Определение №ВЧ-08/11984 Определение о возбуждении дела №016/05/7-1491/2022 и назначе... от 27 сентября 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFИсх. №ВЧ-08/11984 от 27.09.2022 г.
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <….> – [должностное лицо], рассмотрев обращение (вх. №9667 от 26.07.2022 г.), представленное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ по факту распространения в поисковой системе «Яндекс» рекламы с текстом: «<….>», что имеет признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе»,
УСТАНОВИЛ:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступило обращение <….> (вх. №9667 от 26.07.2022 г.), представленное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ по факту распространения в поисковой системе «Яндекс» рекламы с текстом: «<….>», что имеет признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе».
Фотоизображение рекламы представлено ниже:
<….>
Осуществляя переход по ссылке рекламы открывается сайт <….>.
Согласно информации содержащейся на сайте услуги по выполнению коммерческих воздушных перевозок на вертолете осуществляет ООО «АРТДЖЕТ ЭЛИТ».
<….>
Согласно информации представленной ООО «Яндекс», реклама была размещена в рамках договора, заключённого между Яндексом и физическим лицом <….> на условиях Оферты на оказание услуг «Яндекс. Директ», расположенной в сети Интернет.
Согласно информации содержащейся в обращении, ООО «АРТДЖЕТ ЭЛИТ» не является авиаперевозчиком, не имеет никаких вертолетов, а предлагает услуги по осуществлению перевозок на вертолетах, принадлежащих частным лицам.
При этом, перевозка пассажиров на коммерческой основе запрещена на территории Российской Федерации при отсутствии у Исполнителя такой перевозки Сертификата Эксплуатанта.
Указанная информация в соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о рекламе является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация со сведениями: «<….>» в силу статьи 3 Закона о рекламе является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к услугам, которые оказывает рекламодатель.
В силу части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 5 Закона о рекламе недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», при анализе информации, содержащейся в рекламе, судам необходимо иметь в виду, что рекламодатель несет ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности (товару), являющейся объектом рекламирования, но и тех сведений, которые относятся к деятельности (товару) его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся.
Суды должны учитывать, что при сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускаются сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства.
Поэтому реклама может быть признана недостоверной и в том случае, когда сведения, не соответствующие фактическим обстоятельствам, касаются деятельности (товара) конкурентов.
В соответствии с п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», при рассмотрении дел о признании рекламы недостоверной судам необходимо исходить из следующего.
Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов "лучший", "первый", "самый", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).
Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
Согласно пункту 7 статьи 7 Закона «О рекламе» не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
Сертификат эксплуатанта (AOC) - это разрешение, выданное национальным авиационным органом (NAA) эксплуатанту воздушного судна на использование воздушного судна в коммерческих целях. Это требует, чтобы оператор располагал персоналом, активами и системой для обеспечения безопасности своих сотрудников и широкой общественности.
Согласно реестру сертификатов эксплуатантов (<….>) ООО «АРТДЖЕТ ЭЛИТ» не имеет сертификата эксплуатанта для осуществления коммерческих воздушных перевозок.
Таким образом, рекламное объявление содержит признаки нарушения пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5 и 7 статьи 7 Закона «О рекламе».
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», несёт рекламодатель.
В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе», несёт рекламораспространитель.
Таким образом, рекламодателем и рекламораспространителем является ООО «АРТДЖЕТ ЭЛИТ» и <….>.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Возбудить производство по делу №016/05/7-1491/2022 по признакам нарушения пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5 и 7 статьи 7 Закона «О рекламе».
Признать лицами, участвующими в деле:
- в качестве Заявителя, <….>;
- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, ООО «АРТДЖЕТ ЭЛИТ» и <….>.
Назначить дело №016/05/7-2374/2021 к рассмотрению на 26 октября 2022 года в 10 часов 00 минут по адресу: г. Казань, ул. Московская, д.55, 2-й этаж, зал заседаний.
4. ООО «АРТДЖЕТ ЭЛИТ» и <….> в течение пяти дней со дня получения настоящего запроса необходимо представить в Управление (на электронный почтовый адрес: to16@fas.gov.ru, с дублированием на to16-<….>@fas.gov.ru) надлежащим образом следующие заверенные копии документов и сведений:
информация о видах деятельности ООО «АРТДЖЕТ ЭЛИТ», <….> в 2020-2022 годах;
копии договоров (соглашений) предметом которых является размещение и изготовление вышеуказанного рекламного объявления, со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью;
информацию об услугах, предоставляемым лицам, обратившимся по телефону <….>, который указан в вышеуказанной рекламе (с приложением подтверждающих документов);
сведения о лице осуществляющего данные услуги;
информацию о хозяйственной деятельности, осуществляемой Вами в 2020-2022 годах;
сведения о лицах, которыми фактически оказываются услуги коммерческих воздушных перевозок при обращении по указанному номеру. В случае если фактически услуги оказывают иные лица, представить копии соответствующих договоров, соглашений, а также лицензию на осуществление деятельности по осуществлению коммерческих воздушных перевозок;
кем изготовлен и утвержден макет рассматриваемой рекламы? Представить подтверждающие документы;
письменные пояснения относительно содержания рекламы с указанием рекламируемого объекта (лучший парк воздушных судов), в том числе с указанием, в отношении каких объектов проводилось сравнение;
письменные пояснения, а также иные документы, имеющие отношение к рассматриваемому делу.
В случае, если какие-либо пункты не реализованы (отсутствуют), указать мотивированную причину отсутствия данных документов или сведений.
При подготовке ответа на данный запрос, просим формировать ответ попунктно, согласно списку запрашиваемой информации, а также в сопроводительном письме необходимо указать ссылку на исходящий номер, указанный в левом верхнем углу первой страницы запроса.
Непредставление в установленный срок сведений по требованию антимонопольного органа, либо представление заведомо недостоверных сведений (информации) влечёт наложение административного штрафа, предусмотренную частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Явка представителя обязательна.
ВНИМАНИЕ: В целях предотвращения угрозы распространения вируса COVID-19 (коронавирус) есть возможность участия в рассмотрении дела посредством удаленного доступа через программу «TrueConf Server». Вход в конференцию по ссылке: <….>. Подключение к конференции возможно в том числе со смартфона или планшета под управлением операционной системы Android или iOS.
Информацию о невозможности участия посредством удаленного доступа необходимо сообщить до 24 октября 2022 года до 17:00.
<….>