Решение №04-04/1312 Решение по делу №016/07/3-145/2021 от 5 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №04-04/1312 от 05.02.2021 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика АО "ТАТЭНЕРГО" – <…> – [должностное лицо] (доверенность №119/20-62 от 29.12.2020 г.), <…> – [должностное лицо] (доверенность №119/20-27 от 29.12.2020 г.), в отсутствие представителей заявителя ООО «Армак» о месте и времени рассмотрения жалобы извещенных надлежащим образом, рассмотрев жалобы ООО «Армак» (вх. №933/ж от 26.01.2021 г., 1273/ж от 02.02.2021 г.) на действия заказчика АО "ТАТЭНЕРГО"  при проведении закупки №32009758986 на предмет: «Поставка задвижек (для ремонта хозяйственным способом) для нужд филиала АО "Татэнерго" - Нижнекамская ГЭС»,

УСТАНОВИЛА:

Дата размещения текущей редакции извещения №32009758986 на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru - 14.12.2020 года.

Способ размещения закупки          -  Открытый запрос цен в электронной форме.

Заказчик – АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ТАТЭНЕРГО".

Начальная (максимальная) цена договора – 4 056 666,65 руб.

Предмет закупки - Поставка задвижек (для ремонта хозяйственным способом) для нужд филиала АО "Татэнерго" - Нижнекамская ГЭС.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе, не согласен, представлены устные и письменные пояснения.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации по закупке приходит к следующим выводам.

Относительно довода заявителя о том, что Заказчиком некорректно осуществлена оценка заявки Заявителя по критерию наличия у частника сертификата соответствия ГОСТ ISO 9001-2011 или ГОСТ Р ИСО 9001-2015.

Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Закупочная деятельность заказчика регулируется Положением о закупках АО «Татэнерго», утвержденным Советом директоров 31.03.2020г. протоколом от 06.04.2020г. №8, а также Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с пп.2 п.2.1.6 Положения о закупках АО «Татэнерго» критериями оценки по запросу цен наряду с ценой могут являться:

- условия договора…..;

- надежность участника,

- деловая репутация Участника.

Согласно пунктам 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

- критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

- порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В соответствии с пунктом 6 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), должен содержать результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок).

В соответствии с протоколом сопоставления заявок на участие в закупке и подведения итогов закупки № 32009758986-01 от 14.01.2021г. заявителю ООО «Армак» по критерию наличия у Участника сертификата соответствия, удостоверяющего соответствие его системы менеджмента качества требованиям ГОСТ ISO 9001-2011 или ГОСТ Р ИСО 9001-2015 применительно к поставке или производству трубопроводной арматуры было присвоено 0 баллов из 5 в связи с непредставлением копии сертификата.

По мнению заявителя, Заказчиком неправомерно была произведена оценка по указанному критерию, поскольку заявитель закупает продукцию у производителя ООО «Арктур», в связи с чем были приложены сертификаты указанной организации.

Как установлено в ходе анализа, пунктом 11 приложения 1 закупочной документации Заказчиком был установлен следующий критерий оценки надежности участника закупки:

 

Наименование группы критериев

№ критерия

Наименование критерия

Максимальный балл по критерию

Порядок присвоения балловой оценки

Наименование документа, необходимого для присвоения балловой оценки

1

2

3

4

5

6

 

4

Наличие у Участника сертификата соответствия, удостоверяющего соответствие его системы менеджмента качества требованиям ГОСТ ISO 9001-2011 или ГОСТ Р ИСО 9001-2015 применительно к поставке или производству трубопроводной арматуры

5

- полное соответствие критерию – максимальный балл, который может быть присвоен по данному частному критерию;

- несоответствие или не полное соответствие критерию – 0 баллов.

Копия сертификата соответствия требованиям ГОСТ ISO 9001-2011 или ГОСТ Р ИСО 9001-2015

     

Критерием оценки являлось наличие у участника, а не у иного лица сертификата соответствия ГОСТ его системы менеджмента качества.

Указанные в критериях оценки стандарты ГОСТ Р ИСО 9001-2015 и ГОСТ ISO 9001-2011 (далее – ГОСТ) устанавливают требования к Системам менеджмента качества:

- "ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Требования" (утв. Приказом Росстандарта от 28.09.2015 N 1391-ст);

- "ГОСТ ISO 9001-2011. Межгосударственный стандарт. Системы менеджмента качества. Требования" (введен в действие Приказом Росстандарта от 22.12.2011 N 1575-ст).

При этом сертификат соответствия, удостоверяющий соответствие системы менеджмента качества требованиям ГОСТ, это официальный документ, выдаваемый органом по сертификации и подтверждающий соответствие системы менеджмента качества сертифицированного лица ГОСТ «Системы менеджмента качества. Требования».

Преимуществами для организации от применения системы менеджмента качества, основанной на ГОСТ, являются:

a) способность стабильно предоставлять продукцию и услуги, которые удовлетворяют требования потребителей и применимые законодательные и нормативные правовые требования;

b) создание возможностей для повышения удовлетворенности потребителей;

c) направление усилий на риски и возможности, связанные со средой и целями организации;

d) возможность продемонстрировать соответствие установленным требованиям системы менеджмента качества (п.0.1 ГОСТ Р ИСО 9001-2015).

Таким образом, по мнению заказчика, установление критерия о наличии у участника закупки сертификата соответствия, удостоверяет соответствие его системы менеджмента качества требованиям ГОСТ применительно к поставке или производству трубопроводной арматуры и свидетельствует о надежности данного Участника для исполнения договора, являющегося предметом закупки.

Критерий оценки надежности участника закупки, в рамках которого оценивается наличие у Участника закупки системы менеджмента качества не являлся основанием для отклонения заявок участие в закупке, а учитывался в качестве критерия оценки заявок.

Действующим законодательством о закупках не определен исчерпывающий перечень критериев, подлежащих оценке при рассмотрении и сопоставлении заявок, что свидетельствует о том, что выбор таких критериев является правом заказчика в зависимости от целей удовлетворения потребностей.

Кроме того, установленный заказчиком критерий оценки не являлся единственным в документации, из чего следует, что оценка заявок производилась из совокупности всех критериев, установленных заказчиком в документации.

Комиссия по результатам анализа приходит к выводу о соблюдении заказчиком требований законодательства о закупках при формировании критериев оценки заявок в закупочной документации и оценке заявки участника ООО «Армак» по рассматриваемому критерию в соответствии с порядком, указанным в документации о конкурентной закупке.

Довод заявителя признан необоснованным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобы заявителя ООО «Армак» (вх. №933/ж от 26.01.2021г., 1273/ж от 02.02.2021г.) на действия заказчика АО "ТАТЭНЕРГО"  при проведении закупки №32009758986 на предмет: «Поставка задвижек (для ремонта хозяйственным способом) для нужд филиала АО "Татэнерго" - Нижнекамская ГЭС»  необоснованными.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны