Предупреждение №АЯ-06/8158 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № П06-47/2022 о прекращении действий (... от 27 июня 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFИсх. АЯ-06/8158 от 27.06.2022 г.
На основании приказов от 13 июля 2021 года №01/187-пр, от 05 августа 2021 года №01/208 и от 15 сентября 2021 года №02/254-пр Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан была проведена плановая выездная и документарная проверка в отношении МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани».
По итогам рассмотрения и изучения представленных документов были установлены следующие обстоятельства.
Между МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» (Сторона-1) и <…>, <…> (Сторона-2) заключено соглашение от 19.01.2021 г. №2733 о перераспределении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее – Соглашение).
Согласно Соглашению, Сторона-1 распоряжается земельным участком площадью 1148 кв.м., расположенным по адресу: г. Казань, Советский район, ул. Галеева, кадастровый квартал 16:50:050140; категория земель – земли населенных пунктов.
Стороне-2 принадлежит на праве долевой собственности (Маркизов Р.В. – ½ доли, Володина В.Ш. – ½ доли) земельный участок с кадастровым номером 16:50:050140:61 площадью 997 кв.м, расположенный по адресу: г. Казань, Советский район, ул. Галеева, д. 32Б; категория земель – земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: эксплуатация индивидуального жилья.
Стороны достигли соглашения о перераспределении границ вышеуказанных земельных участков.
Перераспределение земельных участков осуществляется в соответствии с проектом межевания территории, утверждённым постановлением Исполнительного комитета города Казани от 12.10.2020 №2939.
В результате перераспределения вышеуказанных земельных участков образован земельный участок с кадастровым номером 16:50:050140:2544 площадью 2145 кв.м, расположенный по адресу: г. Казань, Советский район, ул. Галеева; категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: эксплуатация индивидуального жилья, на который возникает право собственности у Стороны-2.
Согласно пункту 7 соглашения №2733 от 19.01.2021 площадь, на которую увеличился земельный участок, принадлежащий Стороне-2 на праве собственности, составляет 1148 км.в.
12 октября 2020 года Исполнительный комитет на основании заявления граждан <…> и <…> о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка по ул. Галеева Советского района, находящегося в частной собственности, принял постановление №2939 «Об утверждении проекта межевания территории по улице Галеева Советского района», согласно пункту 1.1 которого утверждён проект межевания территории по ул. Галеева Советского района согласно приложению к настоящему постановлению.
Графически образуемый земельный участок выглядит следующим образом (графическое изображение из проекта межевания):
Рисунок №1
Заключение соглашения №2733 от 19.01.2021 между Комитетом и <…> и <…> имеет признаки нарушения антимонопольного законодательства.
В адрес Татарстанского УФАС России из МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений муниципального образования города Казани» поступило возражение. Согласно представленному возражению земельный участок с кадастровым номером 16:50:050140:61 (997 кв.м.) находившегося в собственности заявителя возможно было перераспределить с участком не разграниченной государственной собственностью (1147 кв.м.). К запрашиваемому участку отсутствовал доступ с территории общего пользования. Часть участка расположена на склоне. Учитывая отсутствие доступа и частичного расположения на склоне участок реализовать с аукциона невозможно. Запрашиваемый участок расположен в санитарно-защитной зоне железной дороги (ОСН.02.01-97), в который возможно размещение автомобильных дорог, транспортных устройств и сооружений, гаражей, стоянок автомобилей, линий электропередач и связи. Участок прилегает к жилой застройке при размещении любых из вышеперечисленных объектов имеется своя санитарно-защитная зона, в которую будут попадать жилые дома.
Согласно Градостроительному уставу города Казани образуемый земельный участок, в том числе площадь, на которую увеличился земельный участок, принадлежащий <…>, <…>, находился в зоне Ж4- зона многоэтажной жилой застройки в 3-10 этажей.
Вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков (Ж4) и объектов капитального строительства:
- гаражи;
- паркинги;
- места парковки легковых автомобилей;
- аптечные учреждения (встроенные, пристроенные);
- ограждения с соблюдением требований статьи 29.2 настоящих правил;
- объекты благоустройства;
- объекты наружной рекламы и информации на зданиях;
- озелененные территории.
Условно разрешенные виды использования земельных участков (Ж4) и объектов капитального строительства:
- многоквартирные жилые дома в 11-20 этажей, в том числе с использованием первых этажей под объекты общественного питания, торговли, бытового обслуживания, связи, детские сады, аптеки, раздаточные пункты молочных кухонь, банки (отделения банков), иные объекты образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры и спорта, направленные на удовлетворение потребностей жителей данной территории, офисы, объекты делового назначения;
- многоквартирные жилые дома выше 20 этажей, в том числе с использованием первых этажей под объекты общественного питания, торговли, бытового обслуживания, связи, детские сады, аптеки, раздаточные пункты молочных кухонь, банки (отделения банков), иные объекты образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры и спорта, направленные на удовлетворение потребностей жителей данной территории, офисы, объекты делового назначения;
- торговые объекты общей площадью более 1000 кв. м: магазины розничной торговли (универсальные, специализированные), торговые центры;
- объекты общественного питания общей площадью более 300 кв. м;
- объекты бытового обслуживания в отдельно стоящем здании;
- объекты культуры и искусства: учреждения клубного типа (дома и дворцы культуры, клубы, социально-культурные и другие специализированные и многофункциональные комплексы и объединения);
- объекты здравоохранения: больницы (районные, специализированные), госпитали;
- объекты пожарной охраны;
- подразделения полиции;
- объекты, связанные с обслуживанием жилищного фонда;
- ремонтно-эксплуатационные участки и аварийно-диспетчерские службы;
- культовые объекты;
- многоэтажные гаражи на отдельном земельном участке;
- паркинги на отдельном земельном участке;
- объекты благоустройства на отдельном земельном участке: площадки для мусорных контейнеров габаритного мусора;
- открытые автостоянки на отдельных земельных участках;
- объекты гостиничного сервиса (гостиницы);
- объекты для осуществления государственной власти и управления, местного самоуправления.
Предельные значения параметров земельных участков и разрешенного строительства должны соответствовать показателям нижеприведенной таблицы.
Виды параметров |
Единицы измерения |
Значения параметров применительно к основным разрешенным видам использования земельных участков и объектов капитального строительства |
|
Многоквартирные дома в 3-5 этажей |
Многоквартирные дома в 6-10 этажей |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
Предельные размеры земельных участков |
|||
Минимальный размер |
кв. м |
1200 |
1800 |
Предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в пределах земельных участков |
|||
Максимальный процент застройки участка |
% |
50 |
30 |
Минимальный отступ строений от передней границы участка (в случаях если иной показатель не установлен линией регулирования застройки) |
м |
3 |
3 |
Минимальные отступы строений от боковых границ участка |
м |
8 |
12 |
Минимальный отступ строений от задней границы участка |
м |
10 |
20 |
Максимальная высота строений |
м |
21 |
35 |
Графическое изображение земельного участка с кадастровым номером 16:50:050140:2544:
Рисунок №2
Таким образом, площадь, на которую увеличивается земельный участок, принадлежащий <…> и <…>, представляет самостоятельное значение.
В статье 39.28 ЗК РФ установлены случаи и основания перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных максимальных размеров земельных участков.
Таким образом, действующее законодательство допускает перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в целях исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы. Однако перераспределяемые земельные участки не имеют вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, что усматривается из графического изображения.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса.
Таким образом, Комитет и <…> и <…> заключили соглашение от 19.01.2021 №2733 в отсутствие правовых на то оснований. Фактически земельный участок площадью 1148 кв.м. перешёл в собственность <…> и <…> без проведения торгов в отсутствие правовых на то оснований. Утверждение Исполнительным комитетом постановления №2939 от 12 октября 2020 года «Об утверждении проекта межевания территории по ул. Галеева Советского района» явилось основанием для фактического предоставления в собственность <…> и <…> земельного участка площадью 1148 кв.м. без проведения торгов.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.
Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.
Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.
Передача государственного или муниципального имущества конкретному субъекту без проведения торгов создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества и препятствует доступу к государственному или муниципальному ресурсу неопределенному кругу лиц, которые также могут иметь намерение приобрести указанное имущество.
В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем. Данная позиция основана на выводах, которые содержатся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.11.2011 № 8799/11 по делу № А66-7056/2010, а также в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2015 № 307КГ15-1408.
Таким образом, действия МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» имеют признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части перераспределения земельного участка площадью 1148 кв.м., расположенным по адресу: г. Казань, Советский район, ул. Галеева, кадастровый квартал 16:50:050140 в результате заключения соглашения 19.01.2021 г. №2733 в отсутствии правовых основании.
В связи с наличием в действиях МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части заключения соглашения от 19.01.2021 г. №2733 в отсутствии на то правовых основании, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» о необходимости прекращения действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем принятия мер по обеспечению возврата земельного участка площадью 1148 кв.м., расположенным по адресу: г. Казань, Советский район, ул. Галеева, кадастровый квартал 16:50:050140 в муниципальную казну, которые были перераспределены в результате заключения соглашения от 19.01.2021 г. №2733.
Предупреждение необходимо выполнить в течении 90 дней с момента получения уведомления.
О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.
<…> – [должностное лицо]