Решение №04-04/12555 Решение по делу №016/07/3-1837/2021 от 1 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № 04-04/12555 от 01.10.2021 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика ФГБОУ ВО "КНИТУ-КАИ" – <…> – [должностное лицо] (доверенность №81-07/21-Д от 20.07.2021 г.), <…> – [должностное лицо] (доверенность №82-07/21-Д от 21.07.2021 г.), в присутствии представителей заявителя ООО «ОРИОН+» - <…> – [должностное лицо] (доверенность №1), <…> – [должностное лицо] (директор, Решение №5 от 05.08.2021 г.), рассмотрев посредством видеоконференции жалобы заявителя ООО «ОРИОН+» (вх. №12711/ж, 12712/ж от 20.09.2021 г., вх.№13000, 13001/ж от 27.09.2021 г.) на действия ФГБОУ ВО "КНИТУ-КАИ" при проведении закупки №32110555735 на предмет: «364_Выполнение работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности на объектах КНИТУ-КАИ»,

У С Т А Н О В И Л А:

Дата размещения текущей редакции извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме №32110555735 на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 13.08.2021 года.

Предмет закупки - 364_Выполнение работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности на объектах КНИТУ-КАИ.

Начальная (максимальная) цена договора – 2 487 155,17 рублей.

Признанный победитель закупки – ООО «ОРИОН+».

Суть жалобы, по мнению заявителя, заказчиком на подписание был направлен проект контракта, не соответствующий требованиям действующего законодательства.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил устные и письменные пояснения и материалы по закупке, которые приобщены к материалам дела.

В ходе заседания Комиссии заявителем было в устной форме заявлено ходатайство о проведении заседания Комиссии в закрытой форме.

Вместе с тем, Комиссия не находит оснований для удовлетворения указанного ходатайства, учитывая отсутствие представления заявителем мотивированных требований, служащих основаниями для проведения закрытого заседания Комиссии, и объективных причин, указывающих на необходимость проведения заседания в закрытой форме.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении закупочной деятельности заказчик руководствуется Положением о закупке ФГБОУ ВО "КНИТУ-КАИ" (далее – Положение), а также Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки и подведения итогов электронного аукциона № 32110555735 от 01.09.2021г. на участие в электронном аукционе подана одна заявка ООО «ОРИОН+» на участие в электронном аукционе, электронный аукцион признан несостоявшимся в соответствии с частью 37 раздела 4 Положения о закупке товаров, работ, услуг федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ» и п. 10 Документации об электронном аукционе.

По результатам рассмотрения второй части заявки ООО «ОРИОН+» на участие в электронном аукционе на соответствие требованиям, установленным в документации об аукционе, Заказчиком было принято решение о соответствии заявки единственного участника требованиям документации об аукционе и заключении договора с единственным участником ООО «ОРИОН+» по цене 2 487 155 руб. 17 коп.

Относительно довода заявителя о неправильном сформированном НМЦД в рамках объекта закупки, что не соответствует требованиям действующего законодательства.

Действующим законодательством о закупках отдельными видами юридических лиц порядок формирования НМЦД и цены договора с единственным поставщиком, возможные методы определения такой цены не регламентированы.

В соответствии с положениями Закона N 223-ФЗ порядок формирования цены договора устанавливается заказчиком самостоятельно.

В соответствии с пунктом 5 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота).

Таким образом, Закон о закупках не обязывает Заказчика в закупочной документации давать обоснование начальной (максимальной) цены договора.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что при размещении оспариваемой закупки Заказчиком была определена НМЦД, были размещены локальные ресурсные сметы, определяющие и устанавливающие предусмотренный объем работ в рамках объекта закупки.

У заявителя до подачи заявки имелась возможность заблаговременно ознакомиться с размещёнными в открытом доступе документами, сделать соответствующий запрос разъяснений в адрес Заказчика.

Кроме того, подачей заявки на участие в торгах, заявителем было дано согласие на участие в закупке со всеми условиями, установленными Заказчиком.

С учетом изложенного, учитывая, что сведения о НМЦД были установлены Заказчиком, порядок обоснования, а также обязанность заказчика обосновывать НМЦД Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не установлены, действия Заказчика в данной части не противоречат требованиям Закона о закупках.

Довод заявителя признан необоснованным.

Относительно довода заявителя о применении устаревшего силу стандарта НПБ 251-98.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Техническом заданием аукционной документации установлено требование о необходимости проведения испытаний не менее чем на 24 образцах, взятых с разных мест по НПБ 251-98 "Огнезащитные составы и вещества для древесины и материалов на ее основе. Общие требования. Методы испытаний".

Аналогичное требование было установлено в проекте договора.

Вместе с тем, "НПБ 251-98. Огнезащитные составы и вещества для древесины и материалов на ее основе. Общие требования. Методы испытаний" утратил силу с 01.01.2021г. в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1034.

При направлении первоначального проекта контракта на подписание заявителю данное требование исключено не было.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о нарушений Заказчиком требований пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках при указании недействующего стандарта в закупочной документации.

Довод заявителя признан обоснованным.

Учитывая, что выявленное нарушение было устранено, а именно, в ответ на протокол разногласий заявителя в повторно направленном проекте контракте был исключен указанный стандарт, Комиссия не находит оснований для выдачи предписания.

Относительно довода заявителя о несоответствии направленного проекта контракта на подписание требованиям действующего законодательства и наличии пунктов в проекте, заведомо неисполнимых заявителем.

Согласно доводам заявителя при направлении на подписание проекта договора в него необоснованно были включены пункты 7.3, 7.6, 7.5, 7.4, 7.13 (порядок ответственности), пункты о выставлении счетов-фактур и некорректно указанном порядке исполнения и оплаты договора (2.1, 2.2, 2.2.1, 4.1.7., 3.4., техническое задание), о неправильно указанном обеспечении исполнения договора, отсутствии авансирования (3.6), о гарантии качества работ, о предоставлении подрядчиком акта сверки по всем произведенным расчетам (3.5), пункты по противоречивым показателям технического задания в части представления заключений лаборатории, (п.42, 59, 63, 89, 91, 106 технического задания), описания раздвижной решетки (п.19, 21, 23, 25 27 тз), алюминиевой двери (п.108), что в совокупности не позволяет исполнить настоящий договор.

Заявителем 13.09.2021г., 17.09.2021г., 21.09.2021г. были направлены протоколы разногласий, на что Заказчиком не был представлен доработанный проект договора и не представлен отдельный документ с причинами отказа учесть полностью или частично представленные в протоколе разногласий замечания.

Согласно представленным пояснениям Заказчика все условия и пункты, указанные в договоре, направленном заявителю на подписание, имелись первоначально в размещенной аукционной документации, доступной для ознакомления в открытом доступе. Запросов разъяснений положений документации на этапе проведения аукциона от заявителя не поступало, подав заявку, участник согласился со всеми условиями размещенной документации.

При проведении закупочной деятельности заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг АО «ТАТСПИРТПРОМ».

Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

Частью 3.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что конкурентные закупки осуществляются следующими способами:

1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);

2) иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи.

Согласно части 15 статьи 3.2 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.

В соответствии с частью 18 статьи 3.2. Закона о закупках под аукционом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину (далее - "шаг аукциона"). В случае, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля, аукцион проводится на право заключить договор. В этом случае победителем аукциона признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее высокую цену за право заключить договор.

На основании приведенных норм действующего законодательства следует вывод об обязательности заключения договора по итогам проведенной закупки на условиях документации о конкурентной закупке, извещения об осуществлении конкурентной закупки и в соответствии с заявкой участника такой закупки.

Таким образом, из требований пункта 2 части 3 статьи 3 Закона о закупках следует, что Заказчик обязан заключить договор по результатам конкурентной закупки на условиях документации и заявки участника.

В ходе анализа извещения и аукционной документации закупки установлено, что все пункты, оспариваемые заявителем в направляемых Заказчику протоколах разногласий, были отражены Заказчиком первоначально при размещении настоящей закупки.

У заявителя до подачи заявки имелась возможность заблаговременно ознакомиться с размещёнными в открытом доступе документами, сделать соответствующий запрос разъяснений в адрес Заказчика при наличии вопросов.

Вместе с тем, заявителем была подана заявка на участие в закупке и приложено согласие не выполнение работ в рамках объекта закупки в соответствии с техническим заданием и локальным ресурсным сметным расчетом.

Таким образом, подачей заявки на участие в торгах, заявителем было дано согласие на участие в закупке со всеми условиями, установленными Заказчиком.

Заказчик при проведении аукциона и рассмотрении заявки участника действовал в рамках установленных требований документации, Положения и Закона о закупках.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства в совокупности, Комиссия не находит оснований для признания довода заявителя обоснованным.

Довод заявителя признан необоснованным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу заявителя ООО «ОРИОН+» (вх. №12711/ж, 12712/ж от 20.09.2021 г., вх.№13000, 13001/ж от 27.09.2021 г. ) на действия ФГБОУ ВО "КНИТУ-КАИ" при проведении закупки №32110555735 на предмет: «364_Выполнение работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности на объектах КНИТУ-КАИ» обоснованной в части по доводу об установлении в документации стандартов, утративших силу.

Признать заказчика ФГБОУ ВО "КНИТУ-КАИ" нарушившим требования пункта 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Предписание об устранении нарушений действующего законодательства не выдавать.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм действующего законодательства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны