Решение №АР-05/5460 Решение по делу №016/01/10-1611/2023 от 5 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АР-05/5460 от 05.06.2024 г.

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело № 016/01/10-1611/2023 в отношении ООО «УК «ПЖКХ» (ИНН 1660274803) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в неправомерном выставлении жителям д. Змеёво Пестречинского района Республики Татарстан счетов на оплату услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами за период с 01.01.2020 года, в присутствии:

-        представителя ООО «УК «ПЖКХ»: <…> (доверенность № <…> от <…>);

-              представителя Исполнительного комитета Ленино-Кокушкинского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан: <…> (личность удостоверена паспортом, удостоверением № <…>);

-              заявителя <…> (личность удостоверена паспортом);

-              заявителя <…> (личность удостоверена паспортом);

-              заявителя <…> (личность удостоверена паспортом),

УСТАНОВИЛА:

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В рамках реализации своих функций и целей административный орган наделен рядом полномочий, определенных ст. 23 Закона о защите конкуренции,
в числе которых – недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы № 649/15 от 23.07.2015 (далее — Положение) территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Территориальный орган ФАС России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (п. 6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п. 6.5.1 Положения).

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Татарстанское УФАС России) письмами из прокуратуры Республики Татарстан поступили обращения <…> (исх. №       7-р-11771-23/13003 от 11.08.2023г., вх. № 8361 от 14.08.2023г.), <…> (исх. № 7-р-12039-23/13069 от 17.08.2023г., вх. № 8568 от 18.08.2023г.) и <…> (исх. № 7-р-12514-23/13824 от 28.08.2023г., вх. № 9014 от 29.08.2023г.) по вопросу нарушения ООО «УК «ПЖКХ» антимонопольного законодательства.

В обращении жители указывают, что контейнерная площадка в д. Змеёво, Пестречинского муниципального района отсутствует, иными способами сбор и вывоз твердых коммунальных отходов не организован. Вместе с тем, несмотря на данное обстоятельство, жителям д. Змеёво со стороны ООО УК «ПЖКХ» в апреле 2023 года была начислена плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период с 01 января 2020 года.

По результатам рассмотрения обращений, изучения представленных документов издан Приказ Татарстанского УФАС России № 01/224-к от 24.11.2023г. и создана Комиссия по рассмотрению дела № 016/01/10-1611/2023 в отношении ООО «УК «ПЖКХ» (ИНН 1660274803) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в неправомерном выставлении жителям д. Змеёво Пестречинского района Республики Татарстан счетов на оплату услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами за период с 01.01.2020 года.

В ходе рассмотрения дела № 016/01/10-1611/2023 в адрес Комиссии Татарстанского УФАС России поступили обращения <…> (вх. № 504/ж от 18.01.2024г.), <…> (вх. № 505/ж от 18.01.2024г.), <…> (вх. № 506/ж от 18.01.2024г.) на действия регионального оператора, которые выразились в начислении заявителям-жителям д. Змеёво платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период с 01 января 2020 года. Определением об отложении рассмотрения дела № 016/01/10-1611/2023 от 18.01.2024г. (исх. №АР-05/496 от 22.01.2024г.) к участию в рассмотрении дела № 016/01/10-1611/2023 в качестве заинтересованных лиц привлечены <…>, <…>, <…>.

В ходе рассмотрения дела № 016/01/10-1611/2023 в рамках предоставленных полномочий Комиссией Татарстанского УФАС России было установлено следующее.

Деревня Змеёво входит в состав «Ленино-Кокушкинского сельского поселения» Пестречинского муниципального района Республики Татарстан.

Согласно информации заявителей, Исполнительного комитета Ленино-Кокушкинского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан (далее – Исполнительный комитет, Исполком), а также ООО «УК «ПЖКХ»: контейнерные площадки, а также мешочный сбор (бестарный способ) на территории д. Змеёво отсутствуют, вывоз ТКО не осуществляется.

В ходе рассмотрения дела представитель Исполнительного комитета Ленино-Кокушкинского сельского поселения, а также заявители пояснили, что проживание на территории д. Змеёво носит сезонный характер, преимущественно в период с мая по октябрь, так как в иное время не обеспечено бесперебойное движение транспортных средств по автомобильным дорогам местного значения и отсутствуют безопасные условия для такого движения до населенного пункта д. Змеёво.

При этом, в ходе рассмотрения дела заявители неоднократно отмечали, что региональный оператор некорректно указал количество проживающих (расчетных единиц) при выставлении платы за услугу «обращение с ТКО».

Согласно информации регионального оператора, в д. Змеёво начисления по услуге «обращение с ТКО» производится по 31 лицевому счету.

В соответствии с представленными сведениями о дате, с которой ООО «УК «ПЖКХ» начало выставлять жителям д. Змеёво счета об оплате услуг по обращению с ТКО и о периоде начисления, установлено, что счета об оплате услуг по обращению с ТКО с доначислениями выставлены региональным оператором 01.03.2023г. (31 платеж) за период:

- с 01.01.2020 г. (30 платежей);

- с 01.07.2021 г. (1 платеж).      

Из предоставленных ООО «УК «ПЖКХ» пояснений следует, что «сбор и вывоз ТКО на территории Ленино-Кокушкинского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан осуществляется бестарным и тарным способом. Жители д. Змеево не лишены возможности складировать ТКО по ближайшим адресам: Пестречинский район, д. Черемышево (бестарный способ), Пестречинский район д. Салкын-Чишма, ул. Нариманова, д. 8 (бестарный способ), Пестречинский район, с. Ленино-Кокушкино, ул. Гагарина, д. 8 (тарный способ)…

…Вывоз ТКО на территории Ленино-Кокушкинского сельского поселения осуществляется согласно графику в установленном порядке: с. Ленино-Кокушкино, ул. Гагарина, д.8 – ежедневно, д. Черемышево – еженедельно в пятницу, д. Салкын-Чишма – еженедельно в пятницу».

Таким образом, позиция ООО «УК «ПЖКХ» относительно правомерности выставления жителям д. Змеёво платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО основывается на том, что жители д. Змеёво в отсутствие места (площадки) накопления ТКО в их деревне не лишены возможности пользоваться иными местами (площадками) накопления ТКО. Поэтому, как следует из информационного сообщения в квитанциях жителей деревни, ООО «УК «ПЖКХ» начислило им плату за услугу по обращению с ТКО, произведя при этом доначисления за период с 01.01.2020 года.

Более того, ООО «УК «ПЖКХ» отмечает, создание и содержание контейнерных площадок (мест накопления ТКО) площадок в соответствии с действующим законодательством не входит в обязанности регионального оператора и, соответственно, в части проведения начислений за услугу «обращение с ТКО» региональный оператор действует правомерно.

Однако, антимонопольный орган не может согласиться с указанной позицией Общества на основании следующего.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления установлены Федеральным законом от 24.06.1998 №89-Ф «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления).

Одновременно, как указано в п. 2 ст. 24.6 Закона об отходах производства и потребления, накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с Правилами № 1156 обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации 12 ноября 2016г. (далее - Правила № 1156).

Правила № 1156 устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (абз. 1 пункт 1 Правил № 1156).

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (абз. 2 пункта 4 Правил № 1156).

В соответствии с п. 1 ст. 24.6 Закона об отходах производства и потребления сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (далее – Территориальная схема).

Соглашение № 72 об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Западной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан (далее – соглашение), в том числе на территории Пестречинского муниципального района, заключено 09.11.2018 Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан с ООО «УК «ПЖКХ».

Таким образом, ООО «УК «ПЖКХ» является региональным оператором в Западной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан, соответственно, весь объем товарного рынка приходится на указанное лицо, его доля на рынке составляет 100%.

В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктом 2 Правил № 354 предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 06 мая 2011 года (далее – Правила № 354), услуга по обращению с ТКО является коммунальной услугой.

Таким образом, ООО «УК «ПЖКХ» является исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 14 ноября 2022 г. №304-ЭС22-12944 по делу № А75-7519/2021, услуга по обращению с ТКО не может считаться оказанной только ввиду образования таких отходов как неизменного фактора, сопутствующего жизнедеятельности человека, если при этом не соблюдаются требования к организации исполнения данной услуги, предусмотренные действующим законодательством.

Законом об отходах производства и потребления в преамбуле определено, что целью государственного регулирования в области обращения с отходами производства и потребления является предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Достижение указанной цели, в частности, предполагает, что движение ТКО должно контролироваться на каждом этапе, начиная от источника их образования, заканчивая утилизацией, размещением или переработкой. Одновременно любому гражданину или организации, в деятельности которых образуются такие отходы, должна быть предоставлена возможность избавления от них способом, предусмотренным законом, который, исходя из целей и принципов регулирования в области обращения с отходами производства и потребления, рассматривается как наиболее экологичный и бережный по отношению к человеку и окружающей среде.

Являясь регулируемой организацией и сильной стороной в правоотношении по обращению с ТКО по отношению к собственнику отходов, региональный оператор должен нести негативные риски своего неосмотрительного бездействия по включению соответствующих сведений в территориальную схему, а также экономического обоснования расходов на осуществление регулируемой деятельности при обращении в регулирующий орган с заявлением об установлении тарифа.

И, напротив, включение соответствующих сведений в территориальную схему в публичном порядке предполагает верификацию факта продуцирования ТКО потребителем (группой потребителей).

Другими словами, на распределение бремени доказывания факта оказания услуг по обращению с ТКО влияют две презумпции:

1) осуществление деятельности субъектом гражданского оборота (исходный факт) предполагает образование отходов (презюмируемый факт);

2) включение в территориальную схему сведений об источнике образования, месте накопления и схеме движения соответствующих отходов (исходный факт) предполагает оказание услуг по обращению с ТКО региональным оператором (презюмируемый факт).

Соответственно, для получения с потребителя (собственника ТКО) стоимости услуг по обращению с ТКО региональному оператору достаточно подтвердить факт заключения договора между ним и потребителем (путем одного подписанного сторонами документа или путем одной из фикций, предусмотренных Правилами N 1156), а также два вышеуказанных исходных факта. При таких условиях услуга предполагается оказанной региональным оператором и подлежит оплате собственником ТКО, если не будет прямо опровергнут любой из исходных или презюмируемых фактов.

В случае если место накопления ТКО и (или) источник образования отходов не включены в территориальную схему обращения с отходами, региональный оператор должен доказать факт реального оказания услуг собственнику ТКО (п. 14 «Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023).

Соответственно позиция регионального оператора о том, что услуга по обращению с ТКО считается оказанной, так как в отсутствие места накопления ТКО, предназначенного для конкретного населенного пункта, жители данного населенного пункта могут складировать отходы в иных местах, внесенных в территориальную схему, не может быть поддержана.

Из взаимосвязанных положений пункта 2 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ и пунктов 9, 13 Правил № 1156 следует, что региональный оператор осуществляет прием ТКО от потребителей в месте (площадке) накопления ТКО, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами.

В силу пункта 10 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.

Согласно пункту 3 статьи 13.3 Закона № 89-ФЗ территориальная схема обращения с отходами должна включать в том числе:

- данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации);

- данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 22.09.2018 N 1130 «О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем» территориальной схемы обращения с отходами содержит данные о нахождении мест накопления отходов (с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации) в соответствии со схемами размещения мест (площадок) накопления ТКО и реестрами мест (площадок) накопления ТКО.

Согласно пункту 5 статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ, пункту 15 Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» реестр мест накопления ТКО включает данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО, а также данные о собственниках таких площадок и источниках образования ТКО.

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.03.2018г. № 149 утверждена Территориальная схема в области обращения с отходами Республики Татарстан (далее – Территориальная схема Республики Татарстан).

Территориальной схемой Республики Татарстан не определены места (площадки) накопления ТКО для населенного пункта д. Змеёво, для места накопления по адресу: Пестречинский район, с. Ленино-Кокушкино, ул. Гагарина, д. 8 в качестве источника образования отходов д. Змеёво не значится. При этом, Территориальная схема Республики Татарстан не содержит информацию о бестарном способе сбора отходов домовладений д. Змеёво в д. Черемышево и д. Салкын-Чишма Пестречинского района.

В реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, места (площадки) накопления ТКО для населенного пункта д. Змеёво не определены.

Региональным оператором с собственниками домовладений д. Змеёво в письменной форме договоры на обращение с ТКО с указанием конкретных мест накопления ТКО не заключались.

При названных обстоятельствах, когда источник образования отходов и соответствующее место накопления ТКО территориальной схемой не определено, и между региональным оператором и потребителем в порядке, предусмотренном пунктами 8(11) - 8(14) Правил N 1156, не урегулировано условие об ином способе складирования отходов, для взыскания платы региональный оператор обязан доказать фактическое оказание услуг потребителю.

Изложенная позиция приведена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2022 N 304-ЭС22-12944.

Из указанной позиции в числе прочего следует, что при отсутствии заключенного сторонами договора в виде одного подписанного сторонами документа, содержащего все существенные условия, указанные в Правилах N 1156, юридически значимым обстоятельством является включение спорного места накопления ТКО в территориальную схему, которая должна содержать данные о нахождении источников образования отходов и мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации) (часть 3 статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ, пункты 5, 23 Правил N 1130).

Региональный оператор в силу пункта 23 Правил N 1130 имеет возможность влиять на содержание территориальной схемы.

Более того, пункт 30 Правил N 1130 в качестве одного из оснований для корректировки территориальной схемы определяет изменение условий реализации территориальной схемы, в том числе выявление новых источников образования отходов.

При этом, в силу пункта 31 Правил N 1130 региональный оператор наделен правом внести предложение по корректировке территориальной схемы в уполномоченный орган.

Однако ООО «УК «ПЖКХ», выявив в 2023 году новый источник образования отходов (населенный пункт д. Змеёво), не инициировало внесение изменений в Территориальную схему Республики Татарстан, а выставило собственникам домовладений указанного населенного пункта плату за обращение с ТКО за период с 2020 года.

Таким образом, региональный оператор должен нести негативные риски своего неосмотрительного бездействия по включению соответствующих сведений в территориальную схему.

Необходимо отметить, что если спорное место накопления отходов не включено в территориальную схему, то затраты по обращению с этими ТКО не учтены и в базовой для расчета тарифа необходимой валовой выручке (НВВ) регионального оператора, от собирания которой зависит выполнение им инвестиционных программ (раздел XI Основ ценообразования N 484, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.05.2016).

Другими словами, нарушение тарифно-балансовой схемы в результате отказа во взыскании стоимости услуг в пользу регионального оператора в этом случае не происходит, публичные интересы не нарушаются, региональный оператор обязан доказывать факт оказания услуг конкретному абоненту на общих основаниях, то есть оплате абонентом подлежат только реально оказанные ему региональным оператором услуги.

Таким образом, факт оказания услуг ООО «УК «ПЖКХ» собственникам домовладений д. Змеёво подлежит доказыванию, а сама по себе возможность потребителям осуществлять складирование ТКО в любых местах накопления ТКО, находящихся в зоне деятельности регионального оператора, не позволяет последнему требовать плату за не оказанные услуги.

Факт того, что региональный оператор не осуществляет вывоз ТКО из д. Змеёво не оспаривается сторонами по делу, кроме того указанное подтверждается маршрутным журналом по транспортированию ТКО.

Региональный оператор указывает, что услуга по обращению с ТКО надлежащим образом оказывается с контейнерной площадки из с. Ленино-Кокушкино, а также мешочным сбором из д. Черемышево, д. Салкын-Чишма.

Для регионального оператора договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным. Договор об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовой формой договора, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Типовой договор).

По Типовому договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Согласно подп. а) п. 148(22) Правил № 354, исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги. Потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право согласно подп. а) п. 148(24) указанных Правил получать в необходимых объемах коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами надлежащего качества.

Кроме того, Правилами № 354 в пункте 17 приложения №1 установлено требование к качеству коммунальных услуг в виде обеспечения своевременного вывоза твердых коммунальных отходов.

Таким образом, действующее законодательство исходит из того, что услуги по обращению с ТКО должны оказываться в объеме и надлежащего качества, необходимого для удовлетворения потребности потребителей такой услуги.

По мнению Комиссии, позиция регионального оператора о необходимости потребителям д. Змеёво осуществлять складирование ТКО в иных населенных пунктах (расстояние до ближайшей контейнерной площадки, включенной в Территориальную схему Республики Татарстан составляет более 6,1 км), а также не принятие мер по созданию условий для надлежащего качества оказания услуг по обращению с ТКО нарушает баланс интересов участников рынка и позволяет доминирующему на рынке хозяйствующем субъекту необоснованно извлекать выгоду из такого положения.

При этом, региональный оператор, выявив новый источник образования ТКО, имеет возможность оказывать услуги по обращению с ТКО одним из предусмотренных действующим законодательством способов, даже не инициируя корректировку Территориальной схемы.

В соответствии с Типовым договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления ТКО складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами:

а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);

б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором. (пункт 10 Правил №1156).

Вместе с тем по смыслу абзаца восьмого пункта 2 Правил N 1156 погрузка ТКО в мусоровоз в целях транспортирования может осуществляться региональным оператором из иных мест, не являющихся местами (площадками) их накопления.

Согласно абзацу 2 пункта 15 Санитарных правил допускается сбор и удаление (вывоз) ТКО с территорий сельских поселений бестарным методом (без накопления ТКО на контейнерных площадках).

Исходя из приведенных нормативных положений, региональный оператор может осуществлять сбор ТКО от потребителей непосредственно из мест (источников) их образования.

При этом, введение указанного способа сбора ТКО в населенных пунктах д. Черемышево (расстояние от д. Змеёво – 3,6 км) и д. Салкын-Чишма (расстояние – 3,5 км.) не свидетельствует о том, что он применяется для собственников ТКО д. Змеёво, так как источником их образования является иной населенный пункт.

Представитель ООО «УК «ПЖКХ» в ходе рассмотрения дела пояснил, что бестарный способ накопления ТКО на территории Пестречинского района определялся в соответствии с согласованными данными от перевозчика и органа местного самоуправления.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Татарстанского УФАС России у ООО «УК «ПЖКХ» и Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан были запрошены сведения о способе сбора ТКО в сельских поселениях Пестречинского муниципального района Республики Татарстан; о внедрении в населенных пунктах сельских поселений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан бестарного способа сбора ТКО.

Комиссия отмечает, что ни органом местного самоуправления, ни региональным оператором не было представлено письменных доказательств согласования перечня населенных пунктов, в которых услуга по обращению с ТКО оказывается бестарным способом.

На основании поступивших данных было установлено следующее.

На территории Пестречинского района расположено 21 сельское поселение, в которых 75 населенных пунктов.

Сбор и вывоз ТКО организован лишь в 57-ти населенных пунктах Пестречинского района.

Согласно информации ООО «УК «ПЖКХ», на территории района:

- 15 населенных пунктов, в которых вывоз ТКО осуществляется с контейнерных площадок ТКО;

- 37 населенных пункта, в которых вывоз ТКО осуществляется бестарным способом;

- 5 населенных пунктов, в которых вывоз ТКО осуществляется, как с контейнерных площадок ТКО, так и бестарным способом.

Таким образом, на территории Пестречинского района в 37-ми населенных пунктах организован бестарный способ складирования ТКО, на территории 18-ти населенных пунктов сбор и вывоз ТКО не осуществляется:

д. Змеёво;

д. Черниково;

д. Александровка;

д. Верхние Девлизери;

д. Новоникольское;

д. Средние Девлизери;

д. Урывкино;

пос. Барсил;

д. Иксуар;

 д. Петрово;

 с. Казыли;

 д. Нурма;

 д. Русское Ходяшево;

 с. Селенгуши;

 с. Люткино;

 д. Райково;

 д. Таутермень;

 д. Кудашево.

При этом потребителям населенных пунктов д. Кудашево и пос. Барсил плата за услугу «обращение с ТКО» не начисляется.

Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что информация о 22 населенных пункта, в которых вывоз ТКО осуществляется бестарным способом, не включена в Территориальную схему Республики Татарстан. Однако, региональный оператор осуществляет вывоз ТКО с таких поселений.

Указанные обстоятельства подтверждают, что само по себе отсутствие информации о населенном пункте в территориальной схеме обращения с отходами не препятствует региональному оператору организовать оказание услуг надлежащего качества в таком населенном пункте. Каких-либо правовых ограничений такой возможности не имеется, более того, будучи субъектом предпринимательской деятельности, региональный оператор заинтересован в увеличении прибыли.

Комиссией установлено, что между ООО «УК «ПЖКХ» (Принципал) и АО «Татэнергосбыт» (Агент) заключен агентский договор на организацию расчетов № <…>.

В соответствии с предметом указанного договора, Агент обязуется выполнять по поручению Принципала действия, в том числе от своего имени и за счет Принципала:

- по расчету (начислению) платы за услуги;

- по формированию и печати на бумажном носителе Единых платежных документов;

- по распределению и дальнейшему перечислению денежных средств, вносимых Потребителями на счет Агента в целях исполнения обязательств перед Принципалом по внесению платы за услуги.

Так, <…> ООО «УК «ПЖКХ» в адрес АО «Татэнергосбыт» направило поручение (исх. № <…>) с целью открытия услуги «Обращение с ТКО» и произведения начислений с 01.01.2020г. за указанную услугу согласно приложенному списку адресов индивидуальных жилых строений, расположенных на территории Арского, Балтасинского, Буинского, Высокогорского, Зеленодольского, Пестречинского и Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан.

При этом, в направленном ООО «УК «ПЖКХ» поручении в адрес АО «Татэнергосбыт» количество проживающих (расчетных единиц) по каждому из 22 120 жилым домам по 7-ми районам Республики Татарстан указано в количестве 2 (человека).

Согласно полученным данным от ООО «УК «ПЖКХ», на дату 28.12.2023г. жителям д. Змеёво по 31 лицевому счету за услугу «обращение с ТКО» региональным оператором с учетом перерасчета начислена сумма в размере <…> руб.

Комиссия отмечает, что в отношении 16-ти населенных пунктов Пестречинского района, на территории которых сбор и вывоз ТКО не осуществляется ни одним из предусмотренных действующим законодательством способов, плата за услугу «обращение с ТКО» открыта в соответствии с вышеуказанным поручением от 28.02.2023г. по 214-ти лицевым счетам.

Следовательно, с учетом доначисления с 01.01.2020г. по 214-ти лицевым счетам, где количество проживающих равно 2-ум по каждому жилому дому, размер платы за услугу «обращение с ТКО» на 01.01.2024 года составит <…> руб. Региональный оператор отмечает, что на дату 06.03.2024г. плата за услугу «обращение с ТКО» начисляется по 154-м лицевым счетам.

По мнению Комиссии, факт выставления платы в отношении собственников домовладений, расположенных на территории вышеуказанных 16-ти населенных пунктов на основании одного поручения от <…> с указанием некорректных данных о количестве проживающих, свидетельствует о формальном подходе регионального оператора.

В частности, региональным оператором не исследовался вопрос о наличии условий для надлежащего оказания услуг потребителям указанных населенных пунктов, исключающих необоснованное неравенство потребителей, и о реальной возможности потребителей осуществлять складирование ТКО в иных населенных пунктах с учетом сезонного проживания и отсутствия круглогодичного бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам местного значения.

Региональный оператор, фактически выявив новые источники образования ТКО, не обратился в адрес уполномоченного органа Республики Татарстан об изменении Территориальной схемы Республики Татарстан и не инициировал организацию вывоза ТКО одним из предусмотренных действующим законодательством способов, а выставил плату исходя из некорректных данных за период, когда услуга по обращению с ТКО потребителям не оказывалась, что, по мнению Комиссии, свидетельствует о цели ООО «УК «ПЖКХ» извлечь монопольную выгоду за счет потребителей.

Более того, указанное ставит в неравные условия потребителей услуги по обращению с ТКО, которым оказывается услуга «обращение с ТКО» посредством мешочного сбора, по сравнению с теми потребителями, которые вынуждены осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, расположенных в близлежащих населенных пунктах.

По мнению Комиссии, изложенные обстоятельства свидетельствуют, что услуга по обращению с ТКО потребителям д. Змеево, д. Черниково, д. Александровка, д. Верхние Девлизери, д. Новоникольское, д. Средние Девлизери, д. Урывкино, д. Иксуар, д. Петрово, с. Казыли, д. Нурма, д. Русское Ходяшево, с. Селенгуши, с. Люткино, д. Райково, д. Таутермень Пестречинского муниципального района Республики Татарстан не может быть признана оказанной надлежащего качества, необходимого для удовлетворения потребности потребителей такой услуги, а действия ООО «УК «ПЖКХ» являются злоупотреблением доминирующим положением на рынке обращения с ТКО.

Вместе с тем, в силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» указано, что Закон о защите конкуренции направлен в том числе на защиту прав и законных интересов, поддержание благосостояния потребителей как отдельной категории участников рынка, приобретающих товары (работы и услуги) для удовлетворения личных нужд (статья 3, пункты 4 и 23 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Права и законные интересы потребителей как категории участников рынка могут быть прямо затронуты, в частности, в случаях злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на соответствующем рынке (статья 10 Закона о защите конкуренции).

В тех случаях, когда о защите конкуренции связывает применение его положений с наличием неопределенного круга потребителей (например, часть 1 статьи 10 Закона), судам необходимо исходить из того, что возможность точного определения числа потребителей на определенный момент не имеет значения для целей применения антимонопольных запретов. В названных случаях необходимо оценивать потенциальную возможность нарушения в целом прав потребителей как участников рынка (отдельных групп потребителей) с учетом характера допущенных соответствующим субъектом нарушений, наступивших последствий или последствий, которые могут наступить в будущем.

Оценив описанные выше фактические обстоятельства, а также учитывая, что потребители в рассматриваемых правоотношениях являются юридически слабой стороной, не обладающей специальными познаниями, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что Общество, используя свое доминирующее положение и начислив плату за неоказанные услуги, ущемило интересы неопределенного круга потребителей и извлекло за счет них монопольную выгоду.

Таким образом, по результатам установления обстоятельств по делу, изучив доводы сторон по делу №016/01/10-1611/2023, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия ООО «УК «ПЖКХ» (ИНН 1660274803) как нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в получении ООО «УК «ПЖКХ» монопольной выгоды, в следствие начисления жителям д. Змеёво, д. Черниково, д. Александровка, д. Верхние Девлизери, д. Новоникольское, д. Средние Девлизери, д. Урывкино, д. Иксуар, д. Петрово, с. Казыли, д. Нурма, д. Русское Ходяшево, с. Селенгуши, с. Люткино, д. Райково, д. Таутермень Пестречинского муниципального района Республики Татарстан платы за неоказанные услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

14 марта 2024 года Комиссией Татарстанского УФАС России было вынесено заключение об обстоятельствах дела № 016/10/1611/2023, которое было направлено ответчику ООО «УК «ПЖКХ».

21 мая 2024 года ООО «УК «ПЖКХ» в адрес Комиссии Татарстанского УФАС России направило письменные возражения на заключение об обстоятельствах дела № 016/01/10-1611/2023 от 14.03.2024г. (вх. № 5364).

Среди прочего, ООО «УК «ПЖКХ» указывает на то, что в силу закона потребители лишены возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению, при этом они должны утилизировать их не иначе, как посредством услуг, оказываемых региональным оператором. Доводы регионального оператора о законности начисления платы за неоказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами жителям населенных населенных пунктов подтверждаются Постановлением АСПО Ф06-12833/2023 от 02.02.2024 по делу № А65-7526/2023, Постановлением АСПО Ф06-11949/2023 от 16.01.2024 по делу № А65-6949/2023, Апелляционным определением Самарского областного суда от 15.11.2022 по делу № 33-9820/2022, Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 16.02.2023 по делу № 88-2351/2023-(88-29113/2022).

Рассмотрев вышеуказанные доводы, Комиссия Татарстанского УФАС России находит их несостоятельными и не соответствующими обстоятельствам, установленным в рамках рассмотрения настоящего дела.

Комиссией Татарстанского УФАС России в рамках рассмотрения настоящего дела не оспаривается факт того, что cбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов обеспечивается региональным оператором.

При этом, по мнению антимонопольного органа, прежде чем начислять плату за услугу «обращение с ТКО», услуга должна оказываться в полном объеме и надлежащего качества.

Вместе с тем, согласно п. 4 санитарных правил, расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.

В ряде случаев, когда контейнерная площадка на территории сельских поселений отсутствует, допускается сбор и вывоз ТКО с территорий сельских поселений бестарным методом (без накопления ТКО на контейнерных площадках) (абз. 2 п. 15 Санитарных правил).

Таким образом, законодательством не предусмотрено, что надлежащим оказанием услуг является то, что потребитель складирует ТКО в контейнерную площадку близлежайшего населенного пункта, при том, что расстояние порой составляют километры.

В рамках рассмотрения настоящего дела Комиссией на основании совокупности доказательств установлено, что региональный оператор, занимающий доминирующее положение на рассматриваемом товарном рынке, с целью получения монопольной выгоды начислил жителям д. Змеёво, д. Черниково, д. Александровка, д. Верхние Девлизери, д. Новоникольское, д. Средние Девлизери, д. Урывкино, д. Иксуар, д. Петрово, с. Казыли, д. Нурма, д. Русское Ходяшево, с. Селенгуши, с. Люткино, д. Райково, д. Таутермень Пестречинского муниципального района Республики Татарстан плату за неоказанные услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, что свидетельствует об ущемлении интересов неопределенного круга потребителей и запрещено частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Таким образом, в ходе рассмотрения дела  ответчиком ООО «УК «ПЖКХ» не представлены документы и информация о том, что вменяемые нарушения антимонопольного законодательства были вызваны чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований норм действующего законодательства, в том числе антимонопольного.

В соответствии с частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.

Принимая во внимание, что на момент вынесения настоящего решения доказательства прекращения нарушения антимонопольного законодательства со стороны ООО «УК «ПЖКХ» не представлены, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Признать ООО «УК «ПЖКХ» (ИНН 1660274803) нарушившим требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в получении ООО «УК «ПЖКХ» монопольной выгоды, в следствие начисления жителям д. Змеёво, д. Черниково, д. Александровка, д. Верхние Девлизери, д. Новоникольское, д. Средние Девлизери, д. Урывкино, д. Иксуар, д. Петрово, с. Казыли, д. Нурма, д. Русское Ходяшево, с. Селенгуши, с. Люткино, д. Райково, д. Таутермень Пестречинского муниципального района Республики Татарстан платы за неоказанные услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

Выдать ООО «УК «ПЖКХ» (ИНН 1660274803) предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем совершения действий, направленных на обеспечение баланса интересов потребителей и регионального оператора и устранение обстоятельств, которые привели к извлечению необоснованной выгоды в связи с начислением платы за неоказанные услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу.

Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: за неисполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны