Постановление №АР-08/10385 Постановление о назначении административного наказания по де... от 16 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АР-08/10385 от 16.07.2019

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан <…> – [должностное лицо], рассмотрев протокол и материалы дела №016/04/14.3-1019/2019 об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица ООО «МЦ «ЗДОРОФФ» (место нахождение юридического лица: <…>; ОГРН: <…>, ИНН/КПП <…>/ <…>, дата регистрации: <…>   г.) по факту нарушения требований части 7 статьи 24 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закона «О рекламе»), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

в отсутствии ООО «МЦ «ЗДОРОФФ» или его представителя по доверенности,

УСТАНОВИЛ:

В ходе проведения мониторинга Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление) был установлен факт распространения рекламы медицинских услуг с текстом: «Мед клиник Здорофф, Акция! До 30 апреля 2019 года… УЗИ органов малого таза… Госпитальный скрининг (ВИЧ+ гепатит В+ гепатит С + сифилис)… Лечение эрозий аппаратом сургитрон… УЗИ щитовидной железы, УЗИ почек и т.д.» (рис. 1, рис. 2), что имеет признаки нарушения Закона «О рекламе».

Согласно пункту 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 октября 2012 г. N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Закона «О рекламе» рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Согласно части 7 статьи 24 Закона «О рекламе» реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Согласно измерениям Управления, в которых расчеты производились путем нахождения объема необходимого предупреждения об имеющихся противопоказаниях (82 мм × 0,2 мм = 1,64 мм) и общего объема вышеуказанной рекламы (10,2 мм × 14,2 мм = 144,84 мм), процент объема предупреждения от общего объема составил 1,64 мм × 100% ÷ 144,84 мм = 1,132%. 

Перечень медицинских услуг определен Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н (далее - Номенклатура).

При этом указание в рекламе способов воздействия на организм человека, полностью совпадающих с наименованием медицинских услуг, содержащихся в Номенклатуре, позволяет квалифицировать такую рекламу в качестве рекламы медицинских услуг, при отсутствии в такой рекламе иной информации, позволяющей выделить иные объекты рекламирования, в том числе при отсутствии в рекламе раскрытия содержания того или иного метода профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.

Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27.12.2011 № 1664н. В данном перечне указаны такие медицинские услуги, как:

- A04.22.002 - Ультразвуковое исследование надпочечников;

- A04.22.003 - Ультразвуковое исследование паращитовидных желез;

- A04.23.001.001 - Ультразвуковое исследование головного мозга;

- A04.23.001.002       - Ультразвуковое исследование головного мозга интраоперационное;

- A04.23.001.003 - Ультразвуковое исследование кровотока (флуометрия) в артериях головного мозга интраоперационное;

- A04.23.003 - Ультразвуковое исследование спинного мозга;

- A04.26.002 - Ультразвуковое исследование глазного яблока;

- A04.26.003 - Ультразвуковое сканирование глазницы;

- A04.26.004 - Ультразвуковая биометрия глаза;

- A04.28.002.001 - Ультразвуковое исследование почек.

Следовательно, размещенная Обществом информация «УЗИ органов малого таза, УЗИ щитовидной железы, УЗИ почек и т.д.» является рекламой медицинских услуг.

К тому же в вышеуказанной листовке имеется информация о применении радиохирургического аппарата, а именно: «Лечение эрозий аппаратом сургитрон».

Сургитрон — это современный радиохирургический аппарат. Его применяют в гинекологии, хирургии, дерматокосметологии, проктологии и урологии.

На основании вышеизложенного, данная рекламная листовка является рекламой медицинских услуг, а значит должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, также должна соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

На заседании Комиссии представитель ООО «МЦ «Здорофф» отрицал изготовление и распространение оспариваемых листовок, ссылаясь, что общество никогда не заказывало рекламные листовки, указанная листовка, по мнению представителя ООО «МЦ «Здорофф» могла быть изготовлена конкурентами.

Вместе с тем, в ходе мониторинга сети Интернет, а именно сайта https://medclinic-ru.com Комиссией установлено, что указанная информация о наличии акции совпадает с размещенной на сайте информацией (представлен скриншот).

На сайте также размещены отзывы (представлен скрин-шот), подтверждающие распространение рекламных листовок клиникой не в первый раз, кроме того, указанная в рекламных листовках информация привлекает потребителей к услугам данной клиники, а также увеличивает поток клиентов ООО «МЦ «Здорофф», следовательно, клиникам-конкурентам нецелесообразно привлекать внимание к своему конкуренту, более того затрачивать время и средства на изготовление и распространение данной (актуальной) информации об акциях, проводимых в ООО «МЦ «Здорофф», а также принимаемых в клинике врачах.

Также, на странице в социальной сети «Вконтакте» (<…>) были обнаружены листовки, которые схожи по оформлению с вышеуказанными листовками.

Более того, представитель ООО «МЦ «Здорофф» подтвердил, что цены на указанные в листовке услуги практически идентичны ценам, которые предоставляет данное Общество.

Таким образом, Управление пришло к выводу, что указанные листовки направлены на привлечение внимания к услугам и акциям ООО «МЦ «Здорофф», что может быть привлекательно только для самой клиники, следовательно, изготовление и распространение данных листовок осуществлялось ООО «МЦ «Здорофф».

Оспариваемая листовка сопровождается предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, однако размер данного предупреждения менее пяти процентов рекламной площади (рекламного пространства), что является нарушением части 7 статьи 24 Закона «О рекламе», следовательно, листовка была изготовлена для привлечения потребителей к услугам, которые оказывает ООО «МЦ «Здорофф», однако нормы законодательства Российской Федерации о рекламе в данной рекламной листовке были исполнены не в полном объёме.

В пункте 1 статьи 3 Закона «О рекламе» дано понятие рекламы - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона «О рекламе» объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту рекламирования в целом.

Информация, размещенная в вышеуказанной рекламной листовке содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; распространена посредством размещения на радиостанции; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам и товарам, предоставляемым, производимым соответствующим рекламодателем.

В соответствии с частью 6, 7 статьи 38 Закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 Закона «О рекламе» несет ответственность рекламодатель, рекламораспространитель.

Рекламодателем является ООО «Медицинский центр «Здорофф» (адрес: <…>; ОГРН <…>, ИНН <…>, дата регистрации юридического лица: <…>).

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктами 1 и 2 Закона «О рекламе», реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, согласно которой нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 5 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ,

- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, действия ООО «Медицинский центр «Здорофф», выразившиеся в нарушении законодательства о рекламе, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Время совершения ООО «Медицинский центр «Здорофф» административного правонарушения: 12.03.2019 г.

Место совершения ООО «Медицинский центр «Здорофф» административного правонарушения: Республика Татарстан.

ООО «Медицинский центр «Здорофф» надлежащим образом уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении.

Также от ООО «Медицинский центр «Здорофф» поступило ходатайство (Вх. №<…> от <…> г.) о рассмотрении настоящего дела в отсутствие  ООО «Медицинский центр «Здорофф».

Согласно письменным пояснениям, представленным на рассмотрение дела №016/04/14.3-1019/2019 об административном правонарушении, управляющий   ООО «Медицинский центр «Здорофф» ИП <…> просил учесть то обстоятельство, что данное административное нарушение по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ ООО «Медицинский центр «Здорофф» совершено впервые, ранее       ООО «Медицинский центр «Здорофф» к административной ответственности не привлекалось. Также ООО «Медицинский центр «Здорофф» является субъектом малого предпринимательства.

Рассмотрение дела об указанном правонарушении состоялось 12 июля 2019 года в 14 часов 30 минут по адресу: г. Казань, ул. Московская, д. 55, в отсутствии ООО «Медицинский центр «Здорофф» или его представителя по доверенности.

Доказательствами по настоящему делу являются материалы дела №016/05/24-111/2019, возбужденного Татарстанским УФАС России по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица (личность виновного, его имущественное положение) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Учитывая то обстоятельство, что у ООО «Медицинский центр «Здорофф» имелись условия для соблюдения требований Закона «О рекламе», оснований для признания указанного правонарушения в силу статьи 2.9 КоАП РФ малозначительным не имеется.

Совершенное правонарушение, состав которого носит формальный характер, не является исключительным случаем, поэтому не могло быть расценено в качестве малозначительного. Ответственность за указанные деяния наступает независимо от возникновения или невозникновения общественно опасных последствий. Наступление общественно опасных последствий при совершении правонарушений с формальным составом презюмируется самим фактом совершения действий или бездействия.

Обязанность каждого соблюдать закон закреплена в Конституции Российской Федерации.

В рассматриваемом случае совершенное правонарушение посягает на права неопределенного круга лиц, как возможных потребителей рекламируемых услуг на получение полной и достоверной информации, что создает в результате совершения данного правонарушения существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере рекламы.

При рассмотрении настоящего дела обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не выявлено, равно, как отсутствуют и иные основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении.

Татарстанским УФАС России установлено, что  согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенному на сайте https://rmsp.nalog.ru/search.html#pnlSearchResult, ООО «Медицинский центр «Здорофф» является микро предприятием.

Исследовав материалы административного дела №016/04/14.3-1019/2019 антимонопольным органом принято назначение административного наказания       ООО «Медицинский центр «Здорофф» в виде предупреждения.

Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Согласно части 3 статьи 3.4 КоАП РФ, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не установлено.

Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, а также частью 1 статьи 14.3, части 2 и 3 статьи 3.4, частью 1 статьи 4.1.1, частью 2 статьи 25.1, статьей 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ООО «МЦ «ЗДОРОФФ» (место нахождение юридического лица: <…>; ОГРН: <…>, ИНН/КПП <…>/ <…>, дата регистрации: 30.03.2011   г.), виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ и назначить наказание в виде предупреждения.

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

<…> – [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны