Решение №04-04/3313 Решение по делу №016/07/3-448/2023 от 6 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №04-04/3313 от 06.04.2023 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика АО «Казанский вертолетный завод» – <…> – [должностное лицо] (доверенность №26/125), <…> – [физическое лицо], <…> – [физическое лицо] (в качестве слушателей), в присутствии представителя заявителя ИП Бессонова Р.В. – <…> – [должностное лицо] (доверенность №б/н от 11.07.2022 г.), рассмотрев в режиме видеоконференции жалобу заявителя ИП Бессонова Р.В. (вх. №3008/ж от 27.03.20223 г.) на действия заказчика АО «Казанский вертолетный завод» при проведении закупки на электронной площадке www.astgoz.ru №230750000038 на предмет: «Поставка химических веществ»,

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении закрытого конкурса в электронной форме на предмет: «Поставка химических веществ» №230750000038 было размещено на электронной площадке ООО «АСТ ГОЗ» https://www.astgoz.ru.

Заказчик – АО «Казанский вертолетный завод» 

Начальная (максимальная) цена договора – 43 946 088,00 (Сорок три миллиона девятьсот сорок шесть тысяч восемьдесят восемь рублей 00 копеек) рублей, с учетом всех расходов, предусмотренных проектом договора, и налогов, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства.

Информация о подаче заявок на участие в закупке:

порядок подачи заявок: в соответствии с документацией о закупке;

дата начала подачи заявок: «2» марта 2023г;

дата и время окончания срока подачи заявок, место их подачи: 17:00 (по местному времени организатора закупки) «03» апреля 2023 года в электронной форме в соответствии с регламентом и функционалом ЗЭТП.

дата рассмотрения заявок: «06» апреля 2023 года, в случае отсутствия кворума, не позднее даты, указанной в протоколе отсутствия кворума.

дата оценки и сопоставления, подведения итогов закупки: «13» апреля 2023 года, в случае отсутствия кворума, не позднее даты, указанной в протоколе отсутствия кворума.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, на заседании Комиссии представил устные и письменные пояснения, а также документы по закупке, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации по закупке приходит к следующим выводам.

Относительно довода заявителя об установлении заказчиком неправомерного порядка оценки и сопоставления заявок, предусматривающего сравнение цен заявок без учета НДС при участии участников закупки, применяющих упрощенный режим налогообложения.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении закупочной деятельности заказчик руководствуется Единым Положением о закупке Государственной корпорации «Ростех».

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пунктам 5 и 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота) и порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом либо без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).

В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В соответствии с подпунктом 22 пункта 12.3.6 Положения о закупке документация о закупке должна содержать критерии и порядок оценки и сопоставления заявок, в том числе содержание и значимость (весомость) каждого критерия оценки, наличие подкритериев оценки и их значимость (весомость), а также порядок осуществления оценки и сопоставления заявок в соответствии с методическими рекомендациями по оценке и сопоставлению заявок на участие в закупке (Приложение 6 к Положению о закупке).

В соответствии с п.2.1.2 методических рекомендаций при определении порядка оценки по критерию «Цена договора или цена за единицу продукции» Заказчик, при условии возможности и экономической эффективности применения налогового вычета, вправе в документации о закупке при проведении процедуры конкурса, запроса предложений / тендера, запроса цен, состязательных переговоров предусмотреть порядок оценки заявок по критерию «Цена договора или цена за единицу продукции» без учета НДС.

В соответствии с пунктом 2.1.5 методических рекомендаций 2.1.5. информация об использовании в качестве единого базиса оценки цен без НДС указывается в извещении, документации о закупке. В случае отсутствия в извещении, документации о закупке правил определения базиса сравнения ценовых предложений, сравнение производится по ценам участников с учетом всех налогов, сборов и прочих расходов в соответствии с законодательством.

В соответствии с пунктом 2.1.6 методических рекомендаций в случае, если в извещении, документации о закупке предусмотрен порядок оценки и сопоставления заявок по критерию «Цена договора или цена за единицу продукции» без учета НДС, расчет рейтинга заявок по критерию (при проведении процедур конкурса, запроса предложений / тендера, запроса цен, состязательных переговоров) осуществляется после приведения предложений участников закупки к единому базису оценки без учета НДС.

Пунктом 1 в Приложении 2 к информационной карте документации о закупке был установлен следующий порядок оценки по критерию «цена договора или цена за единицу продукции»:

 

Порядок оценки по критерию (подкритерию)

Значимость (весомость) критерия

Значимость (весомость) подкритерия

Цена договора или цена за единицу продукции:

80 %

 

Содержание критерия:

В рамках критерия оценивается предлагаемая участником суммарная цена за единицу продукции.

Подтверждающие документы:

Заявка по установленной форме (подраздел 7.2)

Порядок оценки по критерию:

В рамках критерия оценивается предлагаемая участниками закупки цена договора. Лучшим предложением по критерию признается предложение, содержащее наименьшее значение цены договора.

(1)

 

РЗЦД =

 

Цmin

× 100, где:

Цi

РЗЦД – рейтинг заявки до его корректировки на коэффициент значимости критерия оценки;

Ц min – минимальное предложение о цене договора или цене за единицу продукции из предложенных участниками закупки;

Цi – предложение участника закупки, заявка которого оценивается.

Рейтинг заявки, рассчитанный по формуле (1), корректируется на коэффициент значимости критерия с целью получения рейтинга заявки по критерию «Цена договора или цена за единицу продукции» по формуле:

РЗКЦД = РЗЦД × КЗКЦД, где:

 

РЗКЦД – рейтинг заявки по критерию «Цена договора или цена за единицу продукции»;

РЗЦД – рейтинг заявки до его корректировки на коэффициент значимости критерия оценки;

КЗКЦД – коэффициент значимости критерия «Цена договора или цена за единицу продукции», равный 0,8

С целью расчета итогового рейтинга заявки и определения победителя закупки рейтинг заявки по критерию «Цена договора или цена за единицу продукции» (РЗКЦД) суммируется с рейтингами заявки по иным критериям оценки.

В случае, если среди допущенных заявок имеются заявки участников закупки, применяющих упрощенный режим налогообложения, то сравнение цен заявок производится без учета НДС.

Подача участниками закупки предложений о Цене договора или цене за единицу продукции равных или меньше нуля не допускается.

По результатам проведения переторжки оценка заявок по критерию «Цена договора или цена за единицу продукции» проводится в отношении окончательных предложений участников закупки.

 

                                   Из представленных пояснений заказчика следовало, что при определении методики начисления баллов по ценовому критерию, заказчик руководствовался требованиями, определенными ЕПоЗ ГК «Ростех», возможность приведения к единому базису предусмотрена Положением.

                                   Из положений главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) следует, что налог на добавленную стоимость представляет собой изъятие в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства, и определяется как разница между суммами налога, полученного исходя из стоимости реализованных товаров (услуг), и суммами налога, уплаченного поставщику за данные товары (услуги).

                                   Согласно пункту 1 статьи 143 НК РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются: организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

В соответствии с пунктом 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения налога на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров 10 (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

                                   В силу положений пункта 1 статьи 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

                                   В соответствии с пунктом 1 статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4 и 5 статьи 161 НК РФ) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров, работ, услуг), передаваемых имущественных прав, обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.

                                   Применение упрощенной системы налогообложения организациями влечет их освобождение от обязанности по уплате налога на добавленную стоимость, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации (статья 346.11 НК РФ).

                                   В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

                                   Закон о закупках не содержит положений, допускающих предоставление хозяйствующим субъектам, являющимся плательщиками налога на добавленную стоимость, преимуществ при участии в закупках.

                                   При проведении закупки победитель определяется путем сравнения поступивших ценовых предложений и выигравшим признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора (если по остальным критериям предложения участников закупки совпадают).

                                   При этом, цена договора, заключаемого по результатам закупки, устанавливается в соответствии с ценой, предложенной в заявке победителя (независимо от применяемой им системы налогообложения).

                                   Принцип равноправия предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. Это, в частности, означает, что допустимым может быть признано установление заказчиком требований, которые в равной мере применяются ко всем участникам закупки и не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.

Данная правовая позиция нашла отражение в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018.

                                   Комиссия отмечает, что применение порядка оценки ценового предложения участника закупки, допускающего уменьшение ценового предложения участника, являющегося плательщиком НДС, может привести к созданию данным участникам преимущественных условий по сравнению с участниками, применяющими упрощенную систему налогообложения, то есть привести к созданию неравных условий и, соответственно, ограничению конкуренции, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

                                   Кроме этого, в Законе о закупках отсутствуют нормы о возможности при осуществлении оценки заявок участников закупочной процедуры применения единого базиса оценки цены, предложенной участником без учета НДС.

                                   Таким образом, оценка цены договора, заключаемого по результатам закупки, должна осуществляться в соответствии с ценой, предложенной в заявке участника.

                                   Заказчик не имеет правовых оснований производить какие-либо вычеты из ценовых предложений, применять иные особенности оценки и сопоставления заявок в отношении разных категорий налогоплательщиков.

                                   На основании изложенного, положения документации могут ставить участников, применяющих упрощенную систему налогообложения, в заведомо менее благоприятное положение в сравнении с участниками закупки, использующими общую систему налогообложения.

Таким образом, преимущество в заключении договора с заказчиком получают те участники закупки, которые являются плательщиками НДС.

Судебная коллегия ВС РФ в Определении по делу А56-75118/2019 от 21.04.2021 г. указала на то, что заказчик может быть финансово заинтересован в заключении договора с исполнителем, применяющим общую систему налогообложения, поскольку в таком случае согласно пункту 2 статьи 171 Налогового кодекса Заказчик получает возможность применения налоговых вычетов при осуществлении собственной облагаемой НДС деятельности, то есть имеет возможность уменьшить величину своего налогового бремени.

Однако, упомянутый имущественный интерес заказчика не связан непосредственным образом с удовлетворением его потребностей в качественном и своевременном выполнении работ (услуг) (часть 1 статьи 1 Закона о закупках) и в силу законодательно закрепленного принципа равноправия (отсутствие дискриминации) участников закупки - не может быть реализован за счет постановки участников закупки, применяющих упрощенную систему налогообложения, в заведомо уязвленное положение в сравнении с иными участниками гражданского оборота.

Таким образом, сформированный порядок оценке ценовых предложений участников закупки были приводит к созданию участникам, являющихся плательщиками НДС, преимущественных условий по сравнению с участниками, применяющими упрощенную систему налогообложения, и наличию неравных условий между участниками закупки, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Действия заказчика не обеспечивают равные права и возможности для участников закупки.

Довод заявителя признан обоснованным.

Заказчиком допущены нарушения требований пункта 2 части 1 статьи 3, пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Комиссия также отмечает, что ранее по результатам рассмотрения аналогичных доводов иных заявителей антимонольным органом были вынесены решения по делу №016/07/3-442/2021 от 18.03.2021г., №016/07/3-561/2022 от 31.03.2022г., №016/10/18.1-1206/2022 от 01.08.2022г., №016/07/3-1651/2022 от 27.10.2022г. о признании в действиях заказчика нарушений законодательства о закупках при установлении ненадлежащих критериев оценки.

Вместе с тем, указанное обстоятельства свидетельствует о допущении заказчиком систематических нарушений требований действующего законодательства.

Учитывая вышеизложенное, Комиссией принято решение о необходимости передачи материалов дела в структурное подразделение Татарстанского УФАС России по возможным признакам нарушения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Относительно довода заявителя об установлении заказчиком требования о необходимости указания в заявке на участие производителя продукции.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

Согласно пункту 13 информационной карты заказчиком установлены требования к описанию продукции:

 

13.

Требования к описанию продукции

Подробное предложение участника процедуры закупки в отношении продукции, включающее в себя указание производителя и страны происхождения товара, предложения в отношении функциональных характеристик (потребительских свойств), эксплуатационных характеристик, количественных и качественных характеристик товара (в том числе с предоставлением образцов продукции [указывается при необходимости, с описанием порядка предоставления образцов продукции; в противном случае текст в скобке удаляется]) – по форме Технического предложения, установленной в подразделе 7.4.

 

Пунктом 4.14.13документации установлено, что ЗК отклоняет заявку участника процедуры закупки по следующим основаниям:

(1)       непредставление в составе заявки документов и сведений, предусмотренных приложением №3 к информационной карте (за исключением копий документов, требующихся исключительно для целей оценки и сопоставления заявок); нарушение требований подраздела 4.5 к содержанию заявки;

(2)       несоответствие участника процедуры закупки, в том числе несоответствие лиц (одного или нескольких), выступающих на стороне одного участника процедуры закупки, требованиям, установленным в разделе 5 и пунктах 15–17 информационной карты;

(3)       несоответствие предлагаемой продукции и/или условий исполнения договора требованиям, установленным в разделах 8 – 9 и п. 12 информационной карты;

(4)       несоблюдение требований, установленных в подразделе 4.6, п. 13 информационной карты и в форме подраздела 7.4, к описанию продукции, предлагаемой к поставке в составе заявки;

(5)       несоответствие цены заявки требованиям п. 10 информационной карты, в том числе наличие предложения о цене договора (цене за единицу продукции), превышающей размер НМЦ, размер начальной (максимальной) цены единицы продукции либо иным образом не соответствующее требованиям документации о закупке;

(6)       отсутствие информации о привлекаемом участником закупки субподрядчике (соисполнителе) в едином реестре МСП (https://rmsp.nalog.ru/) (если привлекаемый субподрядчик (соисполнитель) является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем) или отсутствие на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, информации о применении привлекаемым участником закупки субподрядчике (соисполнителе) специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (https://npd.nalog.ru/check-status/) (если привлекаемый субподрядчик (соисполнитель) является физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем) в случае, если в п. 18 информационной карты установлено требование к участникам закупки о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов МСП;

(7)       наличие в составе заявки недостоверных сведений.

Согласно пояснениям заказчика, в целях обеспечения возможности выявления однозначного соответствия или несоответствия предлагаемой продукции потребностям заказчика, было принято решение о предоставлении участником закупки подробного предложения, включающего в себя указание производителя и страны происхождения товара, предложения в отношении функциональных характеристик (потребительских свойств), количественных и качественных характеристик продукции. Если поставщик не является производителем товара, то до участия в торговой процедуре поставщик запрашивает коммерческое предложение у производителя и ориентируется на его ответ при заполнении закупочной документации. Таким образом, участник торгов должен знать производителя материала.

Татарстанское УФАС России отмечает, что Закон о закупках не устанавливает обязанности участника закупки иметь товар, предлагаемый к поставке по предмету закупки, в наличии на момент подачи заявки на участие в закупке и указывать наименование производителя, в связи с чем вышеуказанные требования являются избыточными и ограничивают конкуренцию.

Кроме того, при определении предлагаемой в ходе торгов цены договора потенциальный участник закупки имеет возможность запросить коммерческие предложения у нескольких производителей. Вместе с тем, указав в заявке на участие наименование одного производителя, у поставщика отсутствует гарантия, что именно указанный товар конкретного производителя будет поставлен заказчику (например, в случае отказа одного производителя и согласия другого производителя товара на продажу), что также будет свидетельствовать о предоставлении недостоверной информации в заявке.

Вместе с тем, согласно конкурсной документации, в случае неуказания наименования производителя такая заявка подлежит отклонению.

Законом о закупках в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений установлены общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В рассматриваемом случае, установление требования об указании при подаче заявки на участие наименования производителя при условии, что потенциальный участник может не иметь товар в наличии является неправомерным и не отвечает принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации.

На основании вышеизложенного действия заказчика, установившего в документации неправомерные требования к составу заявки в части предоставления в составе заявки сведений о производителе, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, довод заявителя признан обоснованным.

3. Относительно довода заявителя об установлений заказчиком неправомерных требований

Согласно пункту 11 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги, являющихся предметом закупки, требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если требования к данным товару, работе или услуге установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации и перечень таких документов предусмотрен документацией о конкурентной закупке. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.

Пунктом 3 технического задания на закупку химических веществ заказчиком установлены требования к сопроводительной документации: счет-фактура, товарная накладная, паспорт, паспорт безопасности, сертификат, техническая и эксплуатационная документация на русском языке, сертификат СМК ИСО 9001-2015 (завода изготовителя), сертификат дилера или письмо от изготовителя на право продажи третьим лицам.

Такими образом, указанные документы передаются заказчику при поставке товаров, а не в составе заявки на участие.

Согласно пояснениям заказчика, требования, указанные в техническом задании, касаемо предоставления сертификата ОМК ИСО 9001-2015, сертификата дилера или письма от изготовителя на право продажи третьим лицам, необходимы для включения поставщика и изготовителя в перечень утвержденных поставщиков. Данный перечень подлежит согласованию с 639 ВП МО РФ.

АО «Казанский вертолетный завод» входит в группу предприятий ВПК и в своей деятельности руководствуется ГОСТ РВ 0015-002-2020 и ГОСТ Р 58175-2018. Согласно данных ГОСТов сертификат СМК ИСО 9001-2015 и сертификат дилера или письмо от изготовителя на право продажи своей продукции третьим лицам необходимо для исключения поступления в производство контрафактной продукции, является обязательными для предоставления поставщиком.

Комиссией Татарстанского УФАС Росси установлено, что ГОСТ РВ 0015-002-2020 – это государственный военный стандарт Российской Федерации, устанавливающий требования к системам менеджмента качества организаций, осуществляющих исследования, разработку, производство, поставку, эксплуатацию, ремонт и утилизацию военной продукции.

ГОСТ РВ 0015-002-2020 основывается на ГОСТ ИСО 9001, содержит дополнительные требования применительно к военной продукции в соответствии с утвержденными военными стандартами.

ГОСТ Р 58175-2018. «Национальный стандарт Российской Федерации. Авиационная техника. Управление поставщиками при создании авиационной техники. Общие требования» также основан на ГОСТ Р ИСО 9000 и ГОСТ ИСО 9001.

Установлено, что согласно ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Требования» применение системы менеджмента качества является стратегическим решением для организации, которое может помочь улучшить результаты ее деятельности и обеспечить прочную основу для инициатив, ориентированных на устойчивое развитие. Указанная сертификация является добровольной.

Вместе с тем, учитывая, что заказчик в своей деятельности руководствуется ГОСТ РВ 0015-002-2020 и ГОСТ Р 58175-2018 установление указанного требования о предоставлении сертификат СМК ИСО 9001-2015 (завода изготовителя), сертификат дилера или письмо от изготовителя на право продажи третьим лицам является для АО «КВЗ» существенным и обязательным для предоставления поставщиком.

Участник закупки подавая заявку на участие выражает свое согласие с условиями документации, в том числе с указанными в пункте 3 технического задания требованиями к сопроводительной документации при поставке товара.

При установлении обжалуемого требования преимущественных условий для отдельных участников закупки не создавалось, требования применены ко всем участникам в равной степени.

Предположения заявителя о возможном отказе производителя в выдаче указанных документов при направлении поставщиком запроса являются бездоказательными.

Кроме того, участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. Бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика.

Вместе с тем, заявитель на заседании Комиссии доказательств, подтверждающих обоснованность своих доводов не представил.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что в рассматриваемом случае действия заказчика по установлению требований к сопроводительной документации не противоречат требованиям действующего законодательства.

Довод заявителя признан необоснованным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу заявителя ИП Бессонова Р.В. (вх. №3008/ж от 27.03.20223 г.) на действия заказчика АО «Казанский вертолетный завод» при проведении закупки на электронной площадке www.astgoz.ru №230750000038 на предмет: Поставка химических веществ частично обоснованной по первому и второму доводу.

Признать заказчика АО «Казанский вертолетный завод» нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 3, пунктов 2, 13, 14 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Выдать заказчику АО «Казанский вертолетный завод» предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм действующего законодательства.

Передать материалы в структурное подразделение Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения дела по признакам нарушения требований Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «О защите конкуренции»/

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны