Решение №АЯ-04/6595 Решение по делу №016/07/3-868/2021 от 1 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № АЯ-04/6595 от 01.06.2021 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика АО «КАЗАНСКИЙ ВЕРТОЛЕТНЫЙ ЗАВОД» – <…> – [должностное лицо] (доверенность №16/107-н/16-2021-5-335 от 25.02.2021г.), <…> – [должностное лицо] (доверенность №16/107-н/16-2020-5-502 от 14.07.2020г.), в отсутствие представителей заявителя ООО «ТД Гидроторг» о месте и времени рассмотрения жалобы уведомленных надлежащим образом, рассмотрев посредством видеоконференции жалобу ООО «ТД Гидроторг» (вх. №6803/ж от 19.05.2021г.) на действия заказчика АО «КАЗАНСКИЙ ВЕРТОЛЕТНЫЙ ЗАВОД» при проведении закупки №32110190565 на предмет: «1616-2021-01253 Поставка тензорезисторов»,

У С Т А Н О В И Л А:

Дата размещения текущей редакции извещения о проведении закупки №32110190565 на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 12.05.2021г.

Заказчик – АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "КАЗАНСКИЙ ВЕРТОЛЕТНЫЙ ЗАВОД".

Начальная (максимальная) цена договора – 2 832 833,33 рублей.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушениями норм действующего законодательства.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность заказчика регулируется Единым Положением о закупке Государственной корпорации «Ростех» (в соответствии с решением ПАО «КВЗ» о присоединении к Положению в редакции от 30.04.2019г.) (далее – Положение о закупке), а также Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Относительно довода заявителя об отсутствии указания на обязательное соответствие поставляемой продукции действующим стандартам, в частности, ГОСТ 21616 -91.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Предметом рассматриваемой закупки является поставка тензорезисторов.

На указанный объект закупки распространяется "ГОСТ 21616-91. Государственный стандарт Союза ССР. Тензорезисторы. Общие технические условия".

В соответствии с пунктом 2.1. настоящего стандарта тензорезисторы изготовляют в соответствии с требованиями настоящего стандарта и технических условий (ТУ) на тензорезисторы конкретного типа.

В соответствии с пунктом 2.2. стандарта основные параметры тензорезисторов должны соответствовать нормам, установленным в настоящем стандарте и ТУ на тензорезисторы конкретного типа, утвержденным в установленном порядке.

Между тем, в ходе анализа закупочной документации установлено отсутствие установления требований о соответствии закупаемых тензорезисторов требованиям ГОСТ 21616-91 либо установление обоснования необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Довод заявителя признан обоснованным.

Учитывая, что выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика, Комиссия решила предписание об устранении нарушений не выдавать.

Заказчиком нарушены требования пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Относительно довода заявителя о необоснованности установления требования о наличии поверки, сведений о результатах поверки средств измерений на закупаемые тензорезисторы.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В разделе «Требования к условиям поставки и поставщику продукции» Технического задания закупочной документации на поставку тензорезисторов была установлена необходимость предоставления свидетельства о поверке или сведения о результатах поверки средств измерений, включенных в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений, согласно Приказа № 2510 Министерства промышленности и торговли РФ от 31 июля 2020 г. "Об утверждении порядка проведения поверки средств измерений, требований к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке" (далее - Приказ).

Согласно представленным пояснениям Заказчик при устновлении указанного требования руководствовался требованиями настоящего Приказа. Так, приказом установлены требования к порядку проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки, требования к содержанию свидетельства о поверке.

Необходимость аттестации эталонов деформации для проведения поверки, поверка проводится согласно Федеральному закону №102-ФЗ от 26.06.2008 (ред. от 08.12.2020) "Об обеспечении единства измерений", и Приказом не регламентирована.

Также в Приказе отсутствует разделение на иностранного и отечественного производителя, следовательно, иностранный и отечественный производители в равно степени должны выполнять требования данного Приказа и Федерального закона от 26.06.2008 №102-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об обеспечении единства измерений".

Заказчику требуется только поверка, которая должна осуществляться аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации №250 от 20 апреля 2010 г., исходя из требований Федерального закона об обеспечении единства измерений.

Заказчик при установлении данных требований руководствовался необходимостью обеспечения защиты собственных интересов, защиты от недобросовестных поставщиков, контроля за целевым использованием денежных средств и обоснованностью осуществления расходов по договору, для чего были и введено в рассматриваемом случае требование о необходимости предоставления свидетельства о поверке.

Требования, установленные заказчиком в равной мере были отнесены ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке.

Учитывая, что заявитель не подключился на заседание Комиссии, не представил доказательств, подтверждающих изложенное в жалобе, Комиссия не находит оснований для признания приведенного довода жалобы обоснованным.

Довод заявителя признан необоснованным.

Относительно довода заявителя о неправомерности установления показателя числа циклов знакопеременной безотказной работы с амплитудой со значением «107».

Согласно пункту 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами, а именно:

- в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Согласно представленным пояснениям Заказчика при подготовке к проведению  торгово-закупочной процедуры было получено 3 коммерческих предложения согласно требованиям Технического задания на марку BBF120-10AA(11)-ВХ30:

1.         Компания «Земик Рус»;

2.         ООО «Земик-тензо»;

3.         ООО «ТЕНЗО-ИНЖИНИРИНГ».

На основании полученных коммерческих предложений Закзачиком был сделан вывод, что на территории РФ имеются тензорезисторы с проведенной процедурой сертификации с получением описания типа тензорезисторов с числом циклов знакопеременной безотказной работы с амплитудой, е= от -1000 до +1000 млн -1, при вероятности 0,95 , не менее - 107, что подтверждается наличием «Описания типа средства измерения» на следующие тензорезисторы:

- Тензорезистор 1-LG11-10/120, производителем которого является "Hottinger Baldwin Messtechnik GmbH" (HBM), Германия.

В Техническом задании на закупку тензорезисторов, необходимых для проведения периодических и опытно­конструкторских испытаний, в лаборатории динамических испытаний АО «Казанский вертолетный завод» установлено необходимое значение числа циклов знакопеременной безотказной работы с амплитудой, е = от -1000 до +1000 млн-1, при вероятности 0,95 , не менее - 107 на основании «Описания типа средства измерения» на тензорезистор  BBF120-10AA(11)-ВХ30.

Для обеспечения сроков и качества проведения периодических и опытно­конструкторских испытаний в лаборатории динамических испытаний при меньшем значении, например, 106, ресурс тензорезистора меньше в 10 раз, соответственно, что приведет к более высокой вероятности происхождения аварийной остановки проведения испытаний в связи с преждевременным выходом из строя.

Техническим заданием закупочной документации была установлена возможность предоставления эквивалента с соответствующими техническими характеристиками.

Из представленных пояснений Заказчика установлено, что на участие в закупке заявилось 2 участников, которые выразили свое согласие на поставку товара с характеристиками и показателями, установленными техническим заданием закупочной документации.

Комиссия по результатам анализа приходит к выводу о соблюдении Заказчиком требований законодательства о закупках при установлении технических характеристик на закупаемые тензорезисторы.

Довод заявителя признан необоснованным.

4.Относительно довода заявителя о неправомерности установления показателя «максимальная относительная деформация» со значением «не менее 20 000».

Согласно представленным пояснениям Заказчика на территории РФ были проведены процедуры сертификации и получены описания типа средства измерения, что подтверждается наличием «Описания типа средства измерения» с параметром «Максимальная относительная деформация, не менее 20 000».

Заказчик при установлении указанного показателя, принимал во внимание полученные при формировании закупочной процедуры коммерческие предложения от компаний «Земик Рус», ООО «Земик-тензо», ООО «ТЕНЗО-ИНЖИНИРИНГ» на территории РФ которых были проведены процедуры сертификации и получены описания типа средства измерения, что подтверждается наличием «Описания типа средства измерения» с параметром – «Максимальная относительная деформация, не менее 20 000» на следующие тензорезисторы:

-Тензорезистор 1-LG11-10/120.

-Тензорезистор  BBF120-10AA(11)-ВХ30.

Заказчик также руководствовался обеспечением сроков и качества проведения периодических и опытно ­конструкторских испытаний в лаборатории динамических испытаний в АО «Казанский вертолетный завод» систем, узлов  и агрегатов с высокими пиковыми относительными деформациями.

При меньшем значении параеира относительной деформации возможен преждевременный выход из строя тензорезистора, что приводит к аварийной остановке проведения испытаний.  

Лаборатория динамических испытаний АО «Казанский вертолетный завод» проводит испытания узлов и агрегатов вертолетов МИ-8, Ми-38 и АНСАТ как гражданского,  так и  военного назначения согласно сводному графику ГУК проведения периодических испытаний деталей, сборочных единиц, сборок и разборок, применяемых на изделиях Ми-8,Ми-38 и АНСАТ, который утверждается военным представительством МО РФ  по программам периодических испытаний на усталость образцов лопастей несущего винта, рулевого винта, стабилизатора и т.д., согласованными военным представительством МО РФ и ФГУП «ЦАГИ». Любой срыв сроков проведения испытаний приводит к приостановке производства вертолетов и, соответственно, срыву сроков поставки вертолетов по договорным обязательствам, что приводит к юридическим проблемам и значительным финансовым убыткам.

Таким образом, Заказчик при установлении данных требований руководствовался необходимостью обеспечения защиты собственных интересов, защиты от недобросовестных поставщиков, контроля за целевым использованием денежных средств и обоснованностью осуществления расходов по договору.

Требования, установленные заказчиком в равной мере были отнесены ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке.

Комиссия по результатам анализа приходит к выводу о соблюдении Заказчиком требований законодателсьтва о закупках при установлении технических показателей на закупаемые тензорезисторы.

Довод заявителя признан необоснованным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «ТД Гидроторг» (вх. №6803/ж от 19.05.2021г.) на действия заказчика АО «КАЗАНСКИЙ ВЕРТОЛЕТНЫЙ ЗАВОД» при проведении закупки №32110190565 на предмет: «1616-2021-01253 Поставка тензорезисторов обоснованной в части отсутствия установления требования о соответствии закупаемых тензорезисторов требованиям ГОСТ 21616-91 либо установления обоснования необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Признать заказчика АО «КАЗАНСКИЙ ВЕРТОЛЕТНЫЙ ЗАВОД» нарушившим требования пункта 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Предписание об устранении нарушений действующего законодательства не выдавать.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны