Решение №АЯ-04/85 Решение по делу №016/07/3-1962/2022 от 10 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-04/85 от 10.01.2023 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика АО «Сетевая компания» – <…> – [должностное лицо] (доверенность №119-13/680 от 20.01.2022 г.), <…> – [должностное лицо] (доверенность №119-13/317 от 15.01.2021 г.), заявителя ООО «ДЕПО ТРАКЦЕНТР» – <…> – [должностное лицо] (доверенность №10/01/2022 от 10.01.2022 г.), рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи жалобу заявителя ООО «ДЕПО ТРАКЦЕНТР» (вх. №15555/ж от 16.12.2022 г.) на действия заказчика АО «Сетевая компания» при проведении закупки №32211885311 на предмет: «2023/2-2 Поставка запасных частей и материалов для проведения ремонта и технического обслуживания автотранспортных средств силами филиалов АО «Сетевая компания»,

УСТАНОВИЛА:

Изменение извещения о проведении закупки в форме Предложения делать оферты в электронной форме №32211885311 размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 25.11.2022 года.

Заказчик – АО «Сетевая компания».

Начальная (максимальная) цена договора:

 

Всего:

 

↓ в том числе по управлению и обособленным подразделениям (филиалам) заказчика

29 484 572,10 руб.

(АЭС) Альметьевские электрические сети

423450, Республика Татарстан, г. Альметьевск, ул. Шевченко, 13

4 158 560,06 руб.

(БЭС) Бугульминские электрические сети

423233, Республика Татарстан, г. Бугульма, ул. Тургенева д.29-а, п/о 3

4 450 804,19 руб.

(БуЭС) Буинские электрические сети

422432, Республика Татарстан, г. Буинск, ул. Космовского, 190

2 511 843,70 руб.

(ЕЭС) Елабужские электрические сети

423603, Республика Татарстан, г. Елабуга, ул. Чапаева, 48

2 246 851,36 руб.

(КЭС) Казанские электрические сети

420021, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Тукая, 109

2 746 422,69 руб.

(НкЭС) Нижнекамские электрические сети

423570, Республика Татарстан, г. Нижнекамск, ул. Ахтубинская, 14

2 351 821,30 руб.

(НчЭС) Набережночелнинские электрические сети

423810, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, пр. Московский, 114

1 532 684,40 руб.

(ПЭС) Приволжские электрические сети

422701, Промышленная зона Высокая Гора, дом 41

5 779 517,82 руб.

(ЧЭС) Чистопольские электрические сети

422980, Республика Татарстан, г. Чистополь, ул. К.Маркса,131

3 706 066,58 руб.

 

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства, а именно заявка заявителя отклонена заказчиком неправомерно и необоснованно.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, представил устные и письменные пояснения, а также документы по закупке в электронном виде, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения довода заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации, приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

При проведении обжалуемой закупки заказчик руководствовался Положением о закупке АО «Сетевая компания» (далее – Положение) в редакции с изменениями, утвержденными Советом директоров АО «Сетевая компания» 27 октября 2022г. (протокол от «28» января 2022г. №09/10-2022).

Согласно Положению заказчика, предложение делать оферты (ПДО) – конкурентный способ закупки, проводимый иными способами, и соответствующий требованиям части 3 Федерального закона 223-ФЗ.

В соответствии с пунктом 3.1.2. Положения, Конкурентные закупки, проводимые иными способами: 1) Предложение делать оферты.

Пунктом 4.7.6 Положения установлено, что в случае если в составе заявки представляются документы, выданные органами исполнительной власти (например: уведомления, справки, и др.), информация о передаче документов в органы исполнительной власти или о приемке документов органами исполнительной власти (например: отметка налоговой службы о приемке/регистрации документа, подтверждение сдачи бухгалтерской (финансовой) отчетности, и др.), документы иных юридических и/или физических лиц (договоры, соглашения, деловая переписка, сертификаты об обучении, справки, и др.), такие документы и информация должны быть представлены одним из следующих способов:

 1) документ, первоисточник которого сформирован в бумажной форме, - в формате электронного образа документа (PDF, JPG, TIFF, и др.), то есть документа, преобразованного в электронную форму путем сканирования бумажного носителя с сохранением реквизитов и аутентичных признаков подлинности (должен содержать графическую подпись лица, печать (при наличии)); сканирование документа на бумажном носителе должно производиться в масштабе 1:1 в черно[1]белом либо сером цвете (качество 200-300 точек на дюйм); сканирование в режиме полной цветопередачи осуществляется при наличии в документе цветных графических изображений либо цветного текста, графическая обработка или корректировка после снятия копии не допускаются;

2) документ, первоисточник которого сформирован в форме электронного документа, - в виде совокупности электронных данных, содержащих одновременно следующие файлы: файл подписанного электронного документа (возможные форматы: XML, PDF, DOC, и др.) и файл электронной подписи, которой подписан представляемый электронный документ (возможные форматы: P7S, SIGN, SIG, SGN и др.); либо в формате одного электронного документа, когда подписанный электронный документ содержит присоединенную или встроенную электронную подпись. При этом не допускаются корректировка электронного документа (электронная подпись становится недействительной), а также распечатывание и сканирование электронного документа (электронная подпись пропадает).

В пункте 4.7.8 Положения заказчиком указаны случаи отклонения заявок на участие в закупке, в том числе, заявка отклоняется в случае несоответствия документов требованиям действующего законодательства по форме и (или) содержанию, несоответствия заявки требованиям документации о закупке, извещения об осуществлении закупки, в том числе по составу, содержанию, форме, порядку предоставления сведений и документов (подпункт б пункта 4.7.8 Положения).

В соответствии с итоговым протоколом №2023/2-2/2 от 12.12.2022 г. заявка заявителя (номер заявки 20171) признана заказчиком несоответствующей требованиям документации о закупке по следующему основанию: Справка из налогового органа, представленная в соответствии с п.3.2.1(в)5, не соответствует требованиям п.2.8.5(б) документации о закупке (отсутствует файл электронной подписи). Заявка отклонена в соответствии с п.2.9.3(б,л) документации о закупке.

Пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Подпункт б пункта 2.8.5 документации о закупке предусматривает следующее В случае если в составе заявки представляются документы, выданные органами исполнительной власти (например: уведомления, справки, и др.), информация о передаче документов в органы исполнительной власти или о приемке документов органами исполнительной власти (например: отметка налоговой службы о приемке/регистрации документа, подтверждение сдачи бухгалтерской (финансовой) отчетности, и др.), документы иных юридических и/или физических лиц (договоры, соглашения, деловая переписка, сертификаты об обучении, справки, и др.), такие документы и информация должны быть представлены следующим способом: документ, первоисточник которого сформирован в форме электронного документа, – в виде совокупности электронных данных, содержащих одновременно следующие файлы: файл подписанного электронного документа (возможные форматы: XML, PDF, DOC, и др.) и файл электронной подписи, которой подписан представляемый электронный документ (возможные форматы: P7S, SIGN, SIG, SGN и др.); либо в формате одного электронного документа, когда подписанный электронный документ содержит присоединенную или встроенную электронную подпись. При этом не допускаются корректировка электронного документа (электронная подпись становится недействительной), а также распечатывание и сканирование электронного документа (электронная подпись пропадает).

В пункте 5 раздела «Документы, подтверждающие соответствие участника установленным требованиям» документации (п.3.2.1(в)5), заказчиком установлено требование о предоставлении участником закупки в составе заявки Справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, выданная налоговым органом не ранее чем за 20 дней ДО даты опубликования (ВКЛЮЧИТЕЛЬНО) извещения об осуществлении закупки, подтверждающая отсутствие задолженности по налогам, сборам и иным платежам на момент проведения закупочных процедур, содержащая реквизиты выдавшего справку налогового органа: печать, оттиск, иное (представляется в соответствии с требованиями п.2.8.5 документации о закупке).

Согласно пояснениям заказчика, заявка заявителя, состоящая из пакетов электронных документов подписана исключительно электронной подписью Заявителя, однако, это не соответствует требованиям действующего законодательства об электронной подписи. Представленная участником справка из налогового органа не содержит ни встроенную, ни отсоединенную электронную подпись лица, которое подписало электронный документ (представителя ИФНС).

Вместе с тем, проанализировав заявку заявителя, Комиссией установлено, что в составе заявки представлены квитанция о приеме налоговым органом, а также справка № 268346 от 02.12.2022 г., выданная Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Татарстан, которые содержат встроенные электронные подписи налогового органа, выдавшего указанные справку и квитанцию (по системе электронного документооборота «СБИС»), и электронную подпись ООО «ДЕПО ТРАКЦЕНТР». Данные документы представлены заявителем в формате pdf-файла одним документом.

Таким образом, учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что заявка заявителя соответствовала требованиям, установленным заказчиком в документации о закупке.

В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В рассматриваемом случае, отклонение заказчиком заявки заявителя при условии, что данная заявка и сам заявитель соответствовала требованиям заказчика, указанным в документации о закупке, является неправомерным, ограничивает конкуренцию и не отвечает принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Кроме того, Комиссией не установлено, что у заявителя имеется задолженность по налогам и сборам, в связи с чем отклонение заявки ООО «ДЕПО Тракцентр» является неправомерным.

Довод заявителя признан обоснованным.

Заказчиком нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 4.7.8 Положения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «ДЕПО ТРАКЦЕНТР» (вх. №15555/ж от 16.12.2022г.) на действия заказчика АО «Сетевая компания» при проведении закупки №32211885311 на предмет: «2023/2-2 Поставка запасных частей и материалов для проведения ремонта и технического обслуживания автотранспортных средств силами филиалов АО "Сетевая компания"», обоснованной.

Признать заказчика АО «Сетевая компания» нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», пункта 4.7.8 Положения о закупке АО «Сетевая компания».

Выдать заказчику АО «Сетевая компания» предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм действующего законодательства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны