Решение №ДМ-06/20017 Решение по делу № 06-642/2014 от 29 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>

при участии в рассмотрении дела №06-642/2014:

- представителя ответчика Исполнительного комитета муниципального образования города Нурлат Нурлатского муниципального района по доверенности <…>., личность установлена паспортом,

- руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Нурлат Нурлатского муниципального района <…>., личность установлена паспортом,

- представителя ответчика ООО «Промочистка» по доверенности <…>., личность установлена паспортом,

- представитель ответчика ООО «ГородСтрой» по доверенности <…>., личность установлена паспортом,

рассмотрев дело №06-642/2014 в отношении Исполнительного комитета Нурлатского муниципального района Республики Татарстан (423040, РТ, Нурлатский район, г. Нурлат, ул. Советская, д.117), Исполнительного комитета муниципального образования города Нурлат Нурлатского муниципального района РТ, ООО «Промочистка» (423040, РТ, г. Нурлат, ул. Куйбышева, д. 57а, ИНН 1632010887), ООО «ГородСтрой» (423040, РТ, г. Нурлат, ул. Советская, д. 138, ИНН 1632011680)  по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части выполнения работ по укладке наружной канализационной сети по улице Юбилейная до проведения закупки на проведение соответствующих работ, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции,

Установила:

На основании приказа от 25.03.2014г. № 02/94-пр Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан была проведена плановая проверка Исполнительного комитета Нурлатского муниципального района Республики Татарстан (адрес: 423040, Республика Татарстан, Нурлатский район г.Нурлат ул. Советская д.117).

В ходе изучения входящей – исходящей документации Исполнительного комитета Нурлатского муниципального района Республики Татарстан было установлено, что 12 декабря 2013 года в адрес Руководителя Исполнительного комитета Нурлатского муниципального района Республики Татарстан поступило обращение директора ООО «Промочистка» с просьбой оказать содействие в разрешении сложившейся ситуации.

ООО «Промочистка» до 05 ноября 2013 года выполнило в полном объеме работы по укладке наружной канализационной сети по улице Юбилейная. После проведения работ, Исполнительным комитетом Нурлатского муниципального района Республики Татарстан была подана заявка на размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на предмет «Приведение инженерных сетей водоотведения по ул.Юбилейная в нормативное состояние» на сумму 487,4 тысяч рублей.

Вместе с тем, территориальным отделением Департамента казначейства Министерства финансов Республики Татарстан заявка на размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на предмет «Приведение инженерных сетей водоотведения по ул.Юбилейная в нормативное состояние» была отклонена по причине «выполнение работ до конца года не представляется возможным».

В ответ на обращение директора ООО «Промочистка» с просьбой оказать содействие в разрешении сложившейся ситуации Исполнительный комитет Нурлатского муниципального района Республики Татарстан указал, что закупка на предмет «Приведение инженерных сетей водоотведения по ул.Юбилейная в нормативное состояние» будет проведена в 2014 году.

Действиями Исполнительного комитета Нурлатского муниципального района Республики Татарстан и ООО «Промочистка» были созданы такие условия, при которых доступ иных хозяйствующих субъектов к работам по укладке наружной канализационной сети по улице Юбилейная был невозможен вследствие фактического выполнения работ на момент планируемого проведения открытого аукциона в электронной форме, что в свою очередь приводит к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», приказом Татарстанского УФАС России от 26.09.2014 года №02/388-к было возбуждено дело №06-642/2014 по признакам нарушения Исполнительным комитетом Нурлатского муниципального района Республики Татарстан и  ООО «Промочистка» статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», в части выполнения работ по укладке наружной канализационной сети по улице Юбилейная до проведения закупки на проведение соответствующих работ, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.  

В ходе рассмотрения дела №06-642/2014 к участию в качестве ответчиков были привлечены также Исполнительный комитет муниципального образования города Нурлат Нурлатского муниципального района РТ и ООО «ГородСтрой».

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы настоящего дела,  Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к следующему.

В силу статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

На основании приказа от 25.03.2014г. № 02/94-пр Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан была проведена плановая проверка Исполнительного комитета Нурлатского муниципального района Республики Татарстан (адрес: 423040, Республика Татарстан, Нурлатский район г.Нурлат ул. Советская д.117).

В ходе изучения входящей – исходящей документации Исполнительного комитета Нурлатского муниципального района Республики Татарстан было установлено, что 12 декабря 2012 года в адрес Руководителя Исполнительного комитета Нурлатского муниципального района Республики Татарстан поступило обращение директора ООО «Промочистка» с просьбой оказать содействие в разрешении сложившейся ситуации.

ООО «Промочистка» до 05 ноября 2013 года выполнило в полном объеме работы по укладке наружной канализационной сети по улице Юбилейная. После проведения работ, Исполнительным комитетом Нурлатского муниципального района Республики Татарстан была подана заявка на размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на предмет «Приведение инженерных сетей водоотведения по ул.Юбилейная в нормативное состояние» на сумму 487,4 тысяч рублей.

Вместе с тем, территориальным отделением Департамента казначейства Министерства финансов Республики Татарстан заявка на размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на предмет «Приведение инженерных сетей водоотведения по ул.Юбилейная в нормативное состояние» была отклонена по причине «выполнение работ до конца года не представляется возможным».

В ответ на обращение директора ООО «Промочистка» с просьбой оказать содействие в разрешении сложившейся ситуации Исполнительный комитет Нурлатского муниципального района Республики Татарстан указал, что закупка на предмет «Приведение инженерных сетей водоотведения по ул.Юбилейная в нормативное состояние» будет проведена в 2014 году.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Законом о контрактной системе.

В соответствии со статьей 3 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.

Закупка товара, работы, услуги для обеспечения муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что закупка на проведение работ по приведению инженерных сетей водоотведения по улице Юбилейная города Нурлат Нурлатского муниципального района РТ в нормативное состояние была объявлена 26.05.2014 года (Извещение о проведении электронного аукциона от 26.05.2014 №0111300029814000094).

Муниципальный заказчик - Исполнительный комитет муниципального образования города Нурлат Нурлатского муниципального района РТ.

Таким образом, Исполнительным комитетом муниципального образования города Нурлат Нурлатского муниципального района РТ была фиктивно объявлена закупка, в виде электронного аукциона на  проведение работ по приведению инженерных сетей водоотведения по улице Юбилейная города Нурлат Нурлатского муниципального района РТ в нормативное состояние на уже выполненные работы до объявления закупки.

На основании проведенной закупки от 26.05.2014 №0111300029814000094, муниципальный контракт на проведение работ по приведению инженерных сетей водоотведения по улице Юбилейная города Нурлат Нурлатского муниципального района РТ в нормативное состояние был заключен между Исполнительным комитетом города Нурлат Нурлатского муниципального района РТ и ООО «ГородСтрой» 17.06.2014 года.

Вместе с тем, 18.06.2014 года между ООО «ГородСтрой» и ООО «Промочистка» заключен договор субподряда №20/14-А на проведение рассматриваемых работ.

В соответствии с документацией о выполнении работ по муниципальному контракту, журналом проведения работ, формами отчетности, ООО «Промочистка» выполнило работы по муниципальному контракту в полном объеме, в рамках заключенного договора субподряда №20/14-А от 18.06.2014 года.  

В ходе рассмотрения дела у ООО «ГородСтрой» была запрошена информация по приобретению материалов, необходимых для проведения работ в рамках муниципального контракта, в том числе копии счетов-фактур, товарных накладных, платежных поручений на приобретение объектов, материалов – труб полиэтиленовых, стальных водопроводных труб, крышек, люков и т.д., используемых при выполнении работ по укладке наружной канализационной сети по улице Юбилейная.

В ответ ООО «ГородСтрой» представило информацию о том, что указанные материалы не приобретались, субподрядчик ООО «Промочистка» обязался осуществить строительные работы с использованием собственных материалов.

Указанное обстоятельство свидетельствует о фиктивном участии ООО «ГородСтрой» в закупке на проведение работ по приведению инженерных сетей водоотведения по улице Юбилейная города Нурлат Нурлатского муниципального района РТ в нормативное состояние (извещение о проведении электронного аукциона от 26.05.2014 №0111300029814000094), поскольку ООО «ГородСтрой» изначально не имело возможности исполнить условия выполнения работ по муниципальному контракту.

На момент проведения электронного аукциона, предметом которого являлось проведение работ по приведению инженерных сетей водоотведения по улице Юбилейная города Нурлат Нурлатского муниципального района РТ в нормативное состояние работы были выполнены ООО «Промочистка».

Таким образом, ООО «Промочистка» было известно о планируемом проведении электронного аукциона, до публикации каких-либо извещений об их проведении. Заказчиком по данному аукциону выступил Исполнительный комитет муниципального образования города Нурлат Нурлатского муниципального района РТ.

ООО «ГородСтрой» принимало участие в закупке без наличия в распоряжении каких-либо материалов, необходимых для проведения работ в рамках муниципального контракта, с привлечением ООО «Промочистка» на основании договора субподряда №20/14-А на проведение работ в полном объеме.

Из указанного следует, что Исполнительным комитетом муниципального образования города Нурлат Нурлатского муниципального района РТ было предоставлено необоснованное преимущество ООО «Промочистка», ООО «ГородСтрой»  путем предоставления доступа к информации о проведении аукциона до публикации извещения.

Поскольку на момент заключения муниципального контракта все предусмотренные по контракту работы были фактически выполнены ООО «Промочистка», то доступ иных хозяйствующих субъектов к выполнению данных работ был невозможен, значит, заключение муниципального контракта носило фиктивный характер, и, как следствие, ограничило конкуренцию. Целью заключения указанного муниципального контракта был не поиск лица для выполнения подрядных работ, а только получение финансирования из бюджета и передача денежных средств лицу, выполнившему работы еще до проведения аукциона.  

Таким образом, Исполнительным комитетом муниципального образования города Нурлат Нурлатского муниципального района РТ, ООО «ГородСтрой»,  ООО «Промочистка» осуществлялись согласованные действия, при размещении закупки, выполнении муниципального контракта, оплаты за счет муниципальных бюджетных денежных средств выполненных работ, при фактическом выполнении работ на момент проведения открытого аукциона в электронной форме.

В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям федерального закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Самостоятельные действия хозяйствующих субъектов, не подразумевают предоставления им органом местного самоуправления конкурентного преимущества перед иными хозяйствующими субъектами, посредством предоставления доступа к информации в приоритетном порядке, права на выполнении строительных работ за счет муниципальных бюджетных денежных средств без каких либо правовых оснований.   

На основании вышеизложенного, нарушены основы конкурентной борьбы хозяйствующих субъектов, функционирующих на рынке организации и проведения торгов на территории Республики Татарстан.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность  конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия)  существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия  соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно  устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Квалифицирующими признаками применительно к статье 16 ФЗ «О защите конкуренции» выступают реальные либо возможные негативные последствия для определенной конкурентной среды и выявление причинной связи между определенными соглашением и (или) согласованными действиями и такими последствиями.

Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 2 Постановления Пленума от 30.06.2008 года №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении. Вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно: о том, что о совершении таких действий было заранее известно каждому из лиц, принимавших участие в согласованных действиях, может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения.

Осуществление согласованных действий предполагает в качестве условия прямое или косвенное взаимодействие между хозяйствующими субъектами и органами государственной или муниципальной власти.

Таким образом, действия Исполнительного комитета муниципального образования города Нурлат Нурлатского муниципального района РТ, ООО «ГородСтрой»,  ООО «Промочистка» являются нарушением требований статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в осуществлении согласованных действий при размещении закупки, выполнении муниципального контракта, оплаты за счет муниципальных бюджетных денежных средств выполненных работ, при фактическом выполнении работ по приведению инженерных сетей водоотведения по улице Юбилейная города Нурлат Нурлатского муниципального района РТ в нормативное состояние на момент проведения открытого аукциона в электронной форме.    

В ходе рассмотрения дела, ответчиками был заявлен довод о том, что письмо от 12 декабря 2013 года, поступившее  в адрес Руководителя Исполнительного комитета Нурлатского муниципального района Республики Татарстан от директора ООО «Промочистка» с просьбой оказать содействие в разрешении сложившейся ситуации не соответствует действительности, и работы выполнялись в соответствии с закупкой от 26.05.2014 №0111300029814000094.

Вместе с тем, данный довод не может быть принят как опровергающий факт вменяемого нарушения антимонопольного законодательства по той причине, что факты, изложенные в указанном письме, подтвердились информацией представленной Департаментом Казначейства Министерства финансов Республики Татарстан. 

Исходя из представленных документов, в том числе копий скриншотов с системы «БАРС.Электронный магазин», истории согласования размещенной в 2013 году заявки Исполнительного комитета муниципального образования города Нурлат Нурлатского муниципального района РТ по предмету «Приведение инженерных сетей водоотведения по улице Юбилейная города Нурлат Нурлатского муниципального района РТ» установлено, что заявка была направлена 26.11.2013 года. 

09.12.2013 года заявка Исполнительного комитета муниципального образования города Нурлат Нурлатского муниципального района РТ была отклонена по причине «выполнение работ до конца года не представляется возможным».

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 37, частями 1-3 статьи 41, части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

Решила:

1.Признать Исполнительный комитет муниципального образования города Нурлат Нурлатского муниципального района РТ, ООО «ГородСтрой»,  ООО «Промочистка» нарушившими требования статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в осуществлении согласованных действий при размещении закупки, выполнении муниципального контракта, оплаты за счет муниципальных бюджетных денежных средств выполненных работ, при фактическом выполнении работ по приведению инженерных сетей водоотведения по улице Юбилейная города Нурлат Нурлатского муниципального района РТ в нормативное состояние на момент проведения открытого аукциона в электронной форме.

2.Передать имеющиеся материалы должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

3.Направить решение по делу №06-642/2014 в Управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о наличии в действиях должностных лиц Исполнительного комитета муниципального образования города Нурлат Нурлатского муниципального района РТ, ООО «ГородСтрой»,  ООО «Промочистка»  иных признаков нарушений действующего законодательства.   

Связанные организации

Связанные организации не указаны