Решение №04-04/6944 Решение по делу №016/07/3-921/2024 от 15 июля 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFИсх.№04-04/6944 от 15.07.2024
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:
Зам.Председателя Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] |
Членов Комиссии: |
<…> – [должностное лицо <…> – [должностное лицо] |
в присутствии представителя заказчика МУП «ГОРОДСКИЕ МОСТЫ» – <…> – [должностное лицо] (по доверенности) в присутствии представителя заявителя ООО «Солена» - <…> – [должностное лицо] (по доверенности), рассмотрев жалобу заявителя ООО «Солена» (вх. №6994/ж от 01.07.2024г.) на действия заказчика МУП «ГОРОДСКИЕ МОСТЫ» при проведении закупки по извещению №32413718290 на предмет: «Поставка концентрата минерального "Галит" (насыпью) для приготовления пескосоляной смеси, используемой для обработки от обледенения автомобильных дорог и тротуаров г. Казани»,
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства №32413718290 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 18.06.2024г.
Способ проведения закупки: аукцион в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.
Начальная (максимальная) цена договора — 8 250 000,00 руб.
Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушением норм действующего законодательства.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.
В соответствии с указанными положениями Закона о закупках, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).
Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Таким образом, закупочная деятельность заказчика регулируется Положением о закупках товаров (работ, услуг) для нужд МУП «Городские мосты» (далее – Положение), утвержденным Директором 13.03.2023, а также Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Относительно довода заявителя о неправомерном отклонении заявки Заказчиком.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 27.06.2024 заявка заявителя подлежала отклонению по следующему основанию:
«В соответствии с п. 8 Информационной карты документации, наименованием столбца 6 таблицы, указанной в образце рекомендуемой формы первой части заявки (Приложение № 4 к документации о проведении открытого аукциона), а также сноске (под знаком "*") под данной таблицей, участник закупки в первой части заявки должен указать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией. Вместе с тем в своей заявке участник закупки указал не конкретные, а диапазонные значения (оставил словосочетания "не менее", "не более", скопировал значения диапазона, указанные в Техническом задании (Приложение №1 к аукционной документации)), что вводит заказчика в заблуждение и не позволяет однозначно идентифицировать товар, предлагаемый к поставке. В соответствии с п.5.6.14 Положения о закупках МУП г. Казани «Городские мосты» заявка признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе».
Техническим заданием аукционной документации были установлены следующие требования к составу закупаемого концентрата минерального «Галит»:
№ п/п |
Наименование товара |
Показатели характеристик объекта закупки, позволяющие определить соответствие установленным Заказчиком требованиям |
Ед. изм |
Кол-во |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Концентрат минеральный «Галит» |
Марка «Б»; Массовая доля хлористого натрия, % не менее – 93; Массовая доля нерастворимого в воде остатка, % не более – 2,5; Массовая доля СаSO4, %, не более 3,3; Массовая доля МgCI2, %, не более 0,3; Массовая доля КСI , %, не более 2,7; Гранулометрический состав: свыше 5 мм не более, % - 20, от 1 мм до 5 мм не менее, % - 35, до 1 мм не более, % - 55; Упаковка – навалом. Назначение использования: для борьбы с зимней скользкостью на дорогах путем посыпки автомобильных дорог и тротуаров. |
т |
1500 |
Заявка заявителя содержала следующие показатели предлагаемой к поставке продукции:
№ п/п |
Наименование товара |
Показатели характеристик объекта закупки, позволяющие определить соответствие установленным Заказчиком требованиям |
Ед. изм |
Кол-во |
Конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией (для заполнения участником) * |
Страна происхождения товаров (работ, услуг) |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
1 |
Концентрат минеральный «Галит» ТМ отсувтствует |
Марка «Б»; Массовая доля хлористого натрия, % не менее – 93; Массовая доля нерастворимого в воде остатка, % не более – 2,5; Массовая доля СаSO4, %, не более 3,3; Массовая доля МgCI2, %, не более 0,3; Массовая доля КСI , %, не более 2,7; Гранулометрический состав: свыше 5 мм не более, % - 20, от 1 мм до 5 мм не менее, % - 35, до 1 мм не более, % - 55; Упаковка – навалом. Назначение: для борьбы с зимней скользкостью на дорогах путем посыпки автомобильных дорог и тротуаров. |
т |
1500 |
Марка «Б»; Массовая доля хлористого натрия, % не менее – 93; Массовая доля нерастворимого в воде остатка, % не более – 2,5; Массовая доля СаSO4, %, не более 3,3; Массовая доля МgCI2, %, не более 0,3; Массовая доля КСI , %, не более 2,7; Гранулометрический состав: свыше 5 мм не более, % - 20, от 1 мм до 5 мм не менее, % - 35, до 1 мм не более, % - 55; Упаковка – навалом. Назначение: для борьбы с зимней скользкостью на дорогах путем посыпки автомобильных дорог и тротуаров. Характеристики указаны в соответствии с показателями производителя. |
Россия (643) |
В техническом паспорте, представленном заявителем в ответ на дополнительный запрос заказчика, были указаны следующие показатели товара:
Согласно представленным пояснениям представителя Заказчика заявка заявителя не содержала указание на конкретные показатели состава предлагаемого к поставке концентрата минерального «Галит», что не соответствовало требованиям документации. При осуществлении дополнительного запроса в адрес участника в целях идентификации предлагаемой к поставке продукции Заказчиком были получены документы, не содержащие в себе данных о составе всех необходимых для сравнения показателей, позволяющих подтвердить надлежащее соответствие продукции, а также протоколы испытаний с разными значениями состава товара, что ввело Заказчика при проверке в заблуждение и послужило по итогу основанием для принятия решения об отклонении заявки.
Согласно представленным пояснениям представителя Заявителя указание в составе заявки показателей состава «Галита» в диапазонном значении обусловлено тем, что химический состав минерального ископаемого сам по себе является неоднородным, учитывая, что в нескольких партиях поставки массовая доля хлористого натрия а также иных веществ в составе может иметь разные значения, в связи с чем показатели концентрата не имеют технически постоянных критериев и различаться от партии к партии.
Комиссия по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика, а также позиции заказчика, изучив представленные сторонами материалы, приходит к следующим выводам.
При участии и подачи заявки потенциальный участник закупки опирается на устанавливаемые заказчиком в техническом задании требования и технические характеристики к продукции.
Соответственно, учитывая, что показатели необходимой продукции становятся известными только при размещении соответствующей закупки с устанавливаемыми в извещении требованиями, участник при изучении документов может сделать вывод о возможности осуществления поставки нужного товара и согласиться с устанавливаемыми условиями заказчика.
Вследствие чего, для участника в целом нецелесообразно иметь в наличии конкретный товар определённого производителя с определёнными характеристиками ввиду высокого риска возможной несовместимости имеющегося товара, необходимым заказчику. Соответственно, иметь в наличии готовую определённую продукцию, не является обязанностью участника при участии в закупке.
Участник закупки при подаче заявки на участие дает согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона.
Кроме того, действующее законодательство о закупках не обязывает участников закупки иметь в наличии на момент подачи заявок на участие в закупке товар, предлагаемый к поставке по предмету закупки, в связи с чем на момент участия в торгах участники могут не обладать информацией о наименовании производителей предлагаемых к поставке товаров.
Указанные вывод подтверждается, в частности, судебной практикой, отраженной в решении Арбитражного суда от 07.09.2023 по делу №А40-92801/23, а также практикой ФАС России, отраженной в решениях по делу № 223ФЗ-663/21 от 21.12.2021г., №223ФЗ-62/22 от 10.02.2022г.
Кроме того, следует отметить и тот факт, что в случае указания в составе заявки показателей состава товара с конкретными значениями в рассматриваемом случае при фактической поставке товара Заказчик будет не вправе осуществить приемку товара, если в поставляемой партии товара значения состава Галита будут разниться с конкретными значениями состава, указанными в заявке. Как следствие, указанное обстоятельство только замедлит и осложнит процесс исполнения договора.
Вместе с тем, в материалы дела Заказчиком не представлены доказательства, подтверждающие значимость требования об указании в составе заявки конкретных показателей состава товара, не приведены конкретные случаи, свидетельствующие о некачественном исполнении обязательств при поставке аналогичной продукции по ранее проводимым закупкам.
Указанные заявителем показатели состава «Галита» в заявке соответствовали требованиям документации, учитывая, что параметры предлагаемого состава товара не являлись ухудшенными и входили в установленный в техническом задании Заказчиком диапазон значений.
С учётом изложенных обстоятельств в совокупности, в рассматриваемом случае заявка участника подлежала отклонению неправомерно.
Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу об обоснованности довода заявителя.
Заказчиком нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику, Оператору ЭТП предписания об устранении нарушений действующего законодательства о закупках.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу заявителя ООО «Солена» (вх. №6994/ж от 01.07.2024г.) на действия заказчика МУП «ГОРОДСКИЕ МОСТЫ» при проведении закупки по извещению №32413718290 на предмет: «Поставка концентрата минерального "Галит" (насыпью) для приготовления пескосоляной смеси, используемой для обработки от обледенения автомобильных дорог и тротуаров г. Казани» обоснованной.
Признать заказчика МУП «ГОРОДСКИЕ МОСТЫ» нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Выдать Заказчику, Оператору ЭТП предписание об устранении нарушений действующего законодательства.
Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам.Председателя Комиссии <…> – [должностное лицо]
Члены Комиссии <…> – [должностное лицо]
<…> – [должностное лицо]