Предупреждение №АЯ-08/8060 Предупреждение №П08-44/2022 о прекращении действий (бездейст... от 24 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх.№ АЯ-08/8060 от 24.06.2022

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее по тексту – Управление) поступило заявление ООО «Автовокзал «Восточный» (ИНН 1658191941) (вх. №2611 от 02.03.2022г.) о нарушении АО «Казанское пассажирское автотранспортное предприятие №1» (далее - АО «КПАТП-1») (ИНН 1659006990, ОГРН 1021603464288, юридический адрес: РТ, г. Казань, ул. Роторная, д. 1, оф. 22) Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон «О защите конкуренции»), в части осуществления перевозок по схожим маршрутам и без соответствующих свидетельств и карт маршрутов.

По результатам рассмотрения указанного заявления, представленных документов и материалов, а также анализа нормативной правовой базы Управлением установлено следующее:

ООО «Автовокзал «Восточный» (ИНН 1658191941) является профессиональным перевозчиком, имеющим разрешительные документы (свидетельство на право осуществления перевозок и карты маршрутов), необходимые для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа по междугородним маршрутам «г. Казань – г. Уфа» (маршрут №4293 АС «Восточный» г. Казань – Южный автовокзал, г. Уфа, рег. номер 16.02.058), «г. Казань – г. Москва» (маршруты: № 3284 АС «Восточный» г. Казань – АС «Центральная», г. Москва, рег. номер 16.77.003; № 3926 АС «Восточный» г. Казань – АВ «Центральный», г. Москва, рег. номер 16.77.004; № 3992 АС «Восточный» г. Казань – АВ «Центральный», г. Москва, рег. номер 16.77.005).

Исходя из письменных пояснений и документов, представленных ООО «Автовокзал «Восточный» следует, что АО «КПАТП-1» осуществляет перевозку пассажиров по межрегиональным маршрутам, данные которых не включены в Реестр межрегиональных маршрутов регулярных перевозок (далее - Реестр).

В качестве доказательств ООО «Автовокзал «Восточный» были представлены билеты, их которых следует, что:

В соответствии с билетом серия БС № 00000749207012 (прилагается) от 15.02.2022 АО «КПАТП-1» осуществлял перевозку пассажиров по маршруту №510 «Казань АВ Столичный - Ярославль», от Казани АВ Столичный до Нижний Новгород.

В соответствии с электронным билетом № 00000753133917 (прилагается) 01.03.2022 АО «КПАТП-1» осуществлял перевозку пассажиров по маршруту № 510 Казань АВ Столичный - Ярославль (от Казани АВ Столичный до Нижний Новгород).

Вышеуказанный маршрут с порядковым номером №510 в Реестре не значится.

Вместе с тем, АО «КПАТП-1» является перевозчиком по межрегиональному маршруту № 500 «АВ «Столичный» г. Казань – АВ г. Ярославль (per. номер 16.76.001). В соответствии с Реестром маршрутом следования является г. Казань (ул. Девятаева, ул. Татарстан, ул. Нариманова, ул. Саидгалеева, Кировская дамба, ул. Несмелова, ул. Краснококшайская, ул. Фрунзе, Горьковское шоссе, ул. Залесная); М7; г. Чебоксары (Канашское шоссе, пр-т Мира, Канашское шоссе); М7; г. Лысково (ул. Казанская); М7; г. Кстово (ул. Магистральная); М7; г. Нижний Новгород (ул. Ларина, пр-т Гагарина, ул. Студенческая, пр-т Гагарина, ул. Красносельская, ул. Ильинская, ул. Маслякова, Похвалинский съезд, ул. Советская, ул. Ивана Романова, Московское шоссе, Сормовское шоссе, ул. Коминтерна, ул. Свободы, ул. Хальзовская, ул. КИМа, ул. Ясная, ул. Землячки, ул. Ужгородская); 1Р152; пгт Лукино (ул. Шоссейная); 1Р152; г. Балахна (ул. Челюскинцев, ул. Строителей, пр-т Дзержинского, ул. Главная); 1Р152; г. Пестяки (ул. Советская, ул. Ленина, ул. Карла Маркса, ул. Гагарина); 1Р152; г. Шуя (Васильевский тракт, ул. Ленина, ул. Советская, ул. Вокзальная, ул. 1-я Железнодорожная, ул. 2-я Дубковская, ул. Центральная); 1Р152; г. Кохма (ул. Ивановская); 1Р152; г. Иваново (Кохомское шоссе, ул. Куконковых, пр-т Строителей, ул. Станкостроителей, ул. Некрасова, ул. Богдана Хмельницкого, ул. Велижская, ул. Большая Воробьевская, ул. Парижской Коммуны, ул. Жарова, пр-т Ленина, ул. Фрунзе); 1Р600; г. Приволжск (ул. Фурманова); 1Р600; г. Кострома (Волгореченское шоссе, ул. Магистральная, ул. Подлипаева, ул. Советская, Кинешемское шоссе, ул. Советская, ул. Подлипаева, ул. Магистральная); М8; г. Левашово (ул. Советская); М8; г. Ярославль (пр-т Фрунзе, пр-т Московский).

В расписание данного маршрута включены следующие остановочные пункты:

Остановочные пункты (начальные, промежуточные, конечные)

Код региона , на территории которого находится остановочный пункт

Регистрационный номер остановочного пункта

АВ «Столичный» г. Казань

16

16011

АВ  "Центральный" г. Чебоксары

21

21027

АВ г. Иваново

37

37001

АС г. Волгореченск

44

44008

АВ г. Кострома

44

44004

АВ г. Ярославль

76

76011

При этом, расписание маршрута № 500 не предусматривает остановочные пункты в городе Нижний Новгород.

В целях всестороннего и объективного рассмотрения дела в адрес АО «КПАТП-1» был направлен запрос.

Согласно ответу АО «КПАТП-1» маршрут № 510 в билетах указан ошибочно, так как система перепрограммирована и дает сбой.

ФБУ «Росавтотранс» также направил ответ в адрес Управления, согласно которому в Реестре в соответствии с положениями Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 220) зарегистрированы следующие межрегиональные маршруты АО «КПАТП-1»:

Регистрационный номер маршрута в реестре

Порядковый номер маршрута

Наименование маршрута

16.63.026

806

АВ «Столичный» г. Казань - АВ "Центральный" г. Самара

16.21.016

633

АВ «Столичный» г. Казань - АВ "Центральный" г. Чебоксары

16.43.005

555

АВ «Столичный» г. Казань - АВ г. Киров

16.73.024

632

АВ «Столичный» г. Казань - АВ г. Ульяновск

16.58.002

700

АВ «Столичный» г. Казань - АВ г. Пенза

16.76.001

500

АВ «Столичный» г. Казань - АВ г. Ярославль

16.63.020

800

АВ «Столичный» г. Казань - ОП "Старый город" г. Тольятти

16.74.004

965

АВ «Столичный» г. Казань - АС г. Магнитогорск

16.58.001

655

АВ «Столичный» г. Казань - АВ г. Пенза

16.56.005

807

АВ «Столичный» г. Казань - Оренбургский междугородный автовокзал

16.56.006

911

АВ «Столичный» г. Казань - Оренбургский междугородный автовокзал

16.74.003

950

АВ «Столичный» г. Казань - АВ Центральный г. Челябинск

16.43.006

505

АВ «Столичный» г. Казань - АВ г. Сосновка

16.05.002

757

АВ «Столичный» г. Казань - АВ г. Махачкала

16.02.025

957

АВ «Столичный» г. Казань - АВ г. Стерлитамак

16.63.025

806

АВ «Столичный» г. Казань - АВ "Центральный" г. Самара

16.02.026

540

АВ «Столичный» г. Казань - КП "Северный" г. Уфа

16.30.002

501

АВ «Столичный» г. Казань - АВ г. Астрахань

Согласно пунктам 19 и 20 части 1 статьи 3 Федерального закона № 220 документами, подтверждающими право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок, в том числе содержащими сведения о составе остановочных пунктов, которые разрешается использовать по межрегиональным маршрутам и время отправления и прибытия транспортных средств в данных остановочных пунктах, являются свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок  и карты маршрута регулярных перевозок.

Свидетельства и карты маршрутов, согласно ответу ФБУ «Росавтотранс», оформлены и выданы на маршруты 16.63.026, 16.21.016, 16.43.005, 16.73.024, 16.58.002, 16.76.001, 16.63.020, 16.74.004, 16.58.001.

Вместе с тем, ФБУ «Росавтотранс» пояснил, что межрегиональные маршруты с порядковыми номерами № 545 и № 510 в реестре за АО «КПАТП-1» не зарегистрированы, свидетельства и карты маршрутов не оформлялись.

АО «КПАТП-1» на маршрут № 500 «АВ «Столичный» г. Казань – АВ г. Ярославль (per. номер 16.76.001) было выдано свидетельство и карта маршрута. Однако, АО «КПАТП-1» не вправе производить посадку-высадку пассажиров на остановочном пункте, расположенном в г. Нижний Новгород, за исключением случаев если это не запрещено Федеральным законом № 220, в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок.

Управлением также установлено, что информация о реализации билетов до конечного пункта г. Нижний Новгород, в рамках маршрута № 500 «АВ «Столичный» г. Казань – АВ г. Ярославль, размещена, в том числе в онлайн-сервисе (агрегаторе) «Яндекс. Расписание» (https://rasp.yandex.ru/), принадлежащий ООО «Яндекс» (ОГРН 1027700229193 ИНН 7736207543, юридический адрес: 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16) (скриншоты прилагаются).

Таким образом, АО «КПАТП-1» осуществляет перевозки с отправлением от Автовокзала «Столичный» (г. Казань) до г. Нижний Новгород в рамках маршрута
№ 500 «АВ «Столичный» г. Казань - АВ г. Ярославль, при отсутствии в расписании маршрута остановочного пункта в г. Нижний Новгород.

В силу части 2 ст. 30 Федерального закона № 220 Остановочный пункт по межрегиональному маршруту регулярных перевозок, в том числе расположенный на территории автовокзала или автостанции, должен быть зарегистрирован в реестре остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.

Согласно части 3 ст. 30 Федерального закона № 220 Посадка и высадка пассажиров по межрегиональному маршруту регулярных перевозок в иных местах наряду с остановочными пунктами, которые включены в состав данного маршрута, запрещаются.

Законодательством Российской Федерации определены понятия регулярных перевозок пассажиров и перевозок пассажиров по заказу. Так, в соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Согласно статье 5 Федеральный закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее - Устав автомобильного транспорта, Устав), перевозки пассажиров и багажа подразделяются на регулярные перевозки; перевозки по заказам; перевозки легковыми такси.

Уставом автомобильного транспорта и Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1586 (далее - Правила перевозок пассажиров и багажа), установлены требования, предъявляемые к регулярным перевозкам и к перевозке пассажиров и багажа по заказу.

Правила осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа установлены в главе 3 Устава автомобильного транспорта. В соответствии со статьей 19 Устава регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования.

В соответствии с разделом II «Регулярные перевозки» Правил перевозки пассажиров и багажа регулярные перевозки осуществляются по расписаниям. Расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта. Проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.

Таким образом, из анализа представленных материалов и пояснений, следует, что АО «КПАТП-1» фактически осуществляет перевозки по маршруту «г. Казань – г. Нижний Новгород», который не зарегистрирован за АО «КПАТП-1» в реестре межрегиональных маршрутов регулярных перевозок.

Указанные действия АО «КПАТП-1» привели (могли привести) к получению данным хозяйствующим субъектом преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности на рынке перевозок пассажиров на межрегиональных маршрутах, а также причинили (могли причинить) убытки добросовестным конкурентам, которые оказывают услуги перевозки пассажиров в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Исходя из статьи 14.8 Закона о защите конкуренции, не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1-14.7 настоящего Федерального закона.

Осуществление АО «КПАТП-1» предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров, от Автовокзала «Столичный» (г. Казань) до г. Нижний Новгород в рамках маршрута № 500 «АВ «Столичный» г. Казань - АВ г. Ярославль, при отсутствии в расписании маршрута остановочного пункта в г. Нижний Новгород является актом недобросовестной конкуренции и предоставляет АО «КПАТП-1» преимущество перед ООО «Автовокзал «Восточный», поскольку ООО «Автовокзал «Восточный», занимающийся аналогичным видом деятельности, осуществляющий перевозку в рамках установленного маршрута следования и имеющий свидетельство об осуществлении перевозок по межрегиональному маршруту, соблюдает законодательство об организации регулярных перевозок пассажиров, и тем самым, ограничивает себя соответствующими обязательствами.

Для квалификации совершенного деяния в качестве недобросовестной конкуренции и подтверждения его состава в действиях конкретного лица необходимо установить, что лицо, совершившее противоправное деяние, и другой хозяйствующий субъект являлись конкурентами, то есть присутствовали в одном сегменте товарного рынка; его действия противоречили законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности; совершенные действия причинили или могли причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другого хозяйствующего субъекта (конкурента).

Татарстанским УФАС России установлено, что на рынке пассажирских перевозок действуют иные хозяйствующие субъекты, которые осуществляют регулярные пассажирские перевозки и имеют соответствующие разрешительные документы.

Для квалификации совершенного деяния в качестве недобросовестной конкуренции достаточно возможности (вероятности) причинения убытков либо нанесения ущерба деловой репутации другого хозяйствующего субъекта (конкурента).

Поскольку АО «КПАТП-1» и ООО «Автовокзал «Восточный» являются конкурентами, деятельность АО «КПАТП-1» по осуществлению регулярных перевозок от Автовокзала «Столичный» (г. Казань) до г. Нижний Новгород в рамках маршрута № 500 «АВ «Столичный» г. Казань - АВ г. Ярославль, без получения разрешительных документов способно принести убытки иным хозяйствующим субъектам, оказывающим услуги в соответствии с требованиями действующего законодательства, при осуществлении предпринимательской деятельности.

Более того, действия АО «КПАТП-1» противоречат требованиям добропорядочности, разумности и справедливости. Осуществляя перевозку пассажиров автобусом от г. Казань до г. Нижний Новгород, при отсутствии зарегистрированного маршрута, следует, что целью поведения АО «КПАТП-1» являлось получение преимуществ в предпринимательской деятельности за счет нарушения правил конкурентной борьбы между хозяйствующими субъектами.

Товарный рынок пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего назначения по рассматриваемому маршруту является неэластичным, то есть количество пассажиров, желающих воспользоваться услугами перевозчика, строго ограничено. Поэтому незаконное изъятие части пассажиров заявителем приводит (или может привести) к тому, что хозяйствующий субъект - конкурент, работающий на данном маршруте по утвержденным расписаниям, лишается этих пассажиров и несет (может нести) определенные убытки.

Ущерб добросовестным регулярным перевозчикам причиняется тем, что официальный перевозчик обязан следовать по своему маршруту в любом случае, так как осуществляет свою деятельность на основании публичного договора, что закреплено в части 1 статьи 19 Устава автомобильного транспорта, что регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Согласно статье 426 Гражданского кодекса РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). В данном случае, добросовестный регулярный перевозчик несет убытки, так как вынужден осуществлять рейсы, ограничивая себя соответствующими обязательствами.

Таким образом, действия, выразившиеся в осуществлении регулярных перевозок по маршруту от г. Казань до г. Нижний Новгород в рамках маршрута № 500 «АВ «Столичный» г. Казань - АВ г. Ярославль, в отсутствии на то соответствующих разрешительных документов (свидетельств), предусмотренных требованиями Федерального закона № 220, противоречат действующему законодательству.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции», в случае выявления признаков нарушения ст. 14.8 ФЗ «О защите конкуренции», в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В связи с наличием в действиях АО «КПАТП-1» признаков нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в осуществлении регулярных перевозок по маршруту от г. Казань до г. Нижний Новгород в рамках маршрута № 500 «АВ «Столичный» г. Казань - АВ г. Ярославль без карт маршрутов регулярных перевозок и свидетельства на осуществление перевозок по межрегиональному маршруту регулярных перевозок, Татарстанское УФАС России, на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции,

ПРЕДУПРЕЖДАЕТ

АО «КПАТП-1» (ИНН 1659006990, ОГРН 1021603464288, юридический адрес: РТ, г. Казань, ул. Роторная, д. 1, оф. 22) о необходимости в течение 20 дней с момента получения предупреждения прекратить недобросовестные действия, выразившиеся в осуществлении регулярных перевозок по маршруту от г. Казань до г. Нижний Новгород в рамках маршрута № 500 «АВ «Столичный» г. Казань - АВ г. Ярославль без карт маршрутов регулярных перевозок и свидетельства на осуществление перевозок по межрегиональному маршруту регулярных перевозок.

О выполнении предупреждения сообщить в Татарстанское УФАС России в течение 15 дней с момента исполнения предупреждения, представив подтверждающие документы (в том числе копии соглашений с банками партнерами, действующими на дату направления ответа, со всеми приложениями и дополнениями являющимися их неотъемлемой частью; выборочно копии договоров о продаже автомобильных средств (по каждой марке автомобиля), заключенных в период с даты выдачи предупреждения по дату направления ответа, а также иные документы, подтверждающие выполнение предупреждения).

В случае невыполнения в установленный срок предупреждения Татарстанское УФАС России сообщает, что в соответствии со статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» будет принято решение о возбуждении в отношении АО «КПАТП-1» дела по признакам нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции.

<….>

Связанные организации

Связанные организации не указаны