Решение №ДМ-06/18823 Решение по делу № 06-290/2014 от 17 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>

с участием:

от ответчика – представитель Исполнительного комитета Менделеевского муниципального района Республики Татарстан (423650, РТ, Менделеевский муниципальный район, г. Менделеевск, ул. Фомина, д.7) <…> по доверенности от 20.10.2014г. №3.

От второго ответчика – представитель Совета Менделеевского муниципального района Республики Татарстан (423650, РТ, Менделеевский муниципальный район, г. Менделеевск, ул. Фомина, д.7) <…> по доверенности от 13.10.2014г. №2.

Рассмотрев дело №06-290/2014 по признакам нарушения Исполнительным комитетом Менделеевского муниципального района Республики Татарстан, Советом Менделеевского муниципального района Республики Татарстан, и Палатой имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района Республики Татарстан части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в отсутствии утвержденной схемы размещения рекламных конструкции на территории Менделеевского муниципального района Республики Татарстан, что привело или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции,

Установила:

Основанием для возбуждения дела в отношении Совета Менделеевского муниципального района Республики Татарстан (423650, РТ, Менделеевский муниципальный район, г. Менделеевск, ул. Фомина, д.7) является результат плановой выездной проверки, при проведении которой выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В ходе проверки было установлено, что в Менделеевском муниципальном районе отсутствует локальный нормативно-правовой акт – схема размещения рекламных конструкции.

На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», приказом Татарстанского УФАС России от 15.07.2014 года №02/254-к было возбуждено дело №06-290/2014 по признакам нарушения Советом Менделеевского муниципального района Республики Татарстан части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в не принятии мер по утверждению схемы размещения рекламных конструкции на территории Менделеевского муниципального района, что привело или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В процессе рассмотрения данного дела было выявлено, что в соответствии со статьей 29 Устава Менделеевского муниципального района Республики Татарстан, утвержденного Решением Совета Менделеевского муниципального района РТ №185 от 20 мая 2013 года, в рамках своей компетенции Совет Менделеевского муниципального района осуществляет полномочия по установлению общеобязательных правил на территории  Менделеевского муниципального района, определяет порядок  управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности района.

Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 6.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления относится, в том числе правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 15.1 части 1 статьи 15 Закона о местном самоуправлении, утверждение схемы размещения рекламных конструкции, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», относится к вопросам местного значения муниципального района.

В соответствии с частью 5 статьи 44 Устава Менделеевского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительный комитет Менделеевского муниципального района Республики Татарстан, в том числе производит выдачу разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдачу предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

В соответствии с положением об Исполнительном комитете Менделеевского муниципального района Республики Татарстан, в полномочия и компетенцию входит разработка и внесение на утверждение Совета района проекты документов территориального планирования Менделеевского муниципального района, проекты иной градостроительной документации в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и обеспечение их реализации.

В процессе рассмотрения дела №06-290/2014 Исполнительный комитет Менделеевского муниципального района Республики Татарстан был привлечен в качестве ответчика.

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.11.2013 N 939 "О мерах по реализации положений Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" ("СБОРНИК постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти", 13.12.2013, N 92, ст. 3038) утвержден Порядок предварительного согласования схем размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности Республики Татарстан или муниципальной собственности, и вносимых в них изменений. Установлены предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы: минимальный - 5 лет, максимальный - 10 лет. Для предварительного согласования схемы орган местного самоуправления муниципального района направляет в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан заявление о предварительном согласовании проекта схемы, к которому прилагаются проект схемы, а также его копии в количестве 2 экземпляров. Срок предварительного согласования проекта схемы не может превышать 30 календарных дней со дня регистрации заявления в Министерстве.

По запросу информации Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан представило перечень муниципальных районов Республики Татарстан, которые получили предварительное согласование схемы размещения рекламных конструкции в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.11.2013 N 939 "О мерах по реализации положений Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе».

В данном перечне Менделеевский муниципальный район Республики Татарстан отсутствует, соответственно схема размещения рекламных конструкции в Менделеевском муниципальном район Республики Татарстан предварительно не согласована с Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 07.05.2013 № 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» органы местного самоуправления района и городского округа осуществляют полномочия не только по выдаче разрешений на установку рекламных конструкций, но и по утверждению схем размещения рекламных конструкций. Кроме того, в соответствии с указанными новеллами не только установка, но и эксплуатация рекламных конструкций будет осуществляться на основании разрешения, выданного органами местного самоуправления района и городского округа. Данные изменения вступили в силу с 08.05.2013 года,  и их необходимо внести в уставы муниципальных образований соответствующих видов.

Согласно заключительным положениям указанного закона, со дня вступления в силу закона и до 1 января 2014 года органы местного самоуправления обязаны утвердить схемы размещения рекламных конструкций в порядке, установленном частью 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

До дня утверждения схем размещения рекламных конструкций органами местного самоуправления применяется действовавший до дня вступления в силу указанного закона порядок размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от формы собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в муниципальной собственности.

При этом с 1 января 2014 года выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках независимо от формы собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в муниципальной собственности, допускается только при наличии утвержденных в установленном порядке соответствующих схем размещения рекламных конструкций.

Отсутствие схемы размещения рекламных конструкций на территории Менделеевского муниципального района Республики Татарстан ограничивает права хозяйствующих субъектов на размещение  рекламных конструкций  в силу того, что такое разрешение не может быть получено в связи с отсутствием схемы.

Исходя из изложенного в действиях Исполнительного комитета Менделеевского муниципального района Республики Татарстан усматриваются признаки нарушения Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – ФЗ «О защите конкуренции») федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, своим бездействием Исполнительный комитет Менделеевского муниципального района Республики Татарстан  нарушил  часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», в части отсутствия утвержденной схемы  размещения рекламных конструкций на территории Менделеевского муниципального района, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Проверив обоснованность доводов, проанализировав предоставленные документы, Комиссия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 15.1 статьи 15 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно статье 4 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы регулируются данным Федеральным законом, а также принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи.

В ходе изучения локальных нормативных правовых актов Менделеевского муниципального района Республики Татарстан было установлено, что в районе отсутствует такой локальный нормативно-правовой акт, как схема размещения рекламных конструкций.

В соответствии с частью 5.8 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В ходе рассмотрения дела №06-290/2014 представитель Исполнительного комитета Менделеевского муниципального района Республики Татарстан и Совета Менделеевского муниципального района, в одном лице, представила Решение Совета Менделеевского муниципального района от 20.10.2014г. №264 «Об утверждении Схемы территориального размещения рекламных конструкции Менделеевского муниципального района Республики Татарстан». При изучении вышеуказанного документа Татарстанское УФАС России определила, что данная схема размещения рекламных конструкции не соответствует  Федеральному закону от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе».

Также было выявлено, что Схема размещения рекламных конструкции Менделеевского муниципального района Республики Татарстан не проходила предварительное согласование в Министерстве строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан как того требует действующее законодательство.

Также представитель Совета Менделеевского муниципального района пояснила, что данную схему размещения рекламных конструкции разрабатывала сторонняя специализированная организации по договору с Советом Менделеевского муниципального района за определенное денежное вознаграждение.

Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 07.05.2013 N 98-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" со дня вступления в силу данного Федерального закона и до 1 января 2014 года органы местного самоуправления обязаны утвердить схемы размещения рекламных конструкций в порядке, установленном частью 5.8 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" (Письмо ФАС России «О разъяснении отдельных положений статьи 19 ФЗ «О рекламе» от 22.08.2013г. №АД/327/13).

Отсутствие схемы размещения рекламных конструкций на территории Менделеевского муниципального района Республики Татарстан ограничивает права хозяйствующих субъектов на размещение  рекламных конструкций  в силу того, что такое разрешение не может быть получено в связи с отсутствием схемы.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, в бездействии Исполнительного комитета Менделеевского муниципального района Республики Татарстан усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части не принятия локального нормативного правового акта — схемы размещения рекламных конструкций на территории Менделеевского муниципального района, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьями 23, 50 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу, в частности об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство, а также о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство.

Учитывая, что документы подтверждающие, принятие схемы размещения рекламных конструкции на территории Менделеевского муниципального района, на рассмотрение вышеуказанного дела Исполнительный комитет Менделеевского муниципального района Республики Татарстан не представил, Комиссия приходит к выводу о выдаче ответчику соответствующего предписания.

Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

Решила:

1.Признать Исполнительный комитет Менделеевского муниципального района Республики Татарстан нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в не принятии локального нормативного правового акта – схема размещения рекламных конструкции на территории Менделеевского муниципального района, что привело или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2.Прекратить рассмотрение дела по признакам нарушения Советом Менделеевского муниципального района Республики Татарстан части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»  в связи с отсутствием состава нарушения  в рамках  статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

3.Прекратить рассмотрение дела по признакам нарушения Палатой имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района Республики Татарстан части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»  в связи с отсутствием состава нарушения  в рамках  статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»

4.Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи Исполнительному комитету Менделеевского муниципального района Республики Татарстан предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно:

- разработать и утвердить схему размещения рекламных конструкции согласно действующему законодательству.

5.Передать имеющиеся материалы должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

6.Направить решение по делу №06-290/2014 в Управление по борьбе с экономическими преступлениями МВД по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о наличии в действиях должностных лиц органов местного самоуправления Менделеевского муниципального района Республики Татарстан признаков иных нарушений действующего законодательства.

Связанные организации

Связанные организации не указаны