] (доверенность от 22.09.2022 г.), представителя заявителя ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «Топливная компания «Оптима»  - <…> – [должностное лицо] (по доверенности от 14.08.2023 г.),рассмотрев посредством видеоконференции жалобу ООО СПТК «ЮВА»  (вх.№8000/ж от 03 .08.2023 г.), жалобу ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «Топливная компания «Оптима»  (вх. №8117/ж от 07.08.2023 г.) на действия заказчика АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА ПРОМЫШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТИПА "АЛАБУГА" при проведении закупки №32312568258 на предмет: «Поставка ГСМ»,

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении конкурса в электронной форме №32312568258   было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 10.07.2023 года.

Заказчик – АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА ПРОМЫШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТИПА "АЛАБУГА".

Начальная (максимальная) цена договора – 19 560 000,00 руб.

Суть жалобы, по мнению заявителей, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, на заседании Комиссии представил устные и письменные пояснения.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации по закупке приходит к следующим выводам.

Относительно довода заявителя ООО СПТК «ЮВА»  (вх.№8000/ж от 03.08.2023 г.),о том, что заказчик при установлении порядка оценки заявок, не руководствовался требованиями Постановления Правительства №2604, что в свою очередь привело, к установлению ненадлежащего порядка оценки заявок.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении обжалуемой закупки заказчик руководствовался Положением о закупках товаров, работ, услуг АО "ОЭЗ ППТ "Алабуга" от 29.12.2022 (далее – Положение). 

Согласно Извещения Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс в электронной форме.

Исходя из положений Извещения, норм действующего законодательства, указанная выше закупка осуществляется в соответствии с положениями Федерального закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 г. N223-ФЗ.

Исходя из доводов жалобы заявителя, заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки заявок, несоответствующий положениям Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604, что в свою очередь не позволяет заказчиком определить наиболее лучшее конкурсное предложение среди заявок участников.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, пояснив, что положения Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 применяются в обязательном порядке, исключительно при проведении закупок в соответствии с Федеральным закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 № 44-ФЗ. При установлении порядка оценки и критериев оценки заявок, при осуществлении вышеуказанной закупки, заказчик руководствуется собственными потребностями.

Комиссия Татарстанского УФАС России изучив доводы сторон, положения документации приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" устанавливается порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - закупка, заявки), предельные величины значимости критериев оценки заявок, а также требования к форме документа, предусмотренного пунктом 4 части 2 статьи 42 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), согласно приложению № 1.

Заказчиком в извещении установлен следующий порядок оценки заявок и критерии оценки:

Изучив установленный заказчиком порядок оценки заявок, критерии оценки заявок, Комиссия приходит к выводу, что указанный порядок положениям действующего законодательства не противоречит, приводит к более широкому кругу участников и не ограничивает таких участников, в том числе заявителя, в возможности подать заявку на участие в закупочной процедуре, и в случае предложения лучших условий быть признанным ее победителем.

Дополнительно комиссия отмечает, что положения Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 в обязательном порядке должны применять исключительно заказчики осуществляющие закупки в соответствии с Федеральным законом №44.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о признании довода жалобы необоснованным.

Относительно доводов жалобы ООО СПТК «ЮВА»  (вх.№8000/ж от 03.08.2023 г.), жалобы ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «Топливная компания «Оптима»  (вх.№8117/ж от 07.08.2023 г.) о ненадлежащем установления критериев оценки заявок на участие в конкурсе.

Согласно доводам жалоб, заказчик п.7.4 конкурсной документации в качестве критериев оценок заявок на участие в конкурсе в целях определения Квалификации участника закупки установил требование о предоставлении копий исполненных договоров (контрактов), предметом которых являлась поставка дизельного топлива за период с 2021 по 2023 годы. При этом каких-либо требований к содержанию указанных исполненных договоров не предъявлено (например, таких как предоставление исполненных договоров аналогичных заключаемому на сумму не менее начальной максимальной цены договора либо по объему и срокам поставки, либо исполненных договоров с разными контрагентами).

Заказчик в ходе заседания комиссии пояснил, что установление данного критерия позволяет выявить поставщика с достаточным для Заказчика опытом по поставке товара, аналогичному предмету закупки и позволяет судить о его способности осуществить поставку товара, предусмотренного конкурсной документацией. Использование данного критерия является обоснованным, т.к. приостановление поставок по договору может повлечь простой автотранспортного парка организации.

В ходе рассмотрения и изучения письменных и устных пояснений сторон, Комиссия Татарстанского УФАС пришла к следующему.

В соответствии с ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон о закупках) Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Пунктами 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В соответствии с ч. 3 ст. 24 Положения о закупках АО «ОЭЗ ППТ «Алабуга» критериями оценки заявок на участие в конкурсе, помимо цены договора (цены за единицу товара, услуги) могут быть иные критерии, в том числе:

1)         функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара и (или) квалификация участника конкурса;

2)         качество товаров, работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса;

3)         расходы на эксплуатацию товара;

4)         расходы на техническое обслуживание товара;

5)         сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

6)         срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;

7)         объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг.

            Таким образом, Заказчик вправе самостоятельно определять требования к участникам закупки в документации.

Согласно протоколу №1908-ЭК/Р от 31.07.2023 г. участниками закупки было предоставлено следующее количество договоров. (Рис.1).

В соответствии с протоколом оценки и сопоставления заявок №1908-ЭК/Р  от 28.07.2023 г. победителем признан ООО «Синтез», приложенные документы полностью  подтвердили требуемую Заказчику квалификацию.

К тому же, участники ООО СПТК «ЮВА», ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «Топливная компания «Оптима», подавая заявки на участие в конкурсе, подтвердили факт ознакомления с положениями конкурсной документации и дали свое согласие на участие в конкурсе на условиях, установленных конкурсной документацией.

Таким образом, доводы заявителей признаны необоснованными.

Относительно доводов  жалобы ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «Топливная компания «Оптима»  (вх.№8117/ж от 07.08.2023 г.) об установлении разных сроков поставки и о неправомерном установлении требования о предоставлении участниками в составе заявки документов.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о закупках,  при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно доводам заявителя, заказчиком в спецификации и в технических требованиях конкурсной документации установлены различные сроки поставки (в спецификации – 31.07.2023, в технических требования- 31.10.2023 г.), также п. 14 информационной карты конкурса заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении в составе заявки документов, подтверждающих наличие у поставщика склада, расположенного  на удалении не более 60 км. от заказчика.

Заказчик с доводом жалобы не согласился, представил письменные и устные пояснения, согласно которым спецификация к договору является проектом, а не утвержденной формой и при заключении договора в нее вносятся необходимые сведения в соответствии с поданным предложением победителя состоявшегося конкурса в электронной форме. В то же время заказчик не отрицает, факт установления различных сроков поставки в спецификации и в технических требованиях конкурсной документации и считает, что это не повлияло на результаты определения победителя.

Также заказчик считает, довод Заявителя об ограничения конкуренции в части установления в п. 14 Информационной карты конкурса требования о наличии склада Поставщика, расположенного на удалении не более 60 км. от Заказчика (РТ, Елабужский р-н, территория ОЭЗ «Алабуга», улица Ш-2, д. 4/1) является несостоятельным  в связи с тем, что доставка товара осуществляется не силами и средствами Поставщика, а силами и средствами Заказчика на условиях самовывоза (п. 4 Информационной карты конкурса, раздел V ) к тому же, что все участники закупки подтвердили наличие склада на расстоянии,  не превышающем 60 км. от местонахождения Заказчика, в их числе ООО «ТК «Оптима».

Таким образом, установление склада ГСМ на удаленности более 60 км. от указанного в конкурсной документации адреса впоследствии может привести к необоснованным финансовым затратам Заказчика, так как выборка товара происходит многократно в течение срока действия договора.

В ходе рассмотрения и изучения письменных и устных пояснений сторон, Комиссия Татарстанского УФАС пришла к следующему.

Согласно п. 4 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

В соответствии со спецификацией (Приложение №1 к Договору поставки № ОЭЗ-___/23 от «___» __________ 2023 г.) Заказчиком установлено, что Поставка Товара по настоящему Договору осуществляется отдельными партиями, в соответствии с Заявками Покупателя. Общий срок поставки Товара: с даты заключения Договора по 31.07.2023 г.

В то же время, в Разделе V «Технические требования на поставку ГСМ» к закупочной документации установлено: поставка товара осуществляется на условиях самовывоза со склада Поставщика, расположенного на удалении не более 60 км. от Заказчика, по заявке Покупателя в течение 5 календарных дней. Общий срок поставки с даты подписания договора по 31.10.2023 г.

Следовательно, заказчиком установлены разные сроки поставки.

Также относительно довода о наличии склада, расположенного на расстоянии не менее 60 км. от заказчика, Комиссия Татарстанского УФАС пришла к выводу о том, что установление требований об удаленности не более 60 км складов от заказчика преследует собой цель ограничения конкуренции путем предоставления преимущества участникам закупки, которые расположены в Елабужском районе Республики Татарстан.

Таким образом, довод заявителя признан обоснованным, заказчиком нарушены требования ч. 1 ст.  3, п. 4 ч. 10 ст. 4  Закона о закупках.

Вместе с тем, учитывая, что выявленные правонарушения не повлияли на определение победителя, Комиссия Татарстанского УФАС России принимает решение предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства не выдавать.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО СПТК «ЮВА» (вх. №8000/ж от 03.08.2023 г.) на действия заказчика АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА ПРОМЫШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТИПА "АЛАБУГА" при проведении закупки №32312568258 на предмет: «Поставка ГСМ» необоснованной;

Признать жалобу ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «Топливная компания «Оптима» (вх. №8117/ж от 07.08.2023 г.) на действия заказчика АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА ПРОМЫШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТИПА "АЛАБУГА" при проведении закупки №32312568258 на предмет: «Поставка ГСМ» частично обоснованной.

Признать заказчика АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА ПРОМЫШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТИПА "АЛАБУГА" нарушившим требования ч. 1 ст.  3, п. 4 ч. 10 ст. 4  Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм действующего  законодательства Российской Федерации.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны