Решение №04-04/6533 Решение по делу №016/07/3-878/2024 от 3 июля 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFИсх. №04-04/6533 от 03.07.2024 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] <…> – [должностное лицо] |
в присутствии представителей заказчика ФГБОУ ВО "КНИТУ" – <…> – [должностное лицо] (по доверенности), <…> – [должностное лицо] (по доверенности), в отсутствие представителя заявителя ООО «ПРОФЛАБМЕБ», о месте и времени рассмотрения жалобы извещенного надлежащим образом, рассмотрев по видеоконференции жалобу заявителя ООО «ПРОФЛАБМЕБ» (вх. №6600/ж от 21.06.2024 г.) на действия ФГБОУ ВО "КНИТУ" при проведении закупки №32413649174 на поставку лабораторной мебели для кафедры ХТВМС,
УСТАНОВИЛА:
Способ размещения закупки - Аукцион в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.
Начальная (максимальная) цена договора – 12 604 075,01 руб.
Предмет закупки - Поставка лабораторной мебели для кафедры ХТВМС.
Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе, не согласен, были представлены устные и письменные пояснения.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.
Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации по закупке приходит к следующим выводам.
Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).
Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закупочная деятельность заказчика регулируется Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Относительно довода заявителя об установлении в закупочной документации несуществующего показателя материала.
Частью 1 статьи 1 Закона о закупках установлены цели регулирования Закона о закупках, в том числе расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен указать функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.
В силу пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Подпунктом 1.3 Пункта 7 Описания объекта закупки установлены следующие требования к техническим и функциональным характеристикам Комплекта лабораторной мебели для комнаты И2-240 (2 этаж):
№ поз. |
Наименование товара |
ОКПД 2 |
Показатели |
Значения показателей |
Ед.изм. |
Кол-во |
7 |
Шкаф для хранения |
31.09.11.190 |
1.3 Основание шкафа |
- |
шт |
3 |
Основание шкафа |
Должно быть выполнено из трубы квадратного сечения |
|||||
Размеры сечения, мм |
Не менее 25х25х12 |
|||||
Регулируемые опоры шкафа |
Наличие |
|||||
Ход регулировки опор, мм |
Не менее 0-30 |
|||||
Количество регулируемых опор шкафа,шт |
Не менее 4 |
Согласно доводу Заявителя, установление в закупочной документации несуществующего показателя материала закупки, а именно указание размера сечения трубы «не менее 25х25х12 мм», является неправомерным и ограничивает конкуренцию, так как в соответствии с ГОСТ 8639-82 «Трубы стальные квадратные. Сортамент» максимальная толщина стенки при наружном размере 25 мм может варьироваться в пределах от 1,0 до 3,0 мм. То есть толщина стенки – 12 мм для наружного размера 25 мм в природе не существует.
Согласно представленным пояснениям Заказчика в техническом задании не установлено требование соответствия ГОСТ 8639-82 «Трубы стальные квадратные. Сортамент». Кроме того, два участника предоставили заявки, соответствующие требованиям технического задания, в том числе по обжалуемой характеристике.
Изучив представленные материалы, положения документации о закупке, Комиссией установлено следующее.
Согласно пункту 3 «Требования к качеству и безопасности товара», Поставщик гарантирует качество и безопасность товара в соответствии с действующими стандартами, утвержденными в отношении данного вида товара, и наличие сертификатов, обязательных для данного вида товара, оформленных в соответствии с действующими на территории Российской Федерации нормативно-правовыми актами.
Согласно пункту 5.3.8 Проекта контракта Поставщик обязан обеспечить соответствие Товара действующим стандартам Российской Федерации, регламентирующим его выпуск, транспортировку и эксплуатацию, на условиях, предусмотренных в Спецификации.
Также пунктом 5.3.11.2 установлено, что товар должен соответствовать стандартам и техническим условиям, установленным нормативными актами, действующими на территории Российской Федерации.
Согласно ГОСТ 8639-82 «Трубы стальные квадратные. Сортамент» для наружного размера – 25 мм предусмотрены следующие значения толщины стенки:
Наружный размер А, мм |
Толщина стенки s, мм |
Площадь сечения, см2 |
Масса 1 м, кг |
Момент инерции, см4 ~= |
Момент сопротивления, см3 ~= |
Ix = Iy |
Wx = Wy |
||||
25 |
0,8 0,9 1,0 1,2 1,4 1,5 2,0 2,5 3,0 |
0,763 0,854 0,943 1,12 1,29 1,37 1,77 2,14 2,48 |
0,599 0,670 0,740 0,878 1,01 1,07 1,39 1,68 1,95 |
0,740 0,820 0,897 1,04 1,18 1,24 1,53 1,77 1,95 |
0,592 0,656 0,718 0,835 0,945 0,996 1,22 1,41 1,56 |
Однако Техническим заданием заказчика установлено значение толщины стенки – 12 мм, не позволяющее предложить характеристику, соответствующую действующему стандарту на стальные трубы.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода заявителя.
Заказчиком нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Вместе с тем, учитывая, что выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика, на участие было допущено 2 участника, заявка победителя соответствует требованиям технического задания со снижением 38,5% от НМЦК, Комиссия принимает решение предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства не выдавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу заявителя ООО «ПРОФЛАБМЕБ» (вх. №6600/ж от 21.06.2024г.) на действия ФГБОУ ВО "КНИТУ" при проведении закупки №32413649174 на поставку лабораторной мебели для кафедры ХТВМС обоснованной.
Признать заказчика ФГБОУ ВО "КНИТУ" нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Предписание об устранении нарушений действующего законодательства не выдавать.
Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель Председателя Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] <…> – [должностное лицо] |