Решение №АЯ-04/9351 Решение №АЯ-04/9351 Решение по делу №016/10/18.1-1144/2022 от 26 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

исх. №АЯ-04/9351 от 26.07.2022г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на торги в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя организатора торгов <…> – [физическое лицо] – <…> – [физическое лицо], в присутствии представителя заявителя <…> – [физическое лицо] – <…> – [физическое лицо], рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи жалобу заявителя <…> – [физическое лицо] (вх. №9058/ж, 9069/ж от 12.07.2022г.) на действия организатора торгов <…> – [физическое лицо] при проведении торгов по продаже имущества должника ООО «Карай» (ИНН 1201998214), (объявление о проведении торгов на официальном сайте https://fedresurs.ru/ №8965104 от 08.06.2022г.),

У С Т А Н О В И Л А:

Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 28 июня 2017 года по делу №А38-7590/2016 ООО «Карай» (ИНН 1201998214, ОГРН 1131224000676) признано несостоятельным, в отношении должника введена процедура конкурсного производства.

Конкурсным управляющим утвержден <…> – [физическое лицо].

Объявление о проведении торгов №9217462 по продаже имущества должника ООО «Карай» (ИНН 1201998214) опубликовано на официальном сайте https://bankrot.fedresurs.ru 15.07.2022г.

Предмет торгов: дебиторская задолженность ООО «Карай» в общей сумме 37699012,28 рублей, представленная правом денежного требования к Обществу с ограниченной ответственностью «Ойлтэк» (ОГРН 1111673000834, ИНН 1648031018), солидарно к <…> – [физическое лицо] (ИНН 027901445579) и <…> – [физическое лицо] (ИНН 161601594778).

Начальная цена: 2 000 000,00 рублей.

Вид торгов: Открытый аукцион

Прием заявок: c 13.06.2022 00:00 по 14.07.2022 00:00

Дата проведения: 15.07.2022 09:00

Место проведения: Ru-Trade24

Суть жалобы, по мнению заявителя, торги проведены с нарушением норм действующего законодательства.

Представитель организатора торгов с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил письменные и устные пояснения, а также документы по торгам, которые приобщены к материалам дела.

Согласно подпункту «а» пункта 3.1, пункту 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольные органы наделены полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, выдаче обязательных для исполнения предписаний о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

В силу положений статей 110, 139 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) проведение торгов в рамках процедуры банкротства является обязательным.

По смыслу положений Закона о банкротстве задача проведения торгов состоит в необходимости на конкурентной основе определить лучшие условия продажи имущества должника, что в конечном счете подчинено общей цели конкурсного производства как ликвидационной процедуры — получению наибольшей выручки для проведения расчетов с кредиторами.

Когда в результате допущенных нарушений при проведении торгов отсутствует состязательность, нивелируется смысл торгов — определение победителя на конкурентной основе. Аналогичный подход определения сути проведения торгов приведен в пункте 25 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2018 № 3 (2018).

Следовательно, нарушение установленного порядка организации и проведения торгов не может не свидетельствовать об ограничении конкуренции, поскольку торги являются конкурентной формой определения наилучших условий реализации товара и в них имеет право принять участие любой желающий из неопределенного круга лиц (в том числе физические лица, не являющиеся профессиональными субъектами делового оборота). В противном случае при проведении торгов утрачивается признак конкуренции среди участников, в результате чего проведенная процедура выявления покупателя может противоречить ее сущности.

Кроме того, поскольку торги являются способом заключения договора по реализации товара, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка может сказаться на обеспечении конкуренции и формировании конкурентного товарного рынка путем лишения возможности потенциальных участников торгов принять участие в торгах либо необоснованного сокращения числа участников торгов. В случае проведения торгов в отсутствие конкурентной борьбы победитель таких торгов получает дополнительные преимущества на товарном рынке, на котором он осуществляет деятельность, поскольку увеличит количество своих основных производственных средств, при этом иные участники или потенциальные участники таких торгов будут неправомерно лишены возможности получения данного ресурса.

Таким образом, данная жалоба рассматривается в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Порядок проведения аукциона в электронной форме по продаже имущества должника регулируется Закона о банкротстве, а также Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 N 495 «Об утверждении Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 г. N 178 и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России».

Комиссия по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия организатора торгов, а также позиции организатора торгов, изучив представленные сторонами документы и материалы, приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

Частью 1 статьи 131 Закона о банкротстве установлено, что все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.

Частью 1.1 статьи 139 Закона о банкротстве установлено, что порядок, сроки и условия продажи имущества должника должны быть направлены на реализацию имущества должника по наиболее высокой цене и должны обеспечивать привлечение к торгам наибольшего числа потенциальных покупателей.

В соответствии с частью 3 статьи 110 Закона о банкротстве при продаже предприятия отчуждаются все виды имущества, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе земельные участки, здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, а также права на средства индивидуализации должника, его продукцию (работы, услуги) (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), другие принадлежащие должнику исключительные права, за исключением прав и обязанностей, которые не могут быть переданы другим лицам.

Согласно части 7.1 статьи 110 Закона о банкротстве после включения отчета об оценке имущества должника в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в случае, если такая оценка проводилась по требованию конкурсного кредитора или уполномоченного органа в соответствии с настоящим Федеральным законом, либо после истечения срока направления указанного требования внешний управляющий представляет собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения свои предложения о порядке продажи предприятия, включающие в себя сведения:

подлежащие включению в сообщение о продаже имущества должника в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи;

о средствах массовой информации и сайтах в сети "Интернет", где предлагается соответственно опубликовать и разместить сообщение о продаже имущества должника, о сроках опубликования и размещения указанного сообщения;

о специализированной организации, которую предлагается привлечь в качестве организатора торгов.

Порядок, сроки и условия продажи предприятия должны быть направлены на реализацию имущества должника по наиболее высокой цене и должны обеспечивать привлечение к торгам наибольшего числа потенциальных покупателей.

Согласно части 8 статьи 110 Закона о банкротстве срок представления заявок на участие в торгах должен составлять не менее чем двадцать пять рабочих дней со дня опубликования и размещения сообщения о проведении торгов.

Частью 9 статьи 110 Закона о банкротстве установлено, что не позднее чем за тридцать дней до даты проведения торгов их организатор обязан опубликовать сообщение о продаже предприятия в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона.

Организатор торгов обязан осуществлять разумные необходимые действия для поиска и привлечения покупателей с учетом особенностей выставленного на торги имущества должника.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.

Согласно доводам заявителя, организатором торгов не соблюден срок в 25 рабочих дней для приема заявок и задатков на участие в торгах. Объявление о проведении торгов опубликовано в газете «Коммерсант» 18 июня 2022 года. В соответствии с указанным объявлением для участия в торгах необходимо зарегистрироваться и подать заявку на участие в торгах с 00:00 часов 13 июня 2022 года до 00:00 часов 14 июля 2022 года. Фактически участники торги могли начать подавать заявки только с 18 июня 2022 года и до 14 июля 2022 года, что составляет 19 рабочих дней.

Согласно пояснениям организатора торгов, как видно из публичных доступных источников в сообщении ЕФРСБ №8965104 и сведениям на торговой электронной площадке РУ-Трейд сообщение размещено 08.06.2022г. и соответственно до 14.07.2022г. имелось 25 рабочих дней. При этом торговая площадка работает круглосуточно, что позволяет потенциальным покупателям подать заявку в любое время суток, включая с 08.06.2022г. и до 00.00 14.07.2022г. Сообщение в газете «Коммерсант» оплачено также 08.06.2022г., но технически уже вне зависимости от действий управляющего, вышло в нарушение порядка не в ближайшую субботу (11.06.2022г.), а только 18.06.2022г. при условий, что конкурсный управляющий произвел оплату заранее, а именно 08.06.2022г.

Вместе с тем, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что согласно объявлению о проведении торгов №8965104, опубликованному на официальном сайте https://fedresurs.ru/ 08.06.2022г. 13:16:39 организатором торгов был установлен срок подачи заявок на участие в обжалуемых торгах c 13.06.2022г. 00:00 по 14.07.2022г. 00:00. Следовательно, срок подачи заявок с учетом официального нерабочего дня 13 июня 2022 года составлял 23 рабочих дня.

При этом указание организатора торгов на возможность подачи заявок на участие в торгах начиная с 8 июня 2022 года не может быть принято во внимание, так как в сообщениях были установлены иные конкретные сроки, а именно с 13 июня 2022 года. Все потенциальные участники торгов, желающие принять участие были ознакомлены с информацией, размещенной на официальном сайте о дате начала подаче заявок.

Кроме того, сообщение о проведении торгов размещено в ЕФРСБ 8 июня 2022 года, при этом опубликовано в официальном печатном издании 18 июня 2022 года.

С момента опубликования сообщения в газете «Коммерсант» у потенциальных участников торгов имелось 19 рабочих ней для подачи заявок на участие.

Таким образом, сроки представления заявок на участие в торгах, установленные частью 8 статьи 110 Закона о банкротстве организатором торгов не соблюдены.

При этом, Комиссия отмечает следующее.

Согласно Определению Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2022 N 309-ЭС21-27706 по делу N А34-2459/2010 реализация имущества должника посредством проведения торгов в конкурсном производстве подчинена общей цели названной процедуры - наиболее полное удовлетворение требований кредиторов исходя из принципов очередности и пропорциональности (абзац шестнадцатый статьи 2, статьи 110, 111, 124, 139 Закона о несостоятельности (банкротстве)). Действия, касающиеся формирования лотов, определения условий торгов и непосредственной реализации имущества должны быть экономически оправданными, направленными на достижение упомянутой цели - получение максимальной выручки (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21.03.2022 N 305-ЭС21-21247).

Контроль за торгами по продаже имущества в процедурах банкротства должника преследует цель защиты частного интереса: как интереса самого должника, так и интереса его конкурсных кредиторов. При этом при проведении торгов должен обеспечивается баланс между интересами названных лиц.

В рассматриваемом случае в соответствующий период не поступило ни одного предложения, ни одной заявки на участие в указанных торгах, что подтверждается протоколом о признании торгов в электронной форме по продаже имущества должника, несостоявшимися по причине отсутствия заявок на участие в торгах от 14.07.2022г.

Заявителем не доказаны обстоятельства, объективно исключающие и (или) ограничивающие возможность потенциальных участников в установленный срок выразить свою волю в закрепленном порядке на участие в торгах, формальное нарушение сроков публикации не привело к нарушению доступа потенциальных покупателей к торгам, указанные обстоятельства по своей сути не повлияли и не могли повлиять на решение потенциальных покупателей об участии в повторных торгах при наличии действительного интереса к приобретению имущества должника.

Учитывая вышеизложенное, доводы заявителя признаются необоснованными

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

  1. Признать жалобу заявителя <…> – [физическое лицо] (вх. №9058/ж, 9069/ж от 12.07.2022г.) на действия организатора торгов <…> – [физическое лицо]при проведении торгов по продаже имущества должника ООО «Карай» (ИНН 1201998214), (объявление о проведении торгов на официальном сайте https://fedresurs.ru/ №8965104 от 08.06.2022г.) необоснованной.
  2. Признать организатора торгов <…> – [физическое лицо]нарушившим требования части 8 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
  3. Предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства не выдавать.
  4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны