Решение №АЯ-06/1145 РЕШЕНИЕ по делу №016/01/11-679/2020 от 2 февраля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFАЯ-06/1145 от 02.02.2021
Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее-Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] <…> – [должностное лицо] |
рассмотрев дело №016/01/11-679/2020 по признакам нарушения, НО «СОЮЗ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН» (далее также – НО «ТАТПОТРЕБСОЮЗ») части 5 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в координации экономической деятельности потребительских обществ Республики Татарстан, что привело к необоснованному завышению цен на хлебобулочные изделия:
- в присутствии представителя Тетюшского райпо (ИНН 1638000437) И.Ф. Сулейманова (председатель правления) допущен к рассмотрению дела в качестве слушателя;
- в отсутствии представителя, НО «ТАТПОТРЕБСОЮЗ», ПО «Хлебопищекомбинат» (ИНН 1601005220), ПО «Хлеб» (ИНН 1612004853), ПО «Бугульминский хлебозавод №1» (ИНН 1645026595) и представителя ПО «Хлеб» (ИНН 1638004223), извещены надлежащем образом,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.
В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных ст. 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых - недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
В соответствии с п. 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы №649/15 от 23.07.2015 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.
Территориальный орган ФАС России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (п. 6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п. 6.5.1 Положения).
Основанием для возбуждения дела №016/01/11-679/2020 о нарушении антимонопольного законодательства послужило обнаружение Татарстанским УФАС России в ходе мониторинга цен на хлебобулочные изделия признаков нарушения антимонопольного законодательства.
В адрес Татарстанского УФАС России поступила копия распоряжения НО «ТАТПОТРЕБСОЮЗ» от 06.03.2020 №21 о повышении оптово-отпускных цен на социальные хлеба, согласно которому в связи с повышением цен на сырье, в том числе на муку, энергоносители (газ, электроэнергия, тепло) и транспортные расходы рекомендовано повысить цены на 10 процентов с 10 марта 2020 года.
По результатам рассмотрения материалов Татарстанское УФАС России приказом от 24.04.2020 №01/99-к возбудило дело №016/01/11-679/2020 в отношении НО «ТАТПОТРЕБСОЮЗ» по признакам нарушения части 5 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в координации экономической деятельности потребительских обществ Республики Татарстан, что привело к необоснованному завышению цен на хлебобулочные изделия.
НО «ТАТПОТРЕБСОЮЗ» является союзом организаций потребительской кооперации Республики Татарстан в смысле Закона Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федерации» от 19 июня 1992 г. №3085-1, созданным потребительскими обществами Республики Татарстан, для координации деятельности потребительских обществ и их районных союзов, в которые входят данные потребительские общества, для обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, районных союзов потребительских обществ, представления их интересов в государственных органах и органах местного самоуправления, а также для оказания потребительским обществам и районным союзам потребительских обществ правовых, информационных и иных услуг.
В соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации от 19 июня 1992 г. №3085-1 «О потребительской кооперации в Российской Федерации» потребительское общество, созданное в форме потребительского кооператива, является юридическим лицом и обладает правомочиями осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано.
Согласно информации представленной НО «ТАТПОТРЕБСОЮЗ» в состав союза входят 55 организаций потребительской кооперации Республики Татарстан, 32 из которых занимаются производством хлебобулочных изделий.
В соответствии с п. 3.1 Устава НО «ТАТПОТРЕБСОЮЗ», Татпотребсоюз образован в целях координации экономической деятельности потребительских обществ Республики Татарстан, защиты прав потребительских обществ и их членов, предоставления их интересов в государственных органах и органах местного самоуправления, оказания информационных, правовых и других услуг, решения иных вопросов.
Правление Татпотребсоюз является исполнительным органов Союза (п. 5.24 Устава). Полномочия Правления Татпотребсоюза определяются положением о Правлении, утверждаемым Советом Татпотребсоюза.
Согласно п. 11 Положения о Правлении НО «ТАТПОТРЕБСОЮЗ», утвержденного постановлением Совета Татпотребсоюза от 04.02.2013 г. №04, Правление в рамках своей компетенции издает распоряжения и дает указания обязательные для исполнения всеми работниками Татпотребсоюза.
Правление Татпотребсоюза издав Распоряжение от 06.03.2020 г. №21 «О повышении оптово-отпускных цен на социальные хлеба» направило его потребительским обществам Республики Татарстан. В своем распоряжении Правление рекомендует поднять отпускные цены на социальные хлеба в размере 10 процентов с 10 марта 2020 года указывает рекомендуемые цены: «Дарницкий» - 32,50 руб./кг., «Сельский» - 34,70 руб./кг., Белый 1-го сорта – 38,00 руб./кг.
В ходе заседания Комиссии по рассмотрению дела №016/01/11-679/2020 представители НО «ТАТПОТРЕБСОЮЗ» говорили о том, что распоряжение Правления Татпотребсоюза от 06.03.2020 г. №21 носит рекомендательный характер и не служило для членов Татпотребсоюза призывом к действию, большинство предприятий (членов) остались при своих ценах или устанавливали цены исходя из своих калькуляций.
В ходе рассмотрения дела №016/01/11-679/2020 Комиссия Татарстанского УФАС России направила запросы информации членам НО «ТАТПОТРЕБСОЮЗ», в целях получения информации о стоимости производимого ими социального хлеба («Дарницкий», «Сельский», Белый 1-го сорта) и калькуляции затрат на его производство.
Комиссией Татарстанского УФАС России было установлено, что распоряжение Правления НО «ТАТПОТРЕБСОЮЗ» от 06.03.2020 №21 «О повышении оптово-отпускных цен на социальные хлеба» получили следующие потребительские общества Республики Татарстан:
Альметьевское районное потребительское общество (ИНН 1644016996);
Агрызское районное потребительское общество (ИНН 1601000159);
Кукморский районный потребительский кооператив (ИНН 1623013673);
Тетюшское районное потребительское общество (ИНН 1638000437);
Потребительский кооператив «Бугульминский хлебозавод №1» (ИНН 1645026595);
Потребительское общество «Хлеб» - Тетюши (ИНН 1638004223);
Потребительское общество «Хлеб» - Балтаси (ИНН 1612004853).
Комиссией Татарстанского УФАС России был проведен анализ цен на социальный хлеб («Дарницкий», «Сельский», Белый 1-го сорта), который производят и/или продают потребительские общества Республики Татарстан, указанные выше, за период с 01.03.2020 по 30.06.2020 год.
Наименование организации |
Стоимость социального хлеба (руб.) |
Уровень роста цен за период с 01.03.2020 по 30.06.2020 в процентах |
||||
Альметьевское районное потребительское общество (ИНН 1644016996) |
Дарницкий |
|||||
01.03.2020 |
01.04.2020 |
01.05.2020 |
01.06.2020 |
30.06.2020 |
||
Закупочная цена |
4,7% |
|||||
21,00 |
21,00 |
22,00 |
22,00 |
22,00 |
||
Розничная цена |
4% |
|||||
25,00 |
25,00 |
26,00 |
26,00 |
26,00 |
||
Агрызское районное потребительское общество (ИНН 1601000159) |
Дарницкий |
|||||
01.03.2020 |
01.04.2020 |
01.05.2020 |
01.06.2020 |
30.06.2020 |
||
Закупочная цена |
5,6% |
|||||
17,70 |
17,70 |
18,70 |
18,70 |
18,70 |
||
Розничная цена |
4,7% |
|||||
21,00 |
21,00 |
22,00 |
22,00 |
22,00 |
||
Сельский |
||||||
01.03.2020 |
01.04.2020 |
01.05.2020 |
01.06.2020 |
30.06.2020 |
||
Закупочная цена |
0% |
|||||
19,83 |
19,83 |
19,83 |
19,83 |
19,83 |
||
Розничная цена |
4,4% |
|||||
22,60 |
23,60 |
23,60 |
23,60 |
23,60 |
||
Пшеничный (Белый 1-го сорта) |
||||||
01.03.2020 |
01.04.2020 |
01.05.2020 |
01.06.2020 |
30.06.2020 |
||
Закупочная цена |
5,5% |
|||||
18,00 |
18,00 |
19,00 |
19,00 |
19,00 |
||
Розничная цена |
4,5% |
|||||
22,00 |
22,00 |
23,00 |
23,00 |
23,00 |
||
Кукморский районный потребительский кооператив (ИНН 1623013673) |
Дарницкий |
|||||
01.03.2020 |
01.04.2020 |
01.05.2020 |
01.06.2020 |
30.06.2020 |
||
Закупочная цена |
9% |
|||||
22,00 |
22,00 |
24,00 |
24,00 |
24,00 |
||
Розничная цена |
9% |
|||||
22,00 |
22,00 |
24,00 |
24,00 |
24,00 |
||
Пшеничный (Белый 1-го сорта) |
||||||
01.03.2020 |
01.04.2020 |
01.05.2020 |
01.06.2020 |
30.06.2020 |
||
Закупочная цена |
0,8% |
|||||
23,80 |
24,00 |
24,00 |
24,00 |
24,00 |
||
Розничная цена |
0,8% |
|||||
23,80 |
24,00 |
24,00 |
24,00 |
24,00 |
||
Тетюшское районное потребительское общество (ИНН 1638000437) |
Дарницкий |
|||||
01.03.2020 |
01.04.2020 |
01.05.2020 |
01.06.2020 |
30.06.2020 |
||
Закупочная цена |
0% |
|||||
14,75 |
16,25 |
14,75 |
14,75 |
14,75 |
||
Розничная цена |
0% |
|||||
16,96 |
19,00 |
16,96 |
16,96 |
16,96 |
||
Сельский |
||||||
01.03.2020 |
01.04.2020 |
01.05.2020 |
01.06.2020 |
30.06.2020 |
||
Закупочная цена |
0% |
|||||
20,48 |
22,56 |
20,48 |
20,48 |
20,48 |
||
Розничная цена |
0% |
|||||
24,50 |
26,00 |
24,50 |
24,50 |
24,50 |
||
Пшеничный (Белый 1-го сорта) |
||||||
01.03.2020 |
01.04.2020 |
01.05.2020 |
01.06.2020 |
30.06.2020 |
||
Закупочная цена |
0% |
|||||
20,70 |
22,80 |
20,70 |
20,70 |
20,70 |
||
Розничная цена |
0% |
|||||
24,00 |
26,50 |
24,00 |
24,00 |
24,00 |
||
Потребительский кооператив «Бугульминский хлебозавод №1» (ИНН 1645026595) |
Дарницкий |
|||||
01.03.2020 |
01.04.2020 |
01.05.2020 |
01.06.2020 |
30.06.2020 |
||
Отпускные цены |
0% |
|||||
22,50 |
22,50 |
22,50 |
22,50 |
22,50 |
||
Пшеничный (Белый 1-го сорта) |
||||||
01.03.2020 |
01.04.2020 |
01.05.2020 |
01.06.2020 |
30.06.2020 |
||
Отпускные цены |
0% |
|||||
21,00 |
21,00 |
21,00 |
21,00 |
21,00 |
||
Потребительское общество «Хлеб» - Тетюши (ИНН 1638004223) |
Дарницкий |
|||||
01.03.2020 |
01.04.2020 |
01.05.2020 |
01.06.2020 |
30.06.2020 |
||
Отпускные цены |
0% |
|||||
14,75 |
16,75 |
14,75 |
14,75 |
14,75 |
||
Сельский |
||||||
01.03.2020 |
01.04.2020 |
01.05.2020 |
01.06.2020 |
30.06.2020 |
||
Отпускные цены |
0% |
|||||
20,48 |
22,56 |
20,48 |
20,48 |
20,48 |
||
Пшеничный (Белый 1-го сорта) |
||||||
01.03.2020 |
01.04.2020 |
01.05.2020 |
01.06.2020 |
30.06.2020 |
||
Отпускные цены |
0% |
|||||
20,70 |
22,80 |
20,70 |
20,70 |
20,70 |
||
Потребительское общество «Хлеб» - Балтаси (ИНН 1612004853) |
Сельский |
|||||
01.03.2020 |
01.04.2020 |
01.05.2020 |
01.06.2020 |
30.06.2020 |
||
Отпускные цены |
9% |
|||||
22,00 |
24,00 |
24,00 |
24,00 |
24,00 |
||
Пшеничный (Белый 1-го сорта) |
||||||
01.03.2020 |
01.04.2020 |
01.05.2020 |
01.06.2020 |
30.06.2020 |
||
Отпускные цены |
0% |
|||||
28,00 |
28,00 |
28,00 |
28,00 |
28,00 |
Как видно из приведенных данных в таблице, никто из потребительских обществ не поднял цены на социальный хлеб на 10 процентов как было рекомендовано в распоряжении Правления Татпотребсоюза от 06.03.2020 г. №21.
В ходе рассмотрения настоящего дела потребительские общества представили, по запросу Комиссии Татарстанского УФАС России, информацию о порядке формирования себестоимости социального хлеба («Дарницкий», «Сельский», Белый 1-го сорта) и пояснения по вопросу роста цен на социальный хлеб. Потребительские общества пояснили, что являются некоммерческими организациями и основанная их задача поддержка сельского население Республики Татарстан. Также потребительские общества пояснили, что их цены ниже чем цены, устанавливаемые коммерческими организациями и при установлении цен они исходят из собственной калькуляции затрат. Рост цен на социальный хлеб, который начался с конца марта начала апреля 2020 года, как пояснили потребительские общества обусловлен ростом цен на сырье (муку), который произошёл на российском рынке муки.
Комиссий Татарстанского УФАС России в ходе рассмотрения настоящего дела был проведен анализ цен мукомольной продукции, которую производят крупные мукомольные предприятия Республики Татарстан (ООО «Казанская мельница» и АО «Челныхлебопродукт»).
Наименование организации |
Стоимость муки (цена руб./т.) - средняя цена. |
Уровень роста цен за период с 01.12.2019 по 01.05.2020 в процентах |
|||||
ООО "Казанская мельница" |
Мука пшеничной в/с |
|
|||||
01.12.2019 |
01.01.2020 |
01.02.2020 |
01.03.2020 |
01.04.2020 |
01.05.2020 |
||
17,519 |
17,537 |
17,580 |
17,551 |
18,294 |
19,550 |
11,59% |
|
Мука пшеничной 1/с |
|
||||||
01.12.2019 |
01.01.2020 |
01.02.2020 |
01.03.2020 |
01.04.2020 |
01.05.2020 |
||
16,324 |
16,262 |
16,306 |
16,339 |
17,169 |
17,227 |
5,53% |
|
Мука -ржаная сеянная |
|
||||||
01.12.2019 |
01.01.2020 |
01.02.2020 |
01.03.2020 |
01.04.2020 |
01.05.2020 |
||
18,272 |
18,272 |
18,636 |
18,818 |
18,909 |
19,636 |
7,46% |
|
Мука -ржаная обдирная |
|
||||||
01.12.2019 |
01.01.2020 |
01.02.2020 |
01.03.2020 |
01.04.2020 |
01.05.2020 |
||
15,964 |
15,964 |
15,964 |
16,465 |
17,272 |
17,727 |
11,04% |
|
АО "Челныхлебопродукт" |
Мука пшеничной в/с |
|
|||||
01.12.2019 |
01.01.2020 |
01.02.2020 |
01.03.2020 |
01.04.2020 |
01.05.2020 |
||
18,113 |
18,481 |
18,546 |
18,820 |
19,969 |
20,108 |
11,01% |
|
Мука пшеничной 1/с |
|
||||||
01.12.2019 |
01.01.2020 |
01.02.2020 |
01.03.2020 |
01.04.2020 |
01.05.2020 |
||
16,675 |
17,068 |
17,136 |
17,491 |
18,321 |
19,032 |
14,13% |
Из приведенных данных видно, что с начала 2020 года начался рост цен на мукомольную продукцию, указанный рост цен произошел не только на мукомольных предприятиях Республики Татарстан, а в целом по всей стране.
В ходе заседания Комиссии Татарстанского УФАС России представителем НО «ТАТПОТРЕБСОЮЗ» были представлены письма ООО «Казанская мельница», в которых мукомольное предприятие информирует о предстоящем повышении цен на их мукомольную продукцию.
Таким образом, ни одно из потребительских обществ, которые получили распоряжение Правления Татпотребсоюза от 06.03.2020 г. №21 «О повышении оптово-отпускных цен на социальные хлеба» не подняло цены на 10 процентов, как было рекомендовано в распоряжении.
В соответствии с ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрещается осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит к любому из последствий, которые указаны в ч. 1 - 3 указанной статьи, которые не могут быть признаны допустимыми в соответствии со ст. 12 и 13 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» или которые не предусмотрены федеральными законами.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» установлены негативные последствия, к которым приводит координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов:
- установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;
- повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;
- разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
- сокращению или прекращению производства товаров;
- отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).
Как следует из вышеприведенных положений Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено обязательное наступление хотя бы одного из негативных последствий, поименованных в ч. 1 - 3 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», являющихся результатом координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов.
Согласно п. 14 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» координация экономической деятельности - согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов и не осуществляющим деятельности на товарном рынке, на котором осуществляется согласование действий хозяйствующих субъектов. Не являются координацией экономической деятельности действия хозяйствующих субъектов, осуществляемые в рамках «вертикальных» соглашений.
Таким образом, координация экономический деятельности - это особый вид антиконкурентного поведения, на который законодатель устанавливает запрет, так как последствия такой координации фактически совпадают с последствиями заключения хозяйствующими субъектами соглашений, ограничивающих конкуренцию. При этом под координацией экономической деятельности, в отличие от заключения ограничивающих конкуренцию соглашений, понимаются односторонние действия координирующего субъекта, которые могут совершаться по разным основаниям.
По результатам оценки всех обстоятельств дела Комиссией Татарстанского УФАС России в действиях НО «ТАТПОТРЕБСОЮЗ» не установлен квалифицирующий признак запрещенной координации экономической деятельности в понимании ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», наличие негативных последствий, поименованных в ч. 1 - 3 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», являющихся результатом координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов.
На основании вышеизложенного, определив фактические обстоятельства дела, выслушав пояснения сторон, исследовав представленные материалы, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания в рассматриваемых действиях НО «ТАТПОТРЕБСОЮЗ» нарушения ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Руководствуясь ст. 23, ч. 1 - 2 ст. 39, ч. 1 - 3.4 ст. 41, п. 1 ч. 1 ст. 48, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Татарстанского УФАС России
РЕШИЛА:
Прекратить производство по делу №016/01/11-679/2020, возбуждённого в отношении НО «СОЮЗ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН» (420054, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Складская, д.7, ОГРН: 1061600051842, Дата присвоения ОГРН: 20.07.2006, ИНН: 1659065820, КПП: 165901001) по признакам нарушения части 5 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Председатель Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] <…> – [должностное лицо] |
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.