Решение №ДМ-06/20353 Решение по делу № 06-441/2014 от 14 января 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>,
рассмотрев дело №06-441/2014 по признакам нарушения Исполнительным комитетом муниципального образования «город Набережные Челны» (423809, Республика Татарстан, пр. Х.Туфана, д.23) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части нарушения порядка организации осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам города Набережные Челны, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на рассмотрение поступили материалы Прокуратуры г.Набережные Челны по факту бездействия Исполнительного комитета муниципального образования «город Набережные Челны», в части проведения конкурса по организации пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам города Набережные Челны без утверждения в установленном порядке маршрутов.
По итогам рассмотрения обращения заявителя, а также изучения представленных документов, Татарстанским УФАС России установлены следующие обстоятельства.
В 2013 году Исполнительным комитетом города Набережные Челны проведены конкурсы на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам города Набережные Челны: №1,7, 13, 21, 22, 25,26, 27, 35, 42, 43.
Однако, указанные муниципальные маршруты не были утверждены в установленном порядке.
Вышеуказанные муниципальные маршруты были утверждены лишь 20.06.2014г. Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования «город Набережные Челны» от 20.06.2014г. №3611.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Согласно пункту 2 статьи 12 Закона №70-ЗРТ «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Республики Татарстан», открытие новых маршрутов, изменение и закрытие существующих маршрутов, входящих в межмуниципальную или муниципальную маршрутную сеть, осуществляется соответственно уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан в сфере организации пассажирских перевозок, органами местного самоуправления в соответствии с законодательством.
Согласно части 1 статьи 11 Закона №70-ЗРТ, пассажирские перевозки транспортом общего пользования осуществляются перевозчиками в соответствии с договором на осуществление пассажирских перевозок, заключенным в установленном порядке по результатам конкурса на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования (далее - конкурс), за исключением случаев, предусмотренных частью 18 настоящей статьи, а также при заключении договоров на осуществление пассажирских перевозок городским наземным электрическим транспортом.
Конкурс проводится в целях выбора перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозок пассажиров и багажа, и является способом регулирования пассажирских перевозок, осуществляемых транспортом общего пользования, для удовлетворения потребностей населения в безопасных и качественных перевозках.
Конкурс проводится в случаях:
1) открытия маршрута (маршрутов) регулярного сообщения;
2) истечения срока действия либо досрочного расторжения ранее заключенного договора на осуществление пассажирских перевозок по основаниям, предусмотренным условиями указанного договора;
3) введения дополнительных маршрутных графиков на маршруте регулярного сообщения в случае, если пассажирские перевозки на данном маршруте осуществляли несколько перевозчиков, а также в случае, если действующий перевозчик не способен обеспечить выполнение установленных договором требований при введении новых маршрутных графиков.
Согласно пункту 5 Постановления Исполнительного комитета муниципального образования г.Набережные Челны от 04.05.2009 №1735 «Об организации транспортного обслуживания населения», открытие новых маршрутов, изменение и закрытие существующих маршрутов, входящих в муниципальную маршрутную сеть, осуществляется на основании постановления Исполнительного комитета о формировании муниципальной маршрутной сети.
Таким образом, Исполнительным комитетом муниципального образования «город Набережные Челны» проведены конкурсы на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам города Набережные Челны в отсутствие утвержденных паспортов маршрута, что приводит к незаконному осуществлению перевозу пассажиров, следовательно к возникновению нездоровой конкуренции среди перевозчиков.
Таким образом, в действиях Исполнительного комитета муниципального образования «город Набережные Челны» усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части нарушения порядка организации осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам города Набережные Челны, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Проверив обоснованность доводов, проанализировав предоставленные документы, Комиссия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», данный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
В соответствии с пунктом 7 частью 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Согласно статье 1 Закона Республики Татарстан от 13.11.2006 №70-ЗРТ «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Республики Татарстан» (далее - Закон №70-ЗРТ), настоящий Закон регулирует отношения в сфере организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования по транспортному обслуживанию населения по регулярным межмуниципальным и муниципальным маршрутам (далее также - организация пассажирских перевозок).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона №70-ЗРТ, органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют организацию пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и иными принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Республики Татарстан, органов местного самоуправления, в том числе формируют муниципальную маршрутную сеть, организуют и проводят конкурс на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования.
Согласно части 1 статье 10 Закона №70-ЗРТ, заказчик пассажирских перевозок с учетом требований законодательства выполняет функции по организации пассажирских перевозок, в том числе определяет потребность населения в транспортном обслуживании автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования по регулярным маршрутам; формирует маршрутную сеть в соответствии с параметрами качества транспортного обслуживания населения в пределах выделенных на эти цели бюджетных ассигнований; организует проведение конкурса на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования; по результатам конкурса заключает с перевозчиками договоры на осуществление пассажирских перевозок; ведет реестр перевозчиков, осуществляющих пассажирские перевозки по регулярным маршрутам; формирует и утверждает соответственно межмуниципальную и муниципальную маршрутную сеть; в установленном порядке принимает решения об открытии новых маршрутов, изменении или прекращении существующих маршрутов, информирует участников перевозок и контролирующие органы о сроках начала, изменения и прекращения регулярного движения на маршруте; разрабатывает и утверждает в соответствии с требованиями нормативных правовых актов порядок допуска перевозчиков к осуществлению пассажирских перевозок по регулярным маршрутам.
Согласно пункту 2 статьи 12 Закона №70-ЗРТ, открытие новых маршрутов, изменение и закрытие существующих маршрутов, входящих в межмуниципальную или муниципальную маршрутную сеть, осуществляется соответственно уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан в сфере организации пассажирских перевозок, органами местного самоуправления в соответствии с законодательством.
Согласно части 1 статьи 11 Закона №70-ЗРТ, пассажирские перевозки транспортом общего пользования осуществляются перевозчиками в соответствии с договором на осуществление пассажирских перевозок, заключенным в установленном порядке по результатам конкурса на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования (далее - конкурс), за исключением случаев, предусмотренных частью 18 настоящей статьи, а также при заключении договоров на осуществление пассажирских перевозок городским наземным электрическим транспортом.
Конкурс проводится в целях выбора перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозок пассажиров и багажа, и является способом регулирования пассажирских перевозок, осуществляемых транспортом общего пользования, для удовлетворения потребностей населения в безопасных и качественных перевозках.
Конкурс проводится в случаях:
1) открытия маршрута (маршрутов) регулярного сообщения;
2) истечения срока действия либо досрочного расторжения ранее заключенного договора на осуществление пассажирских перевозок по основаниям, предусмотренным условиями указанного договора;
3) введения дополнительных маршрутных графиков на маршруте регулярного сообщения в случае, если пассажирские перевозки на данном маршруте осуществляли несколько перевозчиков, а также в случае, если действующий перевозчик не способен обеспечить выполнение установленных договором требований при введении новых маршрутных графиков.
Согласно пункту 15 части 9 статьи 41 Устава муниципального образования города Набережные Челны к компетенции Исполнительного комитета муниципального образования г.Набережные Челны по решению вопросов местного значения в области жилищного хозяйства, коммунальных услуг и транспорта, лесных отношений относится:
1. создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования;
2. осуществление контроля за качеством обслуживания пассажиров на муниципальных маршрутах;
3. утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения;
4. осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;
5. осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах муниципального образования при осуществлении дорожной деятельности и др.
Согласно пункту 5 Постановления Исполнительного комитета муниципального образования г.Набережные Челны от 04.05.2009 №1735 «Об организации транспортного обслуживания населения», открытие новых маршрутов, изменение и закрытие существующих маршрутов, входящих в муниципальную маршрутную сеть, осуществляется на основании постановления Исполнительного комитета о формировании муниципальной маршрутной сети.
В целях организации пассажирских перевозок по автобусным муниципальным маршрутам города Набережные Челны и в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003г. №131-ФЗ «об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Законом РТ от 13.11.2006г. №70- ЗРТ «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильными городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории РТ» и статьей 41 Устава города, руководителем Исполнительного комитета муниципального образования «город Набережные Челны» вынесено Постановление №1179 от 25.02.2010г. «Об утверждении автобусных муниципальных маршрутов города Набережные Челны», согласно которому утверждены такие автобусные муниципальные маршруты города Набережные Челны как: 1А, 1Б, 2, 6, 7, 8, 10, 22, 25, 43, 109, 112, 141, 203, 204, 205, 206, 207,209,211,212,213,304,305,307,309,424,845.
Однако, с принятием Постановления Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны №7100 от 25.11.2013г. вышеуказанное Постановление утрачивает силу.
05.03.2013г. Исполнительный комитет муниципального образования «город Набережные Челны» утверждает положение о порядке допуска перевозчиков к осуществлению пассажирских перевозок по автобусным регулярным муниципальным маршрутам города Набережные Челны (далее- Положение). Настоящее Положение регулирует отношения, связанные с допуском перевозчиков к осуществлению пассажирских перевозок в целях обеспечения прав граждан на качественное и безопасное транспортное обслуживание в городе Набережные Челны, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в осуществлении указанных пассажирских перевозок, стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции. Заказчик пассажирских перевозок - муниципальное образование город Набережные Челны в лице Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны, организующее конкурс и по его результатам заключающее договор на осуществление пассажирских перевозок.
В 2013 году на основании Постановлений Исполнительного комитета город Набережные Челны в газете «Челнинские известия» были объявлены конкурсы на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам города Набережные Челны: 1, 5, 7, 13,21,22, 25,26,27, 35, 42, 43 и в последующем с хозяйствующими субъектами были заключены договоры сроком на 5лет:
1. по маршруту №1: договор №7-1 от 16.12.2013г.;
2. по маршруту №5: договор №12-5 от 31.03.2014г.;
3. по маршруту №7: договор №1-7 от 20.08.2013г.;
4. по маршруту №13: договор №3-13 от 21.08.2013г.;
5. по маршруту №21: договор №4-21 от 25.11.2013г.;
6. по маршруту №22: договор №5-22 от 25.11.2013г.;
7. по маршруту №25: договор №10-25 от 23.12.2013г.;
8. по маршруту №26: договор №9-26 от 23.12.2013г.;
9. по маршруту №27: договор №6-27 от 25.11.2013г.;
10. по маршруту №35: договор №2-35 от 20.08.2013г.;
11. по маршруту №42: договор №8-42 от 16.12.2013г.;
12. по маршруту №43: договор №11-43 от 28.01.2014г.
На момент заключения договоров вышеуказанные муниципальные маршруты утверждены не были в установленном порядке и соответственно являются не действительными.
Однако, лишь 20.06.2014г. Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования «город Набережные Челны» от 20.06.2014г. №3611 были утверждены автобусные муниципальные маршруты города Набережные Челны такие как: 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 20, 21, 22, 25, 26, 27, 29, 35, 42, 43.
Вместе с тем, конкурсы по маршрутам: 2,3,6,8,9,10,12,20,29 после принятия Постановления Исполнительного комитета муниципального образования «город Набережные Челны» от 25.11.2013г. №7100 и Постановления Исполнительного комитета муниципального образования «город Набережные Челны» от 20.06.2014г. №3611 не проводились.
В ходе проведения мониторинга официальных сайтов города Набережные Челны было установлено, что на официальном сайте города Набережные Челны- http://nabchelny.ru/company утверждены схемы вышеуказанных муниципальных маршрутов г. Набережные Челны, следовательно, данные муниципальные маршруты являются действующими.
Согласно Главе 2 Положения, конкурс проводится в целях выбора перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозок пассажиров, и заключения с такими перевозчиками договоров на осуществление пассажирских перевозок. Заказчик объявляет конкурс в следующие сроки:
- при открытии маршрута (маршрутов) регулярного общения - не позднее 60 дней до начала осуществления пассажирских перевозок на соответствующем маршруте;
- в случае истечения срока действия либо досрочного расторжения ранее заключенного договора по основаниям, предусмотренным условиями договора – не позднее, чем за 60 дней до окончания срока договора;
- в случае ведения дополнительных маршрутных графиков на маршруте регулярного сообщения.
По результатам конкурса с перевозчиком заключается договор. Договор дает право перевозчику осуществлять пассажирские перевозки на маршруте регулярного сообщения на условиях, определенных данным договором, соответствующих указанным в конкурсной документации и в заявке на участие в конкурсе. Вместе с договором заказчик пассажирских перевозок выдает перевозчику маршрутную карту установленного образца на каждую единицу транспортного средства, утвержденные паспорт маршрута и расписание движения (Глава 10 Положения).
Следовательно, по вышеуказанным муниципальным маршрутам города Набережные Челны осуществляются перевозки пассажиров на территории города Набережные Челны в отсутствие проведения конкурсных процедур и соответствующих документов.
Таким образом, вышеуказанные действия Исполнительного комитета муниципального образования «город Набережные Челны» приводят к бесконтрольному и беспорядочному осуществлению перевозок граждан города по муниципальным маршрутам, что создает угрозу безопасности дорожного движения и приводит к незаконному осуществлению перевозу пассажиров, следовательно к возникновению нездоровой конкуренции среди перевозчиков.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» под конкуренцией следует понимать соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Конкуренция призвана обеспечивать стабильное развитие экономических отношений в Российской Федерации, высокое качество реализуемых товаров, оказываемых услуг, повышение эффективности деятельности участников товарного рынка.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Таким образом, на основании вышеизложенного, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о наличиях в действиях Исполнительного комитета муниципального образования «город Набережные Челны» нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части нарушения порядка организации осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам города Набережные Челны, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В соответствии со статьями 23, 50 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу, в частности о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Согласно части 1 статьи 37 Закона о защите конкуренции, за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 37, частями 1-3 статьи 41, части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
РЕШИЛА:
1. Признать Исполнительный комитет муниципального образования г.Набережные Челны нарушившим часть 1 статью 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части нарушения порядка организации осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам города Набережные Челны, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
2. Выдать Исполнительному комитету муниципального образования г.Набережные Челны предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции.
3. Передать материалы должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в Арбитражном суде по статье 198 АПК РФ в течение трех месяцев со дня его принятия.