Решение №ИП-06/8650 Решение по делу №016/01/17-547/2020 от 2 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № ИП-06/8650 от 02.07.2020

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №016/01/17-547/2020 законодательства по признакам нарушения Исполнительным комитетом г. Арск части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось во включении в состав одного лота при проведении аукциона № 0111300025019000051 на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по текущему содержанию объектов благоустройства г. Арск технологически и функционально не связанных работ, укрупнении лота, что повлекло (могло повлечь) недопущение конкуренции при проведении торгов, в присутствии:

– представителя Исполнительного комитета г. Арска <……>, доверенность №16 от 25.05.2020;

– представителя Исполнительного комитета г. Арска <…..> , доверенность №15 от 25.05.2020;

– представителя ООО «Жилкомбытсервис», должностного лица <…..>, доверенность №25 от 12.05.2020

УСТАНОВИЛА:

На основании приказа от 29.01.2020 №01/19-пр Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Татарстанское УФАС России) была проведена плановая выездная проверка соблюдения антимонопольного законодательства в отношении Исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан (ИНН 1606009516; 422000, Республика Татарстан, Арский район, г. Арск, пл. Советская, д. 12).

По результатам проверки был изготовлен акт проверки № 05/06 (исх. №ИП-06/2562 от 02.03.2020 г.), которым установлены следующие обстоятельства.

Исполнительным комитетом Арского муниципального района Республики Татарстан, будучи уполномоченным органом, в 2019 г. был проведен аукцион в электронной форме № 0111300025019000051 с предметом: «Текущее содержание объектов благоустройства г. Арск Арского муниципального района на 2020 год».

По результатам анализа аукционной документации Татарстанским УФАС России было установлено, что заказчик при проведении аукциона в электронной форме № 0111300025019000051 допустил включение в состав закупки работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой.

На основании вышеизложенного, издан приказ Татарстанского УФАС России №01/80-к от 02.04.2020 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Исполнительного комитета г. Арск по признакам нарушения части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось во включении в состав одного лота при проведении аукциона № 0111300025019000051  на направо заключения муниципального контракта на оказание услуг по текущему содержанию объектов благоустройства г. Арск технически и функционально не связанных работ, укрупнение лота, что повлекло (могло повлечь) недопущение конкуренции при проведении торгов.

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела №016/01/17-547/2020, исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, приходит к следующим выводам.

Заказчиком аукциона в электронной форме № 0111300025019000051 выступил Исполнительный комитет г. Арск

Начальная максимальная цена контракта по аукциону № 0111300025019000051 составила 32 843 894.00 рублей.

Виды и объём выполняемых работ, сведения о материалах, которые используются при выполнении работ, локальный сметный расчет представлен в техническом задании, размещенного в составе аукционной документации.

Согласно техническому заданию, размещенному в составе аукционной документации, было предусмотрено выполнение 203 видов работ.

В соответствии с локальным ресурсным сметным расчетом в состав работ входят такие виды, как:

Раздел 1. Зимнее содержание дорог:

Очистка дороги от снега плужным оборудование на базе: комбинированной дорожной машины мощностью менее 210 л.с.;

Очистка дороги от снега плужными снегоочистителями на базе трактора;

Очистка обочин от снега плужными снегоочистителями на базе трактора;

Очистка дороги от снега средними автогрейдерами: снег уплотненный до 300 мм;

Разбрасывание снега возле стоек дорожных знаков, сигнальных столбиков, тумб и опор дорожного освещения;

Очистка барьерного ограждения от снега и зря вручную;

Очистка от снега и льда: тротуаров вручную;

Очистка тротуаров, площадок отдыха и стенок автомобилей от снега и льда: вручную;

Очистка тротуаров, площадок отдыха и стоянок автомобилей от снега и льда: механической щеткой на тракторе 40 кВт;

 Распределение пескосоляной смеси или фрикционных материалов: комбинированной дорожной машины мощностью от 210 до 270 л.с.;

 Россыпь песка вручную: на тротуарах, остановка общественного транспорта, площадках отдыха;

 Пескосоляная смесь

 Очистка автопавильнов и территорий, прилегающих к ним, от мусора, снега и льда;

Погрузка материалов погрузчиками на пневмоколесном ходу с перемещением на расстояние до 10 м.: снег;

 На каждые следующие 10 м перемещения добавлять к нормам 01-10-001-01, 01-10-001-02, 01-10-001-03;

 Очистка обочин от снега плужными снегоочистителями на базе автомобиля (КДМ): мощностью от 210 до 270 л.с.;

 Уборка снежных валов автогрейдерами;

 Очистка обочин от снега средними автогрейдерами с использованием бокового отвала: снег уплотненный;

 Очистка отверстий труб от снега и льда;

 Уборка снега из-под барьерного ограждения вручную;

 Очистка лестничных сходов от снега и льда;

 Погрузка материалов экскаваторами емкостью ковша 0,25 м3: снег;

 Погрузка материалов погрузчиками на пневмоколесном ходу с перемещением на расстояние до 10 м: снег;

 Погрузка снега в автотранспортные средства снегопогрузчиками;

 Перевозка грузов автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 10 т, работающих вне карьера, на расстояние: до 5 км IV класс груза;

 Очистка дороги от снега средними автогрейдерами: снег уплотненный до 300 мм;

 Ручная уборка мусора зимой;

 Планировка автогрейдером: грунтовых обочин;

 Прокопка канав или траншей в снегу вручную.

Раздел 2. мероприятия по БДД – знаки (установка и содержание дорожных знаков и указателей):

 Установка дорожных знаков на металлических рамных конструкциях: Т-образных;

 Знаки дорожные на оцинкованной подоснове со световозвращающей пленкой: предупреждающие, размером 500х2250 мм, тип 1.34.1, 1.34.2, 1.34.3;

 Бетон тяжелый, крупность заполнителя более 40 мм, класс В22,5 (М300);

 Окраска стоек дорожных знаков;

 Эмаль ПФ-115 белая;

 Эмаль ПФ-115 цветная:

 Замена щитков дорожных знаков: настойках;

 Болты с гайками и шайбами оцинкованные для монтажа стальных конструкций, диаметр 16 мм, длина 55-200 мм;

 Знаки дорожные на оцинкованной подоснове со световозвращающей пленкой: особых предписаний, размером 900х900 мм, тип 5.5, 5.6, 5.8-5.14, 5.15.2-5.15.6, 5.19.1, 5.19.2, 5.20;

 Очистка и мойка водой из шланга: дорожных знаков и указателей;

 Очистка дорожных знаков от снега: вручную.

Раздел 3. Нанесение дорожной разметки в г. Арск;

 Нанесение линии горизонтальной дорожной разметки краской со световозвращающими элементами на дорожное покрытие (асфальт, поверхностная обработка);

 Нанесение линии горизонтальной дорожной разметки краской со световозвращающими элементами на дорожное покрытие (асфальт, поверхностная обработка);

 Нанесение линии горизонтальной дорожной разметки краской со световозвращающими элементами на дорожное покрытие (асфальт, поверхностная обработка);

 Нанесение сплошных линий краской маркировочной машиной на покрытие с поверхностной обработкой с предварительной разметкой шнуром: 1.1, 1.2.1, 1.4, ширина 0,1 м;

 Нанесение линии поперечной дорожной разметки холодным пластиком со световозвращающими элементами вручную с применением трафаретной самоклеящейся ленты;

 Нанесение линии поперечной дорожной разметки холодным пластиком со световозвращающими элементами вручную с применением трафаретной самоклеящейся ленты;

Раздел 4. Содержание дорог весенне-летнее-осеннее (в том числе ремонтные работы);

 Механизированная очистка покрытий комбинированными дорожными машинами: мощностью от 210 до 270 л.с. без увлажнения;

 Механизированная очистка покрытий комбинированными дорожными машинами: мощностью от 210 до 270 л.с. с увлажнением;

 Уборка различных предметов и мусора с элементов автомобильной дороги;

 Уборка различных предметов и мусора с элементов автомобильной дороги (прочие);

 Ручная уборка мусора;

 Очистка: автобусных остановок, площадок отдыха и стоянок автомобилей от грязи, пыли и мусора вручную;

 Очистка: площадок отдыха и стоянок автомобилей от грязи, пыли и мусора комбинированными дорожными машинами мощностью от 210 до 270 л.с.;

 Очистка тротуаров: вручную;

 Очистка дорог: механической щеткой на тракторе 40 кВт (55 л.с.) мтз прим;

 Скашивание травы вручную: в канавах, на откосах, у оголовков водопропускных труб;

 Механизированное выкашивание и срезка поросли шириной 1 м;

 Выкашивание газонов луговых тракторной косилкой;

 Очистка от грязи и мусора: зон под ограждениями вручную;

 Очистка лестничных сходов от грязи и мусора;

 Уборка наносного грунта из-под ограждения вручную;

 Полив зеленых насаждений: из шланга поливомоечной машины;

 Формовочная обрезка деревьев высотой: более 5 м;

 Вырезка сухих ветвей деревьев лиственных пород диаметром: до 350 мм при количестве срезанных ветвей до 15;

 Формовочная обрезка деревьев высотой: до 5 м;

 Валка деревьев в стесненных условиях;

Валка деревьев с корня без корчевки пня мягколиственных и твердолиственных пород (кроме породы тополь) при диаметре ствола: до 48 см;

Омоложение живых изгородей: твердых с обрезкой побегов на пень до 70 % (кустарники);

Ручная побелка деревьев в возрасте: 6-8 лет;

Сбор ветвей и сучьев после явлений стихийного характера: сильный ветер, шторм, ураган;

Уборка опавших листьев при засоренности: средней;

Ямочный ремонт асфальтобетонных покрытий укатываемой асфальтобетонной смесью с разломкой старого покрытия отбойными молотками и уплотнением катком, толщина слоя: до 50 мм, площадь ремонта в одном месте до 1 м2;

Битум разжиженный: РБ-1;

Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон;

Мойка, очистка (скамейки, лежаки и т.д.) применительно;

Мойка стекол Башни "Стелла";

Планировка площадей: механизированным способом, группа грунтов 2;

Устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований: из щебня;

Щебень из природного камня для строительных работ марка: 600, фракция 20-40 мм;

Разработка грунта с погрузкой на автомобили-самосвалы экскаваторами с ковшом вместимостью: 0,65 (0,5-1) м3, группа грунтов 1 щебень;

Перевозка грузов автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 10 т работающих вне карьера на расстояние: I класс груза до 10 км щебень;

 Очистка водоотводных лотков и быстротоков: водой из шланга под давлением;

Очистка водоотводных лотков и быстротоков: вручную;

Покраска бордюров;

Краска акриловая "БИРСС Дорожная разметка", цвет белый;

Растворитель;

Нанесение островков 1.16.1-1.16.3 на покрытие без поверхностной обработки вручную;

Краска акриловая "БИРСС Дорожная разметка", цвет белый;

Растворитель;

Размостка плитных тротуаров и дорожек с разборкой;

Песок природный для строительных: растворов средний;

Окраска масляными составами ранее окрашенных больших металлических поверхностей (кроме крыш): за один раз;

Краска для наружных работ: зеленая;

Окраска масляными составами ранее окрашенных металлических решеток и оград: без рельефа за 1 раз;

Краска для наружных работ: зеленая;

Краска для наружных работ: зеленая;

Ремонт металлических ограждений: средний;

Конструкции: стальные нащельников и деталей обрамления;

Ремонт деревянных скамеек;

Доски обрезные хвойных пород длиной: 2-3,75 м, шириной 75-150 мм, толщиной 19-22 мм, II сорта;

Смена досок скамеек уличных до 3 шт. в одном месте (прим);

 Простая масляная окраска ранее окрашенных скамееек: с подготовкой и расчисткой старой краски до 35% (прим);

Окраска масляными составами ранее окрашенных металлических решеток и оград: без рельефа за 2 раза (прим);

Наружная облицовка по бетонной поверхности керамическими отдельными плитками: на цементном растворе стен (памятники) (прим);

Гранит керамический многоцветный полированный, размером 300х600х10 мм, 600х600х10 мм;

Заделка трещин в кирпичных стенах: цементным раствором;

Улучшенная штукатурка фасадов цементно-известковым раствором по камню: стен (памятники) (прим);

Окраска фасадов акриловыми составами: с лесов вручную с подготовкой поверхности (прим);

Монтаж понтона;

Разборка тротуаров: из мелкоштучных искусственных материалов (брусчатка) на цементно-песчаном монтажном слое толщиной 50 мм;

Ремонт покрытий: из брусчатки по готовому подстилающему слою с заполнением швов песком (применительно);

Раздел 5. Озеленение (предусматривает выполнение работ по озеленению в Центральном парке отдыха в честь 70-летия Победы, по ул. Интернациональная, в Привокзальном сквере, в сквере Г. Тукая, в Парке Администрации, у стадиона ТашАлды, Б. Верези (гора), на площади Советская, в парке Бурганова, в парке Семьи, Любви и Верности и др.);

Подготовка почвы под цветники толщиной слоя насыпки 20 см;

Посадка цветников при густоте посадки 1,6 тыс. шт. цветов;

Цветы;

Уход: за цветниками;

Подготовка почвы под цветники толщиной слоя насыпки 20 см;

Посадка цветников при густоте посадки 1,6 тыс. шт. цветов;

Цветы;

Уход: за цветниками;

Подготовка почвы под цветники толщиной слоя насыпки 20 см;

Посадка цветников при густоте посадки 1,6 тыс. шт. цветов;

Цветы;

Уход: за цветниками;

Подготовка почвы под цветники толщиной слоя насыпки 20 см;

Посадка цветников при густоте посадки 1,6 тыс. шт. цветов;

Цветы;

Уход: за цветниками;

Подготовка почвы под цветники толщиной слоя насыпки 20 см$

Посадка цветников при густоте посадки 1,6 тыс. шт. цветов$

Цветы;

Уход: за цветниками;

Подготовка почвы под цветники толщиной слоя насыпки 20 см;

Посадка цветников при густоте посадки 1,6 тыс. шт. цветов;

Цветы

Уход: за цветниками

Подготовка почвы под цветники толщиной слоя насыпки 20 см

Посадка цветников при густоте посадки 1,6 тыс. шт. цветов

Цветы

Уход: за цветниками

Подготовка почвы под цветники толщиной слоя насыпки 20 см

Посадка цветников при густоте посадки 1,6 тыс. шт. цветов

Цветы

Уход: за цветниками

Подготовка почвы под цветники толщиной слоя насыпки 20 см

Посадка цветников при густоте посадки 1,6 тыс. шт. цветов

Цветы

Уход: за цветниками

Подготовка почвы под цветники толщиной слоя насыпки 20 см

Посадка цветников при густоте посадки 1,6 тыс. шт. цветов

Цветы

Уход: за цветниками

Подготовка почвы под цветники толщиной слоя насыпки 20 см

Посадка цветников при густоте посадки 1,6 тыс. шт. цветов

Цветы

Уход: за цветниками

Подготовка почвы под цветники толщиной слоя насыпки 20 см

Посадка цветников при густоте посадки 1,6 тыс. шт. цветов

Цветы

Уход: за цветниками

Подготовка почвы под цветники толщиной слоя насыпки 20 см

Посадка цветников при густоте посадки 1,6 тыс. шт. цветов

Цветы

Уход: за цветниками

Подготовка почвы под цветники толщиной слоя насыпки 20 см

Посадка цветников при густоте посадки 1,6 тыс. шт. цветов

Цветы

Уход: за цветниками

Уход: за цветниками пляжа "Казан су"

Полив зеленых насаждений: из шланга цветников парков

Прополка: цветников без применения полотиков

Рыхление цветников ручным инструментом

Планировка площадей: ручным способом, группа грунтов 1

Подготовка почвы для устройства партерного и обыкновенного газона с внесением растительной земли слоем 15 см: вручную

На каждые 5 см изменения толщины слоя добавлять или исключать к нормам с 47-01-046-01 по 47-01-046-04

Посев газонов вручную

Семена газонных трав (смесь)

Выкашивание моторной косилкой парков и скверов недоступных мест для газонокосилки

Выкашивание газонов: газонокосилкой

Раздел 6. Содержание парков за год (предусматривает очистку от снега, уборку мусора и др.):

Очистка от снега и льда: тротуаров вручную;

Очистка дороги от снега плужными снегоочистителями на базе трактора

Ремонт дощатых покрытий

Доски необрезные хвойных пород длиной: 2-3,75 м, все ширины, толщиной 19-22 мм, I сорта

Улучшенная масляная окраска ранее окрашенных полов: за один раз с расчисткой старой краски до 10% (пирс)

Краски цветные, готовые к применению для внутренних работ МА-22: бежевая, голубая, светло-серая

Ручная уборка мусора

Гидравлическое испытание трубопроводов систем водопровода диаметром: до 50 мм

Раздел 7. Содержание территории кладбищ:

Очистка территории от сухостоя и мусора

Ручная уборка мусора

Валка деревьев в стесненных условиях

Переноска грузов: навалочные грузы с погрузкой бросом, выгрузкой бросом или опрокидыванием, на первые 10 м

Погрузка материалов в автотранспортные средства вручную: сподручные и навалочные грузы

Простой автомобилей-самосвалов под погрузкой-разгрузкой грузов 1-го класса при погрузке механизированным способом: грузоподъемность 7 т

При перевозке грузов 1-го класса по дорогам с переходным типом покрытия на расстояние до 3 км принимать на каждый километр (добавлять к нормам 1-5): грузоподъемность 7 т

Погрузка материалов в автотранспортные средства вручную: сподручные и навалочные грузы

Раздел 8. Содержание родников:

Очистка перильных ограждений от снега и грязи

Очистка тротуаров, площадок, стоянок от снега и льда: вручную

Очистка лестничных сходов от снега и льда

Очистка от снега и льда: площадок вручную

Погрузка материалов экскаваторами емкостью ковша 0,25 м3: снег

Погрузка материалов погрузчиками на пневмоколесном ходу с перемещением на расстояние до 10 м: снег

Погрузка снега в автотранспортные средства снегопогрузчиками

Перевозка грузов автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 10 т, работающих вне карьера, на расстояние: до 5 км IV класс груза

Ручная уборка мусора.

Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что работы, предусмотренные разделами 1-4 технического задания, связаны с автомобильными дорогами, а также с элементами их обустройства, в то время как работы в соответствии с разделами 5-8 направлены на содержание общественных пространств г. Арск.

Кроме того, согласно извещению, предметом закупки являлось текущее содержание объектов благоустройства, что не в полной мере отражает характеристику тех работ и услуг, в которых нуждается муниципальный заказчик, и может привести к неверному толкованию содержания извещения и введению в заблуждение потенциальных участников аукциона.

Протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 13.12.2019 № 0111300025019000051-1 принято решение о заключении муниципального контракта с ООО «ЖИЛКОМБЫТСЕРВИС».

Анализ аукционной документации, результатов аукциона позволяет сделать вывод о том, что для того чтобы осуществить организацию работ (услуг), одному участнику закупки необходимо будет задействовать дополнительные трудовые и финансовые ресурсы. С учетом того, что такой возможностью обладают не все потенциальные участники закупки, объединение в один лот различных услуг (работ) на объектах, перечисленных в технических заданиях, различных и обладающих разным набором потребительских свойств, неизбежно ведет к отказу от участия в торгах лиц, заинтересованных в выполнении определенных работ, оказании определенных услуг, приводит к сокращению числа претендентов, заинтересованных каждый в своем наборе товаров, работ (услуг), и ограничивает конкуренцию.

Перечисленные в аукционной документации работы представлены на разных товарных рынках, на каждом из которых имеется круг потенциальных участников торгов, готовых выполнить эти работы.

Объединение в один лот различных по функциональным характеристикам услуг влечет ограничение конкуренции при проведении торгов, поскольку сокращает число хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие в торгах по отдельным работам.

Включение в состав одной закупки технологически и функционально различных работ (услуг) делает невозможным участие в электронном аукционе организаций, заинтересованных в оказании только в одной конкретной услуги, например, очистка территории или озеленение, а также может привести к ограничению доступа к участию в электронном аукционе субъектам малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, как следует из материалов дела, в предмет закупки включены работы по содержанию автомобильных дорог как в летнее, так и в зимнее время.

Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 утверждена "Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" (далее - Классификация). Пунктом 7 раздела IV Классификации отдельно выделены работы по зимнему содержанию дорог.

Из технического задания к аукционной документации следует, что выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в зимнее и летнее время требует проведения разных видов работ, применения разных видов специальной техники. При этом выполнение таких работ обусловлено погодными условиями, а не календарным временем года.

Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. №99 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям (далее – Постановление Правительства Российской Федерации).

Согласно пункту 2(3) Приложения №1 Постановления Правительства Российской Федерации, при выполнении работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, к участникам таких закупок предъявляются дополнительные требования, в частности наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Кроме того, соответствие участников такой закупки указанным требованиям должно подтверждаться документами, указанными в Постановлении Правительства Российской Федерации.

Также специальной техники требует выполнение работ по ямочному ремонту асфальтобетонного покрытия улично-дорожной сети, нанесения и содержания горизонтальной дорожной разметки, содержание общественных пространств.

Кроме того, объединение всех указанных в предмете закупки работ в один лот также привело к увеличению начальной (максимальной) цены контракта и суммы обеспечения контракта, что также является факторов, ограничивающим круг потенциальных участников закупки в силу значительного размера обеспечения контракта. Участие в электронном аукционе только одного участника позволяет сделать вывод о том, что предмет закупки сформирован таким образом, что его требованиям соответствовала только одна организация - ООО «ЖИЛКОМБЫТСЕРВИС».

По результатам анализа аукционной документации Комиссией Татарстанского УФАС России было установлено, что заказчик при проведении аукциона в электронной форме № 0111300025019000051 допустил включение в состав закупки работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой.

Также исходя из анализа информации, предоставленной Исполнительным комитетом г. Арск в ответ на определение о назначении рассмотрения дела №016/01/17-547/2020 от 15 апреля 2020 г., Татарстанским УФАС России установлено, что за период с 2017 по 2019 гг. Исполнительным комитетом г. Арск муниципальные контракты на выполнение работ по зимнему содержанию дорог, на выполнение работ по летнему содержанию дорог, на выполнение работ по установке и содержанию дорожных знаков и указателей, на выполнение работ по нанесению дорожной разметки, на выполнение работ по уборке и содержанию общественных пространств также были заключены (в 2017, 2019 гг.) также были заключены с ООО «ЖИЛКОМБЫТСЕРВИС». Информация о заключенных контрактах приведена в следующей таблице:

Виды работ

Наименование подрядчика

Способ определения поставщика

Номер извещения

Реквизиты контракта

Стоимость контрактов

2017 год

Зимнее содержание дорог

ООО «Жилкомбытсервис»

Электронный аукцион

 

0111300025016000162

№ 2017.2373

от 25.01.2017 г.

Текущее содержание объектов благоустройства г. Арск Арского муниципального района на 2017 г.

30404100,0

Летнее содержание дорог

Установка и содержание дорожных знаков и указателей

Нанесение дорожной разметки

Выполнение работ по уборке и содержанию общественных пространств

2018 год

Зимнее содержание дорог

ООО «Жилкомбытсервис»

 

 

 

 

Электронный аукцион

 

 

 

 

 

 

 

0111300025017000065

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0111300025018000076

№  2018.9833

от 26.02.2018 г.

Текущее содержание объектов благоустройства г. Арск Арского муниципального района на 2018 г

 

№ 2018.58187 от 26.11.2018 г.

Текущее содержание объектов благоустройства г. Арск Арского муниципального района на 2 полугодие 2018 г

30044459,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8034163,82

Летнее содержание дорог

Установка и содержание дорожных знаков и указателей

Нанесение дорожной разметки

Выполнение работ по уборке и содержанию общественных пространств

КФХ <…..>

 

Электронный аукцион

0111300025018000042

№ 2018.39209 от 23.07.2018 г.

Озеленение территории города Арск на 2018 год

4204956,0

2019 год

Зимнее содержание дорог

ООО «Жилкомбытсервис» 1609009587

 

 

 

 

 

 

 

 

Электронный аукцион

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0111300025018000095

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0111300025019000031

№ 2019.404 от 09.01.2019 г.

Текущее содержание объектов благоустройства г. Арск Арского муниципального района на 2019 г.

 

№ 2019.04

от 17.08.2019 г.

Текущее содержание объектов благоустройства г. Арск Арского муниципального района на 2 полугодие 2019 г.

29901051,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10050360,0

Летнее содержание дорог

Установка и содержание дорожных знаков и указателей

Нанесение дорожной разметки

Выполнение работ по уборке и содержанию общественных пространств

КФХ<…..>

 

Электронный аукцион

0111300025019000007

№ 2019.02

от 18.06.2019 г.

Озеленение территории города Арск на 2019 год

3434887,0

Таким образом, исходя из информации, представленной в таблице, в период с 2017 по 2019 гг. при проведении аукционов, поименованных в вышеприведенной таблице, заказчиком также были допущены нарушения в части включения в состав закупки работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой.

При этом, согласно вышеуказанной информации, для выполнения работ по уборке и содержанию общественных пространств в 2018-2019 гг. привлекалось КФХ Данилова Н.Х., что свидетельствует о том, что товарный рынок является конкурентным, и о возможности привлечения нескольких потенциальных участников в случае проведения конкурентных процедур в соответствии с действующим законодательством.

Также согласно представленной в ответ на определение об отложении дела от 26 мая 2020 г. информации и устным пояснениям представителя ООО «ЖИЛКОМБЫТСЕРВИС» для исполнения муниципальных контрактов в период с 2017 г. по 2019 г. обществом были заключены договоры субподряда, информация о которых приведена в следующей таблице:

№ извещения, предмет закупки

Сумма муниципального контракта

Наименование субподрядчика

Предмет договора субподряда

Сумма договора субподряда

2017 год

0111300025016000162, Текущее содержание объектов благоустройства г. Арск на 2017 г.

30 404 100,00

ООО «МДСУ-1»

Нанесение линий горизонтальной дорожной разметки в г. Арск

400 000,00

0111300025016000162, Текущее содержание объектов благоустройства г. Арск на 2017 г.

30 404 100,00

КФХ <…..>

Озеленение

5 292  572,00

2018 год

0111300025017000065, Текущее содержание объектов благоустройства г. Арск

30 044 459,0

ООО «МДСУ-1»

Нанесение линий горизонтальной дорожной разметки в г. Арск

749 825,00

2019 год

0111300025018000095, Текущее содержание объектов благоустройства г. Арск

29 901 051,00

ООО «МДСУ-1»

Нанесение линий горизонтальной дорожной разметки в г. Арск

750 199,99

2020 год

0111300025019000051, Текущее содержание объектов благоустройства г. Арск

32 843 894,00

ООО «МДСУ-1»

Нанесение линий горизонтальной дорожной разметки краской и холодным пластиком на дорожно-уличную сеть МО г. Арск

900 000,00

Таким образом, в целях выполнения работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки, а также для выполнения работ по озеленению были привлечены субподрядчики, что подтверждает доводы Комиссии о возможности проведения нескольких аукционов в целях привлечения максимального количества потенциальных участников.               

Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что аукционная документация и технические задания, в которых разные виды работ и услуг включены в один лот, по аукционам в электронной форме с номерами №0111300025016000162, №0111300025017000065, №0111300025018000076, №0111300025019000031, №0111300025019000051 разработана и утверждена Исполнительным комитетом г. Арск.

Также следует отметить, что в ходе заседания Комиссии Татарстанского УФАС России 26 мая 2020 г. ответчиком вина не отрицалась. Согласно пояснениям представителя Исполнительного комитета г. Арск, нарушение было допущено по причине не информированности о невозможности в силу действующего законодательства включения в один лот функционально и технически не связанных работ, укрупнении лота.

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

В рамках рассмотрения настоящего дела Комиссией Татарстанского УФАС России были проанализированы сложившиеся рыночные отношения на товарном рынке, на котором усматриваются признаки нарушения в действиях ответчика.

Для определения товарного рынка необходимо установление его продуктовых и географических границ.

Определение продуктовых и географических границ товарного рынка осуществляется в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2020 №220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 1.3 Порядка, по дела, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статей 17, 17.1, 18 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции проводится в объеме, установленном пунктом 10.10 настоящего Порядка.

Согласно пункту 10.10 Порядка, по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статей 17, 17.1, 18 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает:

а) определение временного интервала исследования;

б) определение предмета торгов (по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статьи 17 Закона о защите конкуренции); предмета договоров, заключаемых в отношении государственного и (или) муниципального имущества (по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции); предмета договоров на оказание соответствующих финансовых услуг (по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 18 Закона о защите конкуренции);

в) определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах (с момента подачи заявки на участие в торгах) либо отказавшихся от участия в торгах в результате соглашения, но соответствующих требованиям к участникам торгов, которые предусмотрены документацией о торгах, - в случаях, возбуждения дел по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

На основании пунктов 2.1, 2.2 Порядка временным интервалом исследования целесообразно принять 2017-2020 гг. – период, в который были проанализированы сложившиеся рыночные отношения на товарном рынке, на котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Предметом торгов является текущее содержание объектов благоустройства г. Арск.

Принимая во внимание предмет торгов, продуктовые границы определены аукционной документацией поименованных аукционов.

Географические границы в рассматриваемом случае можно определить как административно-территориальные границы города Арск Арского муниципального района Республики Татарстан.

В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям федерального закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В силу части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В силу части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Согласно пункту 3 статьи 4 Закона о защите конкуренции взаимозаменяемые товары - товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях).

Понятие функциональной и технологической взаимосвязи продукции, являющейся предметом торгов, законодательством не раскрывается.

Если комплекс работ, составляющий предмет торгов, не взаимосвязан между собой, не составляет единую цельную функционирующую систему, объединение таких работ в предмет одного лота приводит к ограничению количества участников размещения заказа и, как следствие к ограничению конкуренции на соответствующем рынке.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

Таким образом, Комиссия, исследовав доказательства по делу, оценив позиции сторон, приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия Исполнительного комитета г. Арск как нарушение части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось во включении в состав одного лота при проведении аукционов №0111300025016000162, №0111300025017000065, №0111300025018000076, №0111300025019000031, №0111300025019000051 на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по текущему содержанию объектов благоустройства г. Арск технически и функционально не связанных работ, укрупнение лота, что повлекло (могло повлечь) недопущение конкуренции при проведении торгов.

В соответствии со статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссией в адрес ответчиков было направлено заключение об обстоятельствах дела №016/01/17-547/2020.

Ответчики в рамках рассмотрения антимонопольного дела не представили документы и информацию о том, что вменяемые нарушения антимонопольного законодательства были вызваны чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данных юридических лиц, при соблюдении ими той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от них в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований норм действующего законодательства, в том числе антимонопольного.        

В соответствии с пунктом 2 статьи 22, части 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения, в том числе в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

В силу подпунктов «б», «г» пункта 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Согласно пункту 4 статьи 41 Закона о защите конкуренции, на основании решения комиссия выдает предписание. Предписание оформляется в виде отдельного документа для каждого лица, которому надлежит осуществить определенные решением действия в установленный предписанием срок.

Соответствующие предписания, адресованные хозяйствующим субъектам, органам местного самоуправления, должны быть направлены на реальное восстановление конкурентной среды, претерпевшей негативное воздействие со стороны лиц, допустивших нарушение антимонопольного законодательства.

При этом с учетом обстоятельств, изложенных, в настоящем решении, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписаний ответчикам по делу.

Таким образом, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Признать Исполнительный комитет г. Арск нарушившим требования части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось во включении в состав одного лота при проведении аукционов №0111300025016000162, №0111300025017000065, №0111300025018000076, №0111300025019000031, №0111300025019000051 на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по текущему содержанию объектов благоустройства г. Арск технически и функционально не связанных работ, укрупнение лота, что повлекло (могло повлечь) недопущение конкуренции при проведении торгов.;

Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу;

Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны