Решение б/н Решение по делу №016/07/3-1976/2020 от 2 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя заказчика ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 13.01.2020г. №01-20/10), в отсутствии представителей заявителя ООО «ВЕЛКЭР», о месте и времени рассмотрении жалобы уведомленных надлежащим  образом,  рассмотрев жалобу ООО «ВЕЛКЭР» (вх. №14816/ж от 22.10.2020г.) на действия заказчика ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» при проведении закупки №32009564324 на предмет: «Поставка лекарственных средств»,

У С Т А Н О В И Л А:

Изменение извещения о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства №32009498141 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 22.10.2020 года.

Заказчик – Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет».

Начальная (максимальная) цена контракта – 10 792 575,86 рублей.

Суть жалобы, по мнению заявителя, в действиях заказчика при проведении закупки содержатся нарушения норм действующего законодательства.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил письменные и устные пояснения, а также документацию по закупке, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении закупочной процедуры заказчик руководствовался Положением о закупках товаров (работ, услуг) для нужд ФГАОУ ВО КФУ, утвержденным 15.10.2020г.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Техническим заданием на поставку лекарственных средств заказчиком установлен перечень необходимых к поставке товаров:

 

N п/п

Код АТХ

МНН

Форма выпуска, дозировка

Рекомендуемое торговое наименование

Кол-во

Цена за ед, руб. с НДС

График поставки

1

Йогексол

Р-р для инъек. 300 мг йода/мл, 20 мл №25 фл.

Омнипак/ Йогексол/ Рингаскан/ Ниоскан

2 уп.

19 000,00

Единовременная поставка с 01.02.2021 по 24.02.2021

2

Йогексол

Р-р для инъек. 350 мг йода/мл, 500 мл №10 фл.

Омнипак/ Йогексол/ Рингаскан/ Ниоскан

12 уп.

91 253,58

Равномерными партиями ежемесячно, первый месяц квартала с 1 по 24 число.

3

Йогексол

Р-р для инъек. 350 мг йода/мл, 100 мл №10 фл.

Омнипак/ Йогексол/ Рингаскан/ Ниоскан

160 уп.

17 500,00

Равномерными партиями ежеквартально, первый месяц квартала с 1 по 24 число.

4

Йогексол

Р-р для инъек. 240 мг йода/мл, 50 мл №10 фл.

Омнипак/ Йогексол/ Рингаскан/ Ниоскан

37 уп.

6 750,00

Равномерными партиями ежеквартально, первый месяц квартала с 1 по 24 число.

5

Натрия амидотризоат

р-р для инъ. 760 мг/мл, 20 мл № 10 фл

Урографин/ Натрия амидотризоат/ Новатризоат/ Триомбраст

17 уп.

2 130,00

Первая поставка с 11.01.2021 по 24.01.2021 – 5 уп. Далее равномерными партиями ежемесячно с 1 по 24 число месяца

6

Гадопентетовая кислота

р-р для в/в введ. 0,5 ммоль/мл  20 мл №10 фл.

Магневист/ Гадопентетовая кислота

15 уп.

35 988,46

Поставка с 11.01 по 24.07.2021 по 2 упаковки ежемесячно. С 01.08. по 24.08.2021 1 упаковка

7

Йопромид

р-р для инъек. 370 мг йода/мл,  100 мл  №10 фл. 

Ультравист/ Йопромид

156 уп.

24 337,50

Поставка с 11.01 по 24.07.2021 по 20 упаковки ежемесячно. С 01.08. по 24.08.2021 10 упаковка

8

Йопромид

р-р для инъек. 370 мг йода/мл, 500 мл № 8 фл. 

Ультравист/ Йопромид

16 уп.

113 360,00

Равномерными партиями ежемесячно с 1 по 24 число месяца

9

Гадодиамид

р-р для в/в введ. 0,5 ммоль/мл 10 мл № 10

Омнискан/ Гадодиамид

24 уп.

17 639,00

Равномерными партиями ежемесячно с 1 по 24 число месяца

 

*Для лекарственных средств в твердой форме выпуска (таблетки, таблетки п/об., таблетки п/пл/об., капсулы, лиофилизат, порошок и др.)  допускается изменение фасовки  с сохранением общего объема поставки.  Количество поставляемого товара в упаковке (количество штук в упаковке) может отличаться от указанного в настоящем Техническом задании. В таком случае общее количество поставляемого товара (количество штук) должно быть не меньше, чем указанно в данном Техническом задании. Изменение дозировки не допускается. При внесении изменений в количество поставляемого товара контрольно-разрешительные документы, подтверждающие качество товара, должны соответствовать поставляемому товару.

Согласно доводам заявителя, заказчиком нарушены требования действующего законодательства в части установления требований к лекарственному препарату МНН: Йогексол раствор для инъекций 240 мг/мл.

В соответствии с данными официального сайта https://roszdravnadzor.gov.ru/services/turnover, в обращении находится только лекарственный препарат ТН:Йогексол РУ № ЛП-004156 от 22.02.2017, производитель - Открытое акционерное общество «Акционерное Курганское общество медицинских препаратов и изделий «Синтез» (ОАО «Синтез»). Соответственно, к поставке может быть предложен только препарат единственного производителя - ТН:Йогексол ОАО «Синтез».

Следовательно, лекарственный препарат МНН: Йогексол раствор для инъекций 240 мг/мл не должен быть в составе лота наряду с другими лекарственными препаратами, так как соответствует единственному торговому наименованию ТН:Йогексол РУ № ЛП-004156 от 22.02.2017, производитель - Открытое акционерное общество «Акционерное Курганское общество медицинских препаратов и изделий «Синтез» (ОАО «Синтез»), что приводит к искусственному ограничению конкуренции.

Согласно пояснениям заказчика, в пункте 4 технического задания для лекарственного препарата с МНН Йогексол (форма выпуска, дозировка: Р-р для инъек. 240 мг йода/мл, 50 мл № 10 фл.) указано несколько «рекомендуемых торговых наименований», а именно: Омнипак/ Йогексол/ Рингаскан/ Ниоскан. В техническом задании также указано, что «для лекарственных средств в твердой форме выпуска (таблетки, таблетки п/об., таблетки п/пл/об., капсулы, лиофилизат, порошок и др.)  допускается изменение фасовки с сохранением общего объема поставки. Количество поставляемого товара в упаковке (количество штук в упаковке) может отличаться от указанного в настоящем Техническом задании. В таком случае общее количество поставляемого товара (количество штук) должно быть не меньше, чем указано в данном техническом задании. Изменение дозировки не допускается».

Согласно данным официального сайта Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения https://roszdravnadzor.gov.ru/services/turnover/, в обращении находятся несколько лекарственных препаратов с МНН Йогексол, соответствующих требованиям, указанным в пункте 4 технического задания:

Целями регулирования Федерального закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Статья 2 Закона № 223 закрепляет правило о том, что именно положение о закупке выступает в качестве главного документа, лежащего в основе всех закупочных процедур того или иного заказчика. Тем самым, закупку можно осуществлять любым способом, указанным в положении о закупках. Это относится и к закупкам лекарственных средств и медицинских изделий.

Таким образом, положения Закона № 223-ФЗ не регламентируют процедуру осуществления юридическими лицами закупочной деятельности, а определяют основные принципы и требования, направленные на обеспечение прозрачности закупочной деятельности, которыми должны руководствоваться заказчики, в том числе, при осуществлении закупок лекарственных средств и медицинских изделий.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что действующим законодательством о закупках не установлено каких-либо ограничений при формировании лотов по лекарственным препаратам.

Кроме того, заказчиком представлены сведения с официального сайта Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, в соответствии с которыми в обращении находятся несколько лекарственных препаратов с МНН Йогексол, соответствующих требованиям, указанным в пункте 4 технического задания, в том числе Омнипак и ЮНИГЕКСОЛ в форме выпуска – раствор для инъекций 240 мг/мл, а не только Йогексол производства ОАО «Синтез».

Вместе с тем, заявитель на заседание Комиссии Татарстанского УФАС России не явился, иных доказательства, подтверждающих обоснованность своих доводов не представил.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, доводы заявителя признаны необоснованными.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «ВЕЛКЭР» (вх. №14816/ж от 22.10.2020г.) на действия заказчика ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» при проведении закупки №32009564324 на предмет: «Поставка лекарственных средств», необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны