Определение №АЯ-06/6478 Определение о назначении дела №016/01/17-831/2023 о нарушени... от 23 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-06/6478 от 23.06.23 г.

Председатель Комиссии Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <…> – [должностное лицо],

у с т а н о в и л:

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных ст. 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых - недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы №649/15 от 23.07.2015, территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Территориальный орган ФАС России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (п. 6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п. 6.5.1 Положения).

На основании приказа №01/27-пр от 02.02.2023, приказа 02/33-пр от 28.02.2023 г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан была проведена внеплановая документарная проверка в отношении заказчика ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (420008, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18, ИНН 1655018018).

В ходе осуществления контрольных мероприятий Инспекцией было установлено следующее.

При проведении закупочных процедур заказчик руководствуется Положением о закупках товаров (работ, услуг) для нужд Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (далее – Положение).

Главой 2 Положения определен порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки.

Согласно статье 2.1.1 Положения под закупкой у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ закупки, при котором Заказчик предлагает заключить договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику).

Статьей 2.1.2 определен перечень случаев проведения закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Согласно пункту 17 статье 2.1.2 закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется Заказчиком в случае заключения договора подряда на выполнение строительных, ремонтных (капитальный/текущий) работ, работ по реконструкции, проектных и изыскательских работ на объекте недвижимого имущества, закрепленного за Заказчиком при одновременном соблюдении следующих условий:

- цена договора (сметная стоимость) сформирована в соответствии с государственными элементными сметными нормами, действующими на дату заключения договора;

- контрагентом по заключаемому договору выступает лицо, которое ранее по договору, заключенному по результатам торгов на том же объекте (на котором планируется проведение работ по заключаемому договору), выполняло строительные/ремонтные (капитальный/текущий) работы/работы по реконструкции/проектные или изыскательские работы;

- цена договора не превышает 1 (одного) процента балансовой стоимости активов Заказчика, определяемых по данным бухгалтерской отчетности Заказчика на последнюю отчетную дату;

Под объектом недвижимого имущества Заказчика понимается здание (комплекс зданий), сооружение, строение, находящиеся по одному адресу.

В ходе изучения представленных заказчиком договоров, Инспекцией установлено, что в 2021 году между заказчиком и ООО «Ремонтстройсервис» было заключено 18 договоров на выполнение работ по текущему и капитальному ремонту в соответствии с пп. 17 ст. 2.1.2 главы 2 Положения на общую сумму 142 444 523,29 рублей (Таблица №1).

Таблица №1

Цена договора, руб.

 Наименование заказа

Победитель

№ Договора

Дата заключения

1

256 024,00 

Выполнение работ по текущему ремонту стеклянного купола с заменой светильника в здании книгохранилища

ООО «Ремонтстройсервис»

0.1.1.59-02/130/21

05.02.2021

2

21 159 052,61 

Выполнение работ по капитальному ремонту помещений для приспособления под регистрацию иностранных студентов

ООО «Ремонтстройсервис»

0.1.1.59-02/743/21

06.08.2021

3

11 042 053,00 

Выполнение работ по текущему ремонту помещений главного здания КФУ

ООО «Ремонтстройсервис»

0.1.1.59-02/796/21

16.08.2021

4

2 163 426,10 

Выполнение работ по текущему ремонту помещений

ООО «Ремонтстройсервис»

0.1.1.59-02/1002/21

21.09.2021

5

4 978 995,65 

Выполнение работ по текущему ремонту в аудиториях

ООО «Ремонтстройсервис»

0.1.1.59-02/1004/21

21.09.2021

6

3 800 138,06 

Выполнение работ по текущему ремонту помещений КФУ

ООО «Ремонтстройсервис»

0.1.1.59-02/1005/21

21.09.2021

7

773 322,00 

Выполнение работ по текущему ремонту учебного здания

ООО «Ремонтстройсервис»

0.1.1.59-02/1006/21

21.09.2021

8

27 080 190,21 

Выполнение работ по капитальному ремонту помещений Общеобразовательной школы-интерната IT-лицей КФУ

ООО «Ремонтстройсервис»

0.1.1.59-02/1032/21

23.09.2021

9

1 493 347,80 

Выполнение работ по текущему ремонту общежития №3

ООО «Ремонтстройсервис»

0.1.1.59-02/966/21

15.09.2021

10

559 373,09 

Выполнение работ по текущему ремонту помещений главного здания КФУ

ООО «Ремонтстройсервис»

0.1.1.59-02/967/21

15.09.2021

11

30 072 760,45 

Выполнение работ по капитальному ремонту кровли Главного здания КФУ

ООО «Ремонтстройсервис»

0.1.1.59-02/1196/21

25.10.2021

12

706 969,20 

Выполнение работ по текущему ремонту помещений лицея

ООО «Ремонтстройсервис»

0.1.1.59-02/1220/21

27.10.2021

13

13 351 915,20 

Выполнение работ по капитальному ремонту помещений общего пользования общежития № 3

ООО «Ремонтстройсервис»

0.1.1.59-02/1465/21

09.12.2021

14

859 057,09 

Выполнение работ по текущему ремонту фасадов здания НИХИ им. Бутлерова, главного корпуса, входной группы здания библиотеки, ремонт ограждения, устройство бетонной площадки напротив Геометрического корпуса, покраска резервуара

ООО «Ремонтстройсервис»

0.1.1.59-02/1472/21

09.12.2021

15

1 249 771,40 

Выполнение работ по капитальному ремонту криогенного корпуса Института физики КФУ

ООО «Ремонтстройсервис»

0.1.1.59-02/1486/21

10.12.2021

16

851 626,61 

Выполнение работ по капитальному ремонту наружных сетей теплоснабжения (аварийные состояние) и водоснабжения в здании диспетчерской

ООО «Ремонтстройсервис»

0.1.1.59-02/1516/21

15.12.2021

17

12 989 977,55 

Выполнение работ по капитальному ремонту помещений «Общеобразовательная школа-интернат IT-лицей КФУ»

ООО «Ремонтстройсервис»

0.1.1.59-02/1611/21

23.12.2021

18

9 056 523,27 

Выполнение работ по капитальному ремонту помещений «Общеобразовательная школа-интернат IT-лицей КФУ»

ООО «Ремонтстройсервис»

0.1.1.59-02/1612/21

23.12.2021

В 2022 году между заказчиком и ООО «Ремонтстройсервис» было заключено 12 договоров на выполнение работ по текущему и капитальному ремонту в соответствии с пп. 17 ст. 2.1.2 главы 2 Положения на общую сумму 145 809 785,00 рублей.

Цена договора, руб.

 Наименование заказа

Победитель

№ Договора

Дата заключения

1

3 361 588,80 

Выполнение работ по капитальному ремонту зданий

ООО «Ремонтстройсервис»

0.1.1.59-02/342/22

14.04.2022

2

3 150 642,00 

Выполнение работ по капитальному ремонту помещений

ООО «Ремонтстройсервис»

0.1.1.59-02/353/22

19.04.2022

3

1 230 517,60 

Выполнение работ по капитальному ремонту лаборатории № 312 старого здания химического института

ООО «Ремонтстройсервис»

0.1.1.59-02/354/22

19.04.2022

4

1 753 167,60 

Выполнение работ по текущему ремонту здания

ООО «Ремонтстройсервис»

0.1.1.59-02/387/22

28.04.2022

5

45 052 405,80 

Выполнение работ по капитальному ремонту учебного здания

ООО «Ремонтстройсервис»

0.1.1.59-02/528/22

27.05.2022

6

19 321 047,60 

Выполнение работ по капитальному ремонту помещений на объекте

ООО «Ремонтстройсервис»

0.1.1.59-02/693/22

01.07.2022

7

23 795 386,80 

Выполнение работ по капитальному ремонту помещений общего пользования

ООО «Ремонтстройсервис»

0.1.1.59-02/694/22

01.07.2022

8

25 924 392,00 

Выполнение работ по капитальному ремонту помещений

ООО «Ремонтстройсервис»

0.1.1.59-02/730/22

12.07.2022

9

349 514,40 

Выполнение работ по текущему ремонту помещения

ООО «Ремонтстройсервис»

0.1.1.59-02/752/22

20.07.2022

10

20 678 953,80 

Выполнение работ по капитальному ремонту помещений на объекте

ООО «Ремонтстройсервис»

0.1.1.59-02/820/22

05.08.2022

11

631 047,60 

Выполнение работ по текущему ремонту помещений учебного здания

ООО «Ремонтстройсервис»

0.1.1.59-02/1137/22

11.10.2022

12

561 121,00 

Выполнение работ по текущему ремонту крыльца корпуса

ООО «Ремонтстройсервис»

0.1.1.59-02/1169/22

19.10.2022

Вместе с тем, Инспекция отметила, что рынок строительных работ не монополизирован, более того является высококонкурентным, при объявлении конкурентных процедур по работам, связанным с текущим ремонтом, капитальным ремонтом, выполнением проектных и изыскательских работ, отмечается высокое количество участников, а также существенное снижение цен по результатам торгов.

Следовательно, заключение договоров без проведения конкурентных процедур по данному пункту Положения приводит к необоснованному ограничению количества потенциальных участников, а также неэффективному расходованию денежных средств.

Закупка данного вида работ у единственного поставщика на основании вышеуказанного пункта Положения приводит к созданию преимущественных условий для определенных участников рынка, а также ограничению прав иных субъектов на участие в конкурентных процедурах.

Осуществление процедур способом закупки у единственного поставщика, без проведения конкурентных процедур, лишило другие организации, занимающиеся строительными работами, права на участие в закупках на конкурентной основе, поставило их в неравное положение с лицом, с которым заказчиком заключены договоры по результатам закупочных процедур у единственного поставщика.

Таким образом, заказчиком установлена возможность заключения закупки с единственным поставщиком, тогда как, при оказании вышеперечисленных услуг действующие рыночные отношения позволяют осуществить их с помощью конкурентных процедур и обеспечить конкуренцию на данном рынке, давая равную возможность всем участникам рынка.

Действия заказчика по выбору способа закупки являются его безусловным правом, однако установление иных (помимо конкурса и аукциона) способов закупки должно осуществляться заказчиком не произвольно, а с учетом принципов, установленных частью 1 статьи 3 Закона о закупках: информационная открытость закупки, равноправие, справедливость, отсутствие необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, что в данном случае не соблюдается.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 9 Обзора от 16.05.2018, сам факт допустимости закупки у единственного поставщика на конкурентном рынке без каких-либо ограничений является неправомерным. Для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам. Кроме того, закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика возможна по результатам несостоявшейся конкурентной закупочной процедуры. Возможность привлечения исполнителя без проведения торгов (конкурса/аукциона), независимо от наличия конкурентного рынка, приводит к дискриминации и ограничению конкуренции.

Любой хозяйствующий субъект, осуществляющий поставку необходимых заказчику товаров (оказание услуг, выполнение работ), может быть рассмотрен в качестве участника товарного рынка.

Закрепленные заказчиком в пп. 17 ст. 2.1.2 главы 2 Положения о закупках условия фактически позволяют осуществлять закупку у единственного поставщика независимо от наличия конкурентного рынка, чем создают возможность привлечения исполнителя без проведения торгов (конкурса/аукциона), что может привести к дискриминации, нарушению равноправия среди хозяйствующих субъектов и ограничению конкуренции.

Вышеуказанное обстоятельство противоречит основным целям Закона о закупках, таким как эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Проанализировав договора, Инспекция пришла к выводу, что данные действия заказчика по заключению договоров с единственным поставщиком ООО «Ремонтстройсервис», без проведения конкурентных процедур, привели к ограничению числа участников, имеющих намерение участвовать в торгах, более того при заключении данных контрактов отсутствовала экономия денежных средств.

Кроме того, Инспекцией установлено, что в представленных договорах отсутствует информация о ранее заключенном по результатам торгов на том же объекте (на котором планируется проведение работ по заключаемому договору) договоре.

Заказчик копии ранее заключенных договоров на обозрение Инспекции не представил ввиду их отсутствия по причине давности заключения и истечения сроков хранения документов.

Таким образом, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» была проигнорирована обязанность проведения торгов на отбор контрагента для выполнения работ по текущему и капитальному ремонту, что могло произойти в результате достижения антиконкурентного соглашения с ООО «Ремонтстройсервис».

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Татарстанское УФАС России приходит к выводу, что действия заказчика по заключению договоров с единственными поставщиками нарушают требования пунктов 2, 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках, и содержат признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Аналогичные обстоятельства установлены Комиссией при заключении заказчиком договоров на выполнение работ по текущему и капитальному ремонту с иными организациями, как единственными поставщиками.

Так, в 2021-2022 гг. заказчиком заключены договора с единственными поставщиками (Таблица 2):

Таблица №2

Наименование организации

2021 год

2022 год

Количество договоров

Общая сумма, рублей

Количество договоров

Общая сумма, рублей

ГУП «Татинвестгражданпроект»

1

68 808 113,00

1

149 753 440,80

ООО «МАК-СТРОЙ»

4

28 213 677,91

 

 

ООО «Прогресс-Жилстрой»

3

12 514 794,99

 

 

ООО «САЙЯР»

3

47 023 403,09

 

 

ООО «СО «Тойл»

11

50 460 461,45

 

 

ООО «Сторэн»

9

40 199 866,12

4

6 994 022,2

ООО СО «ЭТАЛОН»

2

87 981 751,2

1

2 070 578,40

ООО «СФ «Строй Град Инжиниринг»

2

 

4 834 888,00

 

1

14 051 797,92

ООО «Профит Плюс»

2

868 378,8

2

25 083 561,2

Инспекцией в ходе анализа реестра контрактов, заключенных заказчиком и поставщиками, установлено, что КФУ заключает договора с единственными поставщиками на поставку однородных/идентичных товаров в пределах 100 000 рублей на основании подпункта 8 пункта 2.1.2 статьи 2.1 Положения о закупках КФУ.

Согласно подпункта 8 пункта 2.1.2 статьи 2.1 Положения о закупках КФУ Закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется Заказчиком в случае поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке.

Пунктом 4 Правил наличных расчетов, которые утверждены указанием Центрального Банка Российской Федерации от 09.12.2019 N 5348-У установлено, что наличные расчеты в валюте Российской Федерации и иностранной валюте между участниками наличных расчетов в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 тысячам рублей по официальному курсу иностранной валюты по отношению к рублю.

Так инспекцией проанализированы следующие закупки:

Номер договора

Дата договора

Поставщик

Предмет договора

Сумма

1299

01.04.2022

Биовак-Казань ООО

Изделия медицинского назначения (д. 1322 от 27.01.22)

98 700,00

1741

11.10.2022

Биовак-Казань ООО

Изделия медицинского назначения (д. 1741 от 11.10.22)

24 225,00

27

28.01.2021

Биовак-Казань ООО

Изделия медицинского назначения (д. 27 от 28.01.2021) COVID-19

96 000,00

902

10.10.2021

Биовак-Казань ООО

Изделия медицинского назначения (д. 902 от 16.07.21) COVID

96 000,00

960

16.07.2021

Биовак-Казань ООО

Расходный материал (д. 960 от 16.07.21)

97 170,00

961

16.07.2021

Биовак-Казань ООО

Расходный материал (д. 961 от 16.07.21) COVID

96 228,00

133

27.01.2021

Лабэксперт

Изделия медицинского назначения (д. 133 от 27.01.2021)

95 249,00

864

26.04.2021

Лабэксперт

Изделия медицинского назначения (д. 864 от 26.04.21) COVID

89 962,40

1080

28.09.2021

Ланцет ЗАО

Лекарственный препарат (д. 1080 от 28.09.21)

79 733,06

1086

11.10.2021

Ланцет ЗАО

Лекарственный препарат (д. 1086 от 04.10.21)

79 733,06

1121

18.10.2021

Ланцет ЗАО

Лекарственное средство (д. 1121 от 18.10.21)

79 733,06

01.10.2021

01.10.2021

МЕДПРЕПАРАТЫ ООО

Лекарственный препарат (д. 1/10.21 от 01.10.21)

23 000,00

21.10.2021

21.10.2021

МЕДПРЕПАРАТЫ ООО

Лекарственный препарат (д. 21/10.2021 от 21.10.21)

46 000,00

396/022

01.07.2022

МЕДПРЕПАРАТЫ ООО

Лекарственный препарат (д. 396/022 от 01.07.22)

55 740,00

939

15.07.2021

Модуль-М ООО

Изделия медицинского назначения (д. 939 от 12.07.21) (в РПП нет)

93 696,00

1633

05.08.2022

Модуль-М ООО

Изделия медицинского назначения (д. 1633 от 05.08.22)

36 500,00

0.1.1.55-12/2617/21

13.08.2021

Модуль-М ООО

Контейнер с раствором антикоагулянта (цитрата натрия) для процедура афереза 250мл

29 750,00

29

13.08.2021

Модуль-М ООО

Изделия медицинского назначения (д. 29 от 13.08.21) COVID

96 900,00

30

13.08.2021

Модуль-М ООО

Изделия медицинского назначения (д. 30 от 13.08.21) COVID

18 400,00

941

06.07.2021

Фармснаб ООО

Изделия медицинского назначения (д. 941 от 06.07.21)

97 000,00

942

07.07.2021

Фармснаб ООО

Изделия медицинского назначения (д. 942 от 07.07.21)

67 275,00

901

01.07.2021

Медэра ООО

Изделия медицинского назначения (д. 901 от 21.05.21)

72 000,00

1068

01.10.2021

Медэра ООО

Изделия медицинского назначения (д. 1068 от 27.09.21) COVID

48 000,00

1733

10.10.2022

Медэра ООО

Перекись водорода (д. 1733 от 10.10.22)

14 500,00

46

01.04.2022

Медэра ООО

Изделия медицинского назначения (д. 46 от 10.03.22)

30 780,00

1159

25.11.2021

Медэра ООО

Изделия медицинского назначения (д. 1159 от 25.11.21)

98 850,00

0.1.1.59-01/23-114

03.03.2023

ИП Прилуцкий Владислав Валерьевич

Поставка реактивов. ПЗР 215765 (20.14.13.000, 20.14.11.110, 20.14.32.123, 20.14.11.119, 20.14.22.129)

99480,15

0.1.1.59-01/23-116

03.03.2023

ИП Прилуцкий Владислав Валерьевич

Поставка химических реактивов. ПЗР 215742  (20.14.34.390, 20.14.42.000, 20.14.41.140, 20.14.52.110)

42883

0.1.1.59-01/23-23

 

01.02.2023

ООО "Лабэксперт"

Поставки продукции "Прибор Закса колба" ПЗР 214416 (23.19.13.110)

26 140,00р.

0.1.1.59-01/23-48

10.02.2023

ООО "Лабэксперт"

Поставку химических реактивов ПЗР 215013 (20.13.61.120, 20.14.42.000, 20.14.24.120)

69 941,00р.

0.1.1.59-01/23-103

01.03.2023

ООО "Лабэксперт"

Поставка микрошприцев ПЗР 215735  (32.50.13.110)

56 502,00р.

0.1.1.59-01/23-115

03.03.2023

ООО "Лабэксперт"

Поставка реактивов и посуды. ПЗР № 215761(20.59.52.194

20.13.24.170

 17.12.43.112

 26.51.82.190

 25.92.13.000

 25.92.13.000

 23.19.23.110

 23.19.23.110)

96 744,00р.

0.1.1.59-01/23-144

10.03.2023

ООО "Лабэксперт"

Поставка​ хлороформа-D.ПЗР 216112.

(20.13.61.120)

00,00р.

Исходя из представленной таблицы, следует, что заказчик фактически осуществляет дробление закупок в целях приобретения однородных товаров в обход конкурентных процедур. При этом в случае осуществления закупки ряда однородных товаров одномоментно, то есть на фактическую сумму с учетом запланированного объема на основании плана-закупок, заказчик обязан проводить конкурентную процедуру, что позволило бы достичь эффективное расходование средств, соблюсти принципы равноправия и конкуренции, так рынок расходных материалов, реактивов, медицинских изделий не монополизирован.

Согласно частям 13 и 14 статьи 22 Закона 44-ФЗ идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке.

Однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения.

Инспекция отмечает, что в Законе 223-ФЗ нет понятия и определения идентичных и однородных товаров, однако данные понятия приведены в Законе 44-ФЗ. При этом, учитывая, что Закон 223-ФЗ не урегулировал данный вопрос в данном случае, по мнению антимонопольного органа возможно применение аналогии закона (статья 6 ГК РФ и часть 4 статьи 1 ГПК РФ) при определении понятий идентичных и однородных товаров. Более того, отсутствие соответствующих положений в Законе 223-ФЗ, не исключает факта о том, что товары бывают идентичными и однородными по своей природе.

Таким образом, заказчиком осуществляются закупки однородных/идентичных товаров с единственным поставщиком на основании подпункта 8 пункта 2.1.2 статьи 2.1 Положения о закупках КФУ сумма в совокупности которых превышает установленный указанным пунктом размер (100 000 рублей), что говорит о злоупотреблении со стороны должностных лиц заказчика указанным основанием закупок товаров у единственного поставщика. При приобретении вышеуказанных товаров или аналогичных товаров, без их дробления действующие рыночные отношения позволяют осуществить их с помощью конкурентных процедур с соблюдением всех принципов, указанных в статье 3 Закона 223-ФЗ.

Вышеуказанные действия заказчика противоречит основным целям Закона о закупках, таким как эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Инспекция пришла к выводу, что указанные действия заказчика по заключению договоров с единственными поставщиками, без проведения конкурентных процедур, привели (могли привести) к ограничению числа участников, имеющих намерение участвовать в закупках, более того при заключении данных контрактов отсутствовала экономия денежных средств, в связи с чем, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» необходимо осуществлять закупки однородных товаров (подпадающих под один код ОКПД  в пределах 4 знаков) и совокупная сумма  приобретаемых товаров будет превышать, размер установленный подпунктом 8 пункта 2.1.2 статьи 2.1 Положения о закупках КФУ (100 000 рублей) конкурентными процедурами.

При этом, Инспекция отмечает, что определение совокупной суммы приобретаемых товаров возможно определить в результате планирования хозяйственной деятельности и составления плана закупок на соответствующий период.

Согласно статье 17 Закона 135-ФЗ при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно части 1 статьи 3 Закона 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, в действиях ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» по заключению договоров с единственными поставщиками на приобретении однородных/идентичных товаров на основании подпункта 8 пункта 2.1.2 статьи 2.1 Положения о закупках КФУ, сумма в совокупности которых превышает установленный указанным пунктом размер (100 000 рублей), без проведения конкурентных процедур, привели (могли) к недопущению и устранению конкуренции и содержит признаки нарушения статьи 17 Закона 135-ФЗ и пункта 2, 3 части 1 статьи 3 Закона 223-ФЗ.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

На основании изложенного, считаю необходимым возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» по признакам нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, что выразилось в заключении договоров с единственными поставщиками на приобретение однородных/идентичных товаров на основании подпункта 8 пункта 2.1.2 статьи 2.1 Положения о закупках КФУ, сумма в совокупности которых превышает установленный указанным пунктом размер (100 000 рублей), а также в заключении договоров на осуществление работ, связанных со строительством и ремонтом как с единственными поставщиками без проведения конкурентных процедур, что привели или могли привести к недопущению и устранению конкуренции.

о п р е д е л и л:

1. Назначить дело №016/01/17-831/2023 к рассмотрению на 11 июля 2023 года в 11 часов 00 минут по адресу: 420021, РТ, г. Казань, ул. Московская, 55, 2 этаж, зал заседаний.

2. Привлечь к участию в деле в качестве ответчика ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (420008, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, д.18, ИНН 1655018018).

3. Привлечь к участию в деле в качестве заинтересованного лица ООО «Ремонтстройсервис» (420138, Республика Татарстан, г.о. Казань, г. Казань, ул. Юлиуса Фучика, д. 83, кв. 100, ОГРН: 1211600022996 от 24.03.2021 г., ИНН: 1659214373, КПП: 165901001).

4. В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» в течение 5 рабочих дней со дня получения настоящего определения о назначении необходимо представить в адрес Татарстанского УФАС России следующую информацию и заверенные надлежащими образом копии документов согласно ниже указанному перечню:

4.1 утвержденный план-график закупок ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» за период с 2020 года по день получения настоящего определения, с приложением подтверждающих документов;

4.2 копии договоров с ООО «Ремонтстройсервис», заключенные за 2023 год;

4.3 письменные пояснения по фактам изложенным в данном определении, с приложением подтверждающих документов;

4. 4 иные документы, необходимые для объективного и всестороннего рассмотрения данного дела.

5. В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» ООО «Ремонтстройсервис» в течение 5 рабочих дней со дня получения настоящего определения о назначении необходимо представить в адрес Татарстанского УФАС России письменные пояснения по фактам изложенным в данном определении, с приложением подтверждающих документов.

В целях оперативного получения документов (информации) ответ по настоящему определению необходимо представить в установленный срок, в том числе по адресу электронной почты: to16-shaidullina@fas.gov.ru.

При формировании ответа на определение о назначении дела №016/01/17-831/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению просим отвечать согласно перечню запрашиваемой информации.  

Документы представляются сопроводительным письмом в виде надлежащим образом заверенных копий с приложением реестра представляемых документов.

В случае отсутствия или невозможности представления документов и (или) информации, согласно запрашиваемому перечню, следует письменно сообщить об этом с указанием причин отсутствия или невозможности представления.

Информация, составляющая коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, представляется в антимонопольный орган в соответствии с требованиями статей 25, 26 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Обращаем Ваше внимание, что за непредставление или несвоевременное представление сведений, либо предоставление заведомо недостоверных сведений в антимонопольный орган физические, должностные или юридические лица несут административную ответственность, предусмотренную статьей 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Разъясняю, что согласно статье 43 Закона о защите конкуренции, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле.

В случае обеспечения явки на заседание Комиссии представителям ответчиков, заинтересованных лиц, лиц, обладающих сведениями, необходимо иметь при себе надлежащим образом оформленную доверенность, а лицам, имеющим право на представление интересов без доверенности, необходимо иметь документ, подтверждающий полномочие представлять юридическое лицо (индивидуального предпринимателя) без доверенности.

Председатель Комиссии                                                                                        <…> – [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны