Предупреждение №СП-05/14753 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ №П05-107/2018 о прекращении действий (бездейс... от 17 сентября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №СП-05/14753 от 17.09.2018 г.

На территории Республики Татарстан находятся два нефтеперерабатывающих завода ОАО «ТАИФ-НК» и АО «ТАНЕКО» (входит в группу компаний «Татнефть»), осуществляющие производство и оптовую реализацию дизельного топлива.

Дизельное топливо реализуется непосредственно на основании заключенных договоров, через Санкт - Петербургскую Международную товарно-сырьевую биржу и электронную торговую площадку Onlinecontract.

Оптовыми покупателями зимнего дизельного топлива ПАО «Татнефть им. В.Д. Шашина» являются более 30 хозяйствующих субъектов. Основными, из которых является ООО «Татнефть-АЗС Центр», ООО «Октан-Ресурс» и ООО «ТК «ТразитСити».

<…>

В октябре 2017 года максимальные цены реализации зимнего дизельного топлива ПАО «Татнефть им. В.Д. Шашина» были на уровне <…>, в ноябре 2017 года – <…>.

По результатам рассмотрения дела №05-217/2017 Комиссия Татарстанского УФАС России решила выделить в отдельное производство дело в отношении ОАО «ТАИФ-НК», ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина» и АО «ТАНЕКО» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в достижения соглашения между хозяйствующими субъектами, которое привело к установлению и поддержанию цен на оптовом рынке дизельного топлива.

На основании изложенного издан Приказ Татарстанского УФАС России от 10.04.2018г. №01/148-к о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «ТАИФ-НК» (423570, РТ, г. Нижнекамск-11, а/я 20, ИНН 1651025328, КПП 165101001, ОГРН 1031619009322), ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина» (423450, РТ, г. Альметьевск, ул. Ленина, д.75 ИНН 1644003838 КПП 164401001, ОГРН 1021601623702) и АО «ТАНЕКО» (423570, РТ, г. Нижнекамск, Промзона, ИНН 1651044095, КПП 165101001, ОГРН 1051618037778) по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в достижении соглашения между хозяйствующими субъектами, которое привело к установлению и поддержанию цен на оптовом рынке дизельного топлива.

В ходе рассмотрения дела Комиссией было решено рассмотрение действий ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина» и АО «ТАНЕКО» выделить в отдельное производство для рассмотрения по признакам нарушения п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления и поддержания цен на оптовом рынке дизельного топлива.

На основании изложенного издан Приказ №02/279-к от 14.06.2018 о возбуждении дела №05-128/2018 в отношении ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина» и АО «ТАНЕКО» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении и поддержании цен на оптовом рынке дизельного топлива.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.

Наиболее крупными в 2017 году хозяйствующими субъектами на товарном рынке, реализующими дизельное топливо на АЗС являются группа лиц ООО «ТАИФ-НК АЗС», ООО «Татнефть-АЗС Центр», ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт».

Динамика изменения оптовых цен на дизельное топливо на заводах производителях в 2017 году представлена в таблице:

<…>

Исходя из изложенных сведений установлено, что оптовые цены на дизельное топливо на заводах производителях компаний «ТАИФ», «ТАТНЕФТЬ» выше оптовых цен на дизельное топливо Уфимского НПЗ, средних цен на НПЗ России, (сведения с сайта NGE независимая торговая площадка по нефтепродуктам в России и СНГ), цен Санкт - Петербургской Международной товарно-сырьевой биржи.  

Согласно представленной информации ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина» (Исх. №1573/13-10 от 17.04.2018) стоимость зимнего дизельного топлива, приобретаемого организациями, осуществляющими деятельность по розничной реализации топлива, в ноябре-декабре 2017 года установлена на уровне <…> руб./тн – <…>. Соответствующие сведения приведены ниже.

<…>

Вместе с тем, средневзвешенная стоимость приобретаемого зимнего дизельного топлива ОАО «Татнефть-АЗС Центр», входящего в одну группу лиц с ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина», в период с октября по ноябрь составляет <…> руб./тн.

Таким образом, Комиссией установлено, что ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина» продает дизельное топливо организациям, осуществляющим розничную реализацию топлива по ценам выше на <…>, чем ОАО «Татнефть-АЗС Центр», входящего в одну группу лиц с ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина».

Аналогичная дифференциация сложилась и в январе-феврале 2018 года (исх.№1573/13-10 от 17.04.2018), соответствующая информация приведена в таблице ниже.

<…>

Как следует из вышеприведенных данных, разница в стоимости реализуемого товара для ООО «Татнефть-АЗС Центр» в сравнении с покупателями, входящими в Ассоциацию предприятий нефтепродуктообеспечения РТ, достигала <…>.

Таким образом, Комиссией установлено, что ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина реализует дизельное топливо автозаправочным станциям, входящим в одну группу лиц, по ценам ниже, чем иным хозяйствующим субъектам.

Согласно представленной информации АО «ТАНЕКО» (исх.№4541 от 12.04.2018) не реализовывало зимнее дизельное топливо с февраля 2017 года. Установлено, что последняя партия в 2017 году зимнего дизельного топлива была приобретена ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина» в январе 2017 года по цене <…> руб./тн. Следующая продажа была в январе 2018 года по цене <…> руб./тн.

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина» реализовывая зимнее дизельное топливо в октябре-ноябре 2017 года, сбывало партии, приобретенные в январе 2017 у АО «ТАНЕКО», по необоснованно завышенным ценам <…> руб./тн.

Кроме того, вышеуказанная информация свидетельствует о том, что реализация ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина» в январе-феврале 2018 года дизельного топлива в адрес ООО «Татнефть-АЗС Центр» осуществлялась по ценам ниже средних закупочных цен у АО «ТАНЕКО» в рассматриваемый период.

Учитывая изложенное, является необоснованной ссылка Ответчика о росте отпускных цен в связи с повышением закупочных цен в указанный период.

Согласно письменным пояснениям ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина» о порядке формирования оптово-отпускной цены на дизельное топливо, при формировании оптовых цен при реализации нефтепродуктов Общество основывается на анализе конъектуры рынка нефтепродуктов. А именно, используются  биржевые индексы Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Биржи (далее также СПбМТСБ), изменения котировок, динамики экспортного паритета, цен нефтепродуктов, производимых нефтеперерабатывающими предприятиями в Приволжском федеральном округе.

Вместе с тем, Комиссия полагает, что использование внешних факторов функционирования рынка нефтепродуктов является экономически необоснованным, так как при формировании цен ответчик не основывается на прямых затратах, учитываемых в себестоимости производства нефтепродуктов.

Следует отметить, что в соответствии с совместным приказом ФАС России  от 12.01.2015 №3/15 и Минэнерго России от 12.01.2015 №3 «Об утверждении минимальной величины продаваемых на бирже нефтепродуктов, а также отдельных категорий товаров, выработанных из нефти и газа, и требований к биржевым торгам, в ходе которых заключаются сделки с нефтепродуктами, а также с отдельными категориями товаров, выработанных из нефти и газа, хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующих товарных рынках, и признании утратившим силу приказа ФАС России и Минэнерго России от 30.04.2013 N313/13/225» ( далее – Совместный приказ), в котором устанавливаются следующие минимальные величины продаваемых на бирже объемов нефтепродуктов: бензин автомобильный - 10%, топливо дизельное - 5%, топливо для реактивных двигателей - 10%, мазут - 2%.

Комиссия полагает, что объемы продаваемых на бирже нефтепродуктов нефтяными компаниями, установленные согласно Совместного приказа в части минимальных нормативов биржевых продаж нефтепродуктов, не могут оказывать существенное влияние при формировании цен ответчиком, соответственно, ориентировка на биржевые цены при установлении цен прямой реализации не может быть признано обоснованным.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что ответчик по делу при формировании оптовых цен на нефтепродукты не руководствуется показателями себестоимости, фактическими затратами, нормами прибыли и иными показателями.

Татарстанским УФАС России в соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 был проведен анализ состояния конкурентной среды на оптовом рынке дизельного топлива на территории Республики Татарстан.

С учетом проведенного анализа состояния конкуренции ОАО ТАИФ НК, ПАО "Татнефть им. В.Д. Шадшина", ПАО «Лукойл» занимают на рынке реализации дизельного топлива в Российской Федерации суммарно долю, превышающую 84,93%. Доля каждого из указанных хозяйствующих субъектов более восьми процентов, а также превышает доли других хозяйствующих субъектов на рынке дизельного топлива, доли каждого из которых, в свою очередь, составляют менее восьми процентов.

Реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар на указанном рынке не может быть заменен другим товаром при потреблении.

Следовательно, применительно к ОАО ТАИФ НК, ПАО "Татнефть им. В.Д. Шадшина" и ПАО «Лукойл» на рынке дизельного топлива выполняются в совокупности условия части 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции. В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов, применительно к которым выполняются условия частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции.

На оптовом рынке реализации дизельного топлива на территории Республики Татарстан присутствуют ВИНК, их доля на рынке составляет 84,93%. ВИНК в целом отражают ситуацию на рассматриваемом товарном рынке. Розничная торговля ВИНК оказывает влияние на объемы реализации во многих субъектах. Сбыты крупных нефтяных компаний по сравнению с независимыми участниками находятся в выгодном положении – производители в группе лиц гарантируют им выгодные цены и стабильность поставок. Что в свою очередь, говорит о неравных условиях на рынке.

Таким образом, каждая из указанных компаний занимает доминирующее положение на рынке дизельного топлива и, кроме того, имеет дополнительную возможность оказывать существенное воздействие на основные условия обращение товара на оптовых рынках нефтепродуктов, то есть, фактически на возможность иных хозяйствующих субъектов становиться участниками и/или осуществлять деятельность на рассматриваемом рынке, на уровень цены и количество товара, обращающегося на рынке.

Учитывая изложенное, на ПАО "Татнефть им. В.Д. Шадшина" распространяются запреты, предусмотренные ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Самостоятельные действия хозяйствующих субъектов, коим является ПАО "Татнефть им. В.Д. Шадшина" не подразумевает намеренное нарушение основ конкурентной борьбы хозяйствующих субъектов, функционирующих на рынке. 

Хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара. К общим условиям обращения товара относятся в том числе сложившиеся на рынке цены, а также механизм их формирования.

Цена в рыночных условиях формируется на основе баланса спроса и предложения, а хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара, в том числе путем изъятия товара из обращения.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.

В соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Поскольку исследуемые Комиссией обстоятельства являются проявлением воздействия на условия обращения нефтепродуктов на рынке, которое стало возможным вследствие наличия доминирующего положения, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Ответчика признаков нарушения п. 6 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении различных цен (тарифов) на один и тот же товар.

Согласно ч. 3 ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» выдача предупреждения в период рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если при рассмотрении такого дела установлены признаки нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона, которые не были известны на момент возбуждения такого дела.

Учитывая изложенное, на основании ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» и определения по делу №05-128/2018 от 23 августа 2018 года, Комиссия предупреждает ПАО "Татнефть им. В.Д. Шадшина" о необходимости  прекращения действий, содержащих признаки нарушения п. 6 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении различных цен дизельное топливо, путем совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно:

1) в срок до 05 октября 2018 года установить экономически, технологически и иным образом обоснованные цены оптовой реализации дизельного топлива, в том числе, для покупателей, не входящих в группу лиц ПАО "Татнефть им. В.Д. Шадшина"; для покупателей, приобретающих товар на внутреннем рынке; а также для покупателей, приобретающих товар посредством прямых продаж;

2) не допускать экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на дизельное топливо.

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив подтверждающие документы.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны