Решение №ДМ-06/20018 Решение по делу № 06-792/2014 от 29 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

при участии в рассмотрении дела №06-792/2014:

- представителя ответчика Исполнительного комитета Альметьевского  муниципального района РТ – <…>, личность установлена паспортом,

- представителя ответчика Исполнительного комитета Альметьевского  муниципального района РТ – <…>, личность установлена паспортом,

- представителя заявителя ООО «НПО «Промтехнология» – <…>, личность установлена паспортом,

- представителя заявителя ООО «НПО «Промтехнология»  – <…>., личность установлена паспортом,

рассмотрев дело №06-792/2014 в отношении Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию №RU16507101-0926/в от 20.12.2011 года <…> с нарушением действующего законодательства, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции,

Установила:

В адрес Татарстанского УФАС России поступило обращение ООО «НПО «Промтехнология» с указанием на признаки нарушения органами местного самоуправления Альметьевского муниципального района Республики Татарстан норм Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части выдачи разрешения на строительство №RU16507101-0997/c от 07.12.2011 года и выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию №RU16507101-0926/в от 20.12.2011 года <…>

По результатам рассмотрения обращения было установлено следующее.

07.12.2011 года Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района Республики Татарстан выдано разрешение на строительство №RU16507101-0997/c на объект капитального строительства «здание конторы на территории промышленной базы», общей площадью застройки 26 кв.м., находящегося по адресу: г. Альметьевск, ул. Ш. Усманова, д.1.

Спустя 13 дней – 20.12.2011 года  Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района Республики Татарстан выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию №RU16507101-0926/в.

В ходе изучения технической документации установлено, что ООО «КЭПО» был подготовлен рабочий проект здания конторы на территории промышленной базы поселок Нагорный, город Альметьевск. В пункте 1.2. Пояснительной записки к проекту указано, что конструкция представляет собой металлокаркасное здание из ЛСТК.

Вместе с тем, исходя из фактических сведений, содержащихся в техническом паспорте здания конторы, выполненного Альметьевским отделением филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по РТ, конструкция здания, в частности перекрытия, указаны как деревянные.

Более того, при возведении здания конторы была нарушены планировка, указанная в рабочем проекте, в частности, выявлены отклонения в сооружении входного узла в здание, в использованных обшивочных материалах здания конторы – с уличной стороны здание облицовано горючим пластиком, что противоречит правилам на производстве.

Учитывая, что по сведениям, представленным заявителем, фактически на промышленной базе выполняются работы по сбору, резке металла, переработке и прессованию металлических изделий, которые связаны с применением газорезочного и сварочного оборудования, указанные отклонения от рабочего проекта строительства являются существенными и противоречат требованиям противопожарной безопасности.  

На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», приказом Татарстанского УФАС России от 14.11.2014 г. №02/452-к  было возбуждено дело №06-792/2014 по признакам нарушения Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района РТ части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию №RU16507101-0926/в от 20.12.2011 года <…> с нарушением действующего законодательства, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.  

Проверив обоснованность доводов, проанализировав предоставленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.

В силу статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.

Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления.

07.12.2011 года Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района Республики Татарстан выдано разрешение на строительство №RU16507101-0997/c на объект капитального строительства «здание конторы на территории промышленной базы», общей площадью застройки 26 кв.м., находящегося по адресу: г. Альметьевск, ул. Ш. Усманова, д.1.

Спустя 13 дней – 20.12.2011 года  Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района Республики Татарстан выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию №RU16507101-0926/в.

Вместе с тем, выполнение строительства здания, в том числе подготовка строительно-технической документации, объективно требует привлечения большого количества трудовых, финансовых, временных и иных ресурсоемких затрат.

Факт выдачи разрешения на строительство №RU16507101-0997/c от 07.12.2011 года и выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию №RU16507101-0926/в от 20.12.2011 года <…> в столь короткий период времени в зимнее время года свидетельствует о фиктивности выданного Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района Республики Татарстан разрешения на строительство с проведением строительных работ до предоставления разрешения на строительство. 

Указанное обстоятельство подтверждается, в том числе договором подряда №20/А от 05.11.2011 года, заключенным между <…> и ООО «Инвест».

В соответствии с указанным договором подряда №20/А от 05.11.2011 года ООО «Инвест» обязалось выполнить работы по строительству здания конторы с 10.11.2011 г. по 15.12.2011 г. – то есть, до получения разрешения на строительство №RU16507101-0997/c на объект капитального строительства «здание конторы на территории промышленной базы», общей площадью застройки 26 кв.м., находящегося по адресу: г. Альметьевск, ул. Ш. Усманова, д.1.

В соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, непосредственно либо через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы в том числе следующие документы:

- документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;

- документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;

- документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии).

В ходе изучения технической документации установлено, что ООО «КЭПО» был подготовлен рабочий проект здания конторы на территории промышленной базы поселок Нагорный, город Альметьевск. В пункте 1.2. Пояснительной записки к проекту указано, что конструкция представляет собой металлокаркасное здание из ЛСТК.

Вместе с тем, исходя из фактических сведений, содержащихся в техническом паспорте здания конторы, выполненного Альметьевским отделением филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по РТ, конструкция здания, в частности перекрытия, указаны как деревянные.

Более того, при возведении здания конторы была нарушены планировка, указанная в рабочем проекте, в частности, выявлены отклонения в сооружении входного узла в здание, в использованных обшивочных материалах здания конторы – с уличной стороны здание облицовано горючим пластиком, что противоречит правилам на производстве.

Указанные обстоятельства подтверждаются позицией Альметьевской городской прокуратуры.

В исходящем письме Альметьевской городской прокуратуры  от 28.10.2014 года №34521 указано, что для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию <…> в Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан было представлено заключение, подписанное подрядчиком – ООО «Инвест», и организацией, осуществляющей функции строительного контроля – ООО «Премьер Лига», согласно которому здание конторы построено в соответствии с рабочими чертежами и с соблюдением действующих норм и правил.

Между тем, согласно представленному заключению эксперта №65/09-14, указанное здание не соответствует рабочему проекту, а именно в части материала, использованного при строительстве стен, перекрытий, кровли, полов, внутренней и наружной отделки.  Выявлено отсутствие навеса над входом, предусмотренного рабочим проектом. Поэтажный план не соответствует плану, указанному в рабочем проекте.

Порядок предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района Республики Татарстан определен соответствующим административным регламентом.

В соответствии с указанным регламентом, Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан отказывает в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в случае:

- предоставления в заявлении недостоверных сведений;

- несоответствия объекта строительства требованиям, установленным в разрешении;

- несоответствия  параметров построенного объекта проектной документации.

Поскольку при прочих равных условиях разрешение на ввод объекта в эксплуатацию №RU16507101-0926/в от 20.12.2011 года <…> не могло быть предоставлено, в силу нарушения процедуры строительства, а, как следствие, несоблюдения требований градостроительного законодательства, действия Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан по фиктивной выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию №RU16507101-0926/в от 20.12.2011 года являются ни чем иным, как предоставлением преимущества <…>

Несоблюдение административного порядка получения разрешения на строительство либо производство строительных работ с явным отступлением от нормативных градостроительных предписаний свидетельствует о несоответствии действий застройщика нормам публичного права. Эти основания относятся к публичным, поскольку в подобных ситуациях ставятся под угрозу права неопределенного круга лиц, нарушаются установленные государством процедуры.

Участники гражданских правоотношений должны находиться в равном положении по отношению друг к другу, в рамках доступа к получению муниципальных услуг, запрещается предоставление кому-либо преимущественного доступа к оказанию муниципальных услуг.

Хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции»).

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.      

Деятельность уполномоченных органов государственной власти или органов местного самоуправления призвана поддерживать конкуренцию в том её виде, в каком этого требует законодательство, которое запрещает совершать действия (бездействие), принимать различного рода акты (нормативного или ненормативного характера), способные привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.    

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, действия Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан по выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию №RU16507101-0926/в от 20.12.2011 года <…> с нарушением действующего законодательства являются нарушением требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 29 ноября 2011 года по делу №А66-7056/2010 указал, что из положений части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении антимонопольного законодательства является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Комиссия Татарстанского УФАС России принимает довод заявителя ООО «НПО «Промтехнология» о нарушении законных прав и интересов в области экономической деятельности, выданным разрешением на ввод объекта в эксплуатацию №RU16507101-0926/в от 20.12.2011 года по следующим обстоятельствам.

13.03.2013 года между <…> и ООО «НПО «Промтехнология» заключен договор купли-продажи недвижимого имущества, а именно: земельного участка общей площадью 4120 кв.м., расположенного по адресу: г. Альметьевск, ул. Ш. Усманова, д.1, прирельсовой бетонной площадки и железнодорожного тупика.

30.01.2012 года на основании  разрешения на ввод объекта в эксплуатацию №RU16507101-0926/в от 20.12.2011 года за <…> на праве собственности зарегистрировано здание конторы на территории промышленной базы, общей площадью застройки 26 кв.м., находящегося по адресу: г. Альметьевск, ул. Ш. Усманова, д.1.

В последующем <…> обратился с иском к ООО «НПО «Промтехнология» о признании указанной сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки.

Исходя из регистрации права собственности на здание конторы 30.01.2012 года,  <…>. не мог не знать о наличии указанного объекта, при заключении договора купли-продажи от 13.03.2013 года.

В силу статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Комиссией Татарстанского УФАС России при принятии решения также учитывается то обстоятельство, что статья 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает право органа местного самоуправления (или его должностного лица) в порядке самоконтроля отменить или приостановить действие принятого им муниципального правового акта. Данная норма применима и к такому ненормативному правовому акту, как разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Таким образом, отмена разрешения на ввод объекта в эксплуатацию возможна в административном порядке. Кроме  указанного, отмена разрешения на ввод объекта в эксплуатацию возможна в судебном порядке в рамках гражданского, арбитражного судопроизводства.

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 37, частями 1-3 статьи 41, части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

Решила:

1.Признать Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию №RU16507101-0926/в от 20.12.2011 года Шагиахметову М.Р. с нарушением действующего законодательства, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2.Передать имеющиеся материалы должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

3.Передать материалы дела №06-792/2014 должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о целесообразности обращения с исковым заявлением в Арбитражный суд Республики Татарстан с требованиями об отмене  разрешения на ввод объекта в эксплуатацию №RU16507101-0926/в от 20.12.2011 года.     

Связанные организации

Связанные организации не указаны