Определение №АЯ-06/5078 Определение о назначении дела №016/01/15-621/2023 о нарушени... от 22 мая 2023 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-06/5078 от 22.05.2023 г.

Председатель Комиссии Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <…> – [должностное лицо],

УСТАНОВИЛ:

На основании приказов от 19 марта 2021 года №01/66-пр, от 24 марта 2021 года №01/77 и от 13 апреля 2021 года №01/111-пр Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан была проведена плановая выездная и документарная проверка в отношении МКУ «Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны» (423805, Республика Татарстан, город Набережные Челны, проспект Хасана Туфана 23, ОГРН: 1051614258740, Дата присвоения ОГРН: 29.12.2005, ИНН: 1650135166, КПП: 165001001) (далее-Исполнительный комитет).

По результатам проведения проверки установлено следующее.

Постановлением Исполнительного комитета от 17.02.2014 г. №933 (в ред. от 01.04.2021 г. №2239) «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории города Набережные Челны» утверждена схема размещения рекламных конструкций на территории города Набережные Челны (далее – Схема, Схема размещения рекламных конструкций).

Согласно действующей Схеме, на территории муниципального образования города Набережные Челны обозначено 887 точек под рекламные конструкции.

Схема предполагает следующие виды рекламных конструкций:

– щитовая конструкция;

– афишная конструкция;

– стела;

– фоновая конструкция;

– фасадный медиаэкран;

– флаговая композиция;

– медиаэкран;

– пилларс.

Из представленного Исполнительным комитетом реестра действующих разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории города Набережные Челны следует, что на установку и эксплуатацию рекламных конструкций было выдано 424 разрешения. В соответствии с реестром действующих договоров на право установки и эксплуатации рекламных конструкций заключено 424 договора.

Решением Городского Совета муниципального образования города Набережные Челны от 30 мая 2013 года №25/8 утверждено Положение о порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории муниципального образования города Набережные Челны Республики Татарстан (далее – Положение).

Согласно Положению на территории города Набережные Челны допускается размещение рекламных конструкций следующих видов:

Отдельно стоящие рекламные конструкции: суперсайт и суперборд, многомодульная конструкция, еврощит, пилларс, пилон, афишная конструкция, медиа экран, стела, флаговая композиция;

Конструкции, размещаемые на зданиях, строениях и сооружениях: крышная установка, фоновая конструкция, консольная конструкция, витринная конструкция, фасадный медиа экран, медиа фасад.

В ходе проведения контрольных мероприятий Инспекцией был составлен акт фото-фиксации рекламных конструкций от 01 апреля 2021 года на территории города Набережные Челны (акт фото-фиксации №1).

Инспекцией выявлены факты размещения 17 рекламных конструкций, на установку и эксплуатацию которых Исполнительным комитетом не было выдано разрешения, а также 19 рекламных конструкций, расположение которых не предусмотрено Схемой.

В соответствии с пунктом 15.1 части 1 статьи 15 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.200 «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» (далее- Закон о местном самоуправлении) к вопросам местного значения муниципального района относится выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Согласно статье 4 Закона о рекламе отношения возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы регулируются данным Федеральным законом, а также принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее – рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи.

Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.

В силу части 5.1 статьи 19 Закона о рекламе заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.

Таким образом, часть 5.1 статьи 19 Закона о рекламе устанавливает единственный способ заключения договоров на установку рекламных конструкций на земельном участке, здании, недвижимом имуществе, находящимся в государственной или муниципальной собственности – торги, и не содержит каких-либо исключений.

Частью 9 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 статьи 19 Закона о рекламе законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.

Согласно пункту 2 части 11 статьи 19 Закона о рекламе к заявлению на выдачу разрешения на установку рекламной конструкции прилагается, в том числе, подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества.

Вместе с тем, согласно части 17 статьи 19 Закона о рекламе разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Следовательно, по смыслу положений части 17 статьи 19 Закона о рекламе орган местного самоуправления в момент принятия решения о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции должен обладать информацией о дате заключения договора на установку рекламной конструкции и сроке его действия.

Таким образом, необходимыми условиями установки рекламной конструкции являются разрешение, выдаваемое органом местного самоуправления, на территории которого предполагается осуществить её установку, и договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключенный ранее выдачи соответствующего разрешения на основании проведения процедуры торгов.

Кроме того, необходимо отдельно отметить выявление Инспекцией рекламных конструкций, расположенных вдоль трассы М7.

В соответствии с пунктом 6 Закона о рекламе в случае, если недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция, закреплено собственником за другим лицом на праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления или ином вещном праве, договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается с лицом, обладающим правом хозяйственного ведения, правом оперативного управления или иным вещным правом на такое недвижимое имущество, при наличии согласия такого собственника и с соблюдением требований, установленных частью 5.1Закона о рекламе.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к федеральной собственности относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения или перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального значения, утверждаемые соответственно Правительством Российской Федерации, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Трасса М7 входит в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 № 928 «О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения».

Таким образом, на основании вышеизложенных норм, у Исполнительного комитета также имеется обязанность по выдаче разрешений на установку и эксплуатацию стационарных рекламных конструкций, расположенных вдоль трассы федерального значения М7.

Самостоятельные действия хозяйствующего субъекта не предполагают предоставления ему Исполнительным комитетом конкурентного преимущества перед иными хозяйствующими субъектами посредством позволения размещения рекламной конструкции без проведения торгов и без выдачи разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Не проведение торгов не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем, что в свою очередь приводит к ограничению допуска всех возможных лиц, претендующих на заключение договоров на размещение рекламных конструкций, к участию в торгах.

Таким образом, не проведение торгов на установку и размещение рекламных конструкций и отсутствие разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций позволяют сделать вывод о незаконном использовании муниципальной земли муниципального образования города Набережные Челны. Исполнительным комитетом не предпринимаются меры устранения выявленных фактов нарушения.

Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются согласно части 10 статьи 19 Закона о рекламе. При этом данная же норма определяет последствия выявления конструкции, установленной и эксплуатируемой без соответствующего разрешения - такая конструкция подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция. При этом выдача предписания о демонтаже рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой в отсутствие разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, срок действия которого не истек, а также демонтаж рекламной конструкции, в случае, установленном Законом о рекламе, является обязанностью, а не правом органа местного самоуправления. Неисполнение указанной обязанности органом местного самоуправления может подпадать под признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, согласно возражениям Исполнительного комитета, органом местного самоуправления на данный момент издано распоряжение руководителя Исполнительного комитета, которым утвержден перечень рекламных конструкций, подлежащих демонтажу, а также 18.05.2021 г. проведены торги по заключению договора с подрядной организацией на демонтаж рекламных конструкций согласно перечню.

Также Исполнительный комитет поясняет, что конструкции, указанные в Схеме под номерами 1213, 1175, 1177 были сформированы в лоты аукциона, проведенного 20.02.2021 г. на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в составе остановочных павильонов на территории г. Набережные Челны. Данный аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что заявители, допущенные к аукциону, участие в торгах не приняли.

Вместе с тем Татарстанское УФАС России отмечает, что на момент проведения проверки и составления Акта фиксации №1, а также на момент выдачи предупреждения, данные рекламные конструкции не отторгованы, разрешения и действующие договоры по ним отсутствуют, соответственно, указанные рекламные конструкции размещены неправомерно.

Также в своих возражениях Исполнительный комитет указывает, что на установку и эксплуатацию рекламной конструкции №946 на территории г. Набережные Челны выдано разрешение от 05.04.2021 №49/21.

Рекламная конструкция, указанная в пункте 2 и 7 таблицы (в схеме №286) указана дважды.

В связи с наличием в действиях Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в отсутствии муниципального контроля за эксплуатацией рекламных конструкций на территории муниципального образования города Набережные Челны и отсутствии муниципального контроля за установкой и эксплуатацией рекламных конструкций на территории муниципального образования города Набережные Челны при отсутствии выданных разрешений, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, руководствуясь статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», приказом ФАС России от 22.01.2016 №57/16 «Об утверждении Порядка выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства», было выдано предупреждение П06-07/2022 (исх. №АЯ-06/3175 от 11.03.2022) о прекращении нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем принятия направленных на приведение фактически размещенных рекламных конструкций на территории муниципального образования «город Набережные Челны» в соответствии со Схемой размещения рекламных конструкций, в том числе путем принятия мер по освобождению земельных участков от рекламных конструкций с последующим проведением торгов на право размещения рекламных конструкции либо включения в Схему расположения рекламных конструкции, расположенных по следующим адресам:

Исполнительный комитет муниципального образования г. Набережные Челны предупреждение №П06-7/2022 (исх. №АЯ-06/3175 от 11.03.2022) было получено 11.01.2023 в системе электронного документооборота «Практика», что подтверждается присвоением предупреждению №П06-7/2022 входящего номера (вх. №Р8078-4 от 11.03.2022).

Предупреждение №П06-7/2022 (исх. №АЯ-06/3175 от 11.03.2022) необходимо было выполнить в течении 90 дней с момента получения.

Однако по состоянию на 02 мая 2023 года Исполнительный комитет муниципального образования г. Набережные Челны не представил Татарстанскому УФАС России доказательств исполнения предупреждения №П06-7/2022.

Таким образом, предупреждение №П06-7/2022 Исполнительным комитетом муниципального образования г. Набережные Челны в установленный срок не исполнено.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании вышеизложенного,  Татарстанским УФАС России издан приказ №01/103-к от 16 мая 2023 года о возбуждении дела №016/01/15-621/2023 в отношении Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что выразилось в отсутствии муниципального контроля за эксплуатацией рекламных конструкций на территории муниципального образования города Набережные Челны и отсутствии муниципального контроля за установкой и эксплуатацией рекламных конструкций на территории муниципального образования города Набережные Челны при отсутствии выданных разрешений, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

ОПРЕДЕЛИЛ:

Назначить дело №016/01/15-621/2023   к рассмотрению на 13 июня 2023 года в 10 часов 00 минут по адресу: 420021, РТ, г. Казань, ул. Московская, 55, 2 этаж, зал заседаний.

Привлечь к участию в деле в качестве ответчика Исполнительный комитет муниципального образования г. Набережные Челны (423805, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, пр-кт Хасан Туфана, д. 23; ИНН: 1650135166, КПП: 165001001).

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Исполнительному комитету муниципального образования г. Набережные Челны не позднее 9 июня 2023 года необходимо представить в адрес Татарстанского УФАС России следующие надлежащим образом заверенные копии документов и информацию:

3.1. информацию о ходе исполнения предупреждения №П06-7/2022 (исх. №АЯ-06/3175 от 11.03.2022), с приложением копии соответствующих документов;

3.2. письменные пояснения с правовым обоснованием по факту неисполнения предупреждения №П06-7/2022 (исх. №АЯ-06/3175 от 11.03.2022), с приложением копии соответствующих документов;

3.3. информацию о произведенном демонтаже рекламных конструкций, указанных в предупреждении №П06-7/2022 (исх. №АЯ-06/3175 от 11.03.2022), с приложением копии соответствующих документов (фотографии и т.д.);

3.4. информацию о проведенных торгах на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, указанных в предупреждении №П06-7/2022 (исх. №АЯ-06/3175 от 11.03.2022), с приложением копии соответствующих документов;

3.4. информацию о выданных разрешениях на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, указанных в предупреждении №П06-7/2022 (исх. №АЯ-06/3175 от 11.03.2022), с приложением копии соответствующих документов (разрешения, договора и т.д.);

В случае, если вышеуказанные пункты не реализованы, указать мотивированную причину, в том числе со ссылкой на действующее законодательство.

Обращаем Ваше внимание, что за непредставление или несвоевременное представление сведений, либо предоставление заведомо недостоверных сведений в антимонопольный орган физические, должностные или юридические лица несут административную ответственность, предусмотренную статьей 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В случае обеспечения явки на заседание Комиссии представителям необходимо иметь при себе надлежащим образом оформленную доверенность, а лицам, имеющим право на представление интересов без доверенности, необходимо иметь документ, подтверждающий полномочие представлять юридическое лицо без доверенности.

Разъясняю, что согласно статье 43 Закона о защите конкуренции, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле.

<…> – [должностное лицо],

Связанные организации

Связанные организации не указаны