Предупреждение №АШ-08/11612 Предупреждение №П08-71/2022 о прекращении действий (бездейст... от 16 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх № АШ-08/11612 от 16.09.2022

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее по тексту – Управление) поступили заявления ИП Хуснутдинова А.К. (вх. №7775/ж от 10.06.2022г., вх. №7887 от 14.06.2022г., вх. №7921 от 15.06.2022г., вх. №7996/ж от 16.06.2022г.) о нарушении ИП Рафиковым А.А. (ИНН 163800004674) Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон «О защите конкуренции»), в части осуществления перевозок по схожим маршрутам, без прохождения конкурсных процедур, и без соответствующих свидетельств и карт маршрутов.

По результатам рассмотрения указанного заявления, представленных документов и материалов, а также анализа нормативной правовой базы Управлением установлено следующее:

ИП Хуснутдинова А.К. является профессиональным перевозчиком, обслуживающий межмуниципальный маршрут № 575 «г. Тетюши-г. Казань».

ИП Рафиков А.А. является профессиональным перевозчиком, обслуживающий межрегиональные маршруты;

№4920 «ДКП с. Ундоры – АВ г. Казань на ЖДВ «Восстание» (регистрационный номер маршрута в реестре 73.16.095);

№4921 «ДКП с. Ундоры – АВ г. Казань на ЖДВ «Восстание» (регистрационный номер маршрута в реестре 73.16.096);

№4922 «ДКП с. Ундоры – АВ г. Казань на ЖДВ «Восстание» (регистрационный номер маршрута в реестре 73.16.097);

№ 4923 «ДКП с. Ундоры – АВ г. Казань на ЖДВ «Восстание» (регистрационный номер маршрута в реестре 73.16.098).

Согласно реестру межрегиональных перевозок и свидетельствам, выданным ИП Рафикову А.К., в состав данных маршрутов входит остановочный пункт «АВ г. Тетющи».

Однако, ИП Рафиков А.А., в рамках вышеуказанных межрегиональных маршрутов, фактически дублирует и осуществляет регулярную перевозку пассажиров по межмуниципальному маршруту № 575 «г. Тетюши-г. Казань», который обслуживается ИП Хуснутдиновым А.К. 

При этом, как отмечает заявитель, ИП Рафиков А.А. не выставлял ни одного маршрута из четырех зарегистрированных межрегиональных маршрутов, учитывая, что по данным реестра межрегиональных регулярных перевозок, установленной датой начала осуществления перевозок является 21.12.2021 г. ИП Рафиков А.А. зарегистрировал вышеуказанные маршруты в целях осуществления регулярных перевозок по маршруту «г. Казань – г. Тетюши». 

В подтверждение своих доводов заявителем были представлены билеты, их которых следует, что:

В соответствии с билетом серия БС № 00000247444018 (прилагается) от 13.06.2022 ИП Рафиков А.А. осуществлял перевозку пассажиров по маршруту «Казань АВ Северный – г. Тетюши» в рамках межрегионального маршрута №4922 «ДКП с. Ундоры – АВ г. Казань на ЖДВ «Восстание».

В соответствии с билетом серия БС № 00000248418018 (прилагается) от 14.06.2022 ИП Рафиков А.А. осуществлял перевозку пассажиров по маршруту «Казань АВ Северный – г. Тетюши» в рамках межрегионального маршрута №4922 «ДКП с. Ундоры – АВ г. Казань на ЖДВ «Восстание».

В соответствии с билетом серия БС № 00000249332016 (прилагается) от 15.06.2022 ИП Рафиков А.А. осуществлял перевозку пассажиров по маршруту «Казань АВ Северный – г. Тетюши» в рамках межрегионального маршрута №4922 «ДКП с. Ундоры – АВ г. Казань на ЖДВ «Восстание».

Заявителем также были представлены записи телефонных разговоров с между представителем ИП Хуснутдинова А.К. – Сафиуллиной А.К. и представителем автовокзала г. Ульяновск. В ходе разговора Сафиулииной А.К. представителем автовокзала пояснено, что билеты на межрегиональные маршруты «с. Ундоры – г. Казань» не реализуются, информация о данных рейсах им неизвестна.

Вместе с тем, вышеуказанные межрегиональные маршруты отражены в программе расписания ООО «Седьмое частное автотранспортное объединение», с возможностью покупки билета в г. Казань. В подтверждение своих доводов заявителем были представлены фотоизображения.

Необходимо отметить, что 12 апреля 2019 года Министерством транспорта и дорожного хозяйства РТ был объявлен конкурс на межмуниципальный маршрут №575 «Тетюши - Казань», лот №7, в котором принял участие ИП Хуснутдинов А.К. Согласно протоколу №1/3 оценки и сопоставления заявок, по пункту 7.1, ИП Хуснутдинову А.К. как подавшему единственную заявку было выдано свидетельство об осуществлении перевозок по лоту №7 регулярный межмуниципальный маршрут №575 «г. Казань-г. Тетюши».

В целях всестороннего и объективного рассмотрения указанных обстоятельств в адрес ООО «ПАТП-2» и ООО «Седьмое частное автотранспортное объединение» были направлены запросы.

Исходя из письменных пояснений и материалов, представленных ООО «ПАТП-2» следует, что между Обществом и ИП Рафиковым А.А. (в лице Рафиковой З.А. на основании доверенности) заключен агентский договор № 210 от 08.06.2022.

Согласно пункту 1.1 указанного договора ООО «ПАТП-2» (Предприятие) обязуется за вознаграждение по поручению ИП Рафикова А.А. (Принципал) заключать от имени и за счет ООО «ПАТП-2» либо от своего имени и за счет ИП Рафикова А.А. договоры перевозки пассажиров и совершать иные, в том числе юридические действия по организации перевозок пассажиров и багажа с автовокзалов, автостанций и других пунктов по продаже билетов ООО «ПАТП-2».

В силу пункта 1.2 ИП Рафиков А.А. обязуется перевести пассажиров на транспортных средствах из пункта отправления (автовокзал, пассажирская автостанция, остановочный пункт, пункт продажи билетов, принадлежащие ООО «ПАТП-2») в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа водителю автобуса, также доставить багаж в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение багажа лицу.

ООО «ПАТП-2» также пояснило, что со стороны Общества реализация билетов по маршрутам №4920, № 4921, № 4922, № 4923 «ДКП с. Ундоры – АВ г. Казань на ЖДВ «Восстание» не осуществляется, ввиду отсутствия технической возможности. Денежные средства на расчетный счет ИП Рафикова А.А. не перечислялись.

Согласно ответу ООО «Седьмое частное автотранспортное объединение» между Обществом и ИП Рафиковым А.А. заключен договор №06 Каз/2022 от 09.06.2022.

В соответствии с пунктом 1.1 договора ООО «Седьмое частное автотранспортное объединение» (Исполнитель) обязуется оказать ИП Рафикову А.А. (Перевозчик) комплекс услуг, связанных с осуществлением ИП Рафиковым А.А. пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршруту порядковый №4922 регистрационный номер в реестре 73.16.097 «с. Ундоры – г. Казань», а ИП Рафиков А.А. обязуется оплатить услуги на условиях, предусмотренных договором.

Кроме того, из представленных Обществом посадочных ведомостей за период с 13.06.2022 по 11.08.2022 следует, что основным пунктом назначения пассажиров в рамках маршрута «Казань АВ Северный – Ундоры с. 4922» является г. Тетюши.

Управлением также была запрошена информация у Средне-Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора (далее – Средне-Волжское МУГАДН) о наличии/отсутствии фактов осуществления ИП Рафиковым А.А. перевозок по указанным межрегиональным маршрутам.

В ходе проведения контрольно-надзорных функций в сфере регулярных пассажирских перевозок на автодорогах республики Средне-Волжским МУГАДН факты осуществления регулярных перевозок по межрегиональным маршрутам №4920, № 4921, № 4922, № 4923 «ДКП с. Ундоры – АВ г. Казань на ЖДВ «Восстание» ИП Рафиковым А.А. в период с 07.06.2022 по 12.06.2022 не установлены. Сотрудниками Средне-Волжского МУГАДН составлено 24 акта проверки о невыполнении рейсов, предусмотренных расписанием, по межрегиональным маршрутам №4920, № 4921, № 4922, № 4923 «ДКП с. Ундоры – АВ г. Казань на ЖДВ «Восстание». Акты проверок направлены в ФБУ «Росавтотранс» для принятия мер по исключению перевозчика из реестра межрегиональных маршрутов Министерства транспорта РФ.

Согласно ответу ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» персональные данные о пассажирах и персонале транспортных средств по маршруту «ДКП с. Ундоры - АВ г. Казань на ЖДВ «Восстание» (рег. номер 73.16.097) поступили от ООО «Седьмое частное автотранспортное объединение» и Автовокзал «Казань-2» (ИНН 1655064487), зарегистрированного в Реестре поставщиков информации АЦБПДП (регистрационный номер (идентификатор поставщика информации) 22605).

Персональные данные о пассажирах и персонале ТС по маршрутам «ДКП с. Ундоры - АВ г. Казань на ЖДВ «Восстание» с регистрационными номерами 73.16.095, 73.16.096, 73.16.098 в АЦБПДП не поступали.

Кроме того, в АЦБПДП от ООО «Седьмое частное автотранспортное объединение» и Автовокзал «Казань-2» поступили персональные данные о пассажирах и персонале транспортных средств по перевозчику ИП Рафикову А.А. (регистрационный номер (идентификатор поставщика информации) 28372) по маршруту «ДКП с. Ундоры - АВ г. Казань на ЖДВ «Восстание» (рег. номер 73.16.097), транспортным средствам: Мерседес Т982ВМ116, Мерседес Т757ВМ116, Мерседес У834ВМ116, Мерседес А386АН716 и водителям этих ТС.

При этом информация в АЦБПДП от ООО «ПАТП-2» не поступала.

Вышеуказанные действия ИП Рафикова А.А. свидетельствуют о наличии признаков нарушения статьи 14.8 Закона «О защите конкуренции» ввиду следующего.  

Маршрут №575 «г. Казань – г. Тетюши» является межмуниципальным.

Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 220) установлены требования по регулярной перевозке пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам.

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 3 Федерального закона № 220 карта маршрута регулярных перевозок определена как документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.

Согласно части 2 статьи 17 Федерального закона № 220 право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.

В силу пункта 2 статьи 19 Федерального закона № 220 свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок (далее – открытый конкурс) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок по новому маршруту, за исключением маршрута, установленного в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации;

2) данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок после прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, указанного в пункте 1 части 3 настоящей статьи;

3) в случае, если в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона в отношении данного маршрута принято решение о прекращении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и начале осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

Согласно статье 4 названного закона по результатам открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются победителю этого конкурса, а в случае, если этот конкурс был признан не состоявшимся в связи с тем, что только одна заявка на участие в этом конкурсе была признана соответствующей требованиям конкурсной документации, - юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или уполномоченному участнику договора простого товарищества, подавшим такую заявку на участие в открытом конкурсе.

Таким образом, ИП Рафиков А.А., реализуя билеты в рамках межрегионального маршрута №4922 «ДКП с. Ундоры – АВ г. Казань на ЖДВ «Восстание», фактически осуществляет перевозки по межмуниципальному маршруту №575 «г.Казань –г. Тетюши» без прохождения конкурсных процедур и в отсутствие свидетельства и карты маршрута, что является нарушением требований Федерального закона № 220 и Закона «О защите конкуренции».

Указанные действия ИП Рафикова А.А. привели (могли привести) к получению данным хозяйствующим субъектом преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности на рынке перевозок пассажиров, а также причинили (могли причинить) убытки добросовестным конкурентам, которые оказывают услуги перевозки пассажиров в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Исходя из статьи 14.8 Закона о защите конкуренции, не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1-14.7 настоящего Федерального закона.

Осуществление ИП Рафиковым А.А. предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров, по маршруту «г. Казань – г. Тетюши» в рамках межрегионального маршрута «с. Ундоры –г. Казань», фактически не осуществляя перевозки по межрегиональным маршрутам, без соответствующего свидетельства и карт маршрутов является актом недобросовестной конкуренции и предоставляет ИП Рафикову А.А. преимущество перед ИП Хуснутдиновым А.К., поскольку ИП Хуснутдинов А.К., занимающийся аналогичным видом деятельности, осуществляющий перевозку в рамках установленного маршрута следования и имеющий свидетельство об осуществлении перевозок по межмуниципальном маршруту, соблюдает законодательство об организации регулярных перевозок пассажиров, и тем самым, ограничивает себя соответствующими обязательствами.

Для квалификации совершенного деяния в качестве недобросовестной конкуренции и подтверждения его состава в действиях конкретного лица необходимо установить, что лицо, совершившее противоправное деяние, и другой хозяйствующий субъект являлись конкурентами, то есть присутствовали в одном сегменте товарного рынка; его действия противоречили законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности; совершенные действия причинили или могли причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другого хозяйствующего субъекта (конкурента).

Татарстанским УФАС России установлено, что на рынке пассажирских перевозок действуют иные хозяйствующие субъекты, которые осуществляют регулярные пассажирские перевозки и имеют соответствующие разрешительные документы.

Для квалификации совершенного деяния в качестве недобросовестной конкуренции достаточно возможности (вероятности) причинения убытков либо нанесения ущерба деловой репутации другого хозяйствующего субъекта (конкурента).

Поскольку ИП Рафиковым А.А. и ИП Хуснутдинов А.К. являются конкурентами, деятельность ИП Рафикова А.А. по осуществлению регулярных перевозок по маршруту «г. Казань – г. Тетюши» в рамках межрегионального маршрута «с. Ундоры – г. Казань» и без получения разрешительных документов способно принести убытки иным хозяйствующим субъектам, оказывающим услуги в соответствии с требованиями действующего законодательства, при осуществлении предпринимательской деятельности.

Более того, действия ИП Рафикова А.А. противоречат требованиям добропорядочности, разумности и справедливости. Осуществляя перевозку пассажиров автобусом, при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок следует, что целью поведения ИП Рафикова А.А. являлось получение преимуществ в предпринимательской деятельности за счет нарушения правил конкурентной борьбы между хозяйствующими субъектами.

Товарный рынок пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего назначения по рассматриваемому маршруту является неэластичным, то есть количество пассажиров, желающих воспользоваться услугами перевозчика, строго ограничено. Поэтому незаконное изъятие части пассажиров заявителем приводит (или может привести) к тому, что хозяйствующий субъект - конкурент, работающий на данном маршруте по утвержденным расписаниям, лишается этих пассажиров и несет (может нести) определенные убытки.

Ущерб добросовестным регулярным перевозчикам причиняется тем, что официальный перевозчик обязан следовать по своему маршруту в любом случае, так как осуществляет свою деятельность на основании публичного договора, что закреплено в части 1 статьи 19 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», что регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Согласно статье 426 Гражданского кодекса РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). В данном случае, добросовестный регулярный перевозчик несет убытки, так как вынужден осуществлять рейсы, ограничивая себя соответствующими обязательствами.

Кроме того, в отношении ИП Рафикова А.А.  29.04.2020 года было возбуждено дело №016/01/14.8-604/2020 по факту нарушения антимонопольного законодательства.

В рамках рассмотрения дела №016/01/14.8-604/2020 установлены аналогичные факты, а именно, что ИП Рафиков А.А. осуществлял (под видом перевозок по заказу) регулярные перевозки пассажиров по межмуниципальному маршруту «г. Казань – г. Тетюши», входящим в транспортную сеть Республики Татарстан без прохождения конкурсных процедур, в отсутствие свидетельства и карты маршрута. Данное обстоятельство подтверждается, в том числе, Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.11.2019 по делу А65-24118/2019. 

Таким образом, действия, выразившиеся в систематическом осуществлении регулярных перевозок по маршруту «г. Казань – г. Тетюши» в рамках межрегионального маршрута «с. Ундоры – г. Казань» и в отсутствии на то соответствующих разрешительных документов (свидетельство, карта маршрута), предусмотренных требованиями Федерального закона № 220, противоречат действующему законодательству.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции», в случае выявления признаков нарушения ст. 14.8 ФЗ «О защите конкуренции», в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В связи с наличием в действиях ИП Рафикова А.А. признаков нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в систематическом осуществлении регулярных перевозок по маршруту «г. Казань – г. Тетюши» в рамках межрегиональных маршрутов «с. Ундоры – г. Казань», фактически не осуществляя перевозки по межрегиональным маршрутам и в отсутствии на то соответствующих разрешительных документов (свидетельство, карта маршрута), Татарстанское УФАС России, на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции,

ПРЕДУПРЕЖДАЕТ

ИП Рафикова А.А. (ИНН 163800004674) о необходимости в течение 20 дней с момента получения предупреждения прекратить недобросовестные действия, выразившиеся в осуществлении регулярных перевозок по маршруту «Тетюши-Казань» в рамках межрегиональных маршрутов «Ундоры-Казань» без отправления из остановочного пункта «ДКП с.Ундоры» в соответствии с расписанием, установленным Свидетельствами об осуществлении перевозок, выданными Министерством транспорта Российской Федерации.

О выполнении предупреждения ИП Рафикову А.А. необходимо ежемесячно (до 15 числа каждого месяца 2022 года), с приложением подтверждающих документов (в том числе с приложением информации из системы контроля транспорта ГЛОНАСС/GPS) сообщать в Татарстанское УФАС России информацию:

- о количестве совершенных перевозок по маршрутам №4920, № 4921, № 4922, № 4923 «ДКП с. Ундоры – АВ г. Казань на ЖДВ «Восстание»;

- о количестве совершенных перевозок до г. Тетюши в рамках маршрутов №4920, № 4921, № 4922, № 4923 «ДКП с. Ундоры – АВ г. Казань на ЖДВ «Восстание».

В случае невыполнения в установленный срок предупреждения Татарстанское УФАС России сообщает, что в соответствии со статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» будет принято решение о возбуждении в отношении ИП Рафикова А.А. дела по признакам нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции.

<…> –[должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны