Решение №АР-05/3449 Решение по делу №016/01/17-1030/2022 от 10 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АР-05/3449 от 10.04.2023 г.

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело № 016/01/17-1030/2022 в отношении Министерства образования и науки Республики Татарстан (ИНН 1654002248) и ИП <…> (ИНН <…>) по признакам нарушения статьи 16, пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения, которое имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для ИП <…>, в присутствии:

-           представителя Министерства образования и науки Республики Татарстан: <…> (доверенность № <…> от <…>),

-           представителя ИП <…>: <…> (доверенность № <…> от <…>, ордер № <…> от <…>),

УСТАНОВИЛА:

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных ст. 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых - недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы № 649/15 от 23.07.2015 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Территориальный орган ФАС России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (п. 6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п. 6.5.1 Положения).

В ходе осуществления своей деятельности, в рамках предоставленных полномочий, Управлением было установлено следующее.

В 2019-2021гг. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов zakupki.gov.ru заказчиком – Министерством образования и науки Республики Татарстан были опубликованы следующие аукционы в электронной форме:

Номер закупки

Предмет закупки

 

0111200003418000216

Оснащение кабинета оркестровых занятий

 

0111200003418000228

Оснащение Государственного автономного профессионального образовательного учреждения "Набережночелнинский педагогический колледж"

 

0111200003419000072

Поставка оборудования для кабинета основ безопасности жизнедеятельности в рамках реализации национального проекта «Образования»

 

0111200003419000077

Поставка оборудования для кабинета технологии в рамках реализации национального проекта «Образования»

 

0111200003419000079

Поставка оборудования для кабинета технологии в рамках реализации национального проекта «Образования»

 

0111200003419000088

Поставка оборудования для кабинета логопеда в рамках национального проекта «Образование», направленного на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

 

0111200003419000089

Поставка оборудования для кабинета дефектолога в рамках национального проекта «Образование», направленного на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

 

0111200003419000090

Поставка оборудования для кабинета дополнительных занятий в рамках национального проекта «Образование», направленного на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

 

0111200003419000093

Поставка оборудования для кабинета технологии в рамках национального проекта «Образование», направленного на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

 

0111200003419000094

Поставка оборудования для кабинета психолога в рамках национального проекта «Образование», направленного на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

 

0111200003419000152

Поставка оборудования для кабинета технологии в рамках реализации национального проекта «Образование»

 

0111200003420000066

Поставка интерактивного оборудования в рамках реализации мероприятия федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование».

 

0111200003420000068

Поставка оборудования в рамках реализации программы федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование».

 

0111200003420000072

Поставка оборудования в целях создания мобильных технопарков «Кванториум» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

 

0111200003420000074

Поставка оборудования для создания ключевых центров дополнительного образования детей в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

 

0111200003420000096

Поставка оборудования по направлению «Искусство» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

 

0111200003420000097

Поставка оборудования по направлению «Искусство» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

 

0111200003420000109

Поставка программно-аппаратного комплекса с телесуфлером в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

 

0111200003421000056

Шифр: 92-2021-нр5173 Поставка робототехнического оборудования для создания детского технопарка «Кванториум» в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».

 

0111200003421000074

Шифр: 92-2021-нр5173 Поставка любительской мобильной воздушной системы для создания детского технопарка «Кванториум» в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».

 

0111200003421000075

Шифр: 92-2021-нр5173 Поставка учебного оборудования для создания детского технопарка «Кванториум» в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».

Как видно из предмета вышеуказанных аукционов, преимущественно вышеперечисленные торги проводились в рамках национального проекта «Образование».

<…>

Общая начальная (максимальная) цена контрактов (далее — НМЦК) составила   270 080 761,00 рублей.

В результате максимальное снижение по аукционам составило 2,5% от начальной (максимальной) цены контракта.

Вышеуказанные аукционы состоялись в 2018-2021гг., по их итогам Министерством образования и науки Республики Татарстан заключен 21 государственный контракт на сумму 267 200 292,35 руб.: <…>

Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что действия хозяйствующих субъектов ИП <…>, ООО «РостАп» и ООО «РеаНова», а также ООО «Эдукей» (ИНН 1660330575), ООО «ВКС» (ИНН 1656094942), ООО «Тандем Трейд» (ИНН 1659201462), ООО «Политех» (ИНН 1660342588) при участии в указанных торгах рассматриваются Татарстанским УФАС России в рамках дела № 016/01/11-1926/2021 по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении и участии в ограничивающем конкуренцию соглашении, которое привело к поддержанию цен на аукционах в электронной форме.

В соответствии с поступившей в адрес Татарстанского УФАС России информацией из Министерства внутренних дел по Республике Татарстан (материалы проверки КУСП № <…> от <…>, материалы уголовного дела № <…>) и материалами дела № 016/01/11-1926/2021 Татарстанским УФАС России установлено, что указанные хозяйствующие субъекты, принимая участие в названных аукционах, отказывались от конкурентной борьбы между друг другом и действовали в едином интересе, направленном на реализацию картельного соглашения по поддержанию цен.

При этом, согласно имеющимся в антимонопольном органе материалам, при реализации антиконкурентного соглашения ИП <…>, действуя в интересах участников картеля, обеспечивала их участие и победу в торгах, заказчиком которых является Министерство образования и науки Республики Татарстан.

Также, Татарстанским УФАС России были выявлены признаки заключения антиконкурентного соглашения между Министерством образования и науки Республики Татарстан и ИП <…>, направленное на создание преимущественных условий для последнего при организации и проведении вышеуказанных аукционов.

На основании вышеизложенного 11 июля 2022 года Татарстанским УФАС России был издан Приказ № 01/119-к о возбуждении дела № 016/01/17-1030/2022 в отношении Министерства образования и науки Республики Татарстан (ИНН 1654002248) и ИП <…> по признакам нарушения статьи 16, пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения, которое имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для ИП <…>.

Представленные в дело доказательства, исследованные Комиссией Татарстанского УФАС России в ходе рассмотрения дела № 016/01/17-1030/2022, свидетельствуют о том, что Министерство образования и науки Республики Татарстан и ИП <…> достигли договоренностей при проведении аукционов в электронной форме, создающих преимущественные условия предпринимателю, что способствовало ему реализовывать в период с октября 2018 года по август 2021 года ограничивающее конкуренцию соглашение, которое привело к поддержанию цен на торгах, заказчиком по которым выступало Министерство.

В ходе рассмотрения дела № 016/01/17-1030/2022, Комиссией Татарстанского УФАС России было установлено, что:

-           ИП <…> заблаговременно обладала информацией о предстоящем объеме товаров, работ и услуг, закупаемых Министерством образования и науки Республики Татарстан, в том числе в рамках реализации национального проекта «Образование» в Республике Татарстан;

-           совместно с заказчиком участвовала в формировании аукционной документации, в том числе технических заданий по закупкам и начальных максимальных цен контрактов, и распределении (делении) всего объема товаров, работ и услуг, необходимых для реализации национального проекта «Образование» в Республике Татарстан на аукционы, возможные к исполнению и выгодные для ИП <…> и иных участников торгов ООО «РеаНова», ООО «РостАп», ООО «Эдукей», ООО «ВКС», ООО «Тандем Трейд», ООО «Политех»;

-           начинала подготовку к исполнению государственных контрактов еще до размещения в ЕИС извещения и аукционной документации, что, соответственно, снижало предпринимательские риски, связанные с осуществлением деятельности на рассматриваемом рынке поставок оборудования в образовательные учреждения и исполнением государственных контрактов, для ИП <…> и иных участников торгов ООО «РеаНова», ООО «РостАп», ООО «Эдукей», ООО «ВКС», ООО «Тандем Трейд», ООО «Политех».

По мнению Комиссии, указанное свидетельствует о заключении и реализации антиконкурентного соглашения между Министерством и ИП <…>, что подтверждается обстоятельствами проведения следующих аукционов.

Аукцион в электронной форме № 0111200003418000216.

<…>

Аукцион в электронной форме № 0111200003418000228.

<…>

Аукцион в электронной форме № 0111200003419000072.

<…>

Аукцион в электронной форме № 0111200003419000077.

<…>

Аукцион в электронной форме № 0111200003419000079.

<…>

Аукцион в электронной форме № 0111200003419000088.

<…>

Аукцион в электронной форме № 0111200003419000089.

<…>

Аукцион в электронной форме № 0111200003419000090.

<…>

Аукцион в электронной форме № 0111200003419000093.

<…>

Аукцион в электронной форме № 0111200003419000094.

<…>

Аукцион в электронной форме № 0111200003419000152.

<…>

Аукцион в электронной форме № 0111200003420000066.

<…>

Аукцион в электронной форме № 0111200003420000068.

<…>

Аукцион в электронной форме № 0111200003420000072.

<…>

Аукцион в электронной форме № 0111200003420000074.

<…>

Аукцион в электронной форме № 0111200003420000096.

<…>

Аукцион в электронной форме № 0111200003420000097.

<…>

Аукцион в электронной форме № 0111200003420000109.

<…>

Аукцион в электронной форме № 0111200003421000056.

<…>

Аукцион в электронной форме № 0111200003421000074.

<…>

Аукцион в электронной форме № 0111200003421000075.

<…>

По результатам рассмотрения вышеописанных аукционов в электронной форме, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что:

-           ИП <…> заблаговременно обладала информацией о предстоящем объеме товаров, работ и услуг, закупаемых Министерством образования и науки Республики Татарстан, в том числе в рамках реализации национального проекта «Образование» в Республике Татарстан;

-           совместно с заказчиком участвовала в формировании аукционной документации, в том числе технических заданий по закупкам;

-           участвовала в распределении (делении) всего объема товаров, работ и услуг, необходимых для реализации национального проекта «Образование» в Республике Татарстан на аукционы, возможные к исполнению и выгодные для ИП <…> и организациям ООО «РеаНова», ООО «РостАп», ООО «Эдукей», ООО «ВКС», ООО «Тандем Трейд», ООО «Политех»;

-           начинала подготовку к исполнению государственных контрактов еще до размещения в ЕИС извещения и аукционной документации, что, соответственно, снижало предпринимательские риски, связанные с осуществлением деятельности на рассматриваемом рынке поставок оборудования в образовательные учреждения и исполнением государственных контрактов, и обеспечивало победу ИП <…> и организациям ООО «РеаНова», ООО «РостАп», ООО «Эдукей», ООО «ВКС», ООО «Тандем Трейд», ООО «Политех».

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что материалы настоящего дела, в том числе сведения, имеющиеся на жестких дисках № <…>, изъятых в ходе проведения обыска в жилище <…> в рамках уголовного дела № <…>, а также фрагменты телефонных разговоров (материалы проверки КУСП № <…> от <…>, материалы уголовного дела № <…>), свидетельствуют об активном взаимодействии между Министерством образования и науки Республики Татарстан и ИП <…> по вопросам, касающимся содержания технического задания по аукционам, в том числе обоснования начальной (максимальной) цены контрактов.

В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:

1)         описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе;

2)         обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;

3)         требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;

4)         порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;

5)         проект контракта;

6)         перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок.

Положениями статьи 33 Закона о контрактной системе установлены правила, которым должен руководствоваться заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки.

Указанная норма в совокупности с принципами и положениями законодательства о контрактной системе, в том числе частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, предусматривает, что разработка извещения об осуществлении закупки, в том числе описание объекта закупки (техническое задание), относятся к компетенции заказчика. Предоставление аукционной документации заинтересованным лицам до размещения извещения о проведении закупочный процедуры не допускается. Участие субъектов рынка в подготовке аукционной документации, каких-либо ее частей, в последующем подлежащих размещению в ЕИС, также не предусмотрено.

В соответствии с частью 1 статьи 40 Закона о контрактной системе заказчик вправе привлечь на основе контракта специализированную организацию для выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе для разработки документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), размещения в единой информационной системе и на электронной площадке информации и электронных документов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направления приглашений, выполнения иных функций, связанных с обеспечением проведения определения поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом создание комиссии по осуществлению закупок, определение начальной (максимальной) цены контракта, начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен указанных единиц, предмета и иных существенных условий контракта, утверждение проекта контракта, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) и подписание контракта осуществляются заказчиком.

В рамках рассмотрения настоящего дела, Комиссия Татарстанского УФАС России установила, что <…> в период с <…> по <…> была наделена административно-хозяйственными функциями и организационно-распорядительными полномочиями, необходимыми для совершения юридически значимых действий от имени Министерства образования и науки Республики Татарстан в части осуществления закупок на поставки товаров, оказание услуг для государственных нужд для подведомственных учреждений, аппарата министерства за счет средств бюджета и внебюджетных источников, за счет средств Республиканских и Федеральных целевых программ.

Привлечение специализированной организации при проведении рассматриваемых закупок Комиссией Татарстанского УФАС России не установлено.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при применении конкурентных способов проведение переговоров заказчиком, членами комиссий по осуществлению закупок с участником закупки в отношении заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе в отношении заявки, поданных таким участником, не допускается до выявления победителя указанного определения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Положениями части 4 статьи 38 Закона о контрактной системе предусмотрены организация консультаций с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участие в таких консультациях контрактных управляющих.

Вместе с тем, характер взаимодействия между заказчиком и ИП <…>, установленный в ходе рассмотрения настоящего дела, в том числе содержание телефонных переговоров, нельзя признать консультациями в понимании части 4 статьи 38 Закона о контрактной системе.

До момента объявления рассматриваемых электронных аукционов, ИП <…> располагала конфиденциальными сведениями о характеристиках и объемах товара, требованиях, которые будут предъявляться к участнику торгов, что также свидетельствует о преимущественном положении по отношению к иным добросовестным участникам торгов.

ИП <…> до опубликования в ЕИС для неопределенного круга лиц извещений о проведении аукционов и аукционной документации заблаговременно обладало информацией об их проведении, совместно с заказчиком торгов планировало проведение данных закупок. ИП <…> также располагала документацией по всем аукционам, поскольку разрабатывала её, заранее имела возможность начать подготовку к торгам, формирование заявок на участие в конкурсах, планировать как свою финансово-хозяйственную деятельность, так и оказывать влияние на хозяйствующих субъектов при участии в торгах.

Материалы дела не содержат данных о том, что аналогичные действия (разработка технического задания, заполнение проекта договора, согласование условий банковской гарантии) заказчик торгов предпринимал по отношению к прочим субъектам рынка до объявления торгов и в пределах срока их проведения.

Действия по обмену информацией между заказчиком и участником торгов не были направлены на консультирование, а осуществлялись в целях создания преимуществ для ИП <…> при проведении аукционов в целях минимизации рисков навязывания конкурентной борьбы со стороны возможных конкурентов для ИП <…> и организаций ООО «РеаНова», ООО «РостАп», ООО «Эдукей», ООО «ВКС», ООО «Тандем Трейд», ООО «Политех», действующих в едином интересе, не предполагающем активное соперничество на торгах. Данные преимущества позволяют коммерческим организациям заблаговременно планировать участие в торгах, заранее располагая информацией, недоступной конкурентам, что исключает равные условия участия в них.

Из материалов настоящего дела следует, что действия сотрудников Министерства образования и науки Республики Татарстан и ИП <…> были направлены на предоставление преимуществ в торгах именно ИП <…>, а не какого-либо иного хозяйствующего субъекта, а также не указывали на обеспечение заказчиком торгов равного подхода ко всем возможным участникам конкурентных процедур.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что такое создание Министерством образования и науки Республики Татарстан преимущественных условий позволило ИП <…> принять участие и оказывать непосредственное влияние на процессы проведения 21 аукциона в электронной форме в период с октября 2018 года по август 2021 года.

Действующее законодательство Российской Федерации относит аукцион к одной из форм торгов. Торги - это универсальная модель приобретения различного рода прав.

Нарушение принципа состязательности на торгах может быть также выражено в создании преимущественных условий участия в торгах в результате предоставления одному или нескольким участникам закупки доступа к информации, к которой другие участники не имеют доступа на законных основаниях.

В соответствии с частью 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение — договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 17  Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Согласно Разъяснениям №3 Президиума ФАС России «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах», утвержденных протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 №3 при доказывании антиконкурентных соглашений и согласованных действий могут использоваться прямые и косвенные доказательства.

Прямыми доказательствами наличия антиконкурентного соглашения могут быть письменные доказательства, содержащие волю лиц, направленную на достижение соглашения: непосредственно соглашения; договоры в письменной форме; протоколы совещаний (собраний); переписка участников соглашения, в том числе в электронном виде.

Факт заключения антиконкурентного соглашения может быть установлен как на основании прямых доказательств, так и совокупности косвенных доказательств.

Пунктом 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» предусмотрено, что пунктами 1, 2 и 4 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлены запреты на осуществление организатором обязательных процедур, конкурентных закупок или заказчиком действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, включая запреты на координацию деятельности участников, создание преимущественных условий участия для отдельных ее участников (в том числе посредством открытия доступа к информации), нарушение порядка определения победителя.

Следовательно, норма пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции предусматривает обязательное наступление негативного последствия в виде ограничения конкуренции, включая запрет на создание преимущественных условий для каких-либо участников посредством открытия доступа к информации. В рамках рассмотрения настоящего дела таким участником является ИП <…>.

По результатам рассмотрения дела, изучив представленные ответчиками возражения (пояснения) и документы, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что совокупность прямых и косвенных доказательств, установленная в ходе рассмотрения настоящего дела свидетельствует о том, что между Министерством образования и науки Республики Татарстан и ИП <…> было заключено и реализовано соглашение, которое имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для ИП <…>.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Татарстанского УФАС России в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 г. №220 (далее – Порядок) был проведен анализ состояния конкуренции на рынке оказания услуг по поставке оборудования в образовательные учреждения Республики Татарстан.

Согласно пункту 10.10. Порядка по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статей 17, 17.1, 18 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает:

а)         определение временного интервала исследования;

б)         определение предмета торгов (по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статьи 17 Закона о защите конкуренции); предмета договоров, заключаемых в отношении государственного и (или) муниципального имущества (по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции); предмета договоров на оказание соответствующих финансовых услуг (по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 18 Закона о защите конкуренции);

в)         определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах (с момента подачи заявки на участие в торгах) либо отказавшихся от участия в торгах в результате соглашения, но соответствующих требованиям к участникам торгов, которые предусмотрены документацией о торгах, - в случаях, возбуждения дел по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

-           На основании пунктов 2.1, 2.2 Порядка временным интервалом исследования целесообразно принять период с октября 2018 года по май 2021 года, соответствующий периоду подачи заявок и участия в аукционах электронной форме, рассматриваемых Комиссией в рамках дела № 016/01/17-1030/2022.

-           В рассматриваемом случае предмет торгов определен конкурсной документацией. 

Согласно аукционной документации по рассматриваемым в рамках дела № 016/01/17-1030/2022 аукционам в электронной форме, предметом торгов являются:

1)         Оснащение кабинета оркестровых занятий.

2)         Оснащение Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Набережночелнинский педагогический колледж».

3)         Поставка оборудования для кабинета основ безопасности жизнедеятельности в рамках реализации национального проекта «Образования».

4)         Поставка оборудования для кабинета технологии в рамках реализации национального проекта «Образования».

5)         Поставка оборудования для кабинета технологии в рамках реализации национального проекта «Образования».

6)         Поставка оборудования для кабинета логопеда в рамках национального проекта «Образование», направленного на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

7)         Поставка оборудования для кабинета дефектолога в рамках национального проекта «Образование», направленного на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

8)         Поставка оборудования для кабинета дополнительных занятий в рамках национального проекта «Образование», направленного на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

9)         Поставка оборудования для кабинета технологии в рамках национального проекта «Образование», направленного на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

10)       Поставка оборудования для кабинета психолога в рамках национального проекта «Образование», направленного на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

11)       Поставка оборудования для кабинета технологии в рамках реализации национального проекта «Образование».

12)       Поставка интерактивного оборудования в рамках реализации мероприятия федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование».

13)       Поставка оборудования в рамках реализации программы федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование».

14)       Поставка оборудования в целях создания мобильных технопарков «Кванториум» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

15)       Поставка оборудования для создания ключевых центров дополнительного образования детей в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

16)       Поставка оборудования по направлению «Искусство» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

17)       Поставка оборудования по направлению «Искусство» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

18)       Поставка программно-аппаратного комплекса с телесуфлером в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

19)       Шифр: 92-2021-нр5173 Поставка робототехнического оборудования для создания детского технопарка «Кванториум» в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».

20)       Шифр: 92-2021-нр5173 Поставка любительской мобильной воздушной системы для создания детского технопарка «Кванториум» в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».

21)       Шифр: 92-2021-нр5173 Поставка учебного оборудования для создания детского технопарка «Кванториум» в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».

-           Состав хозяйствующих субъектов, определяется Комиссией из хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах (с момента подачи заявки на участие в торгах) либо отказавшихся от участия в торгах в результате соглашения, но соответствующих требованиям к участникам торгов, которые предусмотрены документацией о торгах.

Учитывая вышеизложенное, в состав хозяйствующих субъектов - участников торгов из рассматриваемых в рамках дела № 016/01/17-1030/2022 аукционов входили признанные соответствующими требованиям к участникам аукциона следующие хозяйствующие субъекты:

ИП <…>;

ООО «РеаНова» (ИНН 1660317486);

ООО «РостАп» (ИНН 1660297776);

ООО «Эдукей» (ИНН 1660330575);

ООО «ВКС» (ИНН 1656094942);

ООО «Тандем Трейд» (ИНН 1659201462);

ООО «Политех» (ИНН 1660342588);

ООО «Системы интеграции» (ИНН 1655117435);

ООО ТД «ПрофОбразование» (ИНН 1655185403);

ООО «Открытый урок» (ИНН 1658144645);

ООО «Диджитал Ворлд А» (ИНН 1659196565);

ООО «Стар Лайт» (ИНН 4217196388);

Швецова Наталия Ивановна (ИНН 666102630247)

ООО «Гефест Капитал» (ИНН 7717784658);

ООО «МК «Рост» (ИНН 7723426749);

ПАО «Мегафон» (ИНН 7812014560);

ООО «НПФ «Амалтея» (ИНН 7813123876);

ООО «Центр учебных поставок» (ИНН 9718056630);

ООО «АЙТИФОРС» (ИНН 9719009753).

Участники торгов являлись друг другу конкурентами на право заключения государственного контракта.

По результатам рассмотрения дела, Комиссией Татарстанского УФАС России было подготовлено заключение об обстоятельствах дела № 016/01/17-1030/2022 от 02 февраля 2023 года (исх.№ <…> от <…>).

30 марта 2023 года в адрес Татарстанского УФАС России поступили письменные пояснения Министерства образования и науки Республики Татарстан на заключение об обстоятельствах дела № 016/01/17-1030/2022 (вх.№ <…> от <…>), согласно которым ответчик не согласен с выводом Комиссии о необходимости квалифицировать действия Министерства как нарушение пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении и реализации соглашения, которое имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для ИП <…>.

<…>

Рассмотрев вышеуказанные письменные пояснения ответчика, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу об их несостоятельности, представленные доводы не опровергают совокупность доказательств, установленных в ходе рассмотрения настоящего дела.

Настоящее дело рассматривалось Комиссией по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которому при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Министерстве образования и науки Республики Татарстан, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 08 мая 2009 г. № 287, Министерство образования и науки Республики Татарстан (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Республики Татарстан, осуществляющим государственное управление в сфере образования и переданные в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» отдельные государственные полномочия Российской Федерации в сфере образования.

В соответствии с пунктом 3.3 положения Министерство в пределах своей компетенции и в соответствии с пунктами 3.1 и 3.2 настоящего Положения осуществляет следующие полномочия:

выполняет в установленном законодательством порядке функции государственного заказчика республиканских программ в сфере образования и науки;

в соответствии с законодательством осуществляет закупки товаров, работ, услуг, включая научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, для государственных нужд и нужд Министерства в установленной сфере деятельности;

выступает уполномоченным органом на осуществление функции по размещению заказов для заказчиков, являющихся подведомственными Министерству организациями, за исключением размещения заказа по Детализированному перечню централизованно закупаемых товаров, заказываемых работ и услуг для государственных нужд Республики Татарстан, утвержденному Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.08.2008 № 615 «О вопросах организации централизованного определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для государственных нужд Республики Татарстан и признании утратившими силу отдельных актов Кабинета Министров Республики Татарстан.

Кроме того, в соответствии с извещениями по рассматриваемым в рамках настоящего дела закупкам, заказчиком является именно Министерство образования и науки Республики Татарстан.

Согласно представленной Министерством образования и науки Республики Татарстан информации, в рамках занимаемой должности в должностные обязанности <…> входило:

<…>

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что <…> в период с <…> по <…> была наделена административно-хозяйственными функциями и организационно-распорядительными полномочиями, необходимыми для совершения юридически значимых действий от имени Министерства образования и науки Республики Татарстан в части осуществления закупок на поставки товаров, оказание услуг для государственных нужд для подведомственных учреждений, аппарата министерства за счет средств бюджета и внебюджетных источников, за счет средств Республиканских и Федеральных целевых программ.

Следовательно, <…> в силу своих должностных полномочий участвовала от имени Министерства образования и науки Республики Татарстан в выполнении функций государственного заказчика.

На заседании Комиссии 31 марта 2023 года представителем ИП <…> было заявлено ходатайство следующего содержания:

<…>

Рассмотрев вышеуказанное ходатайство, Комиссия Татарстанского УФАС России приняла решение об отказе в его удовлетворении ввиду отсутствия необходимости в приостановлении рассмотрения дела № 016/01/17-1030/2022, рассмотрение Вахитовским районным судом г. Казани дела № <…> не препятствует рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Настоящее дело рассматривается Комиссией Татарстанского УФАС России, созданной в соответствии со статьей 40 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется на заседании комиссии, на котором, в том числе, исследуются доказательства.

В соответствии с частями 1,3 статьи 45.1 Закона о защите конкуренции, под доказательствами по делу о нарушении антимонопольного законодательства понимаются сведения о фактах, которые получены в установленном настоящим Федеральным законом порядке и на основании которых комиссия устанавливает наличие либо отсутствие нарушения антимонопольного законодательства, обоснованность доводов лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для полного и всестороннего рассмотрения дела. В качестве доказательств по делу о нарушении антимонопольного законодательства допускаются письменные доказательства и вещественные доказательства, пояснения лиц, участвующих в деле, пояснения лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, заключения экспертов, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и пунктом 3.135 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации (далее - Регламент), утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, комиссия принимает решение по делу после исследования доказательств по делу, изучения позиций лиц, участвующих в деле, заключений экспертов, проведения опроса лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах.

Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства оценивает доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Комиссией антимонопольного органа исследуются доказательства на основании которых комиссия устанавливает наличие либо отсутствие нарушения антимонопольного законодательства, с учетом их оценки комиссией принимается решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства.

Стоит отметить, что комиссия при исследовании обстоятельств и доказательств по делу о нарушении антимонопольного законодательства не дает оценку на предмет наличия или отсутствия в действиях лиц, участвующих в деле, состава уголовного преступления, комиссия создается исключительно в целях установления наличия либо отсутствия нарушения антимонопольного законодательства, следовательно, результаты рассмотрения настоящего дела не могут предопределять или устанавливать обстоятельства, являющиеся предметом доказывания по уголовному делу № <…>.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что ответчики по делу № 016/01/17-1030/2022 в рамках рассмотрения антимонопольного дела не представили документы и информацию о том, что вменяемые нарушения антимонопольного законодательства были вызваны чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данных юридических лиц, при соблюдении ими той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от них в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований норм действующего законодательства, в том числе антимонопольного.

На основании вышеизложенного, по результатам рассмотрения дела № 016/01/17-1030/2022 о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия Министерства образования и науки Республики Татарстан (ИНН 1654002248) и ИП <…> как нарушение пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении и реализации соглашения, которое имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для ИП <…>.

По мнению Комиссии Татарстанского УФАС России при рассмотрении дела № 016/01/17-1030/2022 признаки нарушения Министерством образования и науки Республики Татарстан (ИНН 1654002248) и ИП <…> статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» не подтверждены, в связи с чем, рассматриваемые в рамках дела действия ответчиков не могут быть квалифицированы как нарушение статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии со статьями 23, 50 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу, в частности о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции. Учитывая фактические обстоятельства совершенного правонарушения, в том числе завершение исполнения государственных контрактов, рассмотренных в рамках настоящего дела, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости в выдаче ответчикам предписаний о прекращении нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 48, 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Признать Министерство образования и науки Республики Татарстан (ИНН 1654002248) и ИП <…> (ИНН <…>) нарушившими требования пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в заключении и реализации соглашения, которое имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для ИП <…>.

Прекратить рассмотрение дела № 016/01/17-1030/2022 в отношении Министерства образования и науки Республики Татарстан (ИНН 1654002248) и ИП <…> по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях. 

Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу.

Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: за неисполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны