Решение №АЯ-04/11890 Решение по делу №016/10/18.1-1757/2021 от 20 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-04/11890 от 20.09.2021 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в отсутствие заявителя <…> – [физическое лицо]о месте и времени рассмотрения жалобы извещенного надлежащим образом, в присутствии представителя Оператора ЭТП ООО «САГАДАТ» – <…> – [должностное лицо] (доверенность №б/н от 23.08.2021 г.), в присутствии представителя организатора торгов ООО «Партнер» - <…> – [должностное лицо] (директор, Решение от 09.03.2021г.), рассмотрев посредством видеоконференции жалобу заявителя <…> – [физическое лицо] (вх. №12144/ж от 06.09.2021 г.) на действия оператора ЭТП ООО «САГАДАТ» при аккредитации участника в рамках реализации имущества должника по исполнительному производству (номер извещения на сайте torgi.gov.ru №140821/33108331/01 от 20.08.2021),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступила жалоба заявителя <…> – [физическое лицо] (вх. №12144/ж от 06.09.2021г.) на действия оператора ЭТП ООО «САГАДАТ» при аккредитации участника в рамках реализации имущества должника по исполнительному производству (номер извещения на сайте torgi.gov.ru №140821/33108331/01 от 20.08.2021).

Суть жалобы, по мнению заявителя, реализация имущества проводится с нарушением норм действующего законодательства, оператором торговой площадки нарушены требования действующего законодательства при отказе в аккредитации на ЭТП.

Оператор ЭТП, Организатор торгов с доводами, изложенными в жалобе не согласны, на заседание Комиссии года были представлены письменные и устные пояснения, а также документы, которые приобщены к материалам дела.

Данная жалоба рассматривается в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

При этом данной нормой не установлены ограничения распространения данных требований только в отношении лиц, подпадающих под действие Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (223-ФЗ) и Закона о контрактной системе (44-ФЗ), также в данной норме не указаны исчерпывающие виды торгов, на которые данные требования распространяются.

Следовательно, частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлены общие требования и запреты на действия всех субъектов правоотношении (в том числе хозяйствующих субъектов), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений.

В соответствии с частью 1 статьи 87 Федерального закона 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) принудительная реализация имущества должника осуществляе.тся путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии счастью 1 статьи 89 Закона об исполнительном производстве реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества.

Закон об исполнительном производстве определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

Функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного имущества осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области в установленном порядке привлекло для реализации арестованного имущества специализированные организации ООО «Партнер» заключив с обществом государственный контракт  №03/21-1А от 09.03.2021г.

Согласно части 2 статьи 90 Закона об исполнительном производстве порядок проведения торгов устанавливается ГК РФ, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Таким образом, проведение торгов при реализации имущества должника в рамках Федерального закона 02.10.2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» является обязательным.

В соответствии с частью 1 статьи 57 Федерального закона от 16.07.1998г. №102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее – Закон об ипотеке) публичные торги по продаже заложенного имущества организуются и проводятся органами, на которые в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации возлагается исполнение судебных решений, если иное не установлено федеральным законом.

В рассматриваемых торгах реализация имущества должников проводилась в соответствии с Законом об исполнительном производстве, а также Законом об ипотеке.

                        Комиссия по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия оператора торговой площадки, а также позиции оператора торговой площадки, изучив представленные сторонами материалы, приходит к следующим выводам.

1. Относительно довода заявителя о неправомерных сроках размещения извещения о проведении торгов и сроках аккредитации на электронной торговой площадке.

В силу части 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее, чем за тридцать дней до их проведения.

Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

Частью 3 статьи 57 Закона об ипотеке установлено, что организатор публичных торгов извещает о предстоящих публичных торгах не позднее чем за 10 дней, но не ранее чем за 30 дней до их проведения в периодическом издании, являющемся официальным информационным органом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, по месту нахождения недвижимого имущества, а также направляет соответствующую информацию для размещения в сети "Интернет" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В извещении указываются дата, время и место проведения публичных торгов, характер продаваемого имущества и его начальная продажная цена.

Согласно части 3 стати 90 Закона об исполнительном производстве извещение о проведении торгов размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, и на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов в сети "Интернет". Информация о проведении торгов должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

Извещения о проведении торгов по реализации имущества должников были опубликованы организаторами торгов на официальном сайте https://torgi.gov.ru/ 14.08.2021г.

Дата начала подачи заявок: 13.08.2021г.

Дата и время окончания подачи заявок: 20.08.2021г., 12:00 по Мск

Дата проведения торгов: 25.08.2021

Место проведения торгов: электронная торговая площадка https://auctiontorgi.ru.

Между ООО «Партнер» и ЭТП ООО «Сагадат» был заключен договор от 02.08.2021г. №03/21-Т на оказание услуг об организации электронных торгов во исполнение условий государственного контракта.

ООО «Сагадат» является оператором электронной торговой площадки «auctiontorgi.ru», которая действует в соответствии с Регламентом данной электронной торговой площадки, размещенным на сайте ЭТП в открытом доступе.

Регламент ЭТП является договором присоединения в соответствии со статьей 428 ГК РФ, присоединение стороны к которому осуществляется средствами ЭТП путем подписания и предоставления Оператору заявления на регистрацию на электронной торговой площадке, а также публичной офертой на основании статьи 437 ГК РФ.

Частью 1 статьи 438 Гражданского кодекса РФ акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии.

В соответствии с п. 2.1 Регламента настоящий Регламент является договором присоединения в соответствии со статьей 428 ГК РФ и регулирует отношения, права и обязанности, присоединившихся к нему сторон (Оператора ЭТП, Организаторов, Участников ЭТП, Посетителей и иных лиц, присоединившихся к Регламенту – сторон Договора).

Согласно п. 2.2. Регламента присоединение стороны к Регламенту осуществляется средствами площадки путем предоставления Оператору ЭТП заявления на регистрацию, подписанного электронной подписью. Заявление на регистрацию подписывается лицом во время регистрации на электронной площадке.

В соответствии с п. 2.7 Регламента присоединение к Регламенту означает полное принятие условий настоящего Регламента в редакции, действующей на момент регистрации соответствующего заявления. Подписывая и направляя заявление на регистрацию своей электронной подписью, лицо подтверждает  согласие с его условиями, а также то, что настоящий Регламент не лишает лицо прав, предоставляемых законодательство, не исключает и не ограничивает ответственность Оператора за нарушение обязательств, не содержит любых других явно обременительных для лица условий, которые оно, исходя из своих разумно понимаемых интересов, не приняло бы при наличии у него возможности участвовать в определении условий настоящего Регламента.

П. 4.2 Регламента установлено, что для регистрации на площадке ЭТП Претендент заполняет форму регистрации, которая открывается при нажатии на кнопку Регистрация.

Согласно п. 4.5 Регламента оператор в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня поступления указанных документов принимает решение об аккредитации или отказе в аккредитации и уведомляет Претендента о принятом решении.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что установленный оператором ЭТП (не организатором торгов) в пункте 4.5 Регламента срок принятия решения и аккредитации участника является максимальным.

Организатором торгов при размещении извещений о проведении торгов были соблюдены сроки, установленные действующим законодательством. Извещения о предстоящих публичных торгах были размещены не позднее чем за 10 дней до их проведения, а именно 13.08.2021г., тогда как дата проведения торгов – 25.08.2021г. (на 12-й день).

Кроме того, согласно представленным пояснениям оператором торговой площадки по состоянию на 12:00 20.08.2021г. (на дату окончания приема заявок) аккредитацию на ЭТП прошли 115 человек.

Следовательно, данное обстоятельство не свидетельствует об ограничении организатором торгов и оператором торговой площадки конкуренции при проведении торгов.

Аналогичная позиция подтверждается судебной практикой и отражена в Решении Арбитражного суда РТ по делу №А65-8409/2020 от 09 сентября 2020г.

Кроме того, пунктом 2.5 Регламента установлено, что аккредитация действительна в течение одного года. Следовательно, у участников отсутствует необходимость аккредитации на ЭТП каждый раз при участии в торгах.

Учитывая вышеизложенное, довод заявителя признан необоснованным.

2. Относительно доводов заявителя о необоснованном отказе в аккредитации на ЭТП и отсутствии обоснования причин отказа в регистрации.

ООО «Сагадат» является оператором электронной торговой площадки «auctiontorgi.ru», которая действует в соответствии с Регламентом данной электронной торговой площадки, размещенным на сайте ЭТП в открытом доступе.

Регламент ЭТП является договором присоединения в соответствии со статьей 428 ГК РФ, присоединение стороны к которому осуществляется средствами ЭТП путем подписания и предоставления Оператору заявления на регистрацию на электронной торговой площадке, а также публичной офертой на основании статьи 437 ГК РФ.

Частью 1 статьи 438 Гражданского кодекса РФ акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии.

В соответствии с п. 2.1 Регламента настоящий Регламент является договором присоединения в соответствии со статьей 428 ГК РФ и регулирует отношения, права и обязанности, присоединившихся к нему сторон (Оператора ЭТП, Организаторов, Участников ЭТП, Посетителей и иных лиц, присоединившихся к Регламенту – сторон Договора).

Согласно п. 2.2. Регламента присоединение стороны к Регламенту осуществляется средствами площадки путем предоставления Оператору ЭТП заявления на регистрацию, подписанного электронной подписью. Заявление на регистрацию подписывается лицом во время регистрации на электронной площадке.

В соответствии с п. 2.7 Регламента присоединение к Регламенту означает полное принятие условий настоящего Регламента в редакции, действующей на момент регистрации соответствующего заявления. Подписывая и направляя заявление на регистрацию своей электронной подписью, лицо подтверждает  согласие с его условиями, а также то, что настоящий Регламент не лишает лицо прав, предоставляемых законодательство, не исключает и не ограничивает ответственность Оператора за нарушение обязательств, не содержит любых других явно обременительных для лица условий, которые оно, исходя из своих разумно понимаемых интересов, не приняло бы при наличии у него возможности участвовать в определении условий настоящего Регламента.

П. 4.2 Регламента установлено, что для регистрации на площадке ЭТП Претендент заполняет форму регистрации, которая открывается при нажатии на кнопку Регистрация.

В соответствии с П. 4.3. Регламента Аккредитация на ЭТП:

4.3.1. Для аккредитации на ЭТП Претендент средствами ЭТП представляет в форме электронных документов следующие информацию и документы:

4.3.1.1. Заявление на аккредитацию в установленной форме, размещенной на ЭТП. Указанным заявлением определяется волеизъявление Претендента на аккредитацию на ЭТП, а также волеизъявление и согласие Претендента на обработку в установленном законодательством порядке предоставляемых им персональных данных, необходимость которых обусловлена функционированием ЭТП. Отказ от подписания указанного согласия является отказом от подписания заявления и прохождения аккредитации на ЭТП.

4.3.1.2.            название организации, сведения об организационно-правовой форме для юридического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии) - для физического лица;

4.3.1.3.            корректный почтовый адрес;

4.3.1.4.            номер контактного телефона;

4.3.1.5.            для физических лиц - все страницы паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, подписанные ЭЦП.

Справочно: документы можно подписать через специальное программное обеспечение — КриптоАрм либо онлайн сервис Контур.Крипто. Для проверки допускается направить фай, подписанный ЭЦП с расширением «sig» и оригинальный файл, либо архив, сформированный через сервис Контур.Крипто. В случае, если скан паспорта содержит несколько файлов, подписать ЭЦП и предоставить на проверку необходимо страницы №2,3 и страницу паспорта с действующим на момент подачи заявления адресом места регистрации.

4.3.1.6.            сведения об идентификационном номере налогоплательщика (ИНН) (свидетельство о присвоении ИНН или иной документ);

4.4. Требования к заполнению заявления на аккредитацию Участника ЭТП:

4.4.1.Данные вносимые в поля заявления должны быть заполнены без ошибок на русском языке.

4.4.2. Фамилия, имя, отчество Участника должны быть указаны с заглавной буквы, либо в точности как в документе, удостоверяющем его личность.

4.4.3. В поле «Почтовый адрес» следует вносить адрес, по которому Участник ЭТП имеет возможность принимать корреспонденцию, например:

Страна «Российская Федерация» или «Россия»;

Индекс «123456»;

Регион «Республика Татарстан»;

Населённый пункт «г. Казань»;

Улица, дом, корпус, квартира «ул. Казанская, д. 1, кв. 2».

4.4.4. Электронные документы (полные копии документов, подтверждающих сведения заявления), прикладываемые к заявлению должны соответствовать следующим требованиям:

Тип файла: jpeg (одностраничный) или pdf (многостраничный);

Цветность: цветной, разрешение не менее 600х600 пикселей;

Размер файла: не более 2 МБ для одностраничного и не более 25 МБ для многостраничного.

Электронный документ должен точно повторять оригинал, изображение не должно быть изменено, размытым, быть слишком тёмным или слишком светлым. Информация и реквизиты документа должны быть чётко видны на изображении;

Файл не должен быть защищён от просмотра, печати, не должен содержать вредоносного программного обеспечения в явном или скрытом виде;

Файл должен иметь название в зависимости от оригинала.

Подписание документов ЭЦП должно быть осуществлено в соответствии с требованиями, указанными в 4.3.1.5 данного регламента.

Согласно п. 4.5 Регламента оператор в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня поступления указанных документов принимает решение об аккредитации или отказе в аккредитации и уведомляет Претендента о принятом решении.

П. 4.6. Регламента установлено, что оператор отказывает Претенденту в аккредитации в следующих случаях:

- непредставления документов и сведений, указанных в Регламенте;

- представления Претендентом документов, не соответствующих установленным к ним требованиям либо содержащих недостоверную информацию, в т.ч. не соответствующую информации, содержащейся в базах данных из официальных сайтов» органов государственной власти Российской Федерации в сети «Интернет;

- представления Претендентом недостоверной информации в заявлении, заполнения полей заявления с нарушением требований к ним;

- предоставления в заявке адреса электронной почты, который уже зарегистрирован за другим Участником ЭТП;

- при повторной аккредитации уже аккредитованного лица. 

В соответствии с п. 4.7 Регламента в случае отказа в аккредитации Оператор направляет Претенденту уведомление с указанием оснований принятия такого решения, в том числе с указанием на отсутствующие документы и/или сведений или обоснование того, что представленные Претендентом документы и/или сведения не соответствуют установленным к ним требованиям или содержат недостоверную информацию.     

Как установлено из представленных и имеющихся материалов дела на основании представленных сведений оператором торговой площадки Заявителем было подано 4 заявки на аккредитацию на ЭТП, а именно:

Первая заявка (№371) подана 15.08.2021 15:55:06, рассмотрена 20.08.2021 13:29:08;

Вторя заявка (№698) подана 24.08.2021 17:02:00, рассмотрена 27.08.2021 16:02:32;

Третья заявка (№699) подана 24.08.2021 17:19:15, рассмотрена 27.08.2021 16:02:24;

Четвертая заявка (№781) подана 01.09.2021 13:24:05, рассмотрена 06.09.2021 14:23:45.

При рассмотрении первой заявки №371 Заявителю было отказано ввиду того, что представленные документы не подписаны ЭЦП (не приложены файлы проверки подписи *sig), что являлось нарушением п.4.3.1.5. Регламента.

При рассмотрении второй заявки №698 было отказано ввиду того, что не были приложены скан копии всех листов паспорта (п.4.3.1.5 Регламента), что исключало возможность проверки, т.к. были направлены лишь файлы *sig – паспорт, без направления всех скан копий листов паспорта.

Кроме того, заявление на аккредитацию было заполнено Заявителем с нарушением п.4.4. Регламента, а именно, в поле «Место регистрации» были указаны недостоверные сведения.

При рассмотрении третьей заявки №699 было отказано в соответствии с п. 4.6 Регламента ввиду того, что на момент подачи указанной заявки Оператором ЭТП не была рассмотрена предыдущая заявка №698.

Заявление на аккредитацию было заполнено также Заявителем с нарушением п.4.4. Регламента, а именно, в поле «Место регистрации» были указаны недостоверные сведения.

По результатам рассмотрения четвертой заявки №781 Заявитель был аккредитован на ЭТП в установленные Регламентом сроки.

Оператором ЭТП были представлены документы, подтверждающие изложенные основания отклонения трех заявок заявителя.

В части не уведомления заявителя о причинах отказа в аккредитации, оператором ЭТП было пояснено, что действующая редакция п.4.7. Регламента не содержит сроков направления Претенденту уведомления с указанием причин отказа в аккредитации.

27.08.2021 в 21:03 Заявитель путем направления сообщения по электронной почте обратился к оператору ЭТП за разъяснением о причинах отказа в аккредитации, на что 01.09.2021г. 11:06 Оператором ЭТП был направлен ответ с разъяснением о причинах отказов в аккредитации.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что установленные оператором торговой площадки требования к документам, предоставляемым в составе заявки и условия аккредитации были применены в равной степени ко всем участникам.

Кроме того, согласно представленным пояснениям оператором торговой площадки по состоянию на 12:00 20.08.2021г. (на дату окончания приема заявок) аккредитацию на ЭТП прошли 115 человек, что подтверждает возможность подачи заявок при соблюдении соответствующих правил регистрации.

Участник в соответствии с пунктом 2.7 Регламента при подаче заявки на аккредитацию согласился с условиями, утвержденными Регламентом, в том числе с условиями подачи заявок.

Учитывая, что поданные 3 заявки не соответствовали требованиям аккредитации, Регламента ЭТП, оператором ЭТП было принято правомерное решение в соответствии с пунктом 4.6. Регламента.

Действующим законодательством не регламентирован порядок регистрации на электронной торговой площадке, не установлены определенные требования либо ограничения к документам, предоставляемым в составе заявки на аккредитацию на ЭТП.

Кроме того, четвертая поданная заявка заявителя на аккредитацию на ЭТП 01.09.2021г. была одобрена 06.09.2021г.

Таким образом, по состоянию на дату рассмотрения Комиссией жалобы, участник был аккредитован на ЭТП и может участвовать в торгах в течение одного года (пункт 3.3 Регламента).

С учетом изложенного, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что оператор ЭТП действовал в соответствии с правилами Регламента, опубликованном на официальном сайте и доступном для ознакомления всем участникам, намеревающимся аккредитоваться и принять участие в торгах.

На основании вышеизложенного, учитывая, что заявитель на заседание Комиссии не подключился, не представил надлежащих доказательств, подтверждающих изложенное в жалобе, доводы заявителя не находят подтверждения и признаны необоснованными.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23 и 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

РЕШИЛА:

Признать жалобу заявителя <…> – [физическое лицо] (вх. №12144/ж от 06.09.2021 г.) на действия оператора ЭТП ООО «САГАДАТ» при аккредитации участника в рамках реализации имущества должника по исполнительному производству (номер извещения на сайте torgi.gov.ru №140821/33108331/01 от 20.08.2021) необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны