Решение №АЯ-04/10682 Решение по делу №016/07/3-1332/2022 от 25 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-04/10682 от 25.08.2022 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя заказчика ФКП "ГОСНИИХП" – <…> – [должностное лицо] (по доверенности), в присутствии представителей заявителя ООО «Викинг Проект» – <…> – [должностное лицо] (по доверенности), <…> – [должностное лицо] (по доверенности), рассмотрев посредством видеоконференции жалобу ООО «Викинг Проект» (вх. №10383/ж от 12.08.2022г.) на действия заказчика ФКП "ГОСНИИХП"  при проведении закупки №32211576241 на предмет: «Поставка интерактивной панели»,

УСТАНОВИЛА:

Дата размещения текущей редакции извещения №32211576241 на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru - 28.07.2022 года.

Способ размещения закупки - Аукцион в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Заказчик – ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ХИМИЧЕСКИХ ПРОДУКТОВ".

Начальная (максимальная) цена договора – 355 400,00 руб.

Предмет закупки - Поставка интерактивной панели.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе, не согласен, представлены устные и письменные пояснения.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации по закупке приходит к следующим выводам.

Относительно довода заявителя о необоснованном отклонении заявки.

Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Закупочная деятельность заказчика регулируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд Федерального казенного предприятия "Государственный научно-исследовательский институт химических продуктов", а также Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Положения о закупках Комиссия отказывает участнику закупки в допуске к участию в процедуре закупки в следующих случаях:

1) выявлено несоответствие участника хотя бы одному из требований, перечисленных в части 1 статьи 10 настоящего Положения;

2) участник закупки и (или) его заявка не соответствуют требованиям документации о закупке (извещению о проведении запроса котировок) или настоящего Положения;

3) участник закупки не представил документы, необходимые для участия в процедуре закупки;

4) в представленных документах или в заявке указаны недостоверные сведения об участнике закупки и (или) о товарах, работах, услугах;

5) участник закупки не предоставил обеспечение заявки на участие в закупке, если такое обеспечение предусмотрено документацией о закупке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Положения о закупках если выявлен хотя бы один из фактов, указанных в части 1 настоящей статьи, комиссия по закупкам обязана отказать в допуске к участию в процедуре закупки на любом этапе ее проведения до момента заключения договора.

В соответствии с пунктом 3 статьи 21 Положения о закупках в случае выявления фактов, предусмотренных в части 1 настоящей статьи, в момент рассмотрения заявок информация об отказе в допуске к участию в процедуре закупки отражается в протоколе рассмотрения заявок. При этом указываются основания отказа, факты, послужившие основанием для отказа, и обстоятельства выявления таких фактов.

В соответствии с протоколом №32211576241-1 рассмотрения первых частей заявок от 08.08.2022г. заявка заявителя (№357333) подлежала отклонению по следующему основанию:

«в описании характеристик товара для интерактивной панели содержится слово «эквивалент», а именно, в заявке указано: «предусмотренная операционная система Android или эквивалент» (пп.5 п.3.2.3. Инструкция по заполнению заявки аукционной документации)».

Техническим заданием по оспариваемому показателю были установлены следующие характеристики:

Наименование Товара

Технические характеристики Товара

Панель интерактивная AlfaDispLay ADLEB-75 или эквивалент

Предустановленная операционная система Android или эквивалент.

 

 

Заявка заявителя по указанному показателю содержала следующие сведения:

Наименование показателя

Значение показателя

Предустановленная операционная системе Android или эквивалент

Android

 

Согласно представленным пояснениям представителей заявителя при формировании первой части заявки использовались наименования показателей из технического задания документации и соответствующие пункты были вставлены в заявку без изменений. В графе же «значение показателя» была отражена определенная формулировка «Android» без указания слова «эквивалент».

Согласно представленным пояснениям представителей Заказчика заявка заявителя в любом случае подлежала отклонению, учитывая, что по другим показателям заявителем были указаны значения, не соответствующие данным, предусмотренным техническим заданием, а именно, по показателю веса в заявке было указано значение 61 кг, тогда как в техническом задании к весу было установлено требование «не более 60 кг» (п.1.26 заявки). В п.1.45 заявки были оставлены слова «должны быть», «требуется возможность». В пункте 1.53 заявки не было отражено значение в полном объеме значение с указанием «6*USB».

Комиссия отмечает, что протокол рассмотрения заявок не содержал в себе иные основания отклонения заявки участника, заявленные Заказчиком на заседании Комиссии.

Относительно отклонения заявки участника при оставлении слова «эквивалент» в графе «наименование показателя», Комиссия отмечает, что Заказчиком не были разъяснены и изложены объективные основания и причины необходимости указания конкретных сведений в указанной графе в составе заявки.

Как видно из содержания заявки в графе «значение показателя» участником было указано конкретное значение «Аndroid» без дополнительного указания слова «эквивалент», что позволяло сделать однозначный вывод о том, какую операционную систему предлагает участник.

В рассматриваемом случае действия Заказчика при отклонении заявки заявителя по указанному основанию являются формальными и несут за собой никаких объективных, существенных последствий.

Действия Заказчика при отклонении заявки заявителя нарушают требования пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, статьи 21 Положения о закупках.

Учитывая изложенные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода заявителя.

Заказчиком нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 3, статьи 21 Положения о закупках.

                        С учетом выявленных нарушений, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении нарушений действующего законодательства о закупках.

                        На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Викинг Проект» (вх. №10383/ж от 12.08.2022г.) на действия заказчика ФКП "ГОСНИИХП" при проведении закупки №32211576241 на предмет: «Поставка интерактивной панели» обоснованной.

Признать заказчика ФКП "ГОСНИИХП" нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», статьи 21 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд Федерального казенного предприятия "Государственный научно-исследовательский институт химических продуктов".

Выдать предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны