Решение №АЯ-08/13809 Решение по делу №016/05/5-1084/2020 о нарушении законодатель... от 14 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх.№ АЯ-08/13809 от 14.10.2020

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении Законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев материалы дела в отношении ИП Юдина Игната Васильевича по факту размещения рекламы с текстом: «<….>», в поисковой системе Яндекс, что имеет признаки нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

В ходе проведения государственного надзора в сфере рекламы Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление) был установлен факт распространения рекламы с текстом: «<….>», в поисковой системе Яндекс, что имеет признаки нарушения Закона «О рекламе».

Фотоизображения Рекламного объявление представлено ниже:

<….>

<….>

<….>

В пункте 1 статьи 3 Закона «О рекламе» дано понятие рекламы — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно части 6 статьи 5 Закона «О рекламе», в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Таким образом, данное положение Федерального закона «О рекламе» запрещает использовать в рекламе бранные слова, непристойные образы, сравнения, выражения, оскорбительные образы, сравнения, выражения.

К бранным словам относятся нецензурные слова, а также к таким словам, по мнению специалистов ФАС России, могут быть отнесены слова и выражения, которые используются в качестве ругательств или оскорбления.

К непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.

Вопрос отнесения изображений, слов и иных образов к оскорбительным носит субъективно-оценочный характер, который основан на восприятии данной информации каждым индивидуумом в отдельности. При этом очевидно, что восприятие одной и той же информации разными людьми может отличаться в зависимости от личностных характеристик субъекта (возраста, образования, воспитания, семейных устоев, места проживания и прочее).

Соответственно, возможна ситуация, когда одна и та же реклама оценивается неоднозначно с точки зрения ее этичности различными категориями населения. При этом, по мнению ФАС России, для признания рекламы неэтичной не требуется получение единогласного мнения или мнения абсолютного большинства потребителей рекламы, достаточно установить наличие значимого количества людей, воспринимающих рекламу как неэтичную.

Также, согласно официальным разъяснениям Роскомнадзора, размещенным на сайте <….> : «При этом не относятся к нецензурным словам и выражениям неприличные и грубо-просторечные слова и содержащие их выражения. Вместе с тем, использование таких слов и выражений в средствах массовой информации также недопустимо в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации».

Так, согласно словарю Ожегова: Хрен, -ф (-у), муж. Растение сем. Крестоцветных с корнем, содержащим едкое эфирное масло, а также корень этого растения, употребляется как приправа к пище.

Очевидно, что использование слова «Охрененный» рекламодателем не означает, что ботинок сделан из хрена или обладает какими-либо его качествами. Следовательно, рекламодатель использовал другой смысл.

Слова, производные от слова «хрен», употребляются в речи в качестве ругательных, являются грубыми, непристойными и не применяются в обычной речи. Подтверждением данного утверждения является то, что слова «хреновый», «охрененнный» и прочие выражения, не употребляются в рабочей сфере, в нормативно-правовых актах, не используются при детях, в переговорах, их неприемлемо использовать учителям при общении с детьми, продавцам при общении с покупателями (купите эту «охрененную колбасу» звучит очень грубо), врачами во время приема и в любой другой сфере деятельности, которая не предполагает использование жаргонизмов и эвфемизмов.   

Таким образом, слово «охрененный» в данном контексте является неуместным и могло быть заменено любым другим цензурным синонимом (отличный, прекрасный, качественный, красивый).

Также на заседании Экспертного совета по применению законодательства о рекламе и антимонопольного законодательства при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 11.06.2020 было установлено, что реклама с текстом: «<….>» содержит бранные слова, чем нарушает часть 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Ботинок рекламировался на сайте <….>. Продажа обуви из этого сайта осуществляется в шоу-румах по двум адресам:

<….>;

<….>.

В Политике Конфиденциальности от 03 мая 2018 года представленной на сайте <….> в пункте 1.1.1. дано понятие «Администрация сайта Интернет-магазина (Администрация сайта)» - уполномоченные сотрудники на управления сайтом, действующие от имени ИП Юдин Игнат Васильевич, которые организуют и (или) осуществляет обработку персональных данных, а также определяет цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

А также для оформления заказа и (или) заключения Договора купли-продажи товара дистанционным способом заключается договор с ИП Юдиным Игнат Васильевичем согласно пункту 4.1.1 Политики Конфиденциальности.

Согласно ЕГРЮЛ основной вид деятельности ИП Юдина Игната Васильевича является пошив обуви и различных дополнений по индивидуальному заказу населения, а дополнительным видом деятельности – торговля розная обувью и изделиями из кожи в специализированных магазинах.

А также согласно акту осмотра от 28 мая 2020 года, сайт принадлежит ИП Юдину Игнату Васильевичу.

Из положения части 7 статьи 38 Федерального Закона «О рекламе» следует, что за нарушение  требований, установленных частью 2 статьи 20 Закона «О рекламе» несет ответственность рекламодатель.

Статьей 3 Закона «О рекламе» установлено, что рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, то есть ИП Юдин Игнат Васильевич.

В связи с тем, что ИП Юдин Игнат Васильевич не зарегистрирован на территории Республики Татарстан реклама могла распространяться в других субъектах Российской Федерации, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, на основании пункта 3.34 приказа ФАС России от 23.11.2012г. № 711/12 «Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» и в соответствии с пунктом 6 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006г. № 508, были получены полномочия (№ДФ/66085/20 от 04.08.2020г.) по возбуждению и рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении  ИП Юдина Игната Васильевича, <….>).

В целях оповещения ИП Юдина Игната Васильевича о рассмотрении в отношении него дело о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе, Управлением было направлено определение о возбуждении (исх.№АЯ-08/10515 от 07.08.2020) о месте и времени рассмотрения дела на 02 сентября 2020 года в 14 час. 00 мин. Согласно почтовому идентификатору 80083951991364 письмо получено ИП Юдиным И.В. 28 августа 2020 года.

Управлением были направлены определения о продлении (исх.№АЯ-08/12125) и отложении (исх.№АЯ-08/12126) рассмотрения дела на 30 сентября 2020 года в 13 час. 00 мин. Согласно почтовому идентификатору 80085952682920 письмо получено ИП Юдиным И.В. 18 сентября 2020 года.

Таким образом, ИП Юдин Игнат Васильевич надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела. Однако на Комиссии не явился, письменные пояснения не давал.

Ввиду изложенного и на основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе, а также в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

 

Признать рекламу с текстом: «<….>», распространенную в поисковой системе Яндекс ненадлежащей, не соответствующей требованиям части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ «О рекламе».

Рекламодателем признать ИП Юдина Игната Васильевича (<….>).

Выдать ИП Юдину Игнату Васильевичу (<….>) предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации о рекламе.

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны