Предупреждение №ИП-06/286 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ П06-1/2020 о прекращении действий (бездействи... от 15 января 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИП-06/286 от 15.01.2020

Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения; предупреждает нарушения антимонопольного законодательства; осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных и других природных ресурсов федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными лицами.

В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных ст. 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых - недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы №649/15 от 23.07.2015 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Татарстанским УФАС России был проведен анализ рынка наружной рекламы муниципального образования г. Набережные Челны.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в адрес Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны (далее - Исполнительный комитет) был направлен запрос информации (исх. №ИП-06/12611 от 23.08.2019, №ИП-06/14564 от 22.09.2019).

По итогам рассмотрения и изучения документов, представленных Исполнительным комитетом муниципального образования г. Набережные Челны, были установлены следующие обстоятельства.

В силу части 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ «О рекламе» (далее также – Закон о рекламе) органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах.

Постановлением Исполнительного комитета №933 от 17.02.2014 «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории города Набережные Челны» утверждена схема размещения рекламных конструкций (далее- схема). Согласно представленной Исполнительным комитетом муниципального образования город Набережные Челны действующей схеме и сведений о размещаемых рекламных конструкция на территории г. Набережные Челны, на территории муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан всего 966 обозначенных точек под рекламные конструкции.

Схема предполагает следующие виды рекламных конструкций:

-щитовая конструкция (3м х 6м - 2 стороны, 3м х 6м - 3 стороны и состоящая из 11 отдельных информационных полей размером 1.5м х12м);

- афишная конструкция;

- стела;

- фоновая конструкция.

Из представленного Исполнительным комитетом реестра действующих разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории города Набережные Челны следует, что всего было выдано разрешений на установку рекламных конструкций в количестве 457 шт, 426 из которых расположены на муниципальной земле, 31 - на частной.

В соответствии с ч. 5.1 ст. 19 Закона о рекламе заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.

Решением Горсовета муниципального образования "г. Набережные Челны" от 30.05.2013 N25/8 утверждено Положение о порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан (далее также – Положение от 30.05.2013 N 25/8).

Положением от 30.05.2013 N25/8 устанавливаются общие требования к рекламным конструкциям, их установке и эксплуатации, оформлению разрешительных документов на их установку и эксплуатацию.

Согласно пункту 42 Положения от 30.05.2013 N25/8 договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в муниципальной собственности города Набережные Челны, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, заключается Исполнительным комитетом города Набережные Челны на основе торгов.

В силу Главы 2 Положения от 30.05.2013 N25/8 Исполнительный комитет города Набережные Челны выступает заказчиком по проведению торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в муниципальной собственности города Набережные Челны, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена и определяет порядок подготовки и проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории города Набережные Челны.

Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования "г. Набережные Челны" от 20.02.2014 N1026 утвержден Порядок подготовки и проведения аукционов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории города Набережные Челны (далее также –Порядок от 20.02.2014 N1026).

Порядок от 20.02.2014 N1026 в соответствии со статьей 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 10 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе", пунктом 43 Положения о порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан, утвержденного решением Городского Совета от 30.05.2013 N 25/8, определяет порядок подготовки и проведения аукционов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории города Набережные Челны на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в муниципальной собственности, либо на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.

В силу п. 7 Порядка от 20.02.2014 N1026 заказчик объявляет о проведении аукциона не позднее чем за 30 дней до даты проведения аукциона.

Согласно п. 11 Порядка от 20.02.2014 N1026 извещение о проведении аукциона публикуется в газете "Челнинские известия" (далее - официальное издание) и размещается на официальном сайте города Набережные Челны в сети "Интернет" по адресу: www.nabchelny.ru (далее - официальный сайт).

Согласно информации, предоставленной Исполнительным комитетом, 2017-2018 г. г. было проведено 9 аукционов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории города Набережные Челны:

1) 9 марта 2017 г. – извещение от 03.02.2017 в сети интернет и газете "Челнинские известия" №8 (12073);

2) 23 марта 2017 г. – извещение от 17.02.2017 в сети интернет и газете "Челнинские известия" №12 (12077);

3) 24 марта 2017 г. – извещение от 17.02.2017в сети интернет и газете "Челнинские известия" №12 (12077);

4) 13 апреля 2017 г. – извещение от 10.03.2017в сети интернет и газете "Челнинские известия" №16 (12081);

5) 2 мая 2017 г. – извещение от 31.03.2017в сети интернет и газете "Челнинские известия" №22 (12087);

6) 3 мая 2017 г. – извещение от 31.03.2017в сети интернет и газете "Челнинские известия" №22 (12087);

7) 10 мая 2017 г. – извещение от 07.04.2017 в сети интернет и газете "Челнинские известия" №24 (12089);

8) 15 мая 2017 г. – извещение от 14.04.2017 в сети интернет и газете "Челнинские известия" №26 (12091);

9) 14 ноября 2018 г. – извещение от 11.04.2018 в сети интернет и газете "Челнинские известия" №25 (12188).

В силу п. 2 Порядка от 20.02.2014 N1026 основными целями проведения аукционов являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Вместе с тем, отсутствие в Порядке от 20.02.2014 N1026 обязанности опубликования извещения о проведении аукциона на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.torgi.gov.ru) не согласуется с принципами публичности.

Подпунктом "а" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 10.09.2012 N909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" определен адрес сайта: www.torgi.gov.ru в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов.

Татарстанское УФАС России отмечает, что функционал официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.torgi.gov.ru предусматривает публикацию информации о проведении торгов по реализации прав на размещение рекламных конструкций.

Размещение информации о предоставлении земельного участка на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru направлено на обеспечение привлечения максимально возможного круга заинтересованных лиц к процедуре предоставления земельного участка и к обеспечению таким образом соблюдения интересов как самих этих лиц, так и публичных интересов.

Информация о динамике посещения сайта https://torgi.gov.ru за 2017 г. – 2018 г., размещенной в разделе справочной информации (https://torgi.gov.ru/contacts.html), представлена в следующей таблице.

Период

Количество посещений в месяц

Количество посещений в год

2017 год

Январь

617 321

7 244 269

Февраль

597 956

Март

667 881

Апрель

602 176

Май

592 798

Июнь

560 047

Июль

549 124

Август

579 159

Сентябрь

568 834

Октябрь

641 090

Ноябрь

666 418

Декабрь

601 465

2018 год

Январь

593 601

8 327 077

Февраль

630 226

Март

700 436

Апрель

1 011 555

Май

679 450

Июнь

631 365

Июль

654 122

Август

696 746

Сентябрь

662 038

Октябрь

770 589

Ноябрь

736 559

Декабрь

560 390

Татарстанским УФАС России в целях определения информационной доступности извещений, опубликованных в газете "Челнинские известия", о проведении аукционов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории города Набережные Челны была запрошена информация о тираже и территории распространения газеты у филиала АО «ТАТМЕДИА» Редакция газеты «Челнинские известия».

Согласно поступившей информации, газета «Челнинские известия» распространяются на территории г. Набережные Челны и Тукаевского района Республики Татарстан.

Информация о тираже газет, в которых были опубликованы извещения о проведении торгов:

1) извещение от 03.02.2017 в газете "Челнинские известия" №8 (12073) - 8497;

2) извещение от 17.02.2017 в газете "Челнинские известия" №12 (12077) - 8597;

3) извещение от 10.03.2017в газете "Челнинские известия" №16 (12081) - 8775;

4) извещение от 31.03.2017в газете "Челнинские известия" №22 (12087) - 8725;

5) извещение от 07.04.2017 в газете "Челнинские известия" №24 (12089) - 8640;

6) извещение от 14.04.2017 в газете "Челнинские известия" №26 (12091) - 8640;

7) извещение от 11.04.2018 в газете "Челнинские известия" №25 (12188) - 589.

Как следует из представленных сведений, информация о проведении торгов в 2017 – 2018 г.г. на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории города Набережные Челны была доведена до значительно меньшего количества потенциальных заявителей, чем можно было бы довести путем опубликования извещений на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru.

Целью публикации извещения о предоставлении права на размещение рекламной конструкции является привлечение всех заинтересованных лиц (конкурентов) и обеспечение им равных возможностей на приобретение такого права, в данном случае для осуществления предпринимательской деятельности, а также получение уполномоченным органом максимальной цены за объект торгов при проведении аукциона, обеспечение принципов прозрачности, гласности, открытости торгов.

Важным условием прозрачности процедуры предоставления права размещения рекламных конструкций на землях публичной собственности является информационное обеспечение. Целью установления данных норм, является обеспечение конкуренции при предоставлении прав на пользование государственным (муниципальным) имуществом.

Статьей 1 ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрено, что настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Пункт 7 статьи 4 ФЗ "О защите конкуренции" определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 ФЗ "О защите конкуренции" к признакам ограничения конкуренции относятся сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Процедура проведения торгов на право установки и эксплуатации рекламных конструкций, предусмотренная законодательством Российской Федерации о рекламе, направлена на развитие и поддержание рыночной экономики и конкурентных отношений в сфере наружной рекламы на территории регионов Российской Федерации, обеспечивает недискриминационные (равные) условия доступа всех участников экономических отношений, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере наружной рекламы, снижает барьеры входа в данную сферу экономической деятельности и вероятность создания в данном секторе экономики региона Российской Федерации условий недопущения, ограничения, устранения конкуренции.

Проведение органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов на право установки и эксплуатации рекламных конструкций повышает экономическую эффективность и конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, обеспечивает развитие и поддержание достигнутого уровня конкуренции на местном региональном уровне, а также способствует экономическому развитию всего муниципального образования.

В силу пункта 71 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" в качестве оснований для признания торгов недействительными могут быть, в частности, публикация информации о проведении публичных торгов в ненадлежащем периодическом издании (с учетом объема тиража, территории распространения, доступности издания).

Исходя из характера и субъектного состава, подлежащих урегулированию отношений, торги на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций проводятся в целях предоставления равных возможностей участия лицам, ведущим бизнес в сфере рекламы, развития между ними добросовестной конкуренции; соблюдения требований законодательства о конкуренции и рекламе; обеспечения гласности и прозрачности, предотвращение коррупции при предоставлении мест для размещения рекламных конструкций на объектах недвижимости, находящихся в публичной собственности.

На основании изложенного, принимая во внимание эффективно действующий на территории Российской Федерации механизм доведения до неограниченного круга лиц информации о публичных торгах, представляется целесообразным в целях развития конкуренции, снижения барьеров входа на товарных рынок по размещению наружной рекламы, осуществлять опубликование извещений о проведении торгов на право заключения договор на размещение рекламных конструкций также на официальном сайте www.torgi.gov.ru.

Кроме того, 21 декабря 2017 года Президентом Российской Федерации был подписан Указ №618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», согласно которому в качестве основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции определяется обеспечение равных условий и свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации, ответственность органов местного самоуправления за реализацию государственной политики по развитию конкуренции.

Деятельность уполномоченных органов государственной власти или органов местного самоуправления призвана поддерживать конкуренцию в том её виде, в каком этого требует законодательство, которое запрещает совершать действия (бездействие), принимать различного рода акты (нормативного или ненормативного характера), способные привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, в бездействии МКУ «Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан» усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что выразилось в непринятии решения о внесении изменений в Порядок от 20.02.2014 N 1026 о необходимости опубликования извещений о проведении аукционов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории города Набережные Челны на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.torgi.gov.ru.

В связи с наличием в бездействии Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны признаков нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в непринятии решения о внесении изменений в Порядок от 20.02.2014 N 1026 о необходимости опубликования извещений о проведении аукционов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории города Набережные Челны на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.torgi.gov.ru, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает о необходимости прекращения указанного нарушения путем внесения соответствующих изменений в Порядок подготовки и проведения аукционов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории города Набережные Челны, утвержденный Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования "г. Набережные Челны" от 20.02.2014 N1026.

Предупреждение должно быть исполнено в течение 30 дней с момента получения.

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив подтверждающие документы.

<…>                                                                                                      [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны