Акт плановой выездной проверки №АЯ-06/7858 АКТ ПРОВЕРКИ № 13/06 от 30 июня 2021 г.

Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АЯ-06/7858 от 30.06.2021

На основании приказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 26.05.2021 №01/145-пр и от 18.06.2021 №01/158-пр была проведена плановая выездная проверка в отношении Палаты имущественных и земельных отношений Балтасинского муниципального района Республики Татарстан (422470, Республика Татарстан, Балтасинский муниципальный район, поселок городского типа Балтаси, улица Ленина, дом 42, ОГРН 1061675001486, ИНН 1612005857).

Срок проведения проверки: с 01.06.2021 года по 30.06.2021 года включительно

Акт составлен членом инспекции, [должностное лицо] <…>

С копией приказа о проведении проверки ознакомлен:

 

____________________________________________________________________

(Ф.И.О, руководителя, иного должностного лица проверяемого лица, уполномоченного представителя)

Проверка проводилась инспекцией в составе:

Руководитель инспекции:

<…> – [должностное лицо]

Члены инспекции:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Предметом настоящей проверки является соблюдение требований антимонопольного законодательства Палатой имущественных и земельных отношений Балтасинского муниципального района Республики Татарстан.

Адрес проверяемой организации: 422470, Республика Татарстан, Балтасинский муниципальный район, поселок городского типа Балтаси, улица Ленина, дом 42.

Место проведения проверки: 422470, Республика Татарстан, Балтасинский муниципальный район, поселок городского типа Балтаси, улица Ленина, дом 42.

Инспекцией, проводившей проверку, были изучены документы и информация, предоставленные в соответствии с приказом Татарстанского УФАС России от 26.05.2021 №01/145-пр, а также требованием от 03.06.2021 исх. №АЯ-06/6721.

ПРОВЕРКОЙ УСТАНОВЛЕНО

Палата имущественных и земельных отношений Балтасинского муниципального района Республики Татарстан (далее также – Палата)  является постоянно действующим органом местного самоуправления муниципального района и осуществляет непосредственно полномочия по управлению муниципальным имуществом, в том числе находящимися в муниципальной собственности акциями, долями (вкладами) в уставных капиталах хозяйственных обществ, а также земельными участками, находящимися в ведении или собственности муниципального района в пределах, установленных действующим законодательством и нормативными правовыми актами муниципального района.

Палата при выполнении своих задач и функций взаимодействует с Исполнительным комитетом Балтасинского муниципального района, соответствующими структурными подразделениями органов местного самоуправления муниципального района, органами государственной власти.

Палата имущественных и земельных отношений Балтасинского муниципального района Республики Татарстан действует на основании Положения, утвержденного решением Балтасинского районного Совета Республики Татарстан №26 от 27.12.2005.

Распоряжением Балтасинского районного Исполнительного комитета Республики Татарстан от 09.07.2018 г. №141-лс Фатхутдинов Ильвир Мубаракович был принят на работу и назначен на должность Председателя Палаты имущественных и земельных отношений Балтасинского муниципального района Республики Татарстан.

Информация о количестве входящей, исходящей корреспонденции и распоряжений Палаты имущественных и земельных отношений Балтасинского муниципального района Республики Татарстан за период проверки представлена в следующей таблице.

Вид документа

2018 г.

2019 г.

2020 г.

на 06.2021

Распоряжения

15

10

49

32

Постановления

1043

1111

914

353

Входящие

1184

1374

1092

504

Исходящие

1076

1025

1016

467

В ходе проведения контрольных мероприятий Инспекцией Татарстанского УФАС России было установлено следующее.

 

Инспекцией Татарстанского УФАС России по результатам анализа деятельности Палаты имущественных и земельных отношений Балтасинского муниципального района Республики Татарстан по предоставлению земельных участков установлено следующее.

25 июня 2020 года глава крестьянского (фермерского) хозяйства <…> направила в адрес Главы Балтасинского муниципального района Республики Татарстан заявление (вх.№167 от 26.06.2020) о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности, общей площадью 17403 кв.м с кадастровым номером 16:12:010505:107, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Балтасинский муниципальный район, п.г.т. Балтаси, для ведения сельскохозяйственного производства.

09 июля 2020 года Палата имущественных и земельных отношений Балтасинского муниципального района Республики Татарстан разместила на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов (https://torgi.gov.ru) извещение о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 16:12:010505:107, земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - для ведения сельскохозяйственного производства, общей площадью 17403 кв.м, расположенного по адресу: Российская Федерация, Республика Татарстан, Балтасинский муниципальный  район,  МО «пгт. Балтаси».

По истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, в связи с чем Палата представила КФХ <…> земельный участок с кадастровым номером 16:12:010505:107 на 49 лет по договору аренды №СХН А-№157 от 01 сентября 2020 года.

Согласно информации, представленной Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан (вх. №8688 от 29.06.2021), КФХ <…> участвовала в программах государственной поддержки (Гранты «Агростартап» на реализацию проектов создания и развития крестьянских (фермерских) хозяйств, софинансируемые из федерального бюджета).

26 февраля 2020 года глава крестьянского (фермерского) хозяйства <…> направил в адрес Главы Балтасинского муниципального района Республики Татарстан заявление (вх.№71 от 26.02.2020) о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности, общей площадью 12331 кв.м с кадастровым номером 16:12:170603:107, расположенного по адресу: РТ, Балтасинский муниципальный район, Шубанское сельское поселение, для ведения сельскохозяйственного производства.

23 марта 2020 года Палата имущественных и земельных отношений Балтасинского муниципального района Республики Татарстан разместила на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов (https://torgi.gov.ru) извещение о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка с кадастровым номером 16:12:170603:107, земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - для ведения сельскохозяйственного производства, общей площадью, 12 331 кв.м, расположенного по адресу: Российская Федерация, Республика Татарстан, Балтасинский муниципальный  район, Шубанское сельское поселение.

По истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, в связи с чем Палата представила главе КФХ <…> земельный участок с кадастровым номером 16:12:170603:107 на 10 лет по договору аренды №СХН А-№125 от 06 мая 2020 года.

Согласно информации, представленной Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан (вх. №8688 от 29.06.2021) глава КФХ <…> участвовал в программах государственной поддержки в период с 2017 по 2021 годы.

Инспекция приходит к выводу о том, что договоры аренды №СХН А-№157 от 01 сентября 2020 года и №СХН А-№125 от 06 мая 2020 года заключены с нарушением антимонопольного законодательства.

Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов определены положениями статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).

Согласно подпункту 12 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее- Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения).

Особенности предоставления земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации установлены Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно пункту 1 статьи 1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения указанный Закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.

Случаи предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определены статьей статьёй 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно пункту 8 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов. В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 ЗК РФ.

Таким образом, порядок, установленный статьёй 39.18 ЗК РФ, применяется в случае предоставления земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду на срок до пяти лет.

Предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов на срок, который превышает максимальный срок, установленный действующим законодательством, предоставляет хозяйствующему субъекту необоснованные преимущества при использовании земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

Таким образом, действия Палаты, выразившиеся в предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 16:12:010505:107 и 16:12:170603:107 главе КФХ <…> сроком на 49 лет и главе КФХ <…> сроком на 10 лет соответственно без проведения торгов, могут содержать признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции».

 

Инспекцией Татарстанского УФАС России в ходе проведения проверки было установлено следующее.

Инспекцией установлено, что Исполнительный комитет принял постановление №339 от 27 ноября 2020 года «Об утверждении Дорожной карты предоставления в аренду ООО «Благоустройство» земельного участка с кадастровым номером 16:12:010502:158 площадью 10,8 га, находящегося в собственности МО «Балтасинский муниципальный район Республики Татарстан», в целях размещения объектов специальной деятельности (полигон ТБО)».

Согласно пункту 1 указанного постановления Исполнительный комитет постановил утвердить Дорожную карту предоставления в установленном законом порядке в аренду ООО «Благоустройство» земельного участка с кадастровым номером 16:12:010502:158 площадью 10,8 га, находящегося в собственности МО «Балтасинский муниципальный район Республики Татарстан», в целях размещения объектов специальной деятельности (полигон ТБО) согласно Приложению.

Дорожной картой предоставления в аренду ООО «Благоустройство» земельного участка с кадастровым номером 16:12:010502:158 площадью 10,8 га, находящегося в собственности МО «Балтасинский муниципальный район Республики Татарстан», в целях размещения объектов специальной деятельности (полигон ТБО) предусмотрены мероприятия по предоставлению земельного участка с кадастровым номером 16:12:010502:158 ООО «Благоустройство».

Согласно указанной Дорожной карте, 24 ноября 2021 года предполагается предоставление земельного участка с кадастровым номером 16:12:010502:158 в аренду ООО «Благоустройство».

В соответствии с пунктом 3.1 Положения о Палате имущественных и земельных отношений Балтасинского муниципального района Палата осуществляет в установленном порядке управление, владение и распоряжение муниципальным имуществом.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.

Пунктом 2 указанной статьи установлены случаи, при которых земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен в аренду без проведения торгов. Указанной нормой не установлено, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, в целях размещения полигона ТБО может быть предоставлен без торгов.

Реализация права хозяйствующих субъектов и граждан на информацию, обеспечение свободного доступа к имеющей общественное значение информации, информационная открытость органов местного самоуправления являются важнейшими условиями функционирования органов местного самоуправления.

Следовательно, одним из основных условий предоставления муниципального имущества является максимальное обеспечение равных возможностей гражданам и юридическим лицам при передачи муниципального имущества, а также условия предоставления достаточно полной и достоверной информации.

Необходимо отметить, что непроведение аукциона, подразумевающее состязательность участников, в случаях, когда его проведение обязательно, не может не влиять на состояние конкуренции.

Федеральная антимонопольная служба неоднократно указывала на то, что действия органов государственной власти и органов местного самоуправления по заключению договоров (контрактов) на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг в «обход» обязательных процедур торгов или иных конкурентных способов определения поставщика приводят к недопущению, устранению, ограничению конкуренции и рассматриваются в практике антимонопольных органов в качестве нарушений статьи 15 или статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Данная позиция основана, в том числе, на выводах, которые содержатся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.11.2011 №8799/11 по делу №А66-7056/2010, а также в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2015 №307КГ15-1408 о том, что в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Соответственно, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов без законных на то оснований нарушает принципы состязательности сторон, при которых заинтересованные лица могли проявить интерес и участвовать в процедуре предоставления земельного участка.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

В связи с изложенным, предоставление земельного участка с кадастровым номером 16:12:010502:158 ООО «Благоустройство» без проведения торгов приведёт к нарушению части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

В ходе плановой документарной и выездной проверки, проведенной в отношении Палаты имущественных и земельных отношений Балтасинского муниципального района Республики Татарстан выявлены:

признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» в части предоставления земельных участков с кадастровыми номерами 16:12:010505:107 и 16:12:170603:107 главе КФХ <…> сроком на 49 лет и главе КФХ <…> сроком на 10 лет соответственно без проведения торгов;

 признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» в предоставления земельного участка с кадастровым номером 16:12:010502:158 ООО «Благоустройство» без проведения торгов.

Запись в журнале учета проверок юридического лица внесена.

________________________________________________________________________

(подпись проверяющего)                                      (подпись уполномоченного представителя, проверяемого)

Руководитель инспекции:

<…> – [должностное лицо]

Члены инспекции:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Акт составлен в 2-х экземплярах на 9 листах.

С актом проверки ознакомлен, 2-ой экземпляр акта вместе с приложением на ___ листах получен:

___________________/__________________________________

(подпись, уполномоченного представителя юридического лица, должность, Ф.И.О.)

Связанные организации

Связанные организации не указаны