Решение №АЯ-08/4806 РЕШЕНИЕ по делу №016/05/28-156/2021 по признакам нарушения з... от 21 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № АЯ-08/4806 от 21.04.2021

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении Законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №016/05/28-156/2021 в отношении ООО «Ломбард Алтын Яр» (423800, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, пр. Чулман, д. 13, кв. 72, ИНН: 1650384483) по факту размещения рекламы с содержанием «ЗАЙМ под ПТС автомобиля; СТАВКА 0,2 % в день» по адресу <…>, что имеет признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступило обращение Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) по факту размещения рекламы с содержанием «ЗАЙМ под ПТС автомобиля; СТАВКА 0,2 % в день» по адресу: <…>, что имеет признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе».

По имеющейся в распоряжении Волго-Вятского ГУ Банка России информации, ООО «Ломбард Алтын Яр» (423800, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, пр. Чулман, д. 13, кв. 72, ИНН: 1650384483) осуществляет деятельность на территории Республики Татарстан, а именно:

1.            <…>;

2.            <…>;

3.            <…>.

По адресу: <…> находится жилой дом, на первом этаже которого располагается офис ООО «Ломбард Алтын Яр». Внутри офиса размещена реклама следующего содержания: «ЗАЙМ под ПТС автомобиля; СТАВКА 0,2 % в день», без содержания условия, влияющего на его стоимость, а также условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

 

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ «О ломбардах» ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей. Ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом
«О потребительском кредите (займе)».

Согласно части 1 статьи 3 Закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно части 2 статьи 3 Закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение к которым направлена реклама.   

Объектом рекламирования вышеуказанной рекламной информации являются – услуги займа предоставляемые ломбардом ООО «Ломбард Алтын Яр».

Реклама Общества с ограниченной ответственностью «Ломбард Алтын Яр» направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к услугам, которые оказывает рекламодатель.

Как указано в пункте 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»: рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства   рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона «О рекламе» реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Согласно пункту 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» в соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги, а также условия оказания этих услуг. Также согласно пункту 25, в соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться. К условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

Вместе с тем рекламодатель не обязан указывать конкретный размер дополнительных расходов, которые понесет заемщик, воспользовавшись рекламируемой банковской услугой. Достаточно перечисления таких расходов.

В то же время к информации, определяющей фактическую стоимость кредита, не может быть отнесена информация о неблагоприятных последствиях нарушения договора на оказание финансовых услуг, которые может понести заемщик при неисполнении обязательства, поскольку указанные последствия не могут быть определены рекламодателем до возникновения факта нарушения соответствующих условий договора.

Наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требования части 3 статьи 28, Федерального закона «О рекламе» несет ответственность рекламодатель.

Статьей 3 Закона «О рекламе» установлено, что рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Из указанного определения следует, что рекламодателем может быть как лицо, заинтересованное в реализации объекта рекламирования (изготовитель товара, продавец товара, лицо, оказывающее услуги), так и иное лицо, если указанное лицо совершило действия по выбору объекта рекламирования (под которым понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама) и содержания рекламной информации. При этом отнесение того или иного лица к рекламодателю осуществляется исходя из объекта рекламирования, к которому формируется интерес в рекламе, условий договора о распространении рекламы, а также иных обстоятельств распространения рекламы (письмо ФАС России от 31.05.2016 №АК/36350/16 «О разъяснении отдельных положений Федерального закона «О рекламе»).

Таким образом, реклама с текстом «ЗАЙМ под ПТС автомобиля; СТАВКА 0,2 % в день» должна содержать хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее. Отсутствие данных условий является нарушением части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ «О рекламе».

Реклама по адресу <…> с текстом: «ЗАЙМ под ПТС автомобиля; СТАВКА 0,2 % в день», указывает на заинтересованность рекламодателя, а именно, ООО «Ломбард Алтын Яр» в продвижении своих услуг по предоставлению займов.

Вместе с тем, согласно предоставленной информации в адрес Управления от директора ООО «Ломбард Алтын Яр» <…>, после ознакомления с определением о возбуждении дела №015/05/28-156/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 05 февраля 2021 года, было принято решение не размещать рекламу в офисе ООО «Ломбард Алтын Яр» «ЗАЙМ под ПТС автомобиля; СТАВКА 0,2 % в день». Также, согласно предоставленной информации, реклама с надписью: «ЗАЙМ под ПТС автомобиля; СТАВКА 0,2 % в день» была демонтирована, что подтверждается приложенными фотоматериалами.

В связи с устранением нарушения ООО «Ломбард Алтын Яр» предписание не выдавать.

Ввиду изложенного и на основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе, а также в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШЕНИЕ:

 

Признать рекламу финансовых услуг ООО «Ломбард Алтын Яр» (423800, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, пр. Чулман, д. 13, кв. 72, ИНН: 1650384483), распространяемую путем размещения рекламы с содержанием «ЗАЙМ под ПТС автомобиля; СТАВКА 0,2 % в день» по адресу <…> ненадлежащей, несоответствующей требованиям части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ «О рекламе».

Предписание об устранении нарушении ООО «Ломбард Алтын Яр» (423800, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, пр. Чулман, д. 13, кв. 72, ИНН: 1650384483 не выдавать.

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны