Определение №СП-05/2013 Дело по материалам Прокуратуры Республики Татарстан по обращ... от 12 февраля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. СП-05/2013 от 12.02.2019

Председатель Комиссии Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <…>

УСТАНОВИЛ:

В Татарстанское УФАС России поступили материалы Прокуратуры Республики Татарстан по обращению гражданина (вх. №16075 от 09.10.2018) на действия Управления образования Исполнительного комитета города Казани по вопросу заключения соглашения, ограничивающего конкуренцию, с ООО «ВКТ-Строй» (ИНН 1655376694).

По итогам рассмотрения указанного обращения установлено следующее.

В 2017, 2018 году в образовательных учреждениях города Казани неоднократно происходили аварийные ситуации. Такие как: затопление подвального помещения, аварии в канализации, аварии в системе горячего водоснабжения, поломка ограждения и т.д.

Для устранения последствий аварий образовательные учреждения заключают договор с единственным поставщиком в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». При этом стоит отметить, что на данном рынке действует множество организаций, соответственно рынок является высококонкурентным.

В 2017, 2018 году для выполнения работ в следствии аварии образовательные учреждения города Казани заключали договор исключительно  с ООО «ВКТ-Строй».

Так, ООО «ВКТ-Строй» за 2017 – 2018 год заключило 1014 договоров с образовательными учреждениями города Казани по выполнению аварийных санитарно-технических работ.

 Татарстанским УФАС России был сделан запрос в адрес сорока двух образовательных учреждений города Казани (исх. СП-05/20707) по порядку определения организации, осуществляющей выполнение аварийных санитарно-технических работ каждой из образовательных учреждений и по причинам заключения договора по выполнению данных работ исключительно с ООО «ВКТ-Строй».

Большая часть ответов на указанной запрос содержали абсолютно идентичный ответ (вх. №№262 от 11.01.2019, 362 от 12.01.2019, 782 от 18.01.2019 и т.д.) о том, что образовательные учреждения свободны в выборе контрагентов, со ссылкой на свободу осуществления гражданских прав в соответствии со ст.2 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Исключение составила МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №18 с углубленным изучением английского языка» Вахитовского района г. Казани (вх. 517 от 15.01.2019, далее – МАОУ № 18), которая представила в адрес Управления ответ отличный от ответов, представленных другими образовательными учреждениями.

Согласно информации, представленной МАОУ  № 18, учреждение не свободны в выборе организации для выполнения аварийных работ, и обращается для этого в Хозяйственную-эксплуатационную группу (далее – ХЭГ), подразделение Управления образования Исполнительного комитета города Казани.

Согласно сведениям, размещенным на официальном портале города Казани (www.kzn.ru), [должностным лицом] данного подразделения является <…>.

Заявитель по обращению вх.№16075 от 09.10.2018 в рамках жалобы упомянул данное лицо, как ответственное за заключение соглашения, ограничивающего конкуренцию на рынке осуществления аварийных ремонтных работ в образовательных учреждениях города Казани.

Таким образом, несмотря на развитость рынка строительных услуг на территории города Казани, в 2017, 2018 году образовательные учреждения города Казани заключили свыше тысячи договоров с ООО «ВКТ-Строй» для выполнения аварийных работ.

Кроме того, на запрос Татарстанского УФАС России представили абсолютно идентичную по содержанию и формулировке информацию о порядке определения организации для выполнения аварийных работ, согласно которой учреждения самостоятельно выбирают данные организации. Шаблонность представленной информации организациями, являющимися независимыми по отношению друг к другу, подвергает сомнению ее достоверность.    Более того, направление одним из учреждений (МАОУ №18) противоположных по смыслу сведений, является еще одним аргументом против достоверности информации, представленной остальными учреждениями. 

Также сведения МАОУ №18 указывают на то, что действия учреждения по определению организации для выполнения аварийных работ определяется хозяйственно-эксплуатационной группой Управления образования Исполнительным комитетом города Казани. Данная информация подтверждает доводы, зафиксированные в обращении.

Согласно части 1 статье 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В соответствии с частью 2 той же статьи, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В своих ответах образовательные учреждения поясняют, что руководствуются положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», однако заключение договоров на выполнение аварийных работ только с одной определенной организацией, на рынке со столько развитой конкуренцией, определенно противоречит принципу обеспечение конкуренции, на котором основан Закон о контрактной системе закупок.

Согласно статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно той же статье, признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 16 Закона о защите конкуренции, запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:

1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Таким образом, Татарстанское УФАС Росси приходит к выводу о наличии в действиях ООО «ВКТ-строй» и Управления образования Исполнительного комитета города Казани признаков нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, что выразилось в заключении соглашения, которое привело к ограничению доступа на товарный рынок.

На основании вышеизложенного издан Приказ Татарстанского УФАС от 29.01.2019 г. №  01/33-к о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении нарушения МКУ «Управление образования города Казани» (ИНН 1655065593, 420011, РТ, г. Казань, ул. Большая красная, 1) и ООО «ВКТ-Строй» (ИНН 1655376694, 420012, РТ, г. Казань, переулок Катановский, д. 2, кв. 17) по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в заключении соглашения, которое привело к ограничению доступа на товарный рынок.

ОПРЕДЕЛИЛ:

Назначить дело №05-11/2019 к рассмотрению на 07 марта 2019 г. в 11 часов 00 минут, по адресу 420021, РТ, г. Казань, ул. Московская, 55, 2 этаж, зал заседаний.

Привлечь к участию в рассмотрении дела №05-11/2019 в качестве ответчика: ООО «ВКТ-Строй» (ИНН 1655376694, 420012, РТ, г. Казань, переулок Катановский, д. 2, кв. 17);

Привлечь к участию в рассмотрении дела №05-11/2019 в качестве ответчика: МКУ «Управление образования города Казани» (ИНН 1655065593, 420011, РТ, г. Казань, ул. Большая красная, 1);

3. В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» МКУ «Управление образования города Казани» в срок до 01 марта 2019 г. представить документы и материалы согласно нижеуказанному перечню, копии документов должны быть заверены надлежащим образом. Информация и документы должны быть представлены в полном объеме с приложением реестра представляемых документов по каждому пункту перечня, в случае отсутствия или непредставления информации и документов согласно запрашиваемого перечня - письменно сообщить об этом с указанием причин отсутствия или непредставления:

3.1 причины и правовое обоснование определения ООО «ВКТ-Строй» в качестве организации по выполнению аварийных работ для образовательных учреждений города Казани;

3.2 порядок определения организации по выполнению аварийных работ для образовательных учреждений города Казани, в соответствии с которым МКУ «Управление образования города Казани» определяет в качестве соответствующей организации ООО «ВКТ-Строй»;

3.3 копию переписки между МКУ «Управление образования города Казани» и ООО «ВКТ-Строй» за 2016-2018 гг.;

3.4. копии договоров, заключенных между  МКУ «Управление образования города Казани» и ООО «ВКТ-Строй» за 2016-2018 гг.;

3.6. реестр контрактов, заключенных МКУ «Управление образования города Казани» и ООО «ВКТ-Строй» за 2016-2018 гг. в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с указанием номера закупки, начальной максимальной цены контракта, цены контракта, даты заключения контракта, предмета закупки. 

4. В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» ООО «ВКТ-Строй» в срок до 01 марта 2019 г. представить в адрес Татарстанского УФАС представить информацию (документы), согласно нижепредставленному перечню:

 4.1 письменные пояснения по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения между ООО «ВКТ-Строй» и  МКУ «Управление образования города Казани», в целях ограничения конкуренции на рынке услуг по осуществлению аварийно-санитарных работ для образовательных учреждений города Казани;

4.2 учредительные документы Вашей организации, в том числе устав в редакции, действующей на момент получения настоящего определения, выписку из ЕГРЮЛ по состоянию на момент получения настоящего определения;

4.3 сведения о группе лиц Вашей организации по состоянию на 2016г., 2017 г., 2018г., 2019г. в соответствии со ст. 9 Закона о защите конкуренции, в форме, утвержденной Приказом ФАС РФ №293 от 20.11.2006г. «Об утверждении формы представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц»;

4.4. информацию (в форме справки за подписью руководителя организации) о сумме выручки Вашей организации за 2016-2019 года (руб., с НДС и без НДС) с разбивкой суммы выручки по видам деятельности и приложением копии отчета о прибылях и убытках за указанный период, либо копии налоговой декларации;

4.5          информацию о фактическом местонахождении Вашей в момент проведения указанных аукционов в электронной форме, с приложением правоустанавливающих документов, подтверждающих право пользования данными помещениями (например, свидетельство о праве собственности, договор аренды и т. д.) и платежных документов, подтверждающих оплату по данным правоустанавливающим документам;

Документы представляются сопроводительным письмом в виде надлежащим образом заверенных копий с приложением реестра представляемых документов. Представляемые документы подшиваются, брошюруются и скрепляются печатью.

В случае отсутствия или невозможности представления документов и (или) информации согласно запрашиваемому перечню следует письменно сообщить об этом с указанием причин отсутствия или невозможности представления.

Информация, составляющая коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, представляется в антимонопольный орган в соответствии с требованиями статей 25, 26 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Непредставление информации, предусмотренной антимонопольным законодательством, или представление заведомо недостоверных сведений в антимонопольный орган влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При представлении документов, информации ссылка на номер дела обязательна.

Явка ответчиков по делу или их законных представителей, а также лиц, участвующих в деле (с доверенностью на участие в рассмотрении настоящего дела), обязательна.

Разъясняю, что согласно ст. 43 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме Комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле.

<…>                                                                                                   [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны