Предупреждение №ИП-06/16327 Предупреждение №П06-109/2019 о прекращении действий (бездейс... от 31 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИП-06/16327 от 31.10.2019

На основании приказа от 22.08.2019 №01/362-пр Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан была проведена плановая проверка в отношении Исполнительного комитета Менделеевского муниципального района Республики Татарстан.

По итогам рассмотрения и изучения  документов, представленных Исполнительным комитетом Менделеевского муниципального района, были установлены следующие обстоятельства.

Постановлением Исполнительного комитета Менделеевского муниципального района Республики Татарстан от 12.12.2017 г. № 726 (утвержден порядок предоставления субсидий из бюджета Менделеевского муниципального района на возмещение части затрат организаций потребительской кооперации, связанных с доставкой товаров первой необходимости в отдаленные и малонаселенные сельские пункты, расположенные далее 11 километров от г. Менделеевск (далее - Порядок).

Согласно п. 1 ст. 78 Бюджетный кодекс Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно подп. 3 п. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляютсяиз местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми всоответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

Целью предоставления субсидии является обеспечение жителей поселений, входящих в состав Менделеевского муниципального района, проживающих в отдаленных населенных пунктах товарами первой необходимости.

Пунктом 2.2 Порядка определено, что получателями субсидий являются организации потребительской кооперации, зарегистрированные в соответствии с законом РФ от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» и осуществляющие деятельность на территории Менделеевского муниципального района (далее – Получатель).

Так, пунктом 2.3 Порядка, в частности, определено, что получатель субсидии должен быть зарегистрирован и осуществлять торговую деятельность на территории Менделеевского муниципального района.

В соответствии с пунктом 2.4 Порядка возмещению подлежат фактически произведенные получателем расходы на горюче - смазочные материалы по доставке товаров первой необходимости.

По мнению Инспекции, Порядок, утвержденный постановлением Исполнительного комитета Менделеевского муниципального района Республики Татарстан от 12.12.2017 г. № 726, не соответствует действующему законодательству ввиду следующего.

Согласно требованиям подпунктов 1, 2 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий, а также цели, условия и порядок предоставления субсидий.

Из приведенных законоположений следует вывод о том, что органы местного самоуправления вправе определять в пределах своей компетенции категории и (или) критерии отбора лиц, которым предоставляются меры государственной поддержки за счет бюджетных средств, а также цели, условия и порядок их предоставления.

Вместе с тем такие нормативные правовые акты органов местного самоуправления не могут противоречить федеральным законам (статьи 72, 76 Конституции Российской Федерации), а равно принятым в их исполнение иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Реализуя предусмотренные пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, полномочия, Правительство Российской Федерации утвердило общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 г. N 887, Общие требования).

В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Общих требований в целях определения общих положений о предоставлении субсидий в нормативных правовых актах, устанавливающих порядок предоставления из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации субсидий получателям субсидий, указываются категории и (или) критерии отбора получателей субсидий, имеющих право на получение субсидий, отбираемых исходя из указанных критериев, в том числе по итогам конкурса, с указанием в правовом акте порядка проведения такого отбора (за исключением случаев, когда получатель субсидии определяется в соответствии с законом (решением) о бюджете). Пунктом 4 Общих требований определен состав информации, подлежащий указанию при определении условий и порядка предоставления субсидий.

В соответствии со ст. 1 Закон РФ от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" организации потребительской кооперации - потребительские общества, союзы потребительских обществ, а также учреждения, хозяйственные общества и иные юридические лица, единственными учредителями которых являются потребительские общества или союзы.

Так, предусмотренное пунктом 2.2 Порядка, утвержденного постановлением Исполнительного комитета Менделеевского муниципального района Республики Татарстан от 12.12.2017 г. № 726, понятие организации потребительской кооперации, в части обязательной регистрации на территории Менделеевского района, не соответствует положениям статьи 1 Закона РФ от 19.06.1992 N 3085-1, в которой подобного ограничения по территориальному признаку для приобретения потребительским обществом, союзом потребительских обществ, а также учреждением, хозяйственным обществом и иным юридическим лицам правового статуса организации потребительской кооперации не содержится.

Закон РФ от 19.06.1992 № 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", определяющий правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности организаций потребительской кооперации, не содержит запрет на осуществление такими организациями предпринимательской деятельности на территории отличной от места регистрации.

Федеральный законодатель наделил органы местного самоуправления полномочиями по определению категорий и (или) критериев отбора лиц, которым предоставляются меры государственной поддержки.

Однако введенное постановлением Исполнительного комитета Менделеевского муниципального района Республики Татарстан от 08.12.2017 г. № 2252 ограничение по территориальному признаку по своему содержанию реализацией данных полномочий не является.

Постановление Исполнительного комитета Менделеевского муниципального района Республики Татарстан от 12.12.2017 г. № 726 создает препятствие для допуска юридических лиц, не зарегистрированных на территории Менделеевского муниципального района РТ, к процедуре отбора в качестве получателей субсидий, является формальным основанием для отказа в предоставлении субсидий без оценки указанных лиц и представленных ими документов на предмет соответствия категориям и (или) критерии отбора получателей субсидий, целям, условиям и порядку предоставления субсидий.

Порядок предоставления государственных или муниципальных преференций (предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий) определен статьями 19, 20 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ.

При этом установление не предусмотренного федеральным законодательством ограничения при предоставлении мер государственной поддержки в отношении организаций, не зарегистрированных на территории Менделеевского муниципального района Республики Татарстан, может расцениваться как муниципальные преференции иным хозяйствующим субъектам, осуществляющим аналогичные виды деятельности, но имеющим регистрацию на территории данного муниципального района, которые предоставляются Исполнительным комитетом Менделеевского муниципального района Республики Татарстан с нарушением требований пункта 7 части 1 статьи 15, статей 19, 20 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ, а также свидетельствовать о создании дискриминационных условий в указанной сфере (пункт 8 статьи 4, пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от. 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ).

Из п. п. 7, 8 ст. 4 Закона о защите конкуренции следует:

- конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

- дискриминационные условия - это условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

На основании п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается создание дискриминационных условий.

На основании изложенного, Инспекция приходит к выводу о наличии в действиях Исполнительного комитета Менделеевского муниципального района Республики Татарстан признаков нарушения п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в создании дискриминационных условий при предоставлении субсидий организациям потребительской кооперации.

В связи с наличием в действиях Исполнительного комитета Менделеевского муниципального района Республики Татарстан  признаков нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось  в создании дискриминационных условий при предоставлении субсидий организациям потребительской кооперации, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан  предупреждает о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем внесения соответствующих изменений в Постановление Исполнительного комитета Менделеевского муниципального района Республики Татарстан от 12.12.2017 г. № 726.

Предупреждение необходимо выполнить в течении 60 дней с момента получения уведомления.

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

<…>                                                                                                   [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны