Предупреждение №СП-05/13758 Предупреждение №П05-90/2019 о прекращении действий (бездейст... от 12 сентября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №СП-05/13758 от 12.09.2019

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление) поступили письмо (вх.№13675 от 22.08.2019 г.), перенаправленное Аппаратом Президента Республики Татарстан и письмо (вх. №12956 от 12.08.2019г.) по вопросу необоснованного завышения тарифов за электрическую энергию и вывоз ТКО.

Для полного и всестороннего рассмотрения данного обращения в соответствии с частью 1 статьи 23, статьи 25, частью 2 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» были направлены запросы информации, проводился комплекс проверочных мероприятий.

По итогам рассмотрения указанных обращений, изучения предоставленных сведений и документов, Управлением установлено следующее.

В соответствии с Решением Тюлячинского районного Совета от 04.04.2013 № 150  на территории Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан создан промышленный (индустриальный) парк «Тюлячи» (далее-парк), путем объединения промышленных площадок муниципального уровня, созданных решением Совета Тюлячинского муниципального от 09.07.2012 № 110, с месторасположением: Республика Татарстан, Тюлячинский муниципальный район, в западной части рядом с селом Тюлячи, согласно плану границ земельного участка и Промышленной площадки муниципального уровня «Тюлячи Полимер», решением Совета Тюлячинского муниципального от 30.10.2012 № 129, с месторасположением: Республика Татарстан, Тюлячинский муниципальный район, с. Тюлячи, ул. Химиков, согласно плану границ земельного участка, с включением в состав промышленного (индустриального) парка «Тюлячи» производственного объекта находящегося по адресу: Республика Татарстан, Тюлячинский муниципальный район, с. Тюлячи, ул. Р.Калимуллина.

Индустриальный (промышленный) парк – это управляемый единым оператором (специализированной управляющей компанией) комплекс объектов недвижимости, состоящий из земельного участка (участков) с производственными, административными, складскими и иными помещениями и сооружениями, обеспеченный энергоносителями, инженерной и транспортной инфраструктурой и административно-правовыми условиями для размещения производств.

В качестве управляющей организации парка определено ООО «Управляющая компания Созидание» (ИНН 1619005951).

Деятельность индустриальных (промышленных) парков, а также управляющих компаниях индустриальных (промышленных) парков регламентируется в соответствии с положениями Постановление Правительства РФ от 04.08.2015 № 794.

Согласно подпункта «г» пункта 4 Постановления Правительства РФ от 04.08.2015 №794 основной вид деятельности управляющей компании индустриального (промышленного) парка - управление созданием, развитием и эксплуатацией индустриального (промышленного) парка, а также предоставление резидентам индустриального (промышленного) парка услуг, необходимых им для осуществления промышленного производства промышленной продукции (составляет не менее 80 процентов всех видов деятельности и предоставляемых услуг управляющей компании индустриального (промышленного) парка).

В соответствии с представленной информацией установлено, что между резидентами парка и ООО «Управляющая компания Созидание» заключен ряд двусторонних договоров, в рамках которых резиденты возмещают указанной управляющей компании затраты за коммунально-эксплуатационные расходы, связанные, в том числе, с содержанием строений, инженерных сетей, вывозом бытового мусора и прочих отходов.

В частности, между ООО «ЛМР Пласт» (далее - резидент), являющимся одним из резидентов парка, и ООО «Управляющая компания Созидание» заключен Договор №24А/16 о возмещении затрат за коммунально-эксплуатационные расходы от 01 января 2016 года (далее - Договор).

В соответствии с Приложением №1 к вышеуказанному Договору приведен порядок расчетов за услуги.

Татарстанским УФАС России установлено, помимо прочего, следующая стоимость затрат, подлежащих возмещению со стороны резидента в рамках Договора:

Наименование услуги Стоимость затрат, подлежащих возмещению

Оплата за содержание и эксплуатацию элементов электро-хозяйства            0,70 руб./кВт

Организация вывоза и утилизация ТБО             1042,70 руб./куб.м.

Необходимо отметить, что в соответствии с п.43 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы от 06.08.2004г. №20-э/2, расчет тарифа на услуги по передаче электрической энергии определяется исходя из стоимости работ, выполняемых организацией, эксплуатирующей электрические сети и/или устройства преобразования электрической энергии.

Таким образом, затраты на содержание инженерных сетей и электрооборудования должны входить в тариф на передачу электрической энергии.

В соответствии с абзацем 4 подпункта 2 пункта 3 раздела II Постановления Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» установлено, что в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входят цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей.

Установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям относится к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (статья 24 Федерального закона от 26.03.2003г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»), в указанном случае таковым органом является Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам.

Тем не менее, в отношении ООО «УК «Созидание» тарифы на передачу электрической энергии Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам не устанавливались, следовательно, со стороны указанной организации производится неправомерное взыскание оплаты за содержание и эксплуатацию элементов электро-хозяйства, путем включения указанных расходов в счета на оплату, выставляемые в отношении резидентов.

Помимо этого, в соответствии с Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам №10-190/кс от 19.12.2018г. ООО «Управляющая компания «Предприятие жилищно-коммунального хозяйства» по Западной зоне деятельности на территории Республики Татарстан за 2019 г. был установлен единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (439,03 руб. с учетом НДС для населения, 365,86 без учета НДС для иных потребителей за 1 куб.м.), в соответствии с которым потербителями оплачивается услуга по обращению с ТКО.

Территория парка относится к Западной зоне деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. Однако в соответствии с информацией, представленной ООО «УК «ПЖКХ», со стороны ООО «УК «Созидание» не подавалась заявка на заключение договора по обращению с ТКО, соответствующий договор не заключался.

В соответствии с п.4 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

В нарушение указанной нормы ООО «УК «Созидание» договор по обращению с твердыми коммунальными отходами с ООО «УК «ПЖКХ» не заключало, организация вывоза и утилизация ТКО осуществлялась с привлечением сторонней организации. При этом оплата за оказанные услуги по организации вывоза и утилизации ТКО проводилась по стоимости, более чем в два раза превышающие тарифы, установленные для ООО «УК «ПЖКХ» Государственным комитетом по тарифам.

Указанные действия ООО «УК «Созидание», по мнению Татарстанского УФАС России, приводят к ущемлению интересов резидентов парка, путем создания в отношении них дискриминационных условий, что содержит признаки нарушения п.8 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Для признания действий субъектов нарушающими требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» необходимым условием является установление факта занятия хозяйствующим субъектом доминирующего положения и наступления (возможности наступления) определенных в этой норме последствий.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключение финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Промышленный (индустриальный) парк «Тюлячи» расположен по адресу:

РТ, Тюлячинский район, с/п Большеметескинское, 75 км. автодороги «Казань-Шемордан».

Учитывая обособленность парка от иных объектов инфраструктуры, расположенных на территории Республики Татарстан, а также требований к индустриальным паркам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.08.2015 №794, географическими границами рынка по предоставлению вышеназванных услуг являются границы Промышленного (индустриального) парка «Тюлячи», резидентами которого являются все Потребители электрической энергии и услуг по обращению с ТКО, заключающие договоры о возмещении затрат за коммунально-эксплуатационные расходы.

Татарстанским УФАС России установлено, что реализацией услуг на данном рынке может заниматься только один хозяйствующий субъект - управляющая компания индустриального (промышленного) парка.

Индустриальный парк, согласно действующему законодательству, управляется единым оператором (специализированной управляющей компанией).

Требования к управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков, как отмечалось выше, утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.08.2015 №794.

Услуги по сопровождению заключения и исполнения договора энергоснабжения, а также договора по обращению с ТКО оказывает только управляющая компания индустриального парка Промышленного (индустриального) парка «Тюлячи» - ООО «УК «Созидание» (ИНН 1619005951).

Таким образом установлено, что ООО «УК «Созидание» (ИНН 1619005951) занимает доминирующее положение на локальном рынке услуг сопровождению заключения и исполнения договора энергоснабжения, а также договора по обращению с ТКО на территории парка.

Учитывая вышеизложенное, Татарстанское УФАС России пришло к выводу, что на ООО «УК «Созидание» (ИНН 1619005951) распространяются требования и запреты, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

ООО «УК «Созидание», злоупотребляя своим доминирующим положением на рынке услуг сопровождению заключения и исполнения договора энергоснабжения, договора по обращению с ТКО на территории парка, взимает плату за услуги по содержанию и техническому обслуживанию элементов электро-хозяйства, а также за вывоз и утилизацию ТКО в размерах, значительно превышающих тарифы, установленные для региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В действиях ООО «УК «Созидание» содержатся признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

В связи с наличием в действиях ООО «УК «Созидание» (ИНН 1619005951, 422082, Республика Татарстан, Тюлячинский район, с.Большие Метески, территория А/Д Казань-Шемордан 75 км, корпус 1, офис 1) признаков нарушения п. 8 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося во взимании с резидентов парка платы за услуги по содержанию и техническому обслуживанию элементов электро-хозяйства без установленного надлежащим образом тарифа на передачу электроэнергии, а также за вывоз и утилизацию ТКО в размерах, значительно превышающих тарифы, установленные для региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает о необходимости прекращения нарушения, а именно в течение 30 дней со дня получения настоящего предупреждения прекратить действия по нарушению антимонопольного законодательства путем прекращения взимания с резидентов парка платы за услуги по содержанию и техническому обслуживанию элементов электро-хозяйства без установленного надлежащим образом тарифа на передачу электроэнергии, прекращения взимания платы за обращение с ТКО в размере, значительно превышающих тарифы, установленные для региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также заключения с региональным оператором по обращению с ТКО договора по обращению с твердыми коммунальными отходами в установленном законом порядке. О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив подтверждающие документы.

<…>                                                                                                   [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны