Решение №АЯ-06/1145 РЕШЕНИЕ по делу №016/01/11-679/2020 от 2 февраля 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

АЯ-06/1145 от 02.02.2021

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее-Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №016/01/11-679/2020 по признакам нарушения, НО «СОЮЗ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН» (далее также – НО «ТАТПОТРЕБСОЮЗ») части 5 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в координации экономической деятельности потребительских обществ Республики Татарстан, что привело к необоснованному завышению цен на хлебобулочные изделия:

- в присутствии представителя Тетюшского райпо (ИНН 1638000437) И.Ф. Сулейманова (председатель правления) допущен к рассмотрению дела в качестве слушателя;

- в отсутствии представителя, НО «ТАТПОТРЕБСОЮЗ», ПО «Хлебопищекомбинат» (ИНН 1601005220), ПО «Хлеб» (ИНН 1612004853), ПО «Бугульминский хлебозавод №1» (ИНН 1645026595) и представителя ПО «Хлеб» (ИНН 1638004223), извещены надлежащем образом,   

УСТАНОВИЛА:

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных ст. 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых - недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы №649/15 от 23.07.2015 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Территориальный орган ФАС России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (п. 6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п. 6.5.1 Положения).

Основанием для возбуждения дела №016/01/11-679/2020 о нарушении антимонопольного законодательства послужило обнаружение Татарстанским УФАС России в ходе мониторинга цен на хлебобулочные изделия признаков нарушения антимонопольного законодательства.

В адрес Татарстанского УФАС России поступила копия распоряжения НО «ТАТПОТРЕБСОЮЗ» от 06.03.2020 №21 о повышении оптово-отпускных цен на социальные хлеба, согласно которому в связи с повышением цен на сырье, в том числе на муку, энергоносители (газ, электроэнергия, тепло) и транспортные расходы рекомендовано повысить цены на 10 процентов с 10 марта 2020 года.

По результатам рассмотрения материалов Татарстанское УФАС России приказом от 24.04.2020 №01/99-к возбудило дело №016/01/11-679/2020 в отношении НО «ТАТПОТРЕБСОЮЗ» по признакам нарушения части 5 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в координации экономической деятельности потребительских обществ Республики Татарстан, что привело к необоснованному завышению цен на хлебобулочные изделия.

НО «ТАТПОТРЕБСОЮЗ» является союзом организаций потребительской кооперации Республики Татарстан в смысле Закона Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федерации» от 19 июня 1992 г. №3085-1, созданным потребительскими обществами Республики Татарстан, для координации деятельности потребительских обществ и их районных союзов, в которые входят данные потребительские общества, для обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, районных союзов потребительских обществ, представления их интересов в государственных органах и органах местного самоуправления, а также для оказания потребительским обществам и районным союзам потребительских обществ правовых, информационных и иных услуг.

В соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации от 19 июня 1992 г. №3085-1 «О потребительской кооперации в Российской Федерации» потребительское общество, созданное в форме потребительского кооператива, является юридическим лицом и обладает правомочиями осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано.

Согласно информации представленной НО «ТАТПОТРЕБСОЮЗ» в состав союза входят 55 организаций потребительской кооперации Республики Татарстан, 32 из которых занимаются производством хлебобулочных изделий.

В соответствии с п. 3.1 Устава НО «ТАТПОТРЕБСОЮЗ», Татпотребсоюз образован в целях координации экономической деятельности потребительских обществ Республики Татарстан, защиты прав потребительских обществ и их членов, предоставления их интересов в государственных органах и органах местного самоуправления, оказания информационных, правовых и других услуг, решения иных вопросов.

Правление Татпотребсоюз является исполнительным органов Союза (п. 5.24 Устава). Полномочия Правления Татпотребсоюза определяются положением о Правлении, утверждаемым Советом Татпотребсоюза.

Согласно п. 11 Положения о Правлении НО «ТАТПОТРЕБСОЮЗ», утвержденного постановлением Совета Татпотребсоюза от 04.02.2013 г. №04, Правление в рамках своей компетенции издает распоряжения и дает указания обязательные для исполнения всеми работниками Татпотребсоюза.

Правление Татпотребсоюза издав Распоряжение от 06.03.2020 г. №21 «О повышении оптово-отпускных цен на социальные хлеба» направило его потребительским обществам Республики Татарстан. В своем распоряжении Правление рекомендует поднять отпускные цены на социальные хлеба в размере 10 процентов с 10 марта 2020 года указывает рекомендуемые цены: «Дарницкий» - 32,50 руб./кг., «Сельский» - 34,70 руб./кг., Белый 1-го сорта – 38,00 руб./кг.

В ходе заседания Комиссии по рассмотрению дела №016/01/11-679/2020 представители НО «ТАТПОТРЕБСОЮЗ» говорили о том, что распоряжение Правления Татпотребсоюза от 06.03.2020 г. №21 носит рекомендательный характер и не служило для членов Татпотребсоюза призывом к действию, большинство предприятий (членов) остались при своих ценах или устанавливали цены исходя из своих калькуляций.

В ходе рассмотрения дела №016/01/11-679/2020 Комиссия Татарстанского УФАС России направила запросы информации членам НО «ТАТПОТРЕБСОЮЗ», в целях получения информации о стоимости производимого ими социального хлеба («Дарницкий», «Сельский», Белый 1-го сорта) и калькуляции затрат на его производство.

Комиссией Татарстанского УФАС России было установлено, что распоряжение Правления НО «ТАТПОТРЕБСОЮЗ» от 06.03.2020 №21 «О повышении оптово-отпускных цен на социальные хлеба» получили следующие потребительские общества Республики Татарстан:

Альметьевское районное потребительское общество (ИНН 1644016996);

Агрызское районное потребительское общество (ИНН 1601000159);

Кукморский районный потребительский кооператив (ИНН 1623013673);

Тетюшское районное потребительское общество (ИНН 1638000437);

Потребительский кооператив «Бугульминский хлебозавод №1» (ИНН 1645026595);

Потребительское общество «Хлеб» - Тетюши (ИНН 1638004223);

Потребительское общество «Хлеб» - Балтаси (ИНН 1612004853).

Комиссией Татарстанского УФАС России был проведен анализ цен на социальный хлеб («Дарницкий», «Сельский», Белый 1-го сорта), который производят и/или продают потребительские общества Республики Татарстан, указанные выше, за период с 01.03.2020 по 30.06.2020 год.

 

Наименование организации

Стоимость социального хлеба (руб.)

Уровень роста цен за период с 01.03.2020 по 30.06.2020 в процентах

Альметьевское районное потребительское общество (ИНН 1644016996)

Дарницкий

 

01.03.2020

01.04.2020

01.05.2020

01.06.2020

30.06.2020

Закупочная цена

4,7%

21,00

21,00

22,00

22,00

22,00

Розничная цена

4%

25,00

25,00

26,00

26,00

26,00

Агрызское районное потребительское общество (ИНН 1601000159)

Дарницкий

 

01.03.2020

01.04.2020

01.05.2020

01.06.2020

30.06.2020

Закупочная цена

5,6%

17,70

17,70

18,70

18,70

18,70

Розничная цена

4,7%

21,00

21,00

22,00

22,00

22,00

Сельский

 

01.03.2020

01.04.2020

01.05.2020

01.06.2020

30.06.2020

Закупочная цена

0%

19,83

19,83

19,83

19,83

19,83

Розничная цена

4,4%

22,60

23,60

23,60

23,60

23,60

Пшеничный (Белый 1-го сорта)

 

01.03.2020

01.04.2020

01.05.2020

01.06.2020

30.06.2020

Закупочная цена

5,5%

18,00

18,00

19,00

19,00

19,00

Розничная цена

4,5%

22,00

22,00

23,00

23,00

23,00

Кукморский районный потребительский кооператив (ИНН 1623013673)

Дарницкий

 

01.03.2020

01.04.2020

01.05.2020

01.06.2020

30.06.2020

Закупочная цена

9%

22,00

22,00

24,00

24,00

24,00

Розничная цена

9%

22,00

22,00

24,00

24,00

24,00

Пшеничный (Белый 1-го сорта)

 

01.03.2020

01.04.2020

01.05.2020

01.06.2020

30.06.2020

Закупочная цена

0,8%

23,80

24,00

24,00

24,00

24,00

Розничная цена

0,8%

23,80

24,00

24,00

24,00

24,00

Тетюшское районное потребительское общество (ИНН 1638000437)

Дарницкий

 

01.03.2020

01.04.2020

01.05.2020

01.06.2020

30.06.2020

Закупочная цена

0%

14,75

16,25

14,75

14,75

14,75

Розничная цена

0%

16,96

19,00

16,96

16,96

16,96

Сельский

 

01.03.2020

01.04.2020

01.05.2020

01.06.2020

30.06.2020

Закупочная цена

0%

20,48

22,56

20,48

20,48

20,48

Розничная цена

0%

24,50

26,00

24,50

24,50

24,50

Пшеничный (Белый 1-го сорта)

 

01.03.2020

01.04.2020

01.05.2020

01.06.2020

30.06.2020

Закупочная цена

0%

20,70

22,80

20,70

20,70

20,70

Розничная цена

0%

24,00

26,50

24,00

24,00

24,00

Потребительский кооператив «Бугульминский хлебозавод №1» (ИНН 1645026595)

Дарницкий

 

01.03.2020

01.04.2020

01.05.2020

01.06.2020

30.06.2020

Отпускные цены

0%

22,50

22,50

22,50

22,50

22,50

Пшеничный (Белый 1-го сорта)

 

01.03.2020

01.04.2020

01.05.2020

01.06.2020

30.06.2020

Отпускные цены

0%

21,00

21,00

21,00

21,00

21,00

Потребительское общество «Хлеб» - Тетюши (ИНН 1638004223)

Дарницкий

 

01.03.2020

01.04.2020

01.05.2020

01.06.2020

30.06.2020

Отпускные цены

0%

14,75

16,75

14,75

14,75

14,75

Сельский

 

01.03.2020

01.04.2020

01.05.2020

01.06.2020

30.06.2020

Отпускные цены

0%

20,48

22,56

20,48

20,48

20,48

Пшеничный (Белый 1-го сорта)

 

01.03.2020

01.04.2020

01.05.2020

01.06.2020

30.06.2020

Отпускные цены

0%

20,70

22,80

20,70

20,70

20,70

Потребительское общество «Хлеб» - Балтаси (ИНН 1612004853)

Сельский

 

01.03.2020

01.04.2020

01.05.2020

01.06.2020

30.06.2020

Отпускные цены

9%

22,00

24,00

24,00

24,00

24,00

Пшеничный (Белый 1-го сорта)

 

01.03.2020

01.04.2020

01.05.2020

01.06.2020

30.06.2020

Отпускные цены

0%

28,00

28,00

28,00

28,00

28,00

 

Как видно из приведенных данных в таблице, никто из потребительских обществ не поднял цены на социальный хлеб на 10 процентов как было рекомендовано в распоряжении Правления Татпотребсоюза от 06.03.2020 г. №21.

В ходе рассмотрения настоящего дела потребительские общества представили, по запросу Комиссии Татарстанского УФАС России, информацию о порядке формирования себестоимости социального хлеба («Дарницкий», «Сельский», Белый 1-го сорта) и пояснения по вопросу роста цен на социальный хлеб. Потребительские общества пояснили, что являются некоммерческими организациями и основанная их задача поддержка сельского население Республики Татарстан. Также потребительские общества пояснили, что их цены ниже чем цены, устанавливаемые коммерческими организациями и при установлении цен они исходят из собственной калькуляции затрат. Рост цен на социальный хлеб, который начался с конца марта начала апреля 2020 года, как пояснили потребительские общества обусловлен ростом цен на сырье (муку), который произошёл на российском рынке муки.

Комиссий Татарстанского УФАС России в ходе рассмотрения настоящего дела был проведен анализ цен мукомольной продукции, которую производят крупные мукомольные предприятия Республики Татарстан (ООО «Казанская мельница» и АО «Челныхлебопродукт»).

 

Наименование организации

Стоимость муки (цена руб./т.) - средняя цена.

Уровень роста цен за период с 01.12.2019 по 01.05.2020 в процентах

ООО "Казанская мельница"

Мука пшеничной в/с

 

01.12.2019

01.01.2020

01.02.2020

01.03.2020

01.04.2020

01.05.2020

17,519

17,537

17,580

17,551

18,294

19,550

11,59%

Мука пшеничной 1/с

 

01.12.2019

01.01.2020

01.02.2020

01.03.2020

01.04.2020

01.05.2020

16,324

16,262

16,306

16,339

17,169

17,227

5,53%

Мука -ржаная сеянная

 

01.12.2019

01.01.2020

01.02.2020

01.03.2020

01.04.2020

01.05.2020

18,272

18,272

18,636

18,818

18,909

19,636

7,46%

Мука -ржаная обдирная

 

01.12.2019

01.01.2020

01.02.2020

01.03.2020

01.04.2020

01.05.2020

15,964

15,964

15,964

16,465

17,272

17,727

11,04%

АО "Челныхлебопродукт"

Мука пшеничной в/с

 

01.12.2019

01.01.2020

01.02.2020

01.03.2020

01.04.2020

01.05.2020

18,113

18,481

18,546

18,820

19,969

20,108

11,01%

Мука пшеничной 1/с

 

01.12.2019

01.01.2020

01.02.2020

01.03.2020

01.04.2020

01.05.2020

16,675

17,068

17,136

17,491

18,321

19,032

14,13%

 

Из приведенных данных видно, что с начала 2020 года начался рост цен на мукомольную продукцию, указанный рост цен произошел не только на мукомольных предприятиях Республики Татарстан, а в целом по всей стране.

В ходе заседания Комиссии Татарстанского УФАС России представителем НО «ТАТПОТРЕБСОЮЗ» были представлены письма ООО «Казанская мельница», в которых мукомольное предприятие информирует о предстоящем повышении цен на их мукомольную продукцию.

Таким образом, ни одно из потребительских обществ, которые получили распоряжение Правления Татпотребсоюза от 06.03.2020 г. №21 «О повышении оптово-отпускных цен на социальные хлеба» не подняло цены на 10 процентов, как было рекомендовано в распоряжении.

В соответствии с ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрещается осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит к любому из последствий, которые указаны в ч. 1 - 3 указанной статьи, которые не могут быть признаны допустимыми в соответствии со ст. 12 и 13 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» или которые не предусмотрены федеральными законами.

Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» установлены негативные последствия, к которым приводит координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов:

- установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;

- повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

- разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

- сокращению или прекращению производства товаров;

- отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

Как следует из вышеприведенных положений Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено обязательное наступление хотя бы одного из негативных последствий, поименованных в ч. 1 - 3 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», являющихся результатом координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов.

Согласно п. 14 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» координация экономической деятельности - согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов и не осуществляющим деятельности на товарном рынке, на котором осуществляется согласование действий хозяйствующих субъектов. Не являются координацией экономической деятельности действия хозяйствующих субъектов, осуществляемые в рамках «вертикальных» соглашений.

Таким образом, координация экономический деятельности - это особый вид антиконкурентного поведения, на который законодатель устанавливает запрет, так как последствия такой координации фактически совпадают с последствиями заключения хозяйствующими субъектами соглашений, ограничивающих конкуренцию. При этом под координацией экономической деятельности, в отличие от заключения ограничивающих конкуренцию соглашений, понимаются односторонние действия координирующего субъекта, которые могут совершаться по разным основаниям.

По результатам оценки всех обстоятельств дела Комиссией Татарстанского УФАС России в действиях НО «ТАТПОТРЕБСОЮЗ» не установлен квалифицирующий признак запрещенной координации экономической деятельности в понимании ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», наличие негативных последствий, поименованных в ч. 1 - 3 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», являющихся результатом координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов.

На основании вышеизложенного, определив фактические обстоятельства дела, выслушав пояснения сторон, исследовав представленные материалы, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания в рассматриваемых действиях НО «ТАТПОТРЕБСОЮЗ» нарушения ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь ст. 23, ч. 1 - 2 ст. 39, ч. 1 - 3.4 ст. 41, п. 1 ч. 1 ст. 48, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Татарстанского УФАС России

РЕШИЛА:

Прекратить производство по делу №016/01/11-679/2020, возбуждённого в отношении НО «СОЮЗ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН» (420054, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Складская, д.7, ОГРН: 1061600051842, Дата присвоения ОГРН: 20.07.2006, ИНН: 1659065820, КПП: 165901001) по признакам нарушения части 5 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны