Решение №АР-05/3134 РЕШЕНИЕ по делу № 016/01/10-1620/2022 от 3 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. АР-05/3134 от 03.04.2023 г.

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело № 016/01/10-1620/2022 в отношении АО «Азнакаевское предприятие тепловых сетей» (ИНН <…>) по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги по приему и переработке сточных вод, в присутствии:

- заявителя <…> - [физическое лицо], личность удостоверена паспортом;

УСТАНОВИЛА:

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В рамках реализации своих функций и целей административный орган наделен рядом полномочий, определенных ст. 23 Закона о защите конкуренции,
в числе которых – недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы № 649/15 от 23.07.2015 (далее — Положение) территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Территориальный орган ФАС России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (п. 6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п. 6.5.1 Положения).

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Татарстанское УФАС России) поступило обращение <…> - [физическое лицо] (вх. № <…> от <…> г.) по вопросу нарушения порядка ценообразования за прием и переработку сточной жидкости АО «Азнакаевское предприятие тепловых сетей» (далее – АО «Азнакаевское ПТС»).

Как следует из поступившего обращения, АО «Азнакаевское ПТС» за оказанные услуги по приему и переработке 1 кубического метра (далее – м3) сточной жидкости взимает <…> рублей. В то же время, в близлежащих городах стоимость за аналогичную услугу составляет <…> руб./м3. Вместе с тем, <…> - [физическое лицо] отмечает, что цена по договору за оказанную услугу АО «Азнакаевское ПТС» не определена и из чего она образуется неизвестно.

По результатам рассмотрения обращения, изучения представленных документов издан Приказ Татарстанского УФАС России № <…> от <…> г. и создана Комиссия по рассмотрению дела № 016/01/10-1620/2022 по признакам нарушения АО «Азнакаевское предприятие тепловых сетей» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении порядка ценообразования на услуги по приему, транспортировке и очистке сточных вод.

В ходе рассмотрения дела № 016/01/10-1620/2022 в рамках предоставленных полномочий Комиссией Татарстанского УФАС России было установлено следующее.

АО «Азнакаевское предприятие тепловых сетей» является ресурсоснабжающей организацией, поставляющей потребителям тепловую энергию и теплоноситель, хозяйственную питьевую воду и услуги по отведению и очистке сточных вод.

В соответствии с пунктом 1, пунктом 1.2 Постановления Руководителя Исполкома муниципального образования «г. Азнакаево» Азнакаевского муниципального района от 17.02.2014 N 04 «Об определении гарантирующей организации для централизованной системы водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «Город Азнакаево» Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан», АО «Азнакаевское ПТС» определен гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «город Азнакаево» Азнакаевского муниципального района

Потребителями предоставляемых услуг являются: население, учреждения и промышленные предприятия города <…>, пгт. <…> и пгт. <…>, село <…>.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности индивидуального предпринимателя <…> (далее – ИП <…> является перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами, а дополнительными - сбор и обработка сточных вод, деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам.

ИП <…> в ходе рассмотрения настоящего дела было пояснено, что предприниматель владеет ассенизационными машинами и оказывает населению услуги по откачке и вывозу жидких бытовых отходов, которые в последующем утилизируются на очистных сооружениях АО «Азнакаевское ПТС».

Между АО «Азнакаевское ПТС» и ИП <…> заключен Договор об оказании услуг № <…> от <…> г. (далее – Договор № <…>).

В соответствии с условиями Договора № <…>, АО «Азнакаевское ПТС» обязуется оказать следующие услуги: производить переработку сточных вод ИП <…> на биологических очистных сооружениях (далее – БСО) АО «Азнакаевское ПТС», а ИП <…> обязуется оплатить эти услуги.

Согласно п. 6 Договора № <…>, расчет стоимости приема и переработки 1 м3 сточной жидкости определяется по утвержденному расчету АО «Азнакаевское ПТС», действующему на момент оплаты услуг. АО «Азнакаевское ПТС» вправе изменять стоимость услуг в связи с увеличением собственных затрат, изменением законодательства, нормативов, инфляции. Оплата производится по талонам.

По информации, представленной ИП <…>, следует, что в соответствии с разовым талоном, действительного на 2022 г., стоимость услуги по договору за 1 м3 составляет <…> руб.

По мнению ИП <…>, указанная стоимость является завышенной и ущемляет его права в сфере предпринимательской деятельности, так как от данной стоимости зависит конечная цена услуги по вывозу жидких бытовых отходов, оказываемая населению Азнакаевского района.

АО «Азнакаевское ПТС» с вменяемым нарушением не согласилось, представило письменные пояснения (исх. № <…>  от <…> г.), из которых следует, что:

- в отношении услуг по переработке жидких бытовых отходов государственное регулирование тарифов не осуществляется;

- прием на переработку жидких бытовых отходов не является коммунальной услугой;

- жидкие бытовые отходы удаляются путем исключающим их сброс в водные объекты;

- услуги по переработке жидких бытовых отходов оплачиваются организацией, осуществляющей сбор и вывоз жидких бытовых отходов, по возмездному договору в соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ).

Вместе с тем АО «Азнакаевское ПТС» считает, что общество при переработке жидких бытовых отходов, исходя из технических характеристик, не осуществляет их транспортировку.

Комиссия Татарстанского УФАС России, изучив позицию сторон, приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоотведении, ФЗ N 416), настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.

Как следует из статьи 2 Закона о водоотведении:

- водоотведение - это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения;

- централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения;

- канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод;

- транспортировка сточных вод - перемещение сточных вод, осуществляемое с использованием канализационных сетей.

По договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований (пункт 1 статьи 14 Закона о водоснабжении).

Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией (пункт 5 статьи 7 Закона о водоснабжении).

В соответствии с частью 7 статьи 31 Закона N 416-ФЗ к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся: водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод; прием и транспортировка сточных вод.

Согласно абз. 10, 11 письма Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 4 апреля 2017 года N 12-47/9678 «Разъяснения в области обращения с жидкими фракциями сточных вод», в случае, если жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, удаляются путем очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты, их следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства.

Если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты или направление в систему оборотного водоснабжения, такие стоки не подпадают под определение сточных вод и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах.

Согласно материалам, представленным АО «Азнакаевское ПТС», установлено, что согласно Решениям Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан о предоставлении водного объекта в пользование:

- № <…> от <…> г.- п. <…>: выпуск сточных вод после очистки на БОС осуществляется в р. <…>;

- № <…> от <…> г. – г. <…>: выпуск сточных вод после очистки на БОС осуществляется в р. <…>;

- № <…> от <…> г. – пгт. <…>: выпуск сточных вод после очистки на БОС осуществляется в р. <…>;

- № <…> от <…> г. – с. <…>: выпуск сточных вод после очистки на БОС осуществляется в р. <…>.

Вместе с тем, из понятия «водоотведение» следует, что существенным критерием отнесения деятельности к водоотведению является конечный этап передачи стоков на очистку с использованием централизованной системы.

В соответствии с материалами рассматриваемого дела, а также из условий договора № <…> установлено, что очистные сооружения АО «Азнакаевское ПТС» являются централизованными.

При этом, согласно порядку приема сточных вод в очистных сооружениях АО «Азнакаевское ПТС» и схем очистных сооружений, в приемные камеры, расположенные на территории очистных сооружений, поступают сточные воды по напорному либо безнапорному канализационному коллектору.

Так же в данные приемные камеры сливаются хозяйственно-бытовые стоки, транспортируемые с помощью ассенизационных машин.

Для предотвращения негативного воздействия залповых сбросов хозяйственно-бытовых стоков, сливаемых из ассенизационных машин, сточные воды поступают в приемный канал для смешивания сточных вод, поступающих из города с высококонцентрированными хозяйственно-бытовыми стоками, сливаемыми из ассенизационных машин.

Далее после смешивания в приемном канале стоки поступают на механическую очистку в здание решеток, затем проходят весь цикл механической и биологической очистки в очистных сооружениях.

В случае очистного сооружения пгт. <…>: для предотвращения негативного воздействия залповых сбросов хозяйственно-бытовых стоков, сливаемых из ассенизационных машин, сточные воды поступают на иловые площадки, фильтруются и с помощью дренажных насосов подаются на механическую очистку в здание решеток, далее проходят весь цикл механический и биологической очистки в очистных сооружениях.

Таким образом, хозяйственно-бытовые стоки, транспортируемые с помощью ассенизационных машин, перемещаются с места слива с использованием трубопровода, далее смешиваются, после чего и сточные воды, и хозяйственно-бытовые стоки по трубопроводу поступают в очистные сооружения, где проходят очистку и сброс в водный объект.

При изложенных обстоятельствах сложившиеся отношения в рамках договора № <…> свидетельствуют, что АО «Азнакаевское ПТС» оказывает ИП <…> услуги по приему, транспортировке и очистке сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения, следовательно, и плата за данную услугу необходимо определять в соответствии с положениями Закона N 416-ФЗ.

Согласно части 6 статьи 14 ФЗ N 416, оплата услуг по договору водоотведения осуществляется в соответствии с тарифами на водоотведение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 ФЗ N 416, на территории Республики Татарстан тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливает Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам.

Также в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами (п. 118 Правил № 644). Необходимо отметить, что если у лиц, осуществляющих услугу водоотведения, есть декларация, характеризующие сточные воды, то данная плата не взимается.

В случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (п. 194 Правил № 644).

В силу части 2 Постановления Государственного комитета РТ по тарифам от 28.11.2018 N 10-77/кс «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для Акционерного общества «Азнакаевское предприятие тепловых сетей» на 2019 - 2023 годы», тарифы действуют с 1 января 2019 года по 31 декабря 2023 года.

Для сельского поселения <…> тарифы устанавливаются ежегодно. Постановлением Государственного комитета РТ по тарифам от 19.11.2021 N 312-66/кс-2021 установлен тариф на водоотведение на 2022 год «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для Акционерного общества «Азнакаевское предприятие тепловых сетей» на 2022 год».

В период с 2020 по 2022 гг. тарифы на водоотведение для АО «Азнакаевское ПТС» составляли:

 

Город

Вид потребителя

Период

c

 01.01.2020 по 30.06.2020, руб./м3

 

с

01.07.2020 по 31.12.2020, руб./м3

 

с

01.01.2021 по 30.06.2021, руб./м3

с

01.07.2021 по 31.12.2021, руб./м3

с

01.01.2022 по 30.06.2022, руб./м3

с

01.07.2022 по 31.12.2022, руб./м3

г. <…>

для населения, с НДС

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

иные потребители (тарифы указаны без учета НДС)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

Потребители <…>

 

для населения, с НДС

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

иные потребители (тарифы указаны без учета НДС)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

Потребители <…>

 

для населения, с НДС

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

иные потребители (тарифы указаны без учета НДС)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

Потребители <…>

 

для населения, с НДС

-

-

-

-

<…>

<…>

иные потребители (тарифы указаны без учета НДС)

-

-

-

-

<…>

<…>

 

Вместе с тем, стоимость переработки сточной жидкости, ввозимой сторонними организациями, определялась АО «Азнакаевское ПТС» самостоятельно, без учета вышеуказанных тарифов и составляла в 2020 году – <…> руб./м3 без НДС и <…> руб./м3 с НДС; в 2021 году – <…> руб./м3 без НДС и <…> руб./м3 с НДС; в 2022 году – <…> руб./м3 без НДС и <…> руб./м3 с НДС.

Согласно пояснениям и представленным АО «Азнакаевское ПТС» документам, в период с <…> г. по <…> г. стоимость переработки сточной жидкости, ввозимой сторонними организациями, определялась обществом исходя из общих по всем населенным пунктам затрат и объема принятых сточных вод, учтенных Госкомитетом РТ по тарифам при утверждении тарифов на водоотведение в соответствующие периоды, платежа за сверхнормативный сброс, рентабельности и НДС.

Формула для расчета стоимости переработки 1 м3 сточной жидкости выглядит следующим образом:

((себестоимость услуги по водоотведению г. <…> + себестоимость услуги по водоотведению пгт. <…> + себестоимость услуги по водоотведению шт. <…> + себестоимость услуги по водоотведению с. <…>) /4) + платеж за сверхнормативный сброс+ рентабельность + НДС)

По данным расчета стоимости переработки сточной жидкости, ввозимой сторонними организациями, в период с <…> г. по <…> г. АО «Азнакаевское ПТС» в составе затрат учитывало расходы общества, в том числе, связанные с транспортированием сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения и содержанием канализационных сетей.

Таким образом, стоимость переработки 1м3 сточной жидкости в очистных сооружениях АО «Азнакаевское ПТС», ввозимой сторонними организациями, с 01 января <…> г. основывалась на следующих статьях затрат по предприятию:

- себестоимость 1м3 переработанной сточной жидкости – <…> руб. (частное суммы затрат и объема принятых сточных вод, учтенных Госкомитетом РТ по тарифам при утверждении тарифов на водоотведение);

- платеж за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ согласно акта отбора проб – <…> руб./м3;

- рентабельность – <…> %;

- НДС – <…>%.

Таким образом, стоимость переработки 1 м3, отведенной сточной жидкости на <…> год во всех населенных пунктах составляла – <…> руб./м3 без НДС и <…> руб./м3 с НДС.

Необходимо отметить, что до <…> г., включительно, отдельно была установлена стоимость переработки сточной жидкости в очистных сооружениях АО «Азнакаевское ПТС» для цехов <…> и <…> участка НГДУ «<…>». На <…> год расчет тарифа переработки 1м3 сточной жидкости основывался на следующих статьях затрат по предприятию:

- себестоимость 1м3 переработанной сточной жидкости – <…> руб. (частное суммы затрат и объема принятых сточных вод, учтенных Госкомитетом РТ по тарифам при утверждении тарифов на водоотведение для потребителей г. <…> и пгт. <…>);

- платеж за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ согласно акта отбора проб – <…> руб./м3;

- рентабельность – <…>%;

- НДС – <…>%.

В соответствии с вышеуказанными статьями затрат по предприятию, стоимость переработки 1м3 отведенной сточной жидкости на <…> год составляла – <…> руб./м3 без НДС и <…> руб./м3 с НДС.

На основании статьи 4 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" Правительство Российской Федерации постановлением от 13.05.2013 N 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Указанные нормативно-правовые акты не предусматривают применяемый АО «Азнакаевское ПТС» способ ценообразования на услуги, оказываемые ИП <…> с использованием централизованной системы водоотведения.

При этом, в силу подпункта "б" пункта 11 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, тарифы в сфере водоотведения могут устанавливаться в соответствии с методическими указаниями дифференцировано такой категории сточных вод, как жидкие бытовые отходы.

Таким образом, АО «Азнакаевское ПТС» не было лишено возможности установления дифференцированного тарифа на указанные услуги путем обращения в Госкомитет по тарифам РТ в соответствии с Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Необходимо отметить, что в соответствии с п. 25 Правил № 406, орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений регулируемой организации об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в экспертном заключении органа регулирования тарифов.

Учитывая изложенное, действия АО «Азнакаевское ПТС» по установлению и взиманию с контрагентов платы без установленного уполномоченным государственным органом тарифа за услуги по приему и переработке сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения, имеют своим результатом ущемление интересов получателей таких услуг, поскольку последние вынуждены оплачивать указанные услуги по экономически необоснованной, не установленной государственным органом цене.

Необходимо отметить, что в ходе рассмотрения дела № 016/01/10-1620/2022 АО «Азнакаевское ПТС» изменило ценовую политику в сфере водоотведения для ввозимых сточных вод на <…> год.

Расчет стоимости переработки 1 м3 сточной жидкости в очистных сооружениях АО «Азнакаевское ПТС» ввозимой сторонними организациями с 01.01.2023г. осуществляется согласно Постановлению Госкомитета РТ № 363-79/кс-2022 от 15.11.2022г. «о корректировке на 2023 год долгосрочных тарифов на питьевую воду и водоотведение для Акционерного общества «Азнакаевское предприятие тепловых сетей», установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 28.11.2018 № 10-77/кс, а также Постановлению Госкомитета РТ № 364-80/кс-2022 от 15.11.2022г. «об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для Акционерного общества «Азнакаевское предприятие тепловых сетей» на 2023 год».

Таким образом, стоимость переработки 1 м3 сточной жидкости в очистных сооружениях АО «Азнакаевское ПТС» ввозимой сторонними организациями с 01.01.2023г. для г. <…> - <…> м3/руб. (без НДС), пгт. <…>  - <…> м3/руб. (без НДС), пгт. <…> - <…>м3/руб. (без НДС), с. <…> - <…> м3/руб. (без НДС).

Также, взимается плата за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения согласно п. 123(4) Правил № 644.

Вместе с тем, в случае выставления платы за услуги по приему и переработке сточных вод в соответствии с установленными тарифами согласно Закону о водоснабжения, предусмотрены основания для освобождения от платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения или платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ.

Например, если ИП <…> предоставит декларацию, характеризующую сточные воды, или доказательства того, что он предоставляет данную услугу именно населению, то такая плата с него взиматься не будет.

При этом, применяемая АО «Азнакаевское ПТС» в период с <…> г. по <…> г. в отношениях с ИП <…> стоимость приводила к тому, что предприниматель нёс большие затраты, чем вправе был рассчитывать, если бы гарантирующий поставщик применял установленные государственным органом тарифы.

Согласно материалам рассматриваемого дела, например, в г. <…>, ИП <…> в <…> году приобретал талон, на основании которых оказывалась услуга по водоотведению в очистных сооружениях АО «Азнакаевское ПТС», со стоимостью переработки 1 м3 сточной воды - <…> руб. (в том числе, сверхнормативный сброс загрязняющих веществ), вместо <…> руб. с НДС (в том числе, плата за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения), если бы общество изначально считало согласно тарифу, установленному Госкомитетом.

Следовательно, в случае, если объем бочки ассенизаторской машины ИП <…> составляет <…> м3, то оплата <…> рейсов такой машины составит:

- по стоимости АО «Азнакаевское ПТС» - <…> руб.;

- по тарифу Госкомитета - <…> руб.

Таким образом, АО «Азнакаевское ПТС», самостоятельно определяя размер платы за переработку сточных вод, извлекло монопольную выгоду и ущемило интересы организаций, оказывающих услуги по вывозу жидких бытовых отходов, в сфере предпринимательской деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относится к естественно-монопольным видам деятельности. Хозяйствующий субъект, осуществляющий водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, является субъектом естественной монополии.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящимся в состоянии естественной монополии.

На основании вышеизложенного, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что АО «Азнакаевское предприятие тепловых сетей» в период с <…> г. по <…> г. являлось хозяйствующим субъектом, занимающее доминирующее положение на локальном рынке услуг по водоотведению с использованием централизованных систем в пределах географических границ, определенных территорией расположения объектов хозяйства АО «Азнакаевское предприятие тепловых сетей».

Учитывая вышеизложенное, на АО «Азнакаевское предприятие тепловых сетей» распространяются требования и запреты, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Действия АО «Азнакаевское ПТС» (ИНН <…>) на рассматриваемом товарном рынке, выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги по приему и переработке сточных вод являются нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

17 февраля 2023 года Комиссией Татарстанского УФАС России было вынесено заключение об обстоятельствах дела № 016/10/1620/2022, которое было направлено ответчику АО «Азнакаевское ПТС».

На заседание Комиссии Татарстанского УФАС России 23 марта 2023 года в 13 часов 30 минут представитель АО «Азнакаевское ПТС» не явился, извещен надлежащим образом.

Вместе с тем, письменные возражения на заключение об обстоятельствах дела № 016/01/10-1620/2022 от 17.02.2023г. в адрес Комиссии Татарстанского УФАС России представлены не были.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела  ответчиком АО «Азнакаевское ПТС» не представлены документы и информация о том, что вменяемые нарушения антимонопольного законодательства были вызваны чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований норм действующего законодательства, в том числе антимонопольного.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Признать АО «Азнакаевское предприятие тепловых сетей» (ИНН <…>) нарушившим требования пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги по приему и переработке сточных вод.

Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу.

Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны