Предупреждение №АШ-06/5200 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ №П06-20/2023 о прекращении действий (бездейст... от 24 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АШ-06/5200 от 24.05.2023 г.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных ст. 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых - недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы № 649/15 от 23.07.2015 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе по соблюдению изменившихся требований установленных в Законе о защите конкуренции, в части установления запрета на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках, введены Федеральным законом № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции» (далее – Закон №485-ФЗ). Действия настоящего закона начинается с 08.01.2020 (за исключением отдельных положений).

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Татарстанское УФАС) на рассмотрении находится письмо Прокуратуры Республики Татарстан (вх. №12611 от 05.10.2022) по вопросам бездействия органов местного самоуправления в сфере организации ритуальных услуг.

По итогам рассмотрения и изучения документов, представленных органами местного самоуправления Спасского муниципального района Республики Татарстан, были установлены следующие обстоятельства.

На основании Постановления Исполнительного комитета Спасского муниципального района Республики Татарстан от 10.10.2022 №75 «О внесении изменений и дополнений в устав муниципального унитарного предприятия «Городская баня», утвержденный постановлением Болгарского городского Исполнительного комитета Спасского муниципального района РТ от 05.10.2016 г. № 29 «О создании муниципального унитарного предприятия» (далее – Постановление от 10.10.2022 г. №75) внесены изменения и дополнения в устав муниципального унитарного предприятия «Городская баня», утвержденного постановлением Болгарского городского Исполнительного комитета Спасского муниципального района РТ № 29 от 05.10.2016 г. «О создании муниципального унитарного предприятия согласно приложению».

                В пункте 1 приложения к Постановлению от 10.10.2022 г. №75 сообщается о внесении необходимых изменений в Устав муниципального унитарного предприятия «Городская баня» Спасского муниципального района Республики Татарстан, при возложении на него оказания ритуальных услуг и содержанию мест захоронения и иными связанным с ними, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республике Татарстан, муниципальными правовыми актами.

Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц 11 ноября 2022 года муниципальному унитарному предприятию «Городская баня» добавлен дополнительный вид деятельности (код и наименование вида деятельности): 96.03 «Организация похорон и представление связанных с ним услуг». При этом основным видом деятельности данного унитарного предприятия, согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц, является деятельность физкультурно-оздоровительная (96.04).

Исполнительным комитетом Спасского муниципального района Республики Татарстан, запрос о выдаче заключения о соответствии изменения видов деятельности унитарного предприятия антимонопольному законодательству в Татарстанское УФАС России не направлялся. Таким образом, Исполнительный комитет Спасского муниципального района Республики Татарстан не воспользовалась правом, установленным частью 1 статьи 35.2 Закона о защите конкуренции.

Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» определяет в соответствии с Гражданским кодексом РФ правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Вместе с тем Федеральный закон от 27.12.2019 № 485-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральный закон "О защите конкуренции" вводит с 08.01.2020 общий запрет на создание, в том числе путем реорганизации, унитарных предприятий или изменение видов их деятельности и определяет закрытый перечень исключений из общего запрета.

Согласно пп. «б» п. 1 ст. 1 и п. 3 ст.1 Закона № 485-ФЗ вносятся изменения в Федеральный закон от 14.11.2020 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон № 161-ФЗ) и в Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", устанавливающие исключительные случаи создания, в том числе путем реорганизации, унитарных предприятий или изменение видов их деятельности.

В соответствии с п. 4 ст. 8 Закона № 161-ФЗ и с частью 1 статьи 35.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  "О защите конкуренции", не допускается создание, в том числе путем реорганизации, унитарных предприятий или изменение видов их деятельности, за исключением случаев:

1) предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

2) обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в области разведывательной деятельности, в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, в области транспортной безопасности, в сфере международных отношений Российской Федерации, в сфере государственной охраны, в сфере внутренних дел, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности высших органов государственной власти Российской Федерации;

3) осуществления деятельности в сферах естественных монополий;

4) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

5) осуществления деятельности в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;

6) осуществления деятельности за пределами территории Российской Федерации;

7) осуществления деятельности в области обращения с радиоактивными отходами, включая захоронение радиоактивных отходов, деятельности по использованию объектов инфраструктуры морского порта, находящихся исключительно в федеральной собственности, присвоения унитарным предприятиям статуса федеральной ядерной организации.

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" к сфере деятельности субъектов естественных монополий относится:

- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

- транспортировка газа по трубопроводам;

- железнодорожные перевозки;

- услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

- услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

- услуги по передаче электрической энергии;

- услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

- услуги по передаче тепловой энергии;

- услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;

- захоронение радиоактивных отходов;

- водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры;

- ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.

Таким образом, в рассматриваемом случае изменение вида деятельности МУП «Городская баня», в части добавления дополнительного вида деятельности: 96.03 «Организация похорон и представление связанных с ним услуг» не отвечает требованиям пп. «б» п. 1 ст. 1 и п. 3 ст. 1 Федерального закона от 27.12.2019 № 485-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федерального закона "О защите конкуренции".

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются непринятие мер по преобразованию или ликвидации унитарного предприятия, осуществляющего деятельность на товарном рынке, находящемся в состоянии конкуренции, либо создание унитарного предприятия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Таким образом, действия Исполнительного комитета Спасского муниципального района Республики Татарстан содержат признаки нарушения п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которое выразилось в принятии решения об изменении вида деятельности МУП «Городская баня» в части добавления дополнительного вида деятельности: 96.03 «Организация похорон и представление связанных с ним услуг», что не соответствует требованиям, приведенным пп. «б» п. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.12.2019 № 485-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральном законе "О защите конкуренции".

В связи с наличием в действиях Исполнительного комитета Спасского муниципального района Республики Татарстан признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которое выразилось в принятии решения об изменении вида деятельности МУП «Городская баня» в части добавления дополнительного вида деятельности: 96.03 «Организация похорон и представление связанных с ним услуг», что не соответствует требованиям, приведенным пп. «б» п. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.12.2019 № 485-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральном законе "О защите конкуренции", Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, путем принятия мер по приведению видов деятельности МУП «Городская баня» в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства с учетом запрета, установленного ч. 1 ст. 35.1 Закона N 135-ФЗ и с соблюдением прав граждан, установленных законодательством о погребении и похоронном деле, при выполнении требований настоящего предупреждения.

Предупреждение необходимо выполнить в течение 70 дней с момента получения.

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив подтверждающие документы.

<…> – [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны