Решение №СП-05/11241 РЕШЕНИЕ по делу №016/01/11-352/2019 от 31 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №СП-05/11241 от 31.07.2019

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №016/01/11-352/2019 в отношении ООО «Бугульма-Водоканал» (ИНН 1645016886), ООО «Сантехниксервис» (ИНН 1645016251) и ООО «КПК-Сервис» (ИНН 1655178572) по признакам нарушения части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в достижении соглашения, ограничивающего конкуренцию,

УСТАНОВИЛА:

На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 10.01.2019  №01/5-пр «О проведении плановой документарной и выездной проверки» была проведена плановая документарная и выездная проверка в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Бугульма-Водоканал» (423230, Республика Татарстан, г. Бугульма, ул. Климента Ворошилова, д.10, ИНН 1645016886, КПП 164501001, ОГРН 1031610005745, дата внесения записи в ЕГРЮЛ 26.12.2003), в результате которой было выявлено следующее.

21.02.2017 года был заключен договор купли-продажи между ООО «Сантехниксервис» (ИНН 1645016251) и ООО «Бугульма-Водоканал» (ИНН 1645016886), в котором продавцом выступало ООО «Бугульма-Водоканал», а покупателем – ООО «Сантехниксервис».

Согласно данному договору, продавец обязан передать покупателю:

 земельный участок, из категории земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование: под административное здание, общей площадью 2259 кв, м, находящиймя по адресу: Республика Татарстан, город Бугульма, ул. Ворошилова, дом 10 (десять), кадастровый номер земельного участка 16:46:030155:0034, принадлежащий продавцу на праве собственности на основании договора купли-продажи от 29 мая 2009 года

размещенное на нем здание – административно-бытовой корпус с пристроем (далее – здание), трехэтажное, общей площадью 1298,9 кв. м, кадастровый номер <...> :46:030155:0034:0080, инвентарный № 10407, лит. А, А1, принадлежащее продавцу на праве собственности на основании договора купли-продажи земельного участка и здания от 29 мая 2009 года.

Согласно договору, покупатель обязан принять и уплатить за земельный участок и здание 10736360 (десять миллионов семьсот тридцать шесть тысяч триста шестьдесят) рублей 99 копеек. Стоимость земельного участка – 2360000 (два миллиона триста шестьдесят тысяч) рублей 00 копеек. Стоимость здания – 8376360 (восемь миллионов триста семьдесят шесть тысяч триста шестьдесят) рублей 99 копеек.

Позднее был заключен договор аренды здания № 1 от 09.03.2017, между названными лицами. Где арендатором является ООО «Бугульма-Водоканал», а арендодателем – ООО «Сантехниксервис». Порядок расчетов установлен пунктом 3 договора.

Согласно пункту 3.1. договора, размер арендной платы рассчитывается исходя из занимаемой площади и затрат Арендодателя, при этом часть затрат, оплачиваемых Арендатором за все здание подлежит возмещению Арендодателем путем исключения из суммы арендной платы. Окончательный расчет стоимости аренды по договору осуществляется Арендодателем на основании фактически подтвержденных Арендатором затрат за весь период действия договора.

Согласно п. 3.2.  договора, арендная плата вносится Арендатором по требованию Арендодателя либо совершается зачет однородных требований.

Согласно п. 3.3. договора, Расходы Арендатора на выполнение ремонта здания, а также на его содержание засчитывается в счет погашения арендной платы.

Платежные документы между ООО «Сантехниксервис» и ООО «Бугульма-Водоканал» во исполнение указанного договора в адрес Татарстанского УФАС не представлены.

На более поздний период были заключены аналогичные договоры: договор аренды здания № 1 от 08 января 2018 года, договор аренды № 2 от 01 декабря 2018 года. Данные правоотношения между организациями по поводу земельного участка и здания, расположенного на нем, вызывают сомнения, так как не ясна экономическая целесообразность последовательности совершенных сделок.  

Согласно части 1 статье 170 Гражданского Кодекса Российской Федерации, мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна.

Согласно части 2 той же статьи, притворная сделка, то есть сделка, которая совешена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа и содержания сделки применяются относящиеся к ней правила.

Ввиду отсутствия правовой и экономической целесообразности в вышеописанных действиях лиц, инспекция пришла к выводу о том, что данные сделки были совершены с целью прикрыть другую сделку, либо без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, для вида.

Указанные обстоятельства, в свою очередь свидетельствуют о возможном наличии устной согласованности между ООО «Бугульма-Водоканал» и ООО «Сантехниксервис», так как описанная конструкция отношений между организациями по вопросу передачи вещных прав на недвижимое имущество не способна удовлетворить ни один экономический или юридический интерес, не противоречащий требованиям российского законодательства.   

При этом стоит отметить, что основным видом деятельности ООО «Сантехниксервис», согласно выписке ЕГРЮЛ от 24.01.2019 является Производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем и систем кондиционирования воздуха. Фактически данная деятельность является сопутствующей деятельности, осуществляемой ООО «Бугульма-Водоканал».

Следовательно, данные обстоятельства способствуют сокращению числа хозяйствующих субъектов, а также имеют возможность ограничивать допуск на рынок осуществления санитарно-технических работ в целях водоснабжения, водоотведения и осуществления технологического присоединения к сетям водоснабжения.

Согласно части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения:

1) о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);

2) об экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении хозяйствующим субъектом различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

3) о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка;

4) об установлении условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях.

Исходя из вышеизложенного, учитывая сомнительность конструкций гражданско-правовых отношений, существующих между ООО «Бугульма-Водоканал», образование которых возможно только при наличии устного соглашения, а также учитывая создание указанными организациями обстоятельств, при которых сокращается число субъектов, осуществляющих санитарно-технические работы в целях водоснабжения, водоотведения и осуществления технологического присоединения к сетям водоснабжения,  инспекция  пришла к выводу о наличии в действиях ООО «Бугульма-Водоканал» и ООО «Сантехниксервис» признаков нарушения части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, что выразилось в достижении соглашения, ограничивающего конкуренцию.

Кроме того, в ходе проверки 11.01.2019 было выявлено, что в здании на первом этаже расположена организация ООО «КПК Сервис». Согласно лицензии № 007593-Р от 08 июня 2011 года по осуществлению деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений, расположенной на стенде у входа в офис данной организации, ООО «КПК Сервис» вправе устанавливать и изготавливать приборы учета для сетей водоснабжения. Следовательно, заявителям, как и в случае с ООО «Сантехниксервис», целесообразно обращаться также и в ООО «КПК Сервис», что в свою очередь приводит к потере спроса у иных организаций, осуществляющих санитарно-технические работы и не расположенные в здании ООО «Бугульма-Водоканал».

Информация и документы по взаимоотношениям между ООО «Бугульма-Водоканал» и ООО «КПК Сервис» в материалах проверки отсутствуют. Также отсутствуют документы, подтверждающие наличие прав ООО «КПК Сервис» на занимаемое в здании помещение.

Таким образом, инспекция приходит к аналогичному выводу  о наличии в действиях ООО «Бугульма-Водоканал» и ООО «КПК Сервис» признаков нарушения части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, что выразилось в достижении соглашения, ограничивающего конкуренцию.

На основании вышеизложенного издан Приказ Татарстанского УФАС от 10.04.2019 г. №  01/169-к о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении нарушения ООО «Бугульма-Водоканал» (ИНН 1645016886), ООО «КПК-Сервис» (ИНН 1655178572) и ООО «Сантехниксервис» (ИНН 1645016251) по признакам нарушения части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в достижении соглашения, ограничивающего конкуренцию.

В ходе рассмотрения дела №016/01/11-352/2019 со стороны участников по указанному делу были представлены письменные пояснения относительно обстоятельств дела, а также представлены запрошенные документы. В результате, Комиссией Татарстанского УФАС России было установлено следующее.

В соответствии с представленной информацией, ООО «Бугульма-Водоканал» предоставляет услуги по водоснабжению и водоотведению в г. Бугульма Республики Татарстан. В рамках подключения к системе водоснабжения и водоотведения ООО «Бугульма-Водоканал» осуществляет установку соответствующих приборов учета. При этом установкой приборов учета вне рамок подключения к сетям ООО «Бугульма-Водоканал» указанная организация не занимается. Основную долю абонентов, с которыми заключены договоры по предоставлению услуг водоснабжения и водоотведения, составляют управляющие организации и индивидуальные домовладения, входящие в частный сектор. К абонентам, которым ООО «Бугульма-Водоканал» предоставляет услуги водоснабжения и водоотведения, в частности относятся следующие управляющие компании: УК «ЖЭУ №1», УК «Новая Бугульма», УК «Наш дом-2», УК «ЖЭУ №3», ТСЖ «УЮТ», УК «УЮТ-4», ТСЖ «ТАН», УК «ТАН», УК «ЖЭУ №6», УК «ЖЭУ – 6», ТСЖ «Салават-6», УК «СПЕКТР», ТСЖ «Нефтяник», УК «Нефтяник», ТСЖ «Восточный», УК «ПЖУ», УК «Спутник», УК «Спутник 1», УК «Уютный», ТСЖ «Поляна».  

Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что в 2018 году ООО «Бугульма-Водоканал» было заключено 95 договоров на подключение к системе водоснабжения и 19 договоров на подключение к системе водоотведения.

Согласно информации и документам, представленным со стороны ООО «Сантехниксервис», основным видом деятельности ООО «Сантехниксервис» является производство санитарно-технических работ. В рамках осуществления своей деятельности в период с 2016-2018 гг. ООО «Сантехниксервис» заключило 64 договора по производству различного вида санитарно-технических работ. Стоит отметить, что среди получателей указанных услуг отсутствуют управляющие компании.

Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что между ООО «Бугульма-Водоканал» и ООО «Сантехниксервис» заключен договор аренды здания №1 от 09.03.17г. В соответствии с информацией, представленной ООО «Бугульма-Водоканал», оплата по указанному договору не производилась. Факт наличия задолженности подтверждается актом сверки взаимных расчетов между организациями. При этом согласно пояснениям ООО «Бугульма-Водоканал» указанная задолженность, а также невозможность ее погашения обусловлены наличием дебиторской задолженности ООО «Бугульма-Водоканал», в связи с наличием долга абонентов предоставляемых услуг водоснабжения и водоотведения. Размер дебиторской задолженности по состоянию на 2019 год составляет 105 336 164, 20 рубля.  

Таким образом, не подтвержден факт наличия устного соглашения между ООО «Бугульма-Водоканал» и ООО «Сантехниксервис» в нарушение ч.4 ст.11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Что касается наличия признаков наличия соглашения между ООО «Бугульма-Водоканал» и ООО «КПК - Сервис», Комиссией Татарстанского УФАС России установлено отсутствие каких-либо договорных отношений между указанными организациями. Также не установлено наличие договорных отношений между ООО «КПК - Сервис» и ООО «Сантехниксервис».

В соответствии с письменными пояснениями, а также документами, представленными со стороны ООО «КПК -  Сервис», установлено, что в период 2016-2018 гг. ООО «КПК - Сервис» фактически осуществлял следующие виды деятельности: техническое обслуживание и ремонт приборов учета тепловой энергии, холодного и горячего водоснабжения и торговлю оптовую прочими автотранспортными средствами, кроме пассажирских, за вознаграждение или на договорной основе.

Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что ООО «КПК - Сервис» осуществляет свою деятельность не только на территории г. Бугульма, а также на территории следующих населенных пунктов: г. Бавлы, г. Азнакаево, пгт. Актюба, г. Чистополь, г. Казань.

Таким образом, охват территории, на которой предоставляет свои услуги ООО «КПК-Сервис» значительно превышает территорию оказания услуг со стороны ООО «Бугульма-Водоканал».

Согласно информации, представленной ООО «Сантехниксервис» и ООО «КПК-Сервис», на настоящий момент в здании, расположенном по адресу: Республика Татарстан, г. Бугульма, ул. Ворошилова, д.10, принадлежащем ООО «Сантехниксервис» на праве собственности, ООО «КПК-Сервис» не располагается. В соответствии с договором аренды нежилого помещения №10/18 от 01.09.2018г., заключенным между ООО «ВАЛЮР» и ООО «КПК-Сервис», ООО «КПК-Сервис» арендует нежилое помещение, расположенное по адресу: Республика Татарстан, г.Казань, ул.Н.Ершова, д.31 «В». Иными помещениями ООО «КПК-Сервис» не пользуется.

Таким образом, не подтверждается факт наличия соглашения между ООО «Бугульма-Водоканал» и ООО «КПК-Сервис», а также между ООО «КПК-Сервис» и ООО «Сантехниксервис».

Учитывая изложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России пришла к выводу об отсутствии в действиях ООО «Бугульма-Водоканал» (ИНН 1645016886), ООО «Сантехниксервис» (ИНН 1645016251) и ООО «КПК-Сервис» (ИНН 1655178572) признаков нарушения части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135- ФЗ «О защите конкуренции», в части достижения соглашения, ограничивающего конкуренцию.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Рассмотрение дела №016/01/11-352/2019, возбужденного в отношении  ООО «Бугульма-Водоканал» (ИНН 1645016886), ООО «Сантехниксервис» (ИНН 1645016251) и ООО «КПК-Сервис» (ИНН 1655178572) по признакам нарушения части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», прекратить.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны