Решение №АЯ-06/4201 Решение по делу №016/01/15-2065/2020 от 9 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АЯ-06/4201 от 09.04.2021

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее-Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Рассмотрев дело №016/01/15-2065/2020 в отношении МКУ «Исполнительный комитет Макаровского сельского поселения Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан» (ИНН 1651045324) (далее-Исполнительный комитет) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в непроведении Исполнительным комитетом конкурентной процедуры (торгов), предусмотренной действующим законодательством (т.е. бездействие), по передаче муниципальных объектов водоснабжения в отсутствии лиц, участвующих в деле, извещённых надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

Основанием для возбуждения дела в отношении Исполнительного комитета является неисполнение предупреждения №П06-48/2020 (исх.№АЯ-06/12800 от 22.09.2020).

Основанием для выдачи предупреждения послужили следующие обстоятельства.

В Татарстанское УФАС России поступило обращение Прокуратуры Республики Татарстан (вх.№8665 от 22.06.2020) о необходимости проверки законности заключения договора аренды  №2/17 от 03 октября 2017 года Исполнительным комитетом и ООО «Жилколмсервис» (ИНН 1651068882) (далее также ООО «Нижнекамский жилкомсервис», связано с переименованием), предметом которого является передача во временное владение и пользование недвижимого имущества Макаровского сельского поседения, а именно водопроводной сети.

03 октября 2017 года между Исполнительным комитетом (Арендодатель) и ООО «Жилкомсервис» (Арендатор) без проведения торгов заключён договор аренды №2/17, согласно пункту 1.1. которого Арендодатель обязуется предоставить Арендатору за плату во временное пользование имущество, указанное в «Перечне арендованного имущества» (Приложение №1 к «Договору»).

Согласно Приложению №1 к договору аренды №2/17 от 03 октября 2017 года Исполнительный комитет передал в аренду ООО «Жилкомсервис», следующие объекты водоснабжения:

скважина №1 (возле здания центральной котельной), с. Верхняя Уратьма, дата ввода в эксплуатацию-1974 год;

скважина №2 (возле здания центральной котельной), с. Верхняя Уратьма, дата ввода в эксплуатацию -1974 год;

водонапорная башня (возле здания центральной котельной), с. Верхняя Уратьма, дата ввода в эксплуатацию -1974 год;

скважина №3 (возле зернотока), с. Верхняя Уратьма, дата ввода в эксплуатацию - 1991 год;

водонапорная башня (возле здания центральной котельной), с. Верхняя Уратьма, дата ввода в эксплуатацию - 1991 год;

скважина №4 (возле коровника), с. Верхняя Уратьма, дата ввода в эксплуатацию - 1992 год;

водонапорная башня (возле здания центральной котельной), с. Верхняя Уратьма, дата ввода в эксплуатацию - 1992 год; 

скважина №1 н.п. Макаровка, дата ввода в эксплуатацию - 1989 год;

водонапорная башня (возле здания центральной котельной), с. Макаровка, дата ввода в эксплуатацию -1989 год;

водопровод, д. В. Уратьма, дата ввода в эксплуатацию -1989 год;

водопровод, д. Макаровка, дата ввода в эксплуатацию-не известна.

В соответствии с пунктом 2.1 договора аренды №2/17 от 03 октября 2017 года срок действия договора аренды устанавливается с 03 октября 2017 года до заключения концессионного соглашения.

Согласно пункту 5.2 договора аренды №2/17 арендатор вносит арендную плату в соответствии с условиями договора в сумме 1000 (одна тысяча рублей) за 11 месяцев, в том числе НДС в размере 18%, не позднее -1 февраля следующего года.

Таким образом, Исполнительный комитет по договору аренды №2/17   без проведения торгов передал ООО «Жилколмсервис» объекты водоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности Макаровского сельского поселения Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.

Согласно части 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие  закону и иным  правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В то же время, частью 3 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законом могут устанавливаться особенности приобретения и прекращения прав владения, пользования и распоряжения имуществом, в том числе находящимся в государственной собственности.

Передача объектов водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, без проведения торгов не соответствует Федеральному закону от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее- Закон о защите конкуренции) и Федеральному закону от  07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее- Закон о водоснабжении и водоотведении).

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Частью 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении предусмотрено, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 Закона о водоснабжении и водоотведении.

В соответствии с частью 6  статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор.

В соответствии с частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее-Закон о концессионных соглашениях)  по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях  концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.

Таким образом, объекты водоснабжения, переданные согласно договору   аренды №2/17 без проведения торгов, могли быть переданы исключительно по результатам проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения, так как:

 переданные объекты водоснабжения входят в централизованную систему водоснабжения села Верхняя Уратьма и деревни Макаровка, что подтверждается схемой водоснабжения и водоотведения Макаровского сельского поселения на период до 2024 года (страница 17 Схемы);

не закреплены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

 срок, исчисляемый как разница между датой ввода в эксплуатацию каждого переданного объекта водоснабжения и датой передачи указанных объектов, значительно превышает 5 лет.

Однако в нарушение действующего законодательства Исполнительный комитет конкурс на право заключения концессионного соглашения не провёл, а 03 октября 2017 года передал муниципальное имущество путём прямого заключения договора ООО «Жилкомсервис», которое ранее эксплуатировало рассматриваемые объекты водоснабжения по договорам аренды №9/13 от 01 октября 2013 года и №6/14 от 25 апреля 2014 года, заключённых с ООО «Нефтехимагропром».

В то же время Исполнительный комитет не представил документов, подтверждающих возможность предоставить ООО «Жилкомсервис» объекты водоснабжения без проведения торгов (документов, подтверждающих права владения и пользования ООО «Жилкомсервис» иными объектами водоснабжения, технологически связанных с переданными объектами).

В соответствии с пунктом 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Договор аренды №2/17 от 03 октября 2017 года является ничтожной сделкой, так как нарушает Закон о защите конкуренции и Закон о водоснабжении и водоотведении, а также посягает на  публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц.

Таким образом, с 03 октября 2017 года  ООО «Жилкомсервис» незаконно владеет и пользуется объектами водоснабжения, находящимися в муниципальной собственности Макаровского сельского поселения. В то же время Исполнительный комитет не предпринимает действий, направленных на передачу прав владения и пользования объектами водоснабжения в соответствии с действующими законодательством.

Необходимо отметить, что заключение договора аренды без проведения торгов сроком действия до момента заключения концессионного соглашения действующим законодательством не предусмотрено.

Кроме того, как указывалось выше, арендная плата по договору аренды №2/17 от 03 октября 2017 года составляет 1000 (одна тысяча рублей) за 11 месяцев, в том числе НДС в размере 18%. Однако в соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью муниципальным образованиям в том числе при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду. Однако в материалы дела не представлен отчёт оценщика, обосновывающий арендную плату в размере 1000 (одной тысячи) рублей за все 11 объектов водоснабжения за период пользования в 11 месяцев. Следовательно, Исполнительный комитет передал права владения и пользования муниципальным имуществом по необоснованно низкой цене. В то же время ООО «Жилкомсервис» получает существенную выручку:

-2020 год- 27 299 000 рублей;

-2019 год- 27 521 000 рублей;

-2018 год- 27 174 000 рублей;

-2017 год- 28 882 000 рублей.

В соответствии  с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15  Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного в адрес Исполнительного комитета было направлено предупреждение №П06-48/2020 (исх.№АЯ-06/12800 от 22.09.2020) о необходимости прекращения нарушения антимонопольного законодательства путём:

1) обеспечения с соблюдением антимонопольного законодательства определения лица, во владение и пользование которого будут переданы объекты водоснабжения, указанные в «Перечне арендованного имущества» (приложение №1 к договору аренды №2/17 от 03 октября 2017 года (11 (одиннадцать), в целях осуществления водоснабжения потребителей Макаровского сельского поселения;

2) прекращения прав владения и пользования ООО «Нижнекамский Жилкомсервис» объектами водоснабжения, указанных в «Перечне арендованного имущества» (приложение №1 к договору аренды №2/17 от 03 октября 2017 года) которые Исполнительный комитет передал ООО «Жилкомсервис» по договору аренды №2/17 от 03 октября 2017 года, с соблюдением прав жителей Макаровского сельского поселения на бесперебойную подачу питьевой воды.

Предупреждение необходимо было исполнить в течение 30 дней с момента получения.

Предупреждение получено Исполнительным комитетом 01 октября 2020 года в системе электронного документооборота «Практика», что подтверждается присвоением Исполнительным комитетом предупреждению №П06-48/2020 входящего номера (вх.№929 от 01.10.2020).

Об исполнении предупреждения необходимо было сообщить Татарстанскому УФАС России в течение трех дней со дня его исполнения, но не позднее окончания срока, установленного для его исполнения, представив подтверждающие документы.

Однако по состоянию на 05 ноября 2020 года Исполнительный комитет не представил Татарстанскому УФАС России доказательств исполнения предупреждения №П06-48/2020. Мотивированного ходатайства о продлении срока исполнения предупреждения Исполнительный комитет в адрес Татарстанского УФАС России также не направил.

Таким образом, предупреждение №П06-48/2020 Исполнительным комитетом в установленный срок не исполнено.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

В связи с изложенным Татарстанское УФАС России издало приказ №01/322-к от 18 ноября 2020 года о возбуждении дела №016/01/15-2065/2020 и создании Комиссии по рассмотрению дела №016/01/15-2065/2020 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении МКУ «Исполнительный комитет Макаровского сельского поселения Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан» (ИНН 1651045324) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в непроведении Исполнительным комитетом конкурентной процедуры (торгов), предусмотренной действующим законодательством (т.е. бездействие), по передаче муниципальных объектов водоснабжения.

В ходе рассмотрения дела №016/01/15-2065/2020 вышеуказанные обстоятельства подтвердились. Также Комиссией были установлены следующие обстоятельства.

На основании Приказа №579 от 23 декабря 1996 года «О преобразовании подсобных хозяйств в общество с ограниченной ответственностью» в соответствии с решением Совета АО «Нижнекамскнефтехим» на базе подсобных хозяйств «Нефтехимик», «Рассвет», «Шешма» и «Дружба» было создано ООО «Нефтехимагропром» (переименовано в ООО «Агромолл»). Согласно данному приказу все основные и оборотные средства, которые имелись на тот момент в указанных подсобных хозяйствах, были переданы в уставной капитал ООО «Нефтехимагропром», в том числе и объекты водоснабжения.

Согласно акту приёма-передачи имущества от 02 октября 2017 года ООО «Нефтехимагропром» передало Исполнительному комитету следующие объекты:

скважина №1 (возле здания центральной котельной), с. Верхняя Уратьма, дата ввода в эксплуатацию-1974 год;

скважина №2 (возле здания центральной котельной), с. Верхняя Уратьма, дата ввода в эксплуатацию-1974 год;

водонапорная башня (возле здания центральной котельной), с. Верхняя Уратьма, дата ввода в эксплуатацию-1974 год;

Родник, с. В. Уратьма;

скважина №3 (возле зернотока), с. Верхняя Уратьма, дата ввода в эксплуатацию- 1991 год;

водонапорная башня (возле здания центральной котельной), с. Верхняя Уратьма, дата ввода в эксплуатацию- 1991 год;

скважина №4 (возле коровника), с. Верхняя Уратьма, дата ввода в эксплуатацию- 1992 год;

водонапорная башня (возле здания центральной котельной), с. Верхняя Уратьма, дата ввода в эксплуатацию- 1992 год;

скважина №1 н.п. Макаровка, дата ввода в эксплуатацию- 1989 год;

водонапорная башня (возле здания центральной котельной), с. Макаровка, дата ввода в эксплуатацию-1989 год;

водопровод, д. В. Уратьма, дата ввода в эксплуатацию-1989 год;

водопровод, д. Макаровка, дата ввода в эксплуатацию- не известна;

03 октября 2017 года (как указывалось выше) Исполнительный комитет передал указанные объекты водоснабжения (за исключением родника) ООО «Жилкомсервис» по договору аренды №2/17.

Необходимо отметить, что вышеуказанные объекты водоснабжения до заключения договора аренды №2/17 от 03 октября 2017 года ООО «Жилкомсервис» эксплуатировало на основании договора аренды №6/14 от 25 апреля 2014 года, заключённого с ООО «Нефтехимагропром» (Арендодатель). Указанный договор был заключён на неопределённый срок. Арендная плата по данному договору составила 2 277 рублей в месяц.

29 июля 2019 года в договор аренды №2/17 от 03 октября 2017 года было внесено изменение, согласно которому был изменён перечень арендуемого имущества, а именно в список арендуемого имуществом был добавлен водопровод, расположенный в селе В. Уратьма, длиной 5961 метр.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что ООО «Жилкомсервис» также осуществляет эксплуатацию объектов водоотведения. Так, 01 октября 2016 года между Исполнительным комитетом и ООО «Жилкомсервис» заключён договор аренды №4/16, согласно пункту 1.1 которого Арендодатель (Исполнительный комитет) обязуется предоставить Арендатору (ООО «Жилкомсервис»)  за плату во временное пользование имущество, указанное в «Перечне арендованного имущества» (Приложение №1 к Договору).

Согласно приложению №1 к договору аренды №4/16 от 01 октября 2016 года Исполнительный комитет передал ООО «Жилкомсервис» следующие объекты:

биологическое очистное сооружение;

канализационные сети.

Указанный договор заключён на неопределённый срок. Арендная плата составляет 1000 рублей за 11 месяцев.

Определением о назначении дела №016/01/15-2065/2020 к рассмотрению (исх.№АЯ-06/15932 от 03.12.2020) Татарстанское УФАС России запросило у Исполнительного комитета письменные пояснения относительно того, в связи с чем договор аренды №2/17 от 03 октября 2017 года заключён без проведения торгов (пункт 4.8 Определения).

Согласно ответу Исполнительного комитета (вх.№17645 от 22.12.2020) договор аренды был заключён без проведения конкурса (торгов) в связи с тем, что в смету затрат не заложены бюджетные ассигнования для проведения аукциона и оплаты расходов по их проведению.

Комиссия считает, что отсутствие ассигнований для проведения аукциона не является основанием для предоставления муниципальных объектов водоснабжения и водоотведения в нарушение Закона о водоснабжении и Закона о защите конкуренции без проведения конкурентных процедур, так как, во-первых, такое основание для предоставления муниципальных объектов водоснабжения и водоотведения не предусмотрено федеральным законодательством, во-вторых, Исполнительный комитет как собственник имущества может самостоятельно провести конкурентные процедуры без привлечения специализированной организации и, следовательно, затраты денежных средств. Кроме того, Комиссия отмечает, что вменяемое Исполнительному комитету нарушение выражается в непроведении конкурентной процедуры (торгов), предусмотренной действующим законодательством (т.е. бездействие). Конкурентные процедуры Исполнительным комитетом не проведены и по состоянию на день заседания Комиссии (02 марта 2021 года). Следовательно, Исполнительный комитет допускает нарушение антимонопольного законодательства до указанной даты, поэтому ссылка на отсутствие ассигнований в 2017 году не состоятельна. Кроме того, Исполнительный комитет не представил в материалы дела доказательств того, что Исполнительный комитет запрашивал денежные средства для организации конкурентных процедур.

Также Определением о назначении дела №016/01/15-2065/2020 к рассмотрению (исх.№АЯ-06/15932 от 03.12.2020) Татарстанское УФАС России запросило у ООО «Нижнекамский жилкомсервис» все договоры по передаче прав владения и пользования объектами  водоснабжения, заключённые с Исполнительным комитетом в период с 2013 года по день получения настоящего Определения, а также информацию обо всех объектах водоснабжения и водоотведения, находящихся на территории Макаровского сельского поселения Нижнекамского  муниципального района Республики Татарстан и принадлежащих ООО «Нижнекамский Жилкомсервис», с приложением подтверждающих документов (договоры аренды, безвозмездного пользования, купли-продажи, концессионные соглашения, решения о внесении имущества в уставной капитал ООО «Нижнекамский Жилкомсервис» передаточные акты бесхозяйных объектов, свидетельства о регистрации права, выписки из ЕГРН и т.д. ) за период с 2013 года по день получения настоящего Определения (пункты 5.2 и 5.3 Определения).

В ответ на указанный запрос ООО «Нижнекамский Жилкомсервис» представило договор аренды №2/17 от 03 октября 2017 года, а также соглашение о внесении изменений в договор аренды №2/17 от 03 октября 2017 года. Иных договоров, документов, подтверждающих права владения и пользования объектами водоснабжения на территории Макаровского сельского поселения ООО «Нижнекамский Жилкомсервис» не представило, что свидетельствует об отсутствии на территории Макаровского сельского поселения объектов водоснабжения, которые были бы технологически связаны с объектами водоснабжения, переданными по договору аренды №2/17 от 03 октября 2017 года.

В соответствии с пунктом 10.7 Приказа Федеральной антимонопольной службы от 28 апреля 2010 г. N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке"  по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции (за исключением пункта 11 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции), анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка. При определении таких границ могут приниматься во внимание, в частности:

- границы территории, на которой осуществляют свои полномочия соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, организации, участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации;

- границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых оказали или могли оказать негативное влияние соответствующие акты, действия (бездействие);

- границы территорий, на которые поставляется товар и с которых поставляется товар;

г) оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия).

Учитывая суть вменяемого нарушения, а именно непроведение Исполнительным комитетом конкурентной процедуры (торгов), предусмотренной действующим законодательством (т.е. бездействие), по передаче муниципальных объектов водоснабжения и водоотведения (длящийся характер нарушения), временные границы существования товарного рынка для рассмотрения настоящего дела определены 2017-2021 годами.

На исследуемом товарном рынке под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Таким образом, предоставление права владения и (или) пользования муниципальным имуществом – объектами водоснабжения и водоотведения может рассматриваться как товар.

Следовательно, продуктовыми границами товарного рынка в рассматриваемом случае является осуществления прав владения и пользования муниципальным имуществом, а именно объектами водоснабжения и водоотведения.

Географические границы товарного рынка по осуществлению прав владения и пользования муниципальным имуществом, а именно объектами водоснабжения и водоотведения, определяются границами Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.

Согласно официальному сайту Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам (https://kt.tatarstan.ru/rus/ntarif.htm) на 2017-2021 годы тарифы в Нижнекамском районе Республики Татарстан на питьевую воду Государственным комитетом Республики Татарстан утверждены следующим организациям:

-АО «Водопроводно-канализационное и энергетическое хозяйство» (423570, ТАТАРСТАН РЕСПУБЛИКА, РАЙОН НИЖНЕКАМСКИЙ, ГОРОД НИЖНЕКАМСК, УЛИЦА АХТУБИНСКАЯ, 4Б, ОГРН: 1031619001325, Дата присвоения ОГРН: 24.01.2003, ИНН: 1651035245, КПП: 165101001);

-ООО «Бриг» (423559, РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН, РАЙОН НИЖНЕКАМСКИЙ, СЕЛО СУХАРЕВО, УЛИЦА ПРОЛЕТАРСКАЯ, ЗДАНИЕ 12, ОГРН: 1061651036920, Дата присвоения ОГРН: 08.06.2006, ИНН: 1651046871, КПП: 165101001);

- ООО "Шереметьевский ЖилСтройСервис" (423560, ТАТАРСТАН РЕСПУБЛИКА, РАЙОН НИЖНЕКАМСКИЙ, СЕЛО ШЕРЕМЕТЬЕВКА, УЛИЦА ЗАВОДСКАЯ, 1, ОГРН: 1061651025325, Дата присвоения ОГРН: 13.02.2006, ИНН: 1651045420, КПП: 165101001);

-ООО «Жилкомсервис» (423575, РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН, РАЙОН НИЖНЕКАМСКИЙ, ГОРОД НИЖНЕКАМСК, ПРОСПЕКТ СТРОИТЕЛЕЙ, 6А, ОГРН: 1131651000887, Дата присвоения ОГРН: 04.04.2013, ИНН: 1651068882, КПП: 165101001);

-ООО "Водоканал-КП" (423564, РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН, РАЙОН НИЖНЕКАМСКИЙ, ПОСЕЛОК ГОРОДСКОГО ТИПА КАМСКИЕ ПОЛЯНЫ, ЗД. (320В), ОГРН: 1121651003759, Дата присвоения ОГРН: 14.12.2012, ИНН: 1651067952, КПП: 165101001).

-АО «Станция очистки воды- Нижнекамскнефтехим» (423574, ТАТАРСТАН РЕСПУБЛИКА, РАЙОН НИЖНЕКАМСКИЙ, ГОРОД НИЖНЕКАМСК, ТЕРРИТОРИЯ ПРОМЗОНА, СООРУЖЕНИЕ 23, ОГРН: 1071651003456, Дата присвоения ОГРН: 26.12.2007, ИНН: 1651052730, КПП: 165101001)

-ООО «Нижнекамская ТЭЦ» (423570, ТАТАРСТАН РЕСПУБЛИКА, РАЙОН НИЖНЕКАМСКИЙ, ГОРОД НИЖНЕКАМСК, ТЕРРИТОРИЯ ПРОМЗОНА, ОГРН: 1091651001969, Дата присвоения ОГРН: 07.10.2009, ИНН: 1651057954, КПП: 165101001);

-ПАО «Нижнекамскнефтехим» (423574, РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН, РАЙОН НИЖНЕКАМСКИЙ, ГОРОД НИЖНЕКАМСК, УЛИЦА СОБОЛЕКОВСКАЯ, ЗДАНИЕ 23, ОФИС 129, ОГРН: 1021602502316, Дата присвоения ОГРН: 05.11.2002, ИНН: 1651000010, КПП: 165101001);

-АО «ТАНЕКО» (423570, РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН, РАЙОН НИЖНЕКАМСКИЙ, ГОРОД НИЖНЕКАМСК, ТЕРРИТОРИЯ ПРОМЗОНА, ОГРН: 1051618037778, Дата присвоения ОГРН: 12.10.2005, ИНН: 1651044095, КПП: 165101001).

Согласно официальному сайту Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам (https://kt.tatarstan.ru/rus/ntarif.htm) на 2017-2021 годы тарифы в Нижнекамском районе Республики Татарстан на водоотведение и очистку сточных вод утверждены следующим организациям:

-ООО «Жилкомсервис» (423575, РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН, РАЙОН НИЖНЕКАМСКИЙ, ГОРОД НИЖНЕКАМСК, ПРОСПЕКТ СТРОИТЕЛЕЙ, 6А, ОГРН: 1131651000887, Дата присвоения ОГРН: 04.04.2013, ИНН: 1651068882, КПП: 165101001);

-ООО «Водоканал-КП» (423564, РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН, РАЙОН НИЖНЕКАМСКИЙ, ПОСЕЛОК ГОРОДСКОГО ТИПА КАМСКИЕ ПОЛЯНЫ, ЗД. (320В), ОГРН: 1121651003759, Дата присвоения ОГРН: 14.12.2012, ИНН: 1651067952, КПП: 165101001);

-ООО «Бриг» (423559, РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН, РАЙОН НИЖНЕКАМСКИЙ, СЕЛО СУХАРЕВО, УЛИЦА ПРОЛЕТАРСКАЯ, ЗДАНИЕ 12, ОГРН: 1061651036920, Дата присвоения ОГРН: 08.06.2006, ИНН: 1651046871, КПП: 165101001);

-ООО «Шереметьевский ЖилСтройСервис» (423560, ТАТАРСТАН РЕСПУБЛИКА, РАЙОН НИЖНЕКАМСКИЙ, СЕЛО ШЕРЕМЕТЬЕВКА, УЛИЦА ЗАВОДСКАЯ, 1, ОГРН: 1061651025325, Дата присвоения ОГРН: 13.02.2006, ИНН: 1651045420, КПП: 165101001);

-АО «Водопроводно-кализационное и энергетическое хозяйство» (423570, ТАТАРСТАН РЕСПУБЛИКА, РАЙОН НИЖНЕКАМСКИЙ, ГОРОД НИЖНЕКАМСК, УЛИЦА АХТУБИНСКАЯ, 4Б, ОГРН: 1031619001325, Дата присвоения ОГРН: 24.01.2003, ИНН: 1651035245, КПП: 165101001);

-ПАО «Нижнекамскнефтехим» (423574, РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН, РАЙОН НИЖНЕКАМСКИЙ, ГОРОД НИЖНЕКАМСК, УЛИЦА СОБОЛЕКОВСКАЯ, ЗДАНИЕ 23, ОФИС 129, ОГРН: 1021602502316, Дата присвоения ОГРН: 05.11.2002, ИНН: 1651000010, КПП: 165101001);

-ООО «Нижнекамская ТЭЦ» (423570, ТАТАРСТАН РЕСПУБЛИКА, РАЙОН НИЖНЕКАМСКИЙ, ГОРОД НИЖНЕКАМСК, ТЕРРИТОРИЯ ПРОМЗОНА, ОГРН: 1091651001969, Дата присвоения ОГРН: 07.10.2009, ИНН: 1651057954, КПП: 165101001);

-АО «ТАНЕКО» (423570, РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН, РАЙОН НИЖНЕКАМСКИЙ, ГОРОД НИЖНЕКАМСК, ТЕРРИТОРИЯ ПРОМЗОНА, ОГРН: 1051618037778, Дата присвоения ОГРН: 12.10.2005, ИНН: 1651044095, КПП: 165101001).

Из указанного следует, что на территории Нижнекамского муниципального района, помимо ООО «Нижнекамский жилкомсервис», имеются и иные хозяйствующие субъекты, которые могут быть заинтересованы в получении муниципального имущества для осуществления предпринимательской деятельности.

Таким образом, рынок по осуществлению прав владения и пользования муниципальным имуществом, а именно объектами водоснабжения и водоотведения, в границах Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан является конкурентным.

Передача Исполнительным комитетом ООО «Нижнекамский жилкомсервис» объектов водоснабжения и водоотведения без проведения торгов привела или могла привести к устранению, недопущению, ограничению конкуренции на рынке по осуществлению прав владения и пользования муниципальным имуществом, а именно объектами водоснабжения и водоотведения, в границах Нижнекамского  муниципального района Республики Татарстан, так как другие хозяйствующие субъекты, заинтересованные в предоставлении муниципальных объектов водоснабжения и водоотведения, не получили возможность получить такие объекты во владение и пользование.

До окончания рассмотрения дела №016/01/15-2065/2020 по существу Комиссией в соответствии со статьёй 48.1 Закона о защите конкуренции было изготовлено заключение об обстоятельствах дела, которое было направлено лицам, участвующим в деле. Заключение об обстоятельствах дела №016/01/15-2065/2020 получено всеми лицами, участвующими в деле, что подтверждается уведомлениями о вручении. До заседания Комиссии возражений на заключение об обстоятельствах дела №016/01/15-2065/2020 в адрес Татарстанского УФАС России не поступило.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция -соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

В пункте 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №2 от 04 марта 2021 года указано, что угроза наступления неблагоприятных последствий для конкуренции в результате принятия правовых актов, совершения действий (бездействия) предполагается и не требует дополнительного доказывания антимонопольным органом в случаях нарушения запретов, прямо сформулированных в частях 1–3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, бездействие Исполнительного комитета образует состав нарушения, предусмотренный частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что выразилось в  не проведении Исполнительным комитетом конкурентной процедуры (торгов), предусмотренной действующим законодательством (т.е. бездействие), по передаче муниципальных объектов водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22, части 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения, в том числе в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

В силу подпунктов «б», «г» пункта 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Учитывая, что и в ходе рассмотрения дела №016/01/15-2065/2020 Исполнительный комитет не исполнил предупреждение №П06-48/2020 (исх.№АЯ-06/12800 от 22.09.2020) и не устранил нарушение антимонопольного законодательства, Татарстанское УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи Исполнительному комитету предписания о необходимости прекращения нарушения антимонопольного законодательства путём:

1) обеспечения с соблюдением антимонопольного законодательства и прав граждан и юридических лиц на бесперебойное водоснабжение определения лица, во владение и пользование которого будут переданы объекты водоснабжения, указанные в «Перечне арендованного имущества» (приложение №1 к договору аренды №2/17 от 03 октября 2017 года) (11 (одиннадцать) объектов водоснабжения), а также водопровода, переданного Исполнительным комитетом ООО «Нижнекамский жилкомсервис» по  соглашению от 29 июля 2019 года о внесении изменений в договор аренды №2/17 от 03 октября 2017 года, в целях осуществления водоснабжения потребителей Макаровского сельского поселения;

2) прекращения прав владения и пользования ООО «Нижнекамский жилкомсервис» объектами водоснабжения (11 (одиннадцать) объектов водоснабжения), которые Исполнительный комитет передал ООО «Нижнекамский жилкомсервис» по договору аренды №2/17 от 03 октября 2017 года, а также водопроводом, переданным Исполнительным комитетом ООО «Нижнекамский жилкомсервис» по  соглашению от 29 июля 2019 года о внесении изменений в договор аренды №2/17 от 03 октября 2017 года, с соблюдением прав жителей Макаровского сельского поселения на бесперебойную подачу питьевой воды.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать МКУ «Исполнительный комитет Макаровского сельского поселения Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан» (423568, РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН, РАЙОН НИЖНЕКАМСКИЙ, СЕЛО ВЕРХНЯЯ УРАТЬМА, УЛИЦА МОЛОДЕЖНАЯ, 2, ОГРН: 1061651024467, Дата присвоения ОГРН: 07.02.2006, ИНН: 1651045324, КПП: 165101001) нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в не проведении Исполнительным комитетом конкурентной процедуры (торгов), предусмотренной действующим законодательством (т.е. бездействие), по передаче муниципальных объектов водоснабжения.

Выдать МКУ «Исполнительный комитет Макаровского сельского поселения Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан» (423568, РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН, РАЙОН НИЖНЕКАМСКИЙ, СЕЛО ВЕРХНЯЯ УРАТЬМА, УЛИЦА МОЛОДЕЖНАЯ, 2, ОГРН: 1061651024467, Дата присвоения ОГРН: 07.02.2006, ИНН: 1651045324, КПП: 165101001) предписание о необходимости прекращения нарушения антимонопольного законодательства.

3.            Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу.

4.            Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны