Решение №ВЧ-08/4991 Решение по делу №016/01/14.3-519/2024 от 22 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №ВЧ-08/4991 от 22.05.2024 г.

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №016/01/14.3-519/2024 по признакам нарушения ИП Гарифуллина А.Р. (ИНН <…>) пункта 3 статьи 14.3 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в размещении ИП Гарифуллиным А.Р. (ИНН <…>) рекламной надписи с текстом «<…>» по адресу: <…>,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления поступило обращение Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации (вх. №11624 от 03.11.2023 г.), по факту размещения ИП Гарифуллиным А.Р. (ИНН <…>) рекламной надписи с текстом «<…>» по адресу: <…>, содержащее признаки нарушения антимонопольного законодательства.

По адресу: <…> расположен комиссионный магазин «Победа», фотоизображение представлено ниже:

<…>

<…>

На основании информации, содержащейся в обращении представленной Волго-Вятским главным управлением Центрального Банка Российской Федерации (вх. №11624 от 03.11.2023 г.), установлено, что деятельность по вышеуказанным адресам осуществляет ИП Гарифуллин А.Р. (ИНН <…>).

Согласно Выписке из ЕГРИП, ИП Гарифуллин А.Р. (ИНН <…>, адрес регистрации: <…>) в качестве основанного вида экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности определено - 47.19 Торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах.

В качестве дополнительных видов деятельности обозначены:

46.49.44 Торговля оптовая изделиями из кожи и дорожными аксессуарами;

46.49.49 Торговля оптовая прочими потребительскими товарами, не включенными в другие группировки;

46.51.1 Торговля оптовая компьютерами и периферийными устройствами;

46.52 Торговля оптовая электронным и телекоммуникационным оборудованием и его запасными частями;

46.77 Торговля оптовая отходами и ломом;

46.90 Торговля оптовая неспециализированная;

47.41.3 Торговля розничная периферийными устройствами в специализированных магазинах;

47.41.4 Торговля розничная офисными машинами и оборудованием в специализированных магазинах;

и т.д.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального Закона о защите конкуренции, недобросовестной конкуренцией признаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Размещенная информация с текстом: «<…>» содержит в себе некорректное сравнение, которое указывает на превосходство данного комиссионного магазина перед иными хозяйствующими субъектами.

В связи с тем, что ломбард и комиссионный магазин выполняют разные функции и преследуют разные цели, то сравнение их не является корректным.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 г. №196-ФЗ «О ломбардах», ломбардом является юридическое лицо, зарегистрированное в форме хозяйственного общества, сведения о котором внесены в государственный реестр ломбардов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и нормативным актом Банка России, и основными видами деятельности которого являются предоставление краткосрочных займов гражданам (физическим лицам) под залог принадлежащих им движимых вещей (движимого имущества), предназначенных для личного потребления, и хранение вещей.

Комиссионный магазин — магазин, который принимает бывшие в употреблении или новые товары: технику, одежду, ценности, антиквариат и прочие от владельцев с целью их продажи и получения определённого процента от денег, полученных за проданный товар — комиссии.

Исходя из вышеуказанного следует, что ИП Гарифуллин А.Р., размещая информацию «<…>», указывает на превосходство комиссионного магазина, расположенного по адресу: <…>, перед хозяйствующими субъектами осуществляющих деятельность на аналогичном товарном рынке.

В соответствии со статьей 14.3 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, путем некорректного сравнения хозяйствующего субъекта и (или) его товара с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, в том числе:

1) сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром путем использования слов «лучший», «первый», «номер один», «самый», «только», «единственный», иных слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве товара и (или) хозяйствующего субъекта, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, либо в случае, если утверждения, содержащие указанные слова, являются ложными, неточными или искаженными;

2) сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, в котором отсутствует указание конкретных сравниваемых характеристик или параметров либо результаты сравнения не могут быть объективно проверены;

3) сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, основанное исключительно на незначительных или несопоставимых фактах и содержащее негативную оценку деятельности хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товара.

Согласно Письму ФАС России от 24.12.2015 г. №ИА/74666/15 «О применении «четвертого антимонопольного пакета», третий вид некорректного сравнения предполагает, что сравнение должно быть построено с использованием неправильных логических операций таким образом, что его достоверность объективно не может быть ни подтверждена, ни опровергнута.

Таким образом, ИП Гарифуллин А.Р., размещая информацию «<…>», указывает на превосходство комиссионного магазина, расположенного по адресу: <…>, перед хозяйствующими субъектами осуществляющих деятельность на аналогичном товарном рынке, что по мнению Татарстанского УФАС России, содержит признаки нарушения п. 3 ст. 14.3 Закона «О защите конкуренции».

Учитывая вышеизложенное, в связи с наличием в действиях ИП Гарифуллин А.Р. (ИНН <…>, адрес регистрации: <…>) признаков нарушения статьи 14.3 Закона «О защите конкуренции», в соответствии с положениями статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», было выдано ИП Гарифуллину А.Р. предупреждение о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения статьи 14.3 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно путем прекращения размещения вывески с надписью «<…>».

ИП Гарифуллин А.Р. выданное предупреждение в установленный срок не исполнил.

В соответствии с ответом МВД по Республике Башкортостан (вх. №2868 от 21.03.2024 г.) предупреждение ИП Гарифуллину А.Р. вручено 21.02.2024 г. Однако предупреждение исполнено не было, в адрес Управления не было направлено подтверждающих документов.

Кроме того, согласно ответу Волго-Вятского главного управления Центрального Банка РФ (вх. №3183 от 28.03.2024 г.), по результатам проведенных мероприятий установлено, что на входной двери помещения офиса по указанному адресу продолжает размещаться информация : «<…>».

<…>

На основании изложенного, Управлением было возбуждено и рассмотрено дело №016/01/14.3-519/2024 в отношении ИП Гарифуллина А.Р. по признакам нарушения статьи 14.3 Закона «О защите конкуренции», выразившегося в размещении рекламной надписи с текстом «<…>» по адресу: <…>.

Управлением был также направлен запрос в адрес ИП Гарифуллина А.Р. В ответ индивидуальный предприниматель не предоставил документы и пояснения.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Татарстанского УФАС России в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 г. №220 был проведен анализ рынка комиссионных магазинов в г. Нижнекамск Республики Татарстан, который приобщен к материалам дела.

Целью проведения данного анализа и оценки является выявление состояния конкурентной среды на рынке комиссионных магазинов на территории Республики Татарстан.

При проведении анализа Татарстанским УФАС России (далее – Управление) были использованы сведения, полученные в ходе рассмотрения дела №016/01/14.3-519/2024, а также сведения, полученные от хозяйствующих субъектов, осуществляющих схожую с участниками вышеуказанного дела деятельность.

Определение временного интервала исследования товарного рынка.

Согласно части 9 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции», временной интервал анализа состояния конкуренции определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Для настоящего исследования товарного рынка комиссионных магазинов на территории Республики Татарстан был выбран период с 18.10.2023 г. (поступило обращение) по 08.05.2024 г. (дата вынесения заключения).

Определение продуктовых границ товарного рынка.

Продуктовые границы товарного рынка определяются в соответствии с Главой III Порядка анализа рынка.

Согласно пункту 3.1 процедура выявления услуги, обращающейся на товарном рынке (определение продуктовых границ рынка) включает в себя:

предварительное определение товара;

выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

определение взаимозаменяемых товаров.

В соответствии с пунктом 3.4 Порядка, предварительное определение товара, необходимое для установления продуктовых границ товарного рынка, может быть проведено на основе:

условий договора, заключенного в отношении товара;

разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности;

нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность;

общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности;

товарных словарей или справочников товароведов;

заключений специалистов, имеющих специальные знания в соответствующей сфере;

иного способа, позволяющего однозначно определить товар.

Под товарным рынком понимается сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами.

В соответствии с положениями п. 10.6 Порядка, определение продуктовых границ товарного рынка может производиться исходя из предмета договоров, заключаемых хозяйствующим субъектом (в том числе в отношении которого поданы в антимонопольный орган заявление, материалы) по поводу товара, предлагаемого им к продаже.

Предварительное определение товара:

Согласно материалам дела №016/01/14.3-519/2024 ИП Гарифуллин А.Р. (ИНН <…>) размещает рекламные надписи с текстом «<…>» по адресу: <…>, содержащее признаки нарушения Федерального закона 27.06.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Таким образом, в качестве продуктовых границ товарного рынка определены услуги комиссионных магазинов на территории Республики Татарстан.

Определение географических границ товарного рынка.

Процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) в соответствии с пунктом 4.1 Порядка анализа рынка включает:

предварительное определение географических границ товарного рынка;

выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателями, учитывается следующее:

требования к условиям транспортировки товара (обеспечивающие сохранение потребительских свойств товара);

организационно-транспортные схемы приобретения товара покупателями;

возможность перемещения товара к покупателю или покупателя к товару;

расходы, связанные с поиском и приобретением товара, а также транспортные расходы;

особенности территории в предварительно определенных географических границах товарного рынка (в т. ч. природно-климатические и социально-экономические особенности).

ИП Гарифуллин А.Р осуществляет размещение рекламной вывески на территории г. Нижнекамск Республики Татарстан.

Таким образом, географической границей в сфере рынка комиссионных магазинов является г. Нижнекамск Республики Татарстан.

Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

Согласно пункту 5.1. Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке металлорежущих инструментов и деталей к ним, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на исследуемом товарном рынке, включаются все хозяйствующие субъекты, различных форм собственности, организационно-правовых форм, а также индивидуальные предприниматели, постоянно осуществляющие реализацию товаров, относящихся к установленным продуктовым границам, в пределах установленных географических границ и определенного временного интервала.

Так согласно проведенному анализу рынка, информации размещенной в телекоммуникационной сети Интернет, состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке связанных с осуществлением деятельности комиссионных магазинов на территории Республики Татарстан состоит из множества организаций, среди которых можно выделить:

Комиссионный магазин «Цифровик»;

Комиссионный магазин «Фараон»;

Комиссионный магазин «Pravda»;

И др.

По результатам проведения анализа рынка товарном рынке в сфере комиссионных магазинов на территории Республики Татарстан установлено следующее:

1.         Временной интервал исследования определен с18.10.2023 г. по 08.05.2024 г.

2.         Продуктовыми границами товарного рынка являются услуги комиссионных магазинов в г. Нижнекамск Республики Татарстан.

3.         Географическими границами товарного рынка являются границы г. Нижнекамск Республики Татарстан.

4.         В настоящее время в г. Нижнекамск деятельность комиссионных магазинов осуществляют множество организаций, среди которых можно выделить: «Цифровик», «Фараон», «Pravda» и прочие.

На основании изложенного, действия ИП Гарифуллина А.Р. выразившиеся в размещении рекламной надписи с текстом «<…>» по адресу: <…>, указывают на нарушения статьи 14.3 Закона «О защите конкуренции».

Следует отметить, что при вынесении решения Комиссия Татарстанского УФАС России руководствовалась доказательствами и материалами, полученными в рамках рассмотрения обращения заявителя, явившегося основанием для возбуждения настоящего дела.

ИП Гарифуллин А.Р. в рамках производства по настоящему делу не представило информацию и документы, запрошенную Комиссией Татарстанского УФАС России,  не обеспечило явку представителя индивидуального предпринимателя на заседание комиссии с целью представления позиции и пояснений, что подтверждает безучастность индивидуального предпринимателя в установлении всех обстоятельств по настоящему делу, не свидетельствует о принятии исчерпывающих мер, направленных на восстановление нарушенных прав, а также препятствует своевременному, объективному и всестороннему рассмотрению указанного дела.

ИП Гарифуллину А.Р. Управлением было направлено определение об отложении и заключение об обстоятельствах делах заказным письмом с почтовым уведомлением по адресу регистрации, а также телеграмма с уведомлением о дате, времени, и месте рассмотрения дела, которая вернулась в адрес Управления 22.05.2024 г. с отметкой «<…>», что, в соответствии с п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», является надлежащим извещением, поскольку, ИП Гарифуллина А.Р. зарегистрирован по адресу: <…>.

ИП Гарифуллин А.Р. надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела. В ответ на заключение об обстоятельствах дела (исх.№ ВЧ-08/4602 от 15.05.2024) Ответчиком не были представлены возражения в установленный срок, а также и в настоящее время Управлением не получены доводы ИП Гарифуллина А.Р.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать ИП Гарифуллина А.Р. (ИНН 027815539706) нарушившим пункт 3 статьи 14.3 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в размещении ИП Гарифуллиным А.Р. (ИНН <…>) рекламной надписи с текстом «<…>» по адресу: <…>.

2. Выдать ИП Гарифуллину А.Р. предписание о прекращении нарушения пункта 3 статьи 14.3 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу.

4. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны