Решение №ВЧ-08/15795 Решение по делу № 016/05/5-1747/2022 от 29 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № ВЧ-08/15795 от 29.12.2022

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело № 016/05/5-1747/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на ресурсе mail.yandex.ru, что имеет признаки нарушения часть 1 статьи 5, пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5, пункт 6 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),

в присутствии:

- генерального директора ООО «АВТОШКОЛА ДЖЕК НЧ» Барыбина И.Д.

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Татарстанское УФАС России) поступило обращение ООО «Престиж» (вх.№12640/ж от 05.10.2022) в котором указывается на признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту – Федеральный закон «О рекламе»).

Из обращения следует, в период с 23.09.2022 по 03.10.2022 в сети Интернет на ресурсе mail.yandex.ru размещались рекламные баннеры с текстом:

1. 23.09.2022 - «<…>»;

<…>

2. 28.09.2022 – <…>»;

<…>

3. 29.09.2022 – «<…>».

<…>

При нажатии на данную рекламу происходит переходит на сайт Автошколы <…>, на главной странице которой указана информация «<…>».

<…>

Информация в рекламе о рассрочке, и информация на сайте о рассрочке разниться и не предоставляет всей достоверной информации потребителю.

В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

4. 03.10.2022 – «<…>»

При переходе по гиперссылке, содержащейся в указанных рекламных баннерах происходит переход на сайт Автошколы www.aвтoшкoлa-чeлны.pф. на главной странице которой указана информация следующего характера:

 - «<…>»;

<…>

Согласно информации представленной ООО «Яндекс», реклама была размещена в рамках договора, заключённого между Яндексом и ООО «Автошкола Джек НЧ». Договор между Яндексом и Рекламодателем был заключен посредством акцепта Рекламодателем Оферты в порядке, предусмотренным разделом 7 Оферты.

Учитывая изложенное, указанная выше рекламная информация нарушает законодательство о рекламе.

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, а также согласно пункту 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе». Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).

Вышеуказанная реклама содержит не соответствующие действительности сведения, использование в рекламе слова «№1 в РФ» прямо указывает на преимущество по отношению к другим автошколам, формирует у потребителей соответствующее мнение о производителе услуг как о самом крупном, и, следовательно, интерес к его товарам. В части фразы «№1 в РФ» не содержатся конкретные критерии, по которым осуществляется сравнение и которые имеют объективное подтверждение, а именно, не представляется возможным определить по каким критериям является первой. Использование в рекламе объектов такой сравнительной характеристики при отсутствии фактического и документального обоснования воспринимается потребителями как первый по всем возможным показателям и вводит их в заблуждение.

- содержит утверждения: «<…>», что может формировать у потребителя рекламы неверное преставление о гарантии сдачи экзамена и получении прав с первого раза.

В соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара.

В соответствии с ФЗ «О безопасности дорожного движения» в Российской Федерации устанавливаются категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право.

В соответствии с частью 2 статьи 25 ФЗ «О безопасности дорожного движения» право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены. К сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие определенного возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.12.1999 №1396 водительские удостоверения с разрешающими отметками в графах «А», «В», «С», «D» и «Е» подтверждают наличие права на управление транспортными средствами соответствующих категорий Согласно Постановлению Правительства РФ от 15.12.1999 №1396 выдача водительских удостоверений осуществляется подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Кроме того, ни какое-либо иное лицо, по мимо установленной законом подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации не может осуществлять выдачу водительских удостоверений.

Спорная реклама содержит информацию о том, что можно получить рассрочку от 2000 рублей (от 3000 рублей), но при этом при переходе на указанный сайт, потребитель не может получить полную информацию о получении рассрочки, а именно: срок, в течение которого он может обратиться за получением рассрочки, условия ее получения и иные существенные условия.

Кроме того, информация в рекламе о рассрочке, и информация на сайте о рассрочке разниться и не предоставляет всей достоверной информации потребителю.

Таким образом, реклама вводит в заблуждение потребителя рекламы и нарушает часть 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае усматриваются признаки нарушения часть 1 статьи 5, пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5, пункт 6 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

На основании части 6 статьи 38 Закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5, пункт 6 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Закона «О рекламе» несет ответственность рекламодатель.

Пунктом 5 статьи 3 Закона «О рекламе» установлено, что рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «АВТОШКОЛА ДЖЕК НЧ».

На момент рассмотрения дела №016/05/18-1747/2022 в материалах дела не имеются подтверждения прекращения распространения ненадлежащей рекламы в связи с чем Комиссией принято решение о выдаче обязательного для исполнения предписания.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 47 Правил рассмотрения   антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

Признать ненадлежащей рекламу ООО «АВТОШКОЛА ДЖЕК НЧ», распространенную в поисковой системе «Яндекс» рекламы с текстом: «<…>» поскольку в ней нарушены часть 1 статьи 5, пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5, пункт 6 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Закона «О рекламе».

Выдать ООО «АВТОШКОЛА ДЖЕК НЧ» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечение лица к административной ответственности.

Решение изготовлено в полном объеме 28 декабря 2022 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны