Решение №04-04/2533 Решение по делу №016/10/18.1-336/2020 от 2 марта 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFИсх. № 04-04/2533 от 02.03.2020 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление) по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] <…> – [должностное лицо] |
в присутствии представителей заказчика АО «Казэнерго» – <…> (доверенность от 29.12.2018г. №8477/11-19), <…> (доверенность от 11.02.2020г. №701/11-19), в отсутствии представителей заявителя ООО Пермский завод энергетического машиностроения» ввиду удовлетворения Управлением ходатайства о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей заявителя, рассмотрев жалобу ООО «Пермский завод энергетического машиностроения» (вх. № 1953/ж от 18.02.2020 г.) на действия заказчика АО «Казэнерго» (420021, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Габдуллы Тукая, дом 162; ИНН 1659143468) выразившихся ограничением конкуренции путем внесения необоснованных условий в документацию закупки, с номером извещения №32008843029, на предмет: поставка насосов центробежных типа Д, К.,
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательств №32008843029 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 05.02.2020 года, на предмет: поставка насосов центробежных типа Д, К.
Начальная (максимальная) цена договора – 655 000,00 рублей.
По мнению заявителя, заказчик принял неправомерное решение при оценке заявок участников ввиду того, что установил критерии оценки заявок на участие, ограничивающие конкуренцию.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.
Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора. В своей деятельности АО «Казэнерго» руководствуется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО "Казэнерго", утвержденное Советом директоров АО "Казэнерго".
Относительно довода заявителя о том, что условие заказчика о наличии у участников закупочной процедуры представительства и сервисного центра в городе Казани ограничивает конкуренцию.
Согласно пояснениям заказчика, до окончания указанного в документации срока подачи заявок (13.02.2020г.) было подано 10 (десять) заявок, что отражено на сайте http://zakupki.gov.ru/.
По итогам рассмотрения первых частей заявок на участие в закупке комиссия по осуществлению закупок АО «Казэнерго» приняла решение отклонить одну заявку участника (№108440) и допустить к стадии рассмотрения вторых частей заявок на участие в закупке девять заявок участников.
По итогам рассмотрения вторых частей заявок на участие в закупке Комиссия приняла решение допустить к стадии оценки и сопоставления предложений соответствующих требованиям документации запроса предложений в электронной форме две заявки участников (ООО «Пермский завод энергетического машиностроения» и ООО «Энергоснабсервис»).
Протоколом оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений №3 от 18.02.2020 г. комиссия АО «Казэнерго» присвоила заявке Заявителя 50,33 балла (16,33 баллов — по критерию «цена договора», 30 баллов — по критерию «срок поставки товара», 4 балла — по критерию «иной показатель»).
Заявке ООО «Энергоснабсервис» комиссия АО «Казэнерго» присудила 54,15 баллов (20,15 баллов — по критерию «цена договора», 30 баллов — по критерию «срок поставки товара», 4 балла — по критерию «иной показатель»).
На основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений комиссия АО «Казэнерго» каждой заявке относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора присвоены порядковые номера, заявке ООО «Энергоснабсервис» присвоен первый порядковый номер <...> как заявке, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора. Второй порядковый номер присвоен заявке заявителя.
Документацией заказчика установлены следующие критерии.
№ п/п |
Наименование критерия Для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в закупке, Комиссия Заказчика осуществляет оценку и сопоставление таких заявок по настоящим критериям |
Размер значимости критерия, % |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. |
Цена договора (ценовое предложение) Рейтинг, присуждаемый оцениваемой заявке по настоящему критерию, определяется по формуле:
Rai = (Amax – Ai) / Amax * 100 * (размер значимости настоящего критерия),
где:
Rai - рейтинг, присуждаемый i – ой заявке по настоящему критерию;
Amax - начальная (максимальная) цена договора, установленная в Документации о закупке;
Ai - ценовое предложение i – ого участника закупки (по сумме цен за единицу товара). |
50 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. |
Срок поставки товара Рейтинг, присуждаемый оцениваемой заявке по настоящему критерию, определяется по формуле:
Rfi = (Fmax – Fi) / (Fmax – Fmin) * 100 * (размер значимости настоящего критерия),
где:
Rfi - рейтинг, присуждаемый i-ой заявке по указанному критерию;
Fmax - максимальный срок поставки товара 30 календарных дней с момента подачи заявки Заказчиком;
Fmin - минимальный срок поставки товара 20 календарных дней с момента подачи заявки Заказчиком;
Fi - предложение i-ого участника по настоящему критерию.
Примечание: Fmin и Fmax являются предельными, в связи с чем, представление предложений о сроке менее минимального и более максимального не допускается. В случае, если предложение Участника менее минимального срока, то предложение Участника по данному критерию оценивается как минимальных срок. В случае, если предложение Участника более максимального срока, то предложение Участника по данному критерию оценивается как максимальный срок. В случае, если Участником предложен диапазон срока, то предложение Участника по данному критерию оценивается как максимальный срок. При этом, в случае признания участника, указавшего в своей заявке предложения, выходящие за рамки пределов критерий Заказчика, победителем закупки, договор с таким участником заключается на условиях, не выходящих за минимальные и максимальные пределы критериев, установленные Заказчиком в документации о закупке. |
30 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. |
Иные показатели: Для оценки заявок по настоящему критерию при осуществлении закупки каждой заявке присваивается значение от 0 до 100 баллов. Для определения рейтинга заявки по настоящему критерию оцениваются следующие показатели:
Рейтинг, присуждаемый заявке по настоящему критерию, определяется путем умножения суммы значений показателей настоящего критерия, выставленных в баллах, на значимость настоящего критерия по формуле:
Rci = (Ci1 + Ci2 + … + Cik) * (размер значимости настоящего критерия),
где:
Rci - рейтинг, присуждаемый i – ой заявке по указанному критерию;
Ci1, 2, …, k - значение в баллах (среднее арифметическое оценок в баллах всех присутствующих членов Комиссии Заказчика), присуждаемое Комиссией Заказчика i – ой заявке на участие в закупке по конкретному показателю (С1, С2, …, Сk);
k – количество показателей, установленных настоящей Документацией. |
20 |
Критерии «наличие у участника закупочной процедуры представительства в г. Казани» и «наличие у участника закупочной процедуры сервисного центра в г. Казани» не являются обязательными требованиями к участникам закупки, а являются лишь одним из нескольких критериев для начисления баллов заявкам участников.
Отсутствие документов, подтверждающих наличие представительства и сервисного центра в г. Казани, в составе заявке участников не привело к отклонению заявки участника на участие в закупке. К тому же, как установлено Комиссией «иной показатель» не являлся основным, решающим критерием. Решающую роль в определении победителя сыграл критерий «цена договора».
Таким образом, довод заявителя о принятии заказчиком неправомерного решения при оценке заявок участников ввиду того, что был установлен критерий, который ограничивает конкуренцию, необоснован.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «Пермский завод энергетического машиностроения» (вх. № 1953/ж от 18.02.2020 г.) на действия заказчика АО «Казэнерго» (420021, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Габдуллы Тукая, дом 162; ИНН 1659143468) выразившихся ограничением конкуренции путем внесения необоснованных условий в документацию закупки, с номером извещения №32008843029, на предмет: поставка насосов центробежных типа Д, К, необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель Председателя Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] <…> – [должностное лицо] |