Решение №ДМ-06/18578 Решение по делу № 06-543/2014 от 13 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>

рассмотрев дело №06-543/2014 по признакам нарушения Министерством сельского хозяйства части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части нарушения порядка проведении конкурсного отбора крестьянских (фермерских) хозяйств для участия в ведомственной программе «Поддержка начинающих фермеров в Республике Татарстан на 2012-2014 годы», что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции,

Установила:

В Татарстанское УФАС России поступило обращение главы крестьянского фермерского хозяйства <…> (далее – глава КФХ <...>) с просьбой провести проверку по факту наличия/отсутствия признаков ограничения конкуренции в действиях Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан при проведении конкурсного отбора крестьянских (фермерских) хозяйств для участия в ведомственной программе «Поддержка начинающих фермеров в Республике Татарстан на 2012-2014 годы».

В обращении глава КФХ <…> сообщает о том, что Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан издан приказ №76/2-пр от 08.04.2014 года «Об объявлении конкурсного отбора крестьянских (фермерских) хозяйств для участия в ведомственной Программе "Поддержка начинающих фермеров в Республике Татарстан на 2012-2014 годы» в 2014 году.

Главой КФХ <…> была подана заявка на указанный конкурсный отбор в полном объеме в соответствии с требованиями, установленными организаторами конкурсного отбора.

23 мая 2014 года в 09 часов 54 минуты с официального сайта Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан http://agro.tatarstan.ru, а именно - со страницы, на которой публикуются официальные материалы по конкурсу «Поддержка начинающих фермеров в Республике Татарстан на 2012-2014 годы» в 2014 году (Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан > Информационно-консультационная служба АПК Республики Татарстан > Поддержка начинающих фермеров в РТ на 2012-2014 годы > Конкурс 2014, адрес страницы http://agro.tatarstan.ru/rus/info.php?id=603889) был скачан файл с названием pub_244133.docx объемом 47,6 КБ.

Содержимое файла представляло собой выписку из протокола заседания Межведомственной конкурсной комиссии по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств на представление гранта на развитие КФХ и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера.

К выписке прилагался Список победителей как приложение №1 к Протоколу заседания конкурсной комиссии от 19, 20 мая 2014 года №1КК и Список участников конкурсного отбора как Приложение №2 к тому же Протоколу, согласно которому, глава КФХ <…> был утвержден в списке победителей конкурсного отбора для предоставления грантов по программе «Поддержка начинающих фермеров в Республике Татарстан на 2012-2014 годы» в 2014 году.

Так как материалы были размещены на официальном портале Министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ без всяких оговорок, это позволило считать их достоверными и окончательными.

Однако 23 мая 2014 года опубликованный документ с сайта Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан был удален, и 26 мая 2014 года появился Протокол №1 КК, в котором Приложения №№1,2 представляли собой другие перечни победителей и участников, согласно которому глава КФХ <…> признан не прошедшим защиту проекта по пп.2.6, 2.8., 3.1.19 Приложения №2 к приказу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан от 24.03.2014 г. № 64/2-пр.

В силу пункта 4 части 3 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" одним из основных принципов государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства.

Статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" предусмотрено, что основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются, в числе других: равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах (пункт 3); оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом о защите конкуренции (пункт 4); открытость процедур оказания поддержки (пункт 5).

Следовательно, при оказании поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства должны соблюдаться принципы равного доступа и открытости процедур оказания поддержки, требования Закона о конкуренции, в том числе его статьи 15.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан необоснованно отклонил победителя главу КФХ <…> поскольку заявителем были предоставлены все документы необходимые для предоставления гранта.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, в действиях Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части нарушения порядка проведения конкурсного отбора крестьянских (фермерских) хозяйств для участия в ведомственной программе «Поддержка начинающих фермеров в Республике Татарстан на 2012-2014 годы», что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Проверив обоснованность доводов, проанализировав предоставленные документы, Комиссия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», данный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Согласно части 2 статьи 1 целями Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», являются в том числе обеспечение свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан издан приказ №76/2-пр от 08.04.2014 года «Об объявлении конкурсного отбора крестьянских (фермерских) хозяйств для участия в ведомственной Программе "Поддержка начинающих фермеров в Республике Татарстан на 2012-2014 годы» в 2014 году.

Главой КФХ <…> была подана заявка на указанный конкурсный отбор в полном соответствии с требованиями, установленными организаторами конкурсного отбора - Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, а именно: в соответствии с приказом МСХиПРТ №64/2-пр от 24.03.2014г.

05.08.2013г. между руководителем ООО «Верное решение» <…>., именуемый в дальнейшем «Исполнитель», с одной стороны, и КФХ <…>, именуемый в дальнейшем «Заказчик», с другой стороны, был заключен договор об оказании услуг, согласно которому Исполнитель обязуется оказать Заказчику комплекс услуг соответствующей требованиям конкурса, в конкурсе МСХиП РТ «Начинающий фермер», включая разработку бизнес-плана или технико-экономического обоснования проекта, конкурсной заявки и иных форм конкурсной документации.

23 мая 2014 года в 09 часов 54 минуты с официального сайта Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан http://agro.tatarstan.ru, а именно - со страницы, на которой публикуются официальные материалы по конкурсу «Поддержка начинающих фермеров в Республике Татарстан на 2012-2014 годы» в 2014 году (Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан) > Информационно-консультационная служба АПК Республики Татарстан > Поддержка начинающих фермеров в РТ на 2012-2014 годы > Конкурс 2014, адрес страницы http://agro.tatarstan.ru/rus/info.php?id=603889) был скачан файл с названием pub_244133.docx объемом 47,6 КБ.

Содержимое файла представляло собой выписку из протокола заседания Межведомственной конкурсной комиссии по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств на представление гранта на развитие КФХ и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера.

К выписке прилагался Список победителей как приложение №1 к Протоколу заседания конкурсной комиссии от 19, 20 мая 2014 года №1КК и Список участников конкурсного отбора как Приложение №2 к тому же Протоколу, согласно которому, глава КФХ <…> был утвержден в списке победителей конкурсного отбора для предоставления грантов по программе «Поддержка начинающих фермеров в Республике Татарстан на 2012-2014 годы» в 2014 году.

Так как материалы были размещены на официальном портале Министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ без всяких оговорок, это позволило считать их достоверными и окончательными.

23.05.2014г. в адрес КФХ <…> на электронную почту поступило письмо от ООО «Верное решение» содержащее информацию о присуждении победы в конкурсе «Поддержка начинающих фермеров»

Однако 23 мая 2014 года опубликованный документ с сайта Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан был удален, и 26 мая 2014 года появился Протокол №1 КК, в котором Приложения №№1,2 представляли собой другие перечни победителей и участников, согласно которому глава КФХ <…> признан не прошедшим защиту проекта по пп.2.6, 2.8., 3.1.19 Приложения №2 к приказу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан от 24.03.2014 г. № 64-пр.

28.07.14г. поступили документы и письменные пояснения Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан. В своем письме Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан пояснило, что 23.05.2014г. публиковалась рабочая выписка из неутвержденного протокола, опубликованная на официальном сайте Министерства http://agro.tatarstan.ru. Данная выписка из протокола не являлась официальным документом и была удалена 23.05.2014г. в связи с тем, что 23.05.2014г. протокол не был подписан членами межведомственной конкурсной комиссией и утвержден председателем комиссии.

В ходе рассмотрения данного дела представителем ООО «Верное решение» были даны пояснения, что изначально вышеуказанная выписка содержала таких участников, которые не стали победителями по предоставлению гранта как:<…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…> Но в замененном Приложении №1 к Протоколу заседания конкурсной комиссии от 19, 20, 26 мая 2014 г. №1 КК в списке победителей конкурсного обора для предоставления гранта, подписанное всеми членами конкурсной комиссии и председателем конкурсной комиссии, данные участники числятся как победители.

Согласно статье 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

На основании норм Федерального закона от 29.12.2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» регулируются отношения, возникающие между гражданами и сельскохозяйственными товаропроизводителями, иными гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти в сфере развития сельского хозяйства; устанавливаются правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий (ст. 1 данного Федерального закона).

Основными целями государственной аграрной политики являются, в частности, обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве; сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов.

Государственная аграрная политика основывается, в частности, на следующих принципах: доступность и адресность государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей; единство рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и обеспечение равных условий конкуренции на этом рынке. Основными направлениями государственной аграрной политики, в частности, являются: государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей; защита экономических интересов российских сельскохозяйственных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках; устойчивое развитие сельских территорий (статьи 5 указанного Федерального закона).

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

В силу пункта 4 части 3 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", одним из основных принципов государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства.

Статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", предусмотрено, что основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются: равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах (пункт 3); оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом о защите конкуренции (пункт 4); открытость процедур оказания поддержки (пункт 5).

Следовательно, при оказании поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства должны соблюдаться принципы равного доступа и открытости процедур оказания поддержки, требования Закона о конкуренции, в том числе его статьи 15.

Согласно Федеральному закону от 11.06.2003 №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Постановлением Правительства РФ от 28.02.2012 №166 (ред. от 27.09.2012) утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров (далее - Правила).

Правила устанавливают порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при выполнении мероприятий по предоставлению грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам, в рамках реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012г. №717 (далее - Программа).

Согласно п.п. «а», «г» ч.2 Правил «начинающий фермер» - участник региональной программы поддержки начинающих фермеров, которая прошла отбор в соответствии с порядком, установленным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

- грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства - средства, передаваемые из бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета на счет начинающего фермера, открытый в кредитной организации, для софинансирования его затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки в соответствии с Программой.

В силу части 2 Приказа Минсельхоза России от 22.03.2012 №197 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012г. №166» (вместе с «Порядком отбора региональных программ поддержки начинающих фермеров», «Условиями подачи гражданами Российской Федерации заявок в конкурсную комиссию субъекта Российской Федерации для признания их участниками региональной программы поддержки начинающих фермеров») (далее – Приказ Минсельхоза №197) в конкурсную комиссию, созданную субъектом Российской Федерации для отбора начинающих фермеров, может подать заявку гражданин Российской Федерации (далее - Заявитель), с приложением документов, подтверждающих соблюдение следующих условий:

а) заявитель не осуществлял предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет;

б) заявитель ранее не являлся получателем грантов на развитие малого и среднего предпринимательства, в том числе гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - Грант), грантов на развитие семейных животноводческих ферм, выплат, полученных на содействие самозанятости безработных граждан, средств финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4006; N 43, ст. 5084; 2008, N 30 (ч. I), ст. 3615; N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 31, ст. 3923; N 52 (ч. I), ст. 6441; 2010, N 28, ст. 3553; 2011, N 27, ст. 3880; N 50, ст. 7343) (далее - Федеральный закон), а также единовременной помощи на бытовое обустройство (далее - Помощь);

в) заявитель является главой крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - хозяйство), деятельность которого на дату подачи заявки не превышает 12 месяцев со дня его регистрации и зарегистрированного на территории того же субъекта Российской Федерации, где подается заявка в конкурсную комиссию;

г) заявитель постоянно проживает или обязуется переехать на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту нахождения и регистрации хозяйства;

д) заявитель имеет среднее специальное или высшее сельскохозяйственное образование, или получил дополнительное профессиональное образование по сельскохозяйственной специальности, или имеет трудовой стаж в сельском хозяйстве не менее трех лет, или осуществляет ведение личного подсобного хозяйства в течение не менее трех лет;

е) хозяйство, главой которого является заявитель, подпадает под критерии микропредприятия, установленные Федеральным законом;

ж) заявитель имеет план по созданию и развитию хозяйства по направлению деятельности (отрасли), определенной региональной программой, увеличению объема реализуемой сельскохозяйственной продукции (далее - бизнес-план);

з) заявитель представляет план расходов (далее - План) с указанием наименований приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг (далее - Приобретения), их количества, цены, источников финансирования (средств Гранта, Помощи, собственных и заемных средств);

и) глава хозяйства обязуется оплачивать за счет собственных средств не менее 10% стоимости каждого наименования Приобретений, указанных в Плане;

к) глава хозяйства обязуется использовать Грант и Помощь в течение 12 месяцев со дня поступления средств на его счет и использовать имущество, закупаемое за счет Гранта, исключительно на развитие хозяйства;

л) хозяйство обязуется создать не менее трех постоянных рабочих мест;

м) заявитель заключил договоры (предварительные договоры) о реализации сельскохозяйственной продукции на сумму более 30 тысяч рублей;

н) заявитель обязуется осуществлять деятельность хозяйства в течение не менее пяти лет после получения гранта.

Также следует отметить, что вопрос о правоотношениях по включению в список потенциальных получателей грантов на поддержку начинающих фермеров решается уполномоченной комиссией на основании представленных документов, предусмотренных Приказом от 22.03.2012г. № 197 для всех граждан на равных условиях. Субсидии на осуществление соответствующих проектов выделяются из средств бюджета на поддержку начинающих фермеров для всех муниципальных образований на равных условиях.

Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан издан приказ от 17.07.2012г. №121/2-пр «О конкурсе по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств для участия в ведомственной программе «Поддержка начинающих фермеров в РТ на 2012-2014 годы» утверждено Положение о предоставлении грантов на развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров.

Данное Положение определяет порядок предоставления гранта и единовременной помощи, критерии отбора проектов, цели, условия, процедуру организации, проведения конкурсного отбора проектов, а также порядок возврата средств в случае нарушения получателем гранта и помощи условий предоставления.

Согласно разделу 4 данного Положения, заявители предоставляют конкурсной комиссии заявки, оформленные в соответствии с требованиями настоящего Положения, частью 4.4 секретарь конкурсной комиссии:

1. регистрирует заявки в порядке их поступления в журнале регистрации заявок, который должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен подписью секретаря комиссии и печатью Министерства;

2.в течение трех рабочих дней с момента окончания приема заявок формирует перечень заявок с документами и передает их на рассмотрение в Экспертный совет для рассмотрения и подготовки рекомендации конкурсной комиссии о возможности предоставления грантов и помощи;

3.организует подготовку материалов по повестке дня заседаний конкурсной комиссии, обеспечивает документооборот и участие членов конкурсной комиссии в заседаниях;

4.оформляет протокол заседаний конкурсной комиссии;

5.по окончании конкурса передает заявки не прошедшие конкурсный отбор, а также все документы, принятые конкурсной комиссией, в архив Министерства для хранения в течение 5 лет.

Согласно разделу 4 части 4.5, Экспертный совет при Межведомственной конкурсной комиссии по отбору крестьянских фермерских хозяйств на предоставление грантов на развитие КФХ и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера:

1.производит вскрытие конвертов и проверяет наличие документов, предусмотренных настоящим Положением;

2.проверяет соответствие главы КФХ и предоставленных им документов требованиям, установленным настоящим Положением. В случае несоответствия заявителя требованиям, установленным пункту 2.1, п.п. «а», «б», «д» пункта 2.2., пунктам 2.3.; 2.8.; 2.9.; 2.11.; 2.12 и 2.13 настоящего Положения, его заявка не подлежит дальнейшему рассмотрению;

3.осуществляет подсчёт количества баллов по критериям I-VIII, установленным пунктом 5.5. раздела 5 настоящего Положения;

4.не позднее 10 рабочих дней с момента получения заявок направляет в конкурсную комиссию протокол заседания Экспертного совета с рекомендациями о возможности предоставления гранта и (или) помощи, либо отказе в их предоставлении с указанием причины отказа.

Заседание конкурсной комиссии проводится не позднее 5 рабочих дней с момента получения протокола Экспертного Совета, с приглашением заявителей для очного собеседования, по графику в зависимости от количества поступивших заявок.

Заявитель может представить на очное собеседование документы, доработанные с момента подачи заявки в соответствии с требованиями, установленными пунктами 2.2 (п.п. «в», «г»); 2.4; 2.5; 2.6;2.7; 2.10; 2.14; 3.1.5; 3.1.10; 3.1.15.

Также согласно разделу 5 части 5.3. пункта 5.3.1. данного Положения, заявитель на участие в Программе отстраняется конкурсной комиссией в случае несоответствия заявителя условиям предоставления гранта и помощи, указанным в разделе 2 настоящего Положения.

Согласно протоколу №1-1 ЭС-НФ-14 Заседания Экспертного совета при Межведомственной конкурсной комиссии по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств на предоставление гранта на развитие КФХ и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров (дата проведения 30.04.2014-14.05.2014г.), 105 заявок имели отклонения от формальных требований и было рекомендовано устранить замечаний Положения для участия в конкурсной комиссии. В данном протоколе КФХ <…> набрал 40 баллов и следовало ему устранить замечания п.2.6., 2.8, 3.1.19.

1)пункт 2.6 это план по созданию и развитию хозяйства по направлению деятельности (отрасли), определенные Программой, увеличение объема реализуемой сельскохозяйственной продукции (далее бизнес-план), который был представлен главой КФХ <…>.

В своем письме по пункту 2.6 Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан сообщило, что представленный в составе заявки бизнес-план, по которому заявитель на собеседовании защищает свой проект, не отражал срок окупаемости проекта.

2)пункт 2.8 согласно которому глава хозяйства обязан оплачивать за счет собственных средств не менее 10 % стоимости каждого наименования приобретений, указанных в плане расходов. В составе заявки имеется банковская выписка с расчетного счета КФХ, подтверждающая наличие денежных средств у главы КФХ в размере не менее 10 % стоимости каждого наименования приобретения.

3)пункт 3.1.19 справка уполномоченного органа местного самоуправления муниципального образования подтверждающая факт проживания заявителя и ведения деятельности КФХ по месту нахождения и регистрации КФХ, которая также была представлена в составе заявки Заявителя.

Учитывая вышеизложенное, в соответствии с данным Положением участник КФХ <…> прошел отбор и отвечал всем установленным требованиям и не мог быть отклонен, поскольку соответствовал требованиям данного Положения.

Конкурсная комиссия определяет победителей конкурсного отбора на основании собеседования и совокупного анализа представленных документов заявителей.

Максимально возможное количество баллов равно 85. Для вынесения положительного решения конкурсной комиссией необходимо набрать 30 баллов. По итогам конкурса <…> набрал 53 балла. Согласно протоколу №1 КК заседания Межведомственной конкурсной комиссии по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств на предоставление грантов на развитие КФХ и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера, в списках победителей для предоставления грантов числятся победители, набравшие менее 40 баллов.

Итоги конкурса проводятся конкурсной комиссией не позднее двух рабочих дней после последнего собеседования.

Согласно разделу 2 части 2.1. Положению о Межведомственной конкурсной комиссии по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств на предоставление грантов на развитие КФХ и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров и ее состав, секретарь конкурсной комиссии в течение двух рабочих дней после окончания заседания конкурсной комиссии оформляет протокол заседания конкурсной комиссии.

Протокол подписывается председателем или его заместителем и секретарем конкурсной комиссии. После дня подписания протокола Министерство в 5 срок:

- издает приказ об утверждении результатов конкурсного отбора;

- направляет в Управления сельского хозяйства и продовольствия Министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ в районах письменное уведомление о принятом решений конкурсной комиссии для доведения информации до участников конкурса;

- размещает информацию об участниках и победителях конкурсного отбора на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с разделом 5 частью 5.10 Положения о предоставлении грантов на развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров, в случае если количество поданных заявок на конкурс, или количество фермеров выигравших грант, меньше количества фермеров, на которое выделено финансирование, то Министерство объявляет новый конкурс по неиспользованным суммам.

Учитывая вышеизложенное Татарстанское УФАС России приходит к выводу, что конкурс проводиться в один этап и изменение списка победителей конкурсного отбора для предоставления грантов по программе «Поддержка начинающих фермеров в Республике Татарстан на 2012-2014 годы» в 2014 году не возможно, поскольку заседание комиссии состоялось 19.05.2014-20.05.2014г., протокол заседания Межведомственной конкурсной комиссии по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств на предоставление гранта на развитие КФХ и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера был опубликован 23.05.2014г. и не мог быть изменен, поскольку протокол фиксирует обстоятельства установленные заседанием Межведомственной конкурсной комиссии, поэтому изменение протокола свидетельствует о дополнительном пересмотре заседания, что не предусмотрено Положением.

Под конкуренцией в силу пункта 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.  

В рассматриваемом случае конкуренция выражается в соперничестве хозяйствующих субъектов за право получения грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства.

В соответствии частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, в действиях Министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части нарушения порядка проведения конкурсного отбора крестьянских (фермерских) хозяйств для участия в ведомственной программе «Поддержка начинающих фермеров в Республике Татарстан на 2012-2014 годы», что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В ходе рассмотрения дела Комиссия Татарстанского УФАС России пришла к выводу, в связи с окончанием процедуры получения грантов предписание Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан не выдавать.

Согласно части 1 статьи 37 Закона о защите конкуренции, за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Решила:

1.Признать Министерство сельского хозяйства и продовольствия РТ нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части нарушения порядка проведения конкурсного отбора крестьянских (фермерских) хозяйств для участия в ведомственной программе «Поддержка начинающих фермеров в Республике Татарстан на 2012-2014 годы», что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2.Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу.

3.Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Связанные организации

Связанные организации не указаны