Решение №ВЧ-08/4167 РЕШЕНИЕ по делу №016/05/5-361/2024 о нарушении законодательс... от 27 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №ВЧ-08/4167 от 27.04.2024 г.

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев материалы дела в отношении ООО «Лидер» (ИНН: 6324112629) по факту распространения в поисковой системе «Яндекс» рекламы с текстом: «Ставка от 4% в месяц. До 3 млн. руб! Онлайн заявка 5 минут! · Легковое, грузовое авто. Спецтехника. Работаем по ФЗ. 24/7. Калькулятор. Авто у вас · Финансовые услуги оказывает: ООО "АВТО ЛОМБАРД ЛИДЕР", ПАО Сбербанк», что является нарушением пунктов 2 и 6 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 1, 3 и 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),

в присутствии:

- представителя ООО «Лидер» по доверенности <…>.

УСТАНОВИЛА:

В ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан были выявлены признаки нарушения по факту распространения в поисковой системе «Яндекс» рекламы с текстом: «Ставка от 4% в месяц. До 3 млн. руб! Онлайн заявка 5 минут! · Легковое, грузовое авто. Спецтехника. Работаем по ФЗ. 24/7. Калькулятор. Авто у вас · Финансовые услуги оказывает: ООО "АВТО ЛОМБАРД ЛИДЕР", ПАО Сбербанк», содержащей признаки нарушения Закона «О рекламе».

Изображение рекламного объявления представлено ниже:

<…>

Представленное рекламное объявление «кликабельное», при переходе открывается сайт: https://lider-kzn.ru/?yclid=8111836811301486591.

Изображения содержания сайта представлены ниже:

<…>

Согласно части 1 статьи 3 Закона «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования являются услуги по предоставлению займов.

Дата фиксации рассматриваемого рекламного объявления: 20.03.2024г.

Информация со сведениями: «Ставка от 4% в месяц. До 3 млн. руб! Онлайн заявка 5 минут! · Легковое, грузовое авто. Спецтехника. Работаем по ФЗ. 24/7. Калькулятор. Авто у вас · Финансовые услуги оказывает: ООО "АВТО ЛОМБАРД ЛИДЕР", ПАО Сбербанк» в силу статьи 3 Закона «О рекламе» является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к услугам, которые оказывает рекламодатель.

При этом, как следует из фактических обстоятельств, рекламное объявление, размещенное в сети Интернет, представляет собой текстовое сообщение небольшого размера, с помощью которого пользователь может перейти на сайт лица, разместившего объявление. Само объявление не может рассматриваться отдельно от сайта, на который он ведет, и не является сам по себе основанием для принятия лицом, его увидевшим, решения воспользоваться услугой либо приобрести товар.

Как следует из фактических обстоятельств, рекламное объявление, размещенное в сети Интернет, представляет собой текстовое сообщение небольшого размера, с помощью которого пользователь может перейти на сайт лица, разместившего объявление. Само объявление не может рассматриваться отдельно от сайта, на который он ведет, и не является сам по себе основанием для принятия лицом, его увидевшим, решения воспользоваться услугой либо приобрести товар.

Исходя из содержания рекламы, можно прийти к выводу, что данная реклама направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, а именно- потребителей (физических лиц), которые в свою очередь являются менее защищенной категорией. Спорная реклама сформирована таким образом, что у потребителя, ознакомившегося с данной рекламой, создается впечатление (должно создаваться впечатление) о том, что объектом рекламирования является именно услуга по предоставлению денежных средств (заем) и возможность их получения у рекламодателя.

Согласно информации, размещенной на сайте по адресу https://lider-kzn.ru/?yclid=8111836811301486591, лицом, в интересах которого распространяется реклама, является ООО «Лидер» (ИНН: 6324112629).

Кроме того, при переходе на вкладку «О рекламодателе» открывается сайт https://yandex.ru/ads/advertiser_info/WXuejI_zOoVX2Ldy0OKG00FUSYOQbKgbKga4mGHzFfSxUxRVkVE6Er-_u_M6EzmY73Hg96jLQ4Y07J1biqQ0DH6SZ2dz1ZYxaAmBWuwZamlJOTpX4B0GdQq0Xra-fXYTEC4n01LMW9O1AB02j0n0VHMWPG1gBq2xG8ye1MWNw75NW1QQypobk7CwdK006mDaM7A-8OJT6VaGRdxmvhi7xWt5dVOJwipl-xQZJkZqpfzrD9_cq-aTVTxtr6bBRGbmi1WW_lZoP6otOxpn-iKiLQI4c06XAhlPZwvYjBvKrLA8PJPU60eGeHlYUAS67gBLi3VLm4Eq6hPEPyUiN18o8pJS70yoQnIm6HvX00eiW6tEbm1AhFgmc6YbH3B5A6mjR4N1nP0nGEaw7fEEnQBntHPWFZR0mNG5s99010cgTcHJRrdM_C9eSc4qTmfQT2y_d02M9iGFzeDJFlwNsXVaUwbzGJvtgSVKtvk6WdTVIv_Ds9-bpsOiq-p98fdbfhQDLdDCCaWtqlGOPilq1uG6uxHXETAxx_DbZ_L4ySwJFToFBp4_fZtOW5ti29J_5XasIUBbjxIkwuo6JP9uUQr72_ooTgH7uUIK8bafIEgiaKSmsBIayk-CEN-4OLbY81Ry04JL-fROYZMihJ3S5-Pkv3dB12t9xpEk2eBhTPsAKVZ31tLB5zmtgh8TA0dAP_wajQxYdrtGq1mtXsgrAP580G00~2?etext=2202.GvICZRIOVU1U_cfSsxMFwWWifeMZ74zh0bt81j07ssWKEVdAbkRslx8sC78AMM_CaHBxYmp1aWhuZGxheXF0aw.040095f604bf7b7b38376abd2f0d69c6745027a4&from=ya.ru%3Bsearch%26%23x2F%3B%3Bweb%3B%3B0%3B&q=займ+под+птс+в+казани, согласно которому рекламодателем рассматриваемого рекламного объявления является ООО «Лидер» (ИНН: 6324112629). Также, в соответствии с ответом, представленным ООО «Яндекс», рассматриваемое рекламное объявление размещено в рамках договора, заключенного между Яндексом и ООО «Лидер» на условиях Оферты.

1. Рассматриваемая рекламная информация содержит лишь часть условий по предоставлению займа, а именно: минимальную процентную ставку - от 4% до 8% в месяц, сумму – от 50 тыс. руб. до 3 млн. руб., срок предоставления займа: от 30 дней до 36 месяцев. При этом, иные существенные условия предоставления займа, такие, как порядок процентной ставки и иные условия в данной рекламе не указаны.

При этом, на сайте имеются записи «Условия договора» и «График Платежей», которые выглядят как вкладки, однако являются не кликабельными, не активными.

Исходя из анализа положений Федерального закона «О рекламе», целью рекламы является не просто продвижение соответствующего товара (работы, услуги), а доведение до потребителя всех необходимых сведений, способных вызвать у ее потребителя правильное (неискаженное) представление об объекте рекламирования. Поскольку распространенная реклама финансовой услуги направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие всех существенных условий предоставления кредита может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой финансовой услугой.

Указанная норма пункта 10 части 4 статьи 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» предусматривает обязанность кредитора размещать в составе информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита (займа) диапазоны значений полной стоимости потребительского кредита (займа), определенных с учетом требований данного Закона по видам потребительского кредита (займа).

Соответственно, в рекламе услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, должны содержаться иные условия оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

При этом, вышеуказанная реклама не содержит ряд условий, а именно- подробную информацию о фактической стоимости кредита для заемщика, условия предоставления финансовой услуги, процентной ставки, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита.

Согласно пункту 28 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 г. №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара, однако, при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом «О рекламе» к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Так, например, указывая в рекламе минимальную процентную ставку (от 4 %), сумму займа (до 3 млн. руб.),  рекламодатель привлекает внимание к финансовым услугам, вместе с тем, информация о том, что процентная ставка тесно взаимосвязана с иными критериями: максимальная процентная ставка и порядок ее определения; срок, на который предоставляется займ, отнесение физических лиц к различным сегментам- является существенной, и ее отсутствие в любом случае вводит потребителей в заблуждение относительно возможности получения кредита на условиях, указанных в рекламе. Данные условия являются существенными и влияют как на стоимость займа, так и на окончательную сумму расходов потребителя, воспользовавшегося предложением.

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

На основании вышеизложенного, Комиссия Татарстанского УФАС России пришла к выводу о нарушении части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Закона «О рекламе».

Согласно части 7 статьи 5 Закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, содержит информацию о процентных ставках, такая реклама должна содержать информацию, указанную в пункте 10 части 4 статьи 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)». Указанная информация должна предоставляться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым отображается информация о процентных ставках.

2. Учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе, в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту, рекламирования в целом.

Следует отметить, что в соответствии со статьей 336 ГК РФ предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права, на которое может быть обращено взыскание.

Паспорт транспортного средства (далее ПТС) является документом, который, в свою очередь, предназначен для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также для идентификации самого транспортного средства.

Вместе с тем, ПТС должен храниться у собственников либо владельцев транспортных средств.

Из смысла вышеуказанной нормы, регулирующего такую меру обеспечения исполнения обязательства как залог имущества усматривается, что таким предметом может быть имущество, за счет которого в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства должником, кредитор может получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества.

Таким образом, предмет залога должен иметь стоимостную оценку, тогда как ПТС является документом, не имеющим стоимостной оценки. Следовательно, финансовая организация не сможет получить удовлетворение требований из стоимости ПТС в случае ненадлежащего исполнения или неисполнения заемщиком своих обязательств.

При таких обстоятельствах, следует вывод о том, что ПТС не может являться предметом залога по договору займа.

Как видно из материалов дела, информация, отраженная в рекламе, является недостоверной, поскольку доводятся не соответствующие действительности сведения о предмете залога по договору займа (Паспорт транспортного средства).

Кроме того, в рекламном объявлении указана информация относительно срока предоставления займа: «от 30 дней до 36 месяцев», вместе с тем, на сайте представлена информация, в которой указано, что срок предоставления займа: «от 14 дней до 36 месяцев». Таким образом, информация, размещенная в рекламном объявлении не соответствует информации, отраженной на самом сайте.

Недостоверной является также информация относительно организации, оказывающей финансовые услуги, поскольку в самой рекламной информации указано, что финансовые услуги оказывает ООО «Авто Ломбард Лидер», ПАО «Сбербанк». При этом, на сайте указано, что услуги оказываются финансовыми организациями: ООО МФО «ЦРВИ» и другие.

Вышеизложенное является нарушением пункта 2 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе».

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

3. Согласно пояснениям Общества, ООО «Лидер» осуществляет деятельность по финансовой аренде- лизингу.

При этом, представитель Общества пояснил, что ООО «Лидер» не является финансовым учреждением, не выдает кредитов и займов, а оказывают содействие в подборе финансовых услуг и организаций, финансовые консультации.

Довод Общества о том, что указанные в рекламе услуги не являются финансовыми и носят справочный характер, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку содержащаяся в рекламе информация об условиях получения кредита направлена исключительно на формирование интереса потребителя к товару (займу) и условиям, на которых он реализуется, следовательно, объектом рекламирования является финансовая услуга, реклама которой должна соответствовать требованиям статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

ООО «Лидер» не является кредитной организацией или некредитной финансовой организацией, сведения о данной организации отсутствуют в государственных реестрах Банка России, что противоречит части 14 статьи 28 закона «О рекламе».

Согласно части 14 статьи 28 закона «О рекламе», если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

Соответственно, финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых информационно-консультационных услуг.

4. В самой рекламной информации указано, что финансовые услуги оказывает ООО «Авто Ломбард Лидер», ПАО «Сбербанк». При этом, на сайте указано, что услуги оказываются финансовыми организациями: ООО МФО «ЦРВИ» и другие.

Наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий. Так, рассматриваемое рекламное объявление противоречит требованиям части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Согласно части 1 статьи 28 Закона «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

5. Кроме того, в на сайте содержится информация «Вы гарантированно возьмете деньги под ПТС автомобиля в Казани…», «Любая кредитная история», что, соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», признается недостоверной, поскольку содержит не соответствующие действительности сведения о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара.

Фотоизображение представлено ниже:

<…>

Согласно пункту 6 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара.

На основании вышеизложенного, рассматриваемое рекламное объявление является нарушающим требования пунктов 2 и 6 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 1, 3 и 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»

Из положения части 6 статьи 38 Закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных частями 3, 7 статьи 5, статьей 28 Закона «О рекламе» несет ответственность рекламодатель.

В соответствии со статьей 38 Закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, предусмотренных вышеуказанными нормами, несет ответственность рекламопроизводитель, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Согласно пункту 6 статьи 3 Закона «О рекламе» рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Согласно пункту 7 статьи 38 Закона «О рекламе», за нарушение требований части 1 статьи 28 закона о рекламе ответственность несет рекламораспространитель.

Рекламораспространитель, согласно пункту 7 статьи 3 закона «О рекламе», - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Таким образом, ООО «Лидер» в рассматриваемом случае является рекламодателем, рекламораспространителем, и рекламопроизводителем.

Ввиду изложенного и на основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона «О рекламе», а также в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать ненадлежащей рекламу, распространенную ООО «Лидер» (ИНН: 6324112629) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - поисковой системе «Яндекс» с текстом: «Ставка от 4% в месяц. До 3 млн. руб! Онлайн заявка 5 минут! · Легковое, грузовое авто. Спецтехника. Работаем по ФЗ. 24/7. Калькулятор. Авто у вас · Финансовые услуги оказывает: ООО "АВТО ЛОМБАРД ЛИДЕР", ПАО Сбербанк», поскольку в ней нарушены требования пунктов 2 и 6 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 1, 3 и 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

Рекламодателем, рекламораспространителем, и рекламопроизводителем признать ООО «Лидер».

ООО «Лидер» выдать предписание об устранении нарушения Закона «О рекламе».

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 26 апреля 2024 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны