Решение №ДМ-06/20334 Решение по делу № 06-84/2014 от 14 января 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>

при участии в рассмотрении дела №06-84/2014:

- представителя ответчика Исполнительного комитета муниципального образования «город Альметьевск» Альметьевского муниципального района Республики Татарстан  – <…>личность установлена паспортом,

- представителя заинтересованного лица  МУП «Городское управление автомобильных дорог» – <…>, личность установлена паспортом,

рассмотрев дело №06-84/2014 по признакам нарушения Исполнительным комитетом муниципального образования «город Альметьевск» Альметьевского муниципального района Республики Татарстан (423450, Республика Татарстан, г.Альметьевск, пр.Ленина, д.39) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части не принятия решения о несоответствии деятельности МУП «Городское управление автомобильных дорог» установленным целям создания муниципальных унитарных предприятий, предусмотренных Законом о государственных и муниципальных унитарных предприятий, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции,

Установила:

На основании приказа от 17.05.2013г. №02/232-пр Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан была проведена плановая проверка Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан (423450, Республика Татарстан, г.Альметьевск, пр.Ленина, д.39).

В ходе изучения деятельности муниципальных унитарных предприятий, располагающихся на территории Альметьевского мунципального района Республики Татарстан, было установлено, что постановлением Исполнительного комитета муниципального образования «город Альметьевск» Альметьевского муниципального района от 30.03.2009 года №12 утвержден устав муниципального унитарного предприятия  «Городское управление автомобильных дорог».

Распоряжениями Исполнительного комитета города Альметьевска от 31 августа 2012 года №16, от 22 октября 2012 года №04, от 12 декабря 2012 года, от 20 мая 2012 года муниципальному унитарному предприятию «Городское управление автомобильных дорог» (далее – МУП «ГУАД») неоднократно выделялись субсидии из резервного фонда Исполнительного комитета города Альметьевска на проведение аварийно-восстановительных работ по ремонту дорожных сетей.

Необходимо отметить, что МУП «ГУАД» в соответствии с Уставом является хозяйствующим субъектом и осуществляет деятельность по содержанию, реконструкции и ремонту городских автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них, развития экономики и эффективности управления дорожным хозяйством и извлечения прибыли.

Рынки по строительству, ремонту, содержанию автомобильных дорог, являются конкурентными и создание муниципального унитарного предприятия в данной сфере, предоставляет данному предприятию более выгодные условия деятельности, так как при создании муниципального унитарного предприятия за данным предприятием закрепляется муниципальное имущество на праве хозяйственного ведения (оперативного управления), Исполнительным комитетом выделяются дополнительные денежные средства для реализации определенных задач.

МУП «ГУАД» создано для целей, которые не содержатся в перечне согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», что свидетельствует о нарушении Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района Республики Татарстан части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Таким образом, в бездействии по принятию решения о несоответствии деятельности МУП «Городское управление автомобильных дорог» положениям Федерального закона от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», приказом Татарстанского УФАС России от 20.02.2014 года №02/55-к было возбуждено дело №06-84/2014 по признакам нарушения Исполнительным комитетом муниципального образования «город Альметьевск» Альметьевского муниципального района Республики Татарстан части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части не принятия решения о несоответствии деятельности МУП «Городское управление автомобильных дорог» установленным целям создания муниципальных унитарных предприятий, предусмотренных Законом о государственных и муниципальных унитарных предприятий, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Проверив обоснованность доводов, проанализировав предоставленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.

В силу статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Постановлением Исполнительного комитета «город Альметьевск» Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 30.03.2009г. №12 было создано МУП «ГУАД».

Согласно Уставу  МУП «ГУАД», утвержденному Постановлением Исполнительного комитета «город Альметьевск» Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 21.03.2013 г. №04, предприятие создано в целях осуществления дорожной деятельности, содержания, реконструкции и ремонта городских автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них, развития экономики и эффективности управления дорожным хозяйством и извлечения прибыли, комплексного обеспечения благоустройства и озеленения, обследования и (или) пересадки и вырубки зеленых насаждений, охраны насаждений озелененных территорий и оказания услуг по коммерческой реализации зеленых насаждений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»  унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае:

-необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;

-необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;

-необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;

-необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;

-необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

-необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.

Названный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Поэтому, недопустимо осуществление государственными или муниципальными предприятиями деятельности, не указанной в норме пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».  

Рынки по строительству, ремонту, содержанию автомобильных дорог, являются конкурентным и создание муниципального унитарного предприятия в данной сфере, предоставляет данному предприятию более выгодные условия деятельности, так как при создании муниципального унитарного предприятия за данным предприятием закрепляется муниципальное имущество на праве хозяйственного ведения (оперативного управления), Исполнительным комитетом выделяются дополнительные денежные средства для реализации определенных задач.

При обычных условиях здоровой и справедливой конкуренции, МУП «ГУАД» должно было осуществлять тот круг деятельности, которое ему предоставляет действующее законодательство.  

На обслуживание МУП «ГУАД» передано имущество муниципальной казны: автодороги и  тротуары  общей площадью 4 170 тыс.м.2,  23 пешеходных и автомобильных моста, сети ливневых  и дренажных канализаций, городские площади, зона культуры и отдыха «Майдан», Каскады прудов, подземные переходы, городское озеро, 690 га зеленой зоны. Для ведения хозяйственной деятельности переданы в хозяйственное ведение асфальтобетонный завод,  железнодорожный тупик, спецтехника для зимнего и летнего содержания и ремонта, городских дорог, теплицы для выращивания цветочной рассады.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что Исполнительный комитет муниципального образования «город Альметьевск» осуществляет заключение муниципальных контрактов с МУП «ГУАД» по обслуживанию и содержанию городских автодорог и тротуаров, по строительствам дорожек к спортивным площадкам в городе Альметьевск, работы по ремонту асфальтобетонного покрытия внутриквартальных дорог в городе Альметьевске.

Денежные средства на плановый и текущий ремонт дорог города Альметьевска предоставляются Исполнительным комитетом муниципального образования «город Альметьевск» МУП «ГУАД»  в рамках договоров на выделение субсидий.

За 2012 год Исполнительным комитетом муниципального образования «город Альметьевск» в пользу МУП «ГУАД» было выделено субсидий на возмещение затрат на общую сумму 103 млн. 279 тыс. 844 руб., субсидий из резервного фонда на общую сумму 17 млн. руб.

За 2013 год Исполнительным комитетом муниципального образования «город Альметьевск» в пользу МУП «ГУАД» было выделено субсидий на возмещение затрат на общую сумму 69 млн. 358 тыс. 933 руб., субсидий из резервного фонда на общую сумму 17 млн. 304 тыс. 35 руб.

За 2014 год Исполнительным комитетом муниципального образования «город Альметьевск» в пользу МУП «ГУАД» было выделено субсидий на возмещение затрат на общую сумму 86 млн. 980 тыс. 200 руб.

Согласно статье 24 разделу III Устава МО «город Альметьевск Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, Совет Города – представительный орган местного самоуправления Города.

Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность предоставления субсидий из местного бюджета – в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.

Муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам должны определять:

1)категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3)порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В рамках вышеназванной статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации Постановлением Исполнительного комитета «город Альметьевск» от 24.01.2012г. №01 утверждены Правила предоставления субсидий из бюджета муниципального образования город Альметьевск Альметьевского муниципального района юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям и другим некоммерческим организациям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.

Согласно пункту 5 данных Правил, субсидии предоставляются получателям субсидий в целях возмещения затрат, связанных с:

- содержанием и обслуживанием муниципального имущества, оплатой услуг по его охране, текущим и капитальным ремонтом имущества;

- приобретением спецтехники или транспортных средств для транспортного обслуживания жителей поселения;

- оплатой налога на имущество и земельного налога;

- оплатой услуг по оформлению технической документации на объекты муниципальной собственности;

- обеспечением жизнедеятельности получателя субсидии в период ликвидации;

- содержанием муниципальных автомобильных дорог на территории поселения и элементов благоустройства;

- благоустройством озеленением территории поселения, содержанием зеленых насаждений поселения;

- выполнением мероприятий, направленных на повышение безопасности движения поселении, оборудование автобусных остановок, освещение дороги в пределах всего поселения или на наиболее опасных участках, введение и содержание светофорного регулирования;

- перевозкой пассажиров в автомобильном транспорте общего пользования по социальным маршрутам в части разницы между экономически обоснованной стоимостью перевозок и регулируемыми тарифами, утвержденными Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам;

- прочей деятельностью, связанной с предоставлением коммунальных услуг населения города:

- прочей деятельностью, связанной с обслуживанием муниципального имущества.

В соответствии с пунктом 5 частью 1 статьи 16  Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится  дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дорожная деятельность включает в себя деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно статье 13 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Исходя из части 3 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 года  №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности, которая отнесена законодательством о местном самоуправлении к вопросам местного значения городского округа, в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Из указанных норм следует, что дорожная деятельность в отношении передаваемых в хозяйственное ведение автомобильных дорог должна осуществляться исключительно органом местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 54 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие  в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы  Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Согласно статьи 1 Федерального закона от 5.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе), указанный федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением.

Согласно пункту 6 статьи 15 Закона о контрактной системе  в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации или иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления либо Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", являющиеся государственными или муниципальными заказчиками, свои полномочия на осуществление закупок передают на безвозмездной основе на основании договоров (соглашений) бюджетным учреждениям, автономным учреждениям, государственным, муниципальным унитарным предприятиям, такие учреждения, унитарные предприятия в пределах переданных полномочий осуществляют в лице указанных органов или Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" закупки товаров, работ, услуг в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, которые регулируют деятельность государственного и муниципального заказчиков.

Государственные и муниципальные заказчики обязаны осуществлять все виды закупок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг согласно требованиям, установленным в Законе о контрактной системе.

В соответствии со статьей 3 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.

Закупка товара, работы, услуги для обеспечения муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

Согласно статьи 24 Закона о контрактной системе, заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.

Заказчик при выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Согласно статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд и ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг являются самостоятельными видами бюджетных ассигнований.

Подмена одного вида ассигнований другим не допустима, поскольку для каждого из них определен собственный порядок финансирования.

Предоставление субсидий на возмещение затрат в связи с осуществлением деятельности по решению отдельных вопросов местного значения нарушает принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, а также принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, заложенные в статьях 34, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Несоблюдение указанного в Федеральном законе от 5.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» порядка осуществления закупок для муниципальных нужд, является нарушением названного Федерального закона, а также норм ФЗ «О защите конкуренции», так как устраняется конкуренция среди хозяйствующих субъектов и создаются преимущества отдельным хозяйствующим субъектам.

Обязанность по соблюдению положений действующего законодательства при принятии муниципальных правовых актов возложена статьей 7 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на все органы местного самоуправления.

В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям федерального закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Дорожная деятельность в отношении муниципальных автомобильных дорог общего пользования, содержание иных мест общего пользования в границах поселения является вопросом местного значения, находящимся в компетенции муниципального образования «город Альметьевск», как органа местного самоуправления.

Схема расходования денежных средств для решения указанного вопроса местного значения, согласно которой места общего пользования передаются в хозяйственное ведение унитарных предприятий, а данные предприятия, не имея возможности использовать данное имущество, получают субсидии из бюджета для самостоятельного выполнения всего комплекса работ по его содержанию, представляет собой неэффективное расходование денежных средств в виде предоставления преференций конкретным лицам на безконкурсной основе.

В данном случае нарушается как целевая правоспособность унитарных предприятий, так и нормы Закона о защите конкуренции, Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона о контрактной системе, обязывающие расходовать денежные средства на муниципальные нужды с использованием соответствующих конкурсных процедур.

Более того, в ходе рассмотрения дела было установлено, что в связи с отсутствием прибыли от осуществления деятельности, МУП «ГУАД» какие-либо выплаты денежных средств в муниципальный бюджет не осуществлялись.

Хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В соответствии с данной нормой антимонопольного законодательства МУП «ГУАД» является хозяйствующим субъектом.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность  конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия)  существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия  соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно  устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

Самостоятельные действия хозяйствующего субъекта не подразумевают предоставления ему органом власти конкурентного преимущества перед иными хозяйствующими субъектами, посредством наделения его имуществом, передачи полномочий органов местного самоуправления и выделения субсидий.

Деятельность уполномоченных органов государственной власти или органов местного самоуправления призвана поддерживать конкуренцию в том её виде, в каком этого требует законодательство, которое запрещает совершать действия (бездействие), принимать различного рода акты (нормативного или ненормативного характера), способные привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. 

Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции»).

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, бездействие Исполнительного комитета муниципального образования «город Альметьевск» Альметьевского муниципального района Республики Татарстан по принятию решения о несоответствии деятельности МУП «Городское управление автомобильных дорог» установленным целям создания муниципальных унитарных предприятий, предусмотренных Законом о государственных и муниципальных унитарных предприятий является нарушением требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссией Татарстанского УФАС России при принятии решения также учитывается то обстоятельство, что за период с 01.01.2012 года по настоящее время МУП «Городское управление автомобильных дорог» выделено субсидий на общую сумму свыше 293 млн. рублей, тогда как за период с 01.01.2012 года по настоящее время размещено заказов, осуществлено закупок на предмет, связанный с ремонтом, содержанием дорог в г.Альметьевск на общую сумму порядка 8 млн. рублей.

Указанное обстоятельство, безусловно, свидетельствует об отсутствии конкуренции и участия иных хозяйствующих субъектов при организации деятельности, связанной с ремонтом, содержанием дорог в г.Альметьевск, вместе с тем, рынки по строительству, ремонту, содержанию автомобильных дорог, являются конкурентными.

В соответствии со статьями 23, 50 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу, в частности о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 37, частями 1-3 статьи 41, части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

Решила:

1.Признать Исполнительный комитет муниципального образования «город Альметьевск» Альметьевского муниципального района Республики Татарстан нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части не принятия решения о несоответствии деятельности МУП «Городское управление автомобильных дорог» установленным целям создания муниципальных унитарных предприятий, предусмотренных Законом о государственных и муниципальных унитарных предприятий, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2.Выдать Исполнительному комитету муниципального образования «город Альметьевск» Альметьевского муниципального района Республики Татарстан предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно:

- привести в соответствие с требованиями действующего законодательства деятельность МУП «Городское управление автомобильных дорог», в том числе путем исключения из Устава возможности осуществления деятельности по эксплуатации автомобильных дорог общего пользования, дорожных сооружений;

- принять меры по прекращению права хозяйственного ведения МУП «Городское управление автомобильных дорог» на автомобильные дороги общего пользования, дорожные сооружения, в том числе путем изъятия указанного имущества из хозяйственного ведения МУП «Городское управление автомобильных дорог».

3. Передать имеющиеся материалы должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны